- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Среда обитания растений (3класс)
Конспект урока Среда обитания растений (3класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жакупова Г.Б. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Познание мира
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «__»
(2 четверть)
Урок 3
Тема урока: Что такое горные породы
Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.
Задачи урока:
1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.
2. Объяснить и определить значение горных пород. Ознакомить с видами горных пород. Научить определять виды горных пород, объяснить их назначение.
3. Воспитывать любовь к знаниям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО:
Этапы и структура урока.
Базовые знания: Горные породы. Гранит, песчаник - это твердые виды пород. Горные породы заполняют земную кору. Особенности плотных горных пород.
Опорные знания: Ежедневные наблюдения учеников из жизни.
1.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2. Сообщение темы и целей урока.
3.
Проверка домашнего задания.
В начале урока можно провести краткий фронтальный опрос по вопросам
Расскажите о значении воды для людей.
-
Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях ?
-
Чем опасно загрязнение воды ?
-
Чем опасно загрязнение воздуха ?
-
Как люди охраняют воду от загрязнения ?
-
Как каждый человек должен беречь воду ?
-
Какая работа по охране воды проводится в вашем городе (селе) ? Проводится выставка плакатов «Береги воду!»
Трое учеников получают индивидуальные задания:
Задание 1
- Почему морская вода имеет вкус ? Почему вода в океанах, морях не пригодна для питья ? Ответ напишите.
(Ответ: В морской воде растворена соль, т.к. вода - растворитель. Вода в океанах и морях соленая, а для питья необходима пресная вода.)
Задание 2
- В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы ее очистили? Как называется этот способ очистки? Ответ
напишите.
(Ответ: Загрязненную воду можно очистить с помощью бумажного или тканевого фильтра. Такой способ очистки называется фильтрованием.)
Задание 3
- Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна ? Имеет ли это значение для растении, животных, зимующих в этих водоемах? Ответ напишите.
4.
Знакомство с новой темой.
Урок начинается с интриги: на столе учителя - «волшебная шкатулка» (вариация «черного ящика»). Учитель предлагает отгадать три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.
- Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел.)
- Черен, как ворон, а греет, как Солнце. (Уголь.)
- Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль.)
Попросите ребят обобщить эти объекты. В ответ вы наверняка услышите три предложения: минералы, горные породы, полезные ископаемые. Отсюда совершенно логично вытекает цель урока - разобраться с этими понятиями, а также познавательный мотив: выяснить, какой из предложенных вариантов обобщения является самым точным.
Материал учебника (с. 50) дает необходимую информацию для конструирования определений понятий. После чтения текста, выделения ключевых слов и признаков данных понятий у нас получатся следующие определения.
- Горные породы - это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.
- Минералы - составные части горных пород.
- Полезные ископаемые - это минералы и горные породы, которые использует человек.
На этом примере можно очень хорошо показать взаимосвязь понятий. После обсуждения у нас получится следующая схема:
Записи в тетрадях учащихся можно оформить следующим образом
:
Вместо пропусков учащиеся самостоятельно вставят нужные слова, приведут примеры минералов и горных пород. После этого можно вернуться к поиску наиболее точного обобщающего слова для мела, поваренной соли и каменного угля.
Закрепление знаний учащихся по данной теме происходит в процессе выполнения практической работы «Распознавание минералов и горных пород», для которой можно предложить следующую инструктивную карту.
Инструктивная карта
1. Внимательно ознакомьтесь с описанием минералов и горных пород. Сравните имеющиеся у вас образцы с описанием и определите названия каждого из образцов.
2. Заполните в тетради таблицу.
Таблица
Номера образцов
Название
Минерал или горная порода
По каким признакам определили
3. Ответьте на вопрос: почему человек по-разному использует разные полезные ископаемые?
Описания минералов и горных пород
-
Гранит - прочная, тяжелая порода серого или темно-красного цвета с черными и прозрачными зернами, используется в строительстве.
-
Торф - рыхлая горная порода бурого или коричневого цвета, без блеска, содержит остатки отмерших растений. Торф легкий, хорошо впитывает влагу, применяется в качестве удобрения или топлива.
-
Нефть - маслянистая горючая жидкость темного цвета с резким запахом, из нее получают бензин, керосин и другое топливо.
-
Мел - рыхлая, рассыпчатая горная порода белого цвета, пачкает руки, одна из разновидностей известняка. Мел широко используется в строительстве.
-
Графит - черный или темно-серый блестящий минерал, состоит из тонких чешуек, поэтому пачкает руки. Используется для изготовления карандашей и в качестве смазочного материала.
-
Слюда - входит в состав гранита, имеет вид тонких, блестящих, прозрачных пластинок, которые легко делятся на слои.
-
Кварц - является одной из составных частей гранита, прозрачно-белый, блестящий, с ровными краями. Используется в производстве стекла, фарфора и фаянса.
-
Работа с учебником.
Учитель рассказывает о том, какое применение находят горные породы в народном хозяйстве.
Ответить на вопросы и выполнить задания, приведенные в конце текста.
5. Итог урока.
Домашнее задание.
Описать в тетради породы, относящиеся к плотным. Ученики выясняют, какие из них встречаются в их в местности.
4