• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Программа Программа факультативных занятий «Речевой этикет» предназначена для III–IV классов общеобразовательных учреждений

Программа Программа факультативных занятий «Речевой этикет» предназначена для III–IV классов общеобразовательных учреждений

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

*Пояснительная записка


Программа факультативных занятий «Речевой этикет» предназначена для III-IV классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 70 часов. Актуальность данного курса обусловлена необходимостью воспитания у учащихся младшего школьного возраста культуры речевого поведения. Целью факультативных занятий является овладение учащимися основами культуры речевого общения на русском языке, что предполагает усвоение школьниками норм и правил речевого этикета в различных ситуациях общения. Основные задачи:

  • познакомить учащихся с правилами речевого этикета;
  • развивать познавательные и творческие способности учащихся;
  • познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  • сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников;
  • развивать устойчивый интерес учащихся к русскому языку.
У учащихся должны быть также сформированы умения: - строить своё речевое поведение с учётом ситуации общения и характеристик собеседника; - использовать формулы речевого этикета в нужной ситуации с учётом адресата общения; - осуществлять учебное сотрудничество с другими учащимися в процессе речевого взаимодействия. Программа факультативных занятий «Речевой этикет» предусматривает также реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей. Достижение образовательных целей должно способствовать обогащению речи учащихся, осознанию особенностей культуры общения, расширению кругозора, развитию самосознания и др. Реализация воспитательных целей предполагает формирование качеств и характеристик, необходимых для успешного межличностного взаимодействия в различных ситуациях общения (вежливость, тактичность и доброжелательность, внимание к окружающим и др.). Достижение развивающих целей программы факультативных занятий должно способствовать развитию памяти, внимания, воображения, культуры мышления, а также эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности. Речевой этикет - это совокупность национально-специфических норм речевого и неречевого поведения, обязательных для стандартных ситуаций общения в стране изучаемого языка. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, необходимо с детства овладеть нормами поведения в обществе, соблюдение которых должно стать привычкой. Учащимся важно понимать, что правила вежливости - не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а наоборот, благодаря им устанавливаются дружественные, добрые отношения между людьми. Незнание норм поведения, отражённых в этикете, вызывает нарушение взаимопонимания между коммуникантами. Обучение речевому этикету в рамках факультативного курса предполагает развитие у детей определённых умений и навыков, к числу наиболее значимых из которых относятся:
  1. умение выбирать нужную речевую формулу для выражения приветствия, благодарности, извинения, сожаления и т.п. с учётом ситуации общения и особенностей собеседника;
  2. умение поддерживать общение, строить диалог с использованием средств речевого этикета;
  3. навыки владения нормами неречевого поведения (адекватное понимание и использование жестов, мимики, телодвижений; правильный выбор дистанции для общения и др.);
  4. обогащение словарного запаса учащихся.
В связи с тем, что культура речевого общения представляет собой многоплановое и многоуровневое явление, в рамках факультативных занятий основное внимание будет уделяться таким значимым её аспектам, как стилистическая правильность (уместность) высказывания и речевой этикет. В первом случае имеется в виду соответствие используемых языковых средств определённым ситуациям общения. Программой по русскому языку для II-IV классов (2009) предусмотрены знакомство с правилами речевого поведения, усвоение основных этических норм общения, формирование представления о речевом этикете и развитие умений правильно обратиться, поприветствовать, попрощаться, сформулировать вопрос, ответ, просьбу, благодарность, пожелание, поздравление, приглашение. Большое внимание уделяется обогащению, уточнению, развитию и активизации словарного запаса учащихся.

Организация образовательного процесса Организация факультативных занятий осуществляется с использованием таких способов и методических приёмов обучения, как драматизация, ролевая игра, моделирование ситуаций, выполнение этюдов, тестов и др. В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Формы работы: ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, беседы. Содержание обучения организуется исходя из сфер общения детей младшего школьного возраста. В содержании программы факультативных занятий представлены типичные ситуации этикетного общения и основные коммуникативные задачи, реализуемые в ходе общения. Для эффективной реализации целей и задач предлагаемых факультативных занятий «Речевой этикет» разработана программа, электронное средство обучения (ЭСО) «Речевой этикет» и методические рекомендации для учителя. Учителю следует использовать различные средства обучения: аудио- и видеозаписи, сюжетные картинки, памятки, рекомендации, а также дидактические раздаточные материалы, включающие опорные карточки, функциональные схемы, ролевые задания и т.п. В целях интенсификации самостоятельной работы учащихся важно также применять обучающие и компьютерные программы, мультимедийные курсы и интернет-ресурсы. Обучение культуре речевого общения, в частности речевому этикету, целесообразно проводить с учётом трёх основных этапов: ознакомление, тренировка и применение. На этапе ознакомления учащимся предъявляются образцы речевого поведения в типичных ситуациях общения в стране изучаемого языка, представленные с помощью анимационных роликов (ЭСО «Речевой этикет»). Дети знакомятся с правилами приемлемого речевого и неречевого поведения на основе мультимедийных презентаций. Учащимся предлагаются тексты, содержащие не только информацию о правилах этикета, но и информацию о нормах и правилах этикета у разных народов. Этап тренировки предусматривает моделирование ситуаций этикетного общения и их проигрывание, драматизацию в условиях, приближенных к реальной коммуникации. На данном этапе целесообразно использовать тесты, направленные на осуществление выбора правильного варианта формулы речевого этикета согласно ситуации общения и адресата направленной речи. В тестах, которые содержатся в ЭСО «Речевой этикет», предусмотрены задания для овладения навыками речевого поведения как на рецептивном, так и на репродуктивном уровне. Этап применения предполагает широкое использование ролевых игр, в которых развивается умение учащихся варьировать формы своих высказываний, выбирать официальный или неофициальный стиль речи, исходя из ситуации речевого общения. Здесь также уместны задания на установление интерактивного взаимодействия (умения начать разговор, привлечь к себе внимание собеседника, поддерживать разговор, в случае необходимости менять тему, проявлять внимание и взаимопонимание, задавать вопросы, отвечать, высказывать пожелание, завершать разговор). На этом этапе также могут использоваться тесты, но уже контролирующего характера. Организация системы контроля над процессом и результатом формирования навыков правильного речевого поведения изложены в разделе «Методы оценки учебной работы». Основными средствами развития диалогической речи являются общение со взрослыми и сверстниками, а также организованные игры и занятия. Занятия желательно строить в жанре сценариев активизирующего общения, где взрослый выступает как старший, но равноправный партнёр по общению, который стремится к установлению личностных, доверительных взаимоотношений (допускающих шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье). Учитель уважает право ученика на инициативу, его желание говорить на интересующие и значимые для него темы. Участие в занятии учащихся строится на добровольной основе.

ІІІ класс (35 ч)


Речевой этикет (2 ч) Этикет - правила поведения и речи. Речевой этикет как система устойчивых выражений, соответствующих различным ситуациям общения. Этикетная формула: слово (спасибо), сочетание слов (большое спасибо), предложение (Мы были рады видеть вас в своём доме). Речевая ситуация. Общение с людьми различных возрастов и профессий: продавцом, билетёром, экскурсоводом в музее, посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, детской библиотеке, парикмахерской, школе, раздевалке, на перемене, уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать дисциплину; неуместные капризы.

Знакомство (3 ч)

Правила речевого этикета во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Национальные традиции и этикет.

Речевое поведение взрослых и детей. Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.


Приветствие (4 ч) Утреннее приветствие как знак внимания и тёплого отношения к близким людям. Приветствие в адрес взрослых людей: соседей, воспитателей, учителей. Обмен приветствиями с ровесниками. Сопутствующие этикетные формулы: обращение к знакомым и незнакомым людям. Мимика и жесты. Приветливость как норма поведения. Рукопожатие, его уместность.


Прощание (3 ч) Правила поведения при прощании. Этикетные формулы прощания, выражение благодарности, одобрения, обмена любезностями, приглашение в гости, пожелания. Рукопожатие, поклон, приветливая улыбка, доброжелательный тон. Ситуация расставания: обещания звонить, писать, договор о следующей встрече. Сопутствующие жесты и обычаи (например, посидеть перед дорогой).


Благодарность (3 ч) Уместность в выражении благодарности. Необходимость выражения благодарности в конкретных ситуациях общения. Этикетные формулы благодарности в зависимости от адресата и конкретной ситуации. Благодарность как выражение своей признательности в словах, поступках. Благодарность за помощь, поддержку. Происхождение слов «благодарность», «спасибо». Интонация, жесты.

Извинение (3 ч)

Извинение за небольшой проступок (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперёд) без объяснения самой вины. Формулы извинения, обращённые к ровесникам, к старшим по возрасту. Формулы, позволяющие загладить свою неловкость. Формулы извинения при обращении к незнакомым людям. Выбор формулы благодарности в конкретной речевой ситуации. Использование формул извинения для привлечения внимания.
Просьба (3 ч)

Формы выражения просьбы. Мимика и жесты, усиливающие просьбу. Вежливая просьба в различных ситуациях. Просьба, обращённая к ровесникам, к старшим. Обращение к незнакомым людям, умение сформулировать просьбу. Выражение вежливой просьбы в различных ситуациях (в школе, дома, на улице, в транспорте). Формулы привлечения внимания, вежливая просьба в соединении с обращением к незнакомым людям. Интонация вежливой просьбы. Формулы разрешения и благодарности.


Похвала, одобрение (4 ч) Обычай говорить человеку слова одобрения, комплименты. Роль формул похвалы, одобрения во взаимоотношениях людей. Слова одобрения, похвалы, комплимента. Понимание ситуации, в которой необходимо выразить одобрение, похвалу. Использование слов одобрения, похвалы в адрес хозяев дома при визите в гости. Комплименты по поводу внешнего вида, одежды, их уместность и соответствие речевой ситуации. Добрые слова по поводу удачно выполненной работы, победы в спортивных соревнованиях, конкурсах. Чувство меры и такта при выражении похвалы, одобрения.
Сочувствие, утешение (2 ч)

Слова поддержки, одобрения. Речевые формулы, выражающие сочувствие, сопереживание, сострадание, ситуации их употребления. Слова поддержки, одобрения. Утешение, адресованное младшим по возрасту, ровесникам, старшим людям. Шутка как средство утешения.

Сочувствие, подбадривание как свидетельство понимания, сопереживания. Интонации сочувствия, добрые и ласковые жесты. Пословицы, передающие утешение, сочувствие.

Чувство меры и такта при выражении похвалы, одобрения.


Приглашение (3 ч) Приглашение в гости, этикетные формы приглашения. Приглашение ровесников, старших по возрасту людей. Приглашение на школьные мероприятия родителей, друзей. Приглашение на день рождения. Устное и письменное приглашение. Ответ на приглашение благодарностью, согласием или отказом. Формы вежливого извинения в случае отказа в сочетании с благодарностью за приглашение.
Поздравление, пожелание (3 ч) Поздравление с праздником, с успехом, с удачным завершением (а иногда и удачным началом) какого-либо дела. Поздравление с днём рождения. Различные формулы поздравлений в зависимости от адресата. Индивидуальные и коллективные поздравления. Выбор и вручение подарков. Изготовление подарков, составление текста поздравления. Вкус и чувство меры, уместность поздравлений и пожеланий. Пожелания в связи с днём рождения и праздником. Ответ на поздравления и пожелания. Культура поведения: умение поддержать праздничное настроение, искренность, непосредственность, творческий подход.
Обобщающее занятие (2 ч) Подведение итогов занятий, определение уровня усвоения учащимися этических норм и применение их в разных ситуациях (возможно в форме соревнований между командами, отдельных конкурсов, викторин).

IV класс (35 ч)


Речевой этикет. Актуализация изученного (1 ч) Общение, его роль в жизни людей. Правила речевого этикета. Национальные особенности норм и правил этикета. Влияние речи на поступки людей. Уместность использования этикетных формул извинения, благодарности, просьбы, приглашения, приветствия, поздравления, пожелания. Культура диалога. Вежливый тон речи.
Культура разговора. Вопрос - ответ (3 ч) Общение с ровесниками, младшими и старшими по возрасту людьми. Разговор с людьми различных профессий: учителем, врачом, продавцом. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, детской библиотеке, парикмахерской, школе, раздевалке, на перемене, уроке, в школьной столовой. Умение соблюдать дисциплину; неуместные капризы. Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых.


Культура спора (3 ч) Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов в споре. Уступчивость как признак собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера. Форма тактичного возражения несогласия, возражения ровесникам и взрослым. Убеждение, подбор доказательств своей правоты. Правила речевого поведения в разговоре, ровный приветливый тон, уравновешенность, спокойный взгляд, нерезкие жесты.


Несогласие, отказ (2 ч) Разговор с незнакомым человеком на улице. Формы обращения, привлечения внимания. Извинение как форма обращения к незнакомому человеку. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»


Ты и вы (4 ч) Разговор со знакомым и незнакомым взрослым. Обращение по имени и отчеству. Общение с ровесниками. Возможный выбор обращения. Выбор темы для беседы. Контекстные этикетные формулы: благожелательность, благодарность, просьба, разрешение. Уважительный тон, умение не вмешиваться в разговор взрослых, внимательно слушать. Приветливость, сдержанность. Недопустимость о присутствующих говорить, употребляя местоимения 3-го лица.


Мимика и жесты (3 ч) Манера поведения в разговоре со старшими, ровесниками. Лицо как источник информации. Значение мимики и жестов. Национальная специфика этикета: значение жестов у разных народов. Уместность жестов. Недопустимость излишней жестикуляции. Тактичность в разговоре.


«Вредные» слова (3 ч) Чистота речи. Слова-паразиты - слова, лишённые смысла, но ставшие привычкой для некоторых людей. «Вредные» слова как преграда для взаимопонимания. Необходимость исключения из речи слов-паразитов. Привычка произносить слова-паразиты как удел людей с небольшим словарным запасом. Темп и тон речи. Обогащение словарного запаса как необходимое условие развития речи.
В транспорте (3 ч) Правила поведения в любом виде транспорта. Внимательность и предупредительность по отношению к другим пассажирам. Правила общения с незнакомыми людьми в транспорте. Этикетные формулы «будьте добры», «благодарю», «извините», «пожалуйста». Особые формулы вежливости. Умение создать у окружающих мнение о себе как человеке воспитанном и доброжелательном. Сопутствующие сигналы: негромкий тон разговора, предупредительность, умение не причинять неудобство другим пассажирам, не проявлять агрессивность, враждебность.

В магазине (3 ч) Правила поведения в общественных местах. Обращение к продавцу, кассиру. Вежливая просьба, общение с продавцом, кассиром. Сопутствующие формулы: приветствие, просьба, согласие, отказ, благодарность. Вежливая интонация. Параметры поведения: сдержанность, умение негромко говорить, не проявлять резкость, темп и тон речи.

Общение по телефону (4 ч) Вежливая беседа по телефону. Начало разговора. Выбор формул приветствия и прощания в зависимости от собеседника. Заключительные формулы. Освоение типичных ситуаций: звонок на работу родителям, разговор с другом или подругой, разговор с родителями друзей, разговор с незнакомым взрослым. Степень официальности разговора. Извинение, приглашение, просьба, информация о чём-либо. Умение кратко излагать свои мысли. Сопутствующие сигналы: вежливый доброжелательный тон, умение найти необходимую громкость и темп речи. Мобильный телефон, его назначение, культура пользования. Продолжительность разговора.


Письмо (4 ч) История письма. Письмо и технические средства связи. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Формулы приветствия и прощания в зависимости от адресата. Вежливые вопросы в письме. Уместность этикетных форм обращения, приветствия, прощания. Письма - поздравления, приглашения. Ответ на письмо, своевременность ответа. Чужое письмо. Обобщающее занятие (2 ч) Подведение итогов занятий, определение уровня усвоения учащимися этических норм и применение их в разных ситуациях (возможно в форме соревнований между командами, отдельных конкурсов, викторин).

Ожидаемые результаты:

  • качественное повышение уровня речевой культуры учащихся;
  • наличие в активном словаре учащихся достаточного количества этикетных стереотипов;
  • умение выбирать необходимую этикетную формулу с учётом ситуации общения;
  • соблюдение этических норм в ситуациях учебного и бытового речевого общения;
  • владение навыками речевого самоконтроля;
  • соблюдение правил культурного поведения.


Рекомендуемая литература

  1. Антипова, М. Б. Русский язык : учебник для ІІ класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения / М. Б. Антипова, А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова. - Минск, 2006.
  2. Верниковская, А. В. Русский язык : учебник для ІІІ класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / А. В. Верниковская, Е. С. Грабчикова, Н. П. Дёмина. - Минск, 2007.
  3. Грабчикова, Е. С. Русский язык : учебник для IV класса общеобразовательных школ с русским языком обучения / Е. С. Грабчикова, Н. Н. Максимук. - Минск, 2008.
  4. Акишина, А. А. Речевой этикет русского телефонного разговора / А. А. Акишина. - М. , 2005.
  5. Акишина, А. А. Русский речевой этикет / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. - М., 1983.
  6. Арова, Э. В. Будьте добры / Э. В. Арова. - М., 1998.

  7. Балакай, А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета / А. Г. Балакай. - М., 2004.
  8. Богуславская, Н. Е. Весёлый этикет / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. - Екатеринбург, 2002.
  9. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская. - М., 2002.
  10. Гольдин, В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. - М., 1983.

  11. Гольдин, В. Е. Речевая культура / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина // Русский язык. Энциклопедия. - М. , 1998.
  12. Даль, В. И. Пословицы русского народа : в 2 т. / В. И. Даль. - М., 1984.
  13. Лихачёв, Д. С. О речевой культуре // Слово лектора / Д. С. Лихачёв. - 1989. - № 4.
  14. Львов, М. Р. Словарик синонимов и антонимов / М. Р. Львов. - М. : 1995.
  15. Львова, С. И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет / С. И. Львова. - М., 2005.
  16. Матвеев, В. В мире вежливости / В. Матвеев, А. Панов. - М., 1976.
  17. Насонкина, С. А. Уроки этикета / С. А. Насонкина. - СПб., 2003.

  18. Усачёв, А. Азбука хорошего поведения в стихах / А. Усачёв. - М., 2008.
  19. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте» / Н. И. Формановская. - М., 1982.
  20. Шалаева, Г. Большая книга правил поведения для воспитанных детей / Г. Шалаева. - М., 2005.
  21. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - М., 1994.
  22. Шанский, Н. М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний / Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. - М., 1997.
  23. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / под ред. О. Н. Трубачёва. - М., 1986-1987.
  24. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет / Н. И. Формановская. - М., 2005.
  25. Шорыгина, Т. А. Вежливые сказки: Этикет для малышей / Т. А. Шорыгина. - М., 2004.


© 2010-2022