Конспект урока Среда обитания растений (3класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание мира

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «__»

(2 четверть)

Урок 3

Тема урока: Что такое горные породы

Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.

Задачи урока:

1. Дать учащимся не только теоретические знания о человеке, обществе и природе, но и развивать их творческое мышление, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.

2. Объяснить и определить значение горных пород. Озна­комить с видами горных пород. Научить определять виды горных пород, объяснить их назначение.

3. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО:


Этапы и структура урока.

Базовые знания: Горные породы. Гранит, песчаник - это твердые виды пород. Горные породы заполняют земную кору. Особен­ности плотных горных пород.

Опорные знания: Ежедневные наблюдения учеников из жизни.


1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Сообщение темы и целей урока.

3.

Проверка домашнего задания.

В начале урока можно провести краткий фронтальный опрос по вопросам

Расскажите о значении воды для людей.

  • Отчего загрязняется вода в реках, океанах, морях ?

  • Чем опасно загрязнение воды ?

  • Чем опасно загрязнение воздуха ?

  • Как люди охраняют воду от загрязнения ?

  • Как каждый человек должен беречь воду ?

  • Какая работа по охране воды проводится в вашем городе (селе) ? Проводится выставка плакатов «Береги воду!»

Трое учеников получают индивидуальные задания:

Задание 1

- Почему морская вода имеет вкус ? Почему вода в океанах, мо­рях не пригодна для питья ? Ответ напишите.

(Ответ: В морской воде растворена соль, т.к. вода - раствори­тель. Вода в океанах и морях соленая, а для питья необходима пре­сная вода.)

Задание 2

- В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы ее очистили? Как называется этот способ очистки? Ответ
напишите.

(Ответ: Загрязненную воду можно очистить с помощью бумаж­ного или тканевого фильтра. Такой способ очистки называется фильтрованием.)

Задание 3

- Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна ? Имеет ли это значение для растении, животных, зимующих в этих водоемах? Ответ напишите.

4.

Знакомство с новой темой.

Урок начинается с интриги: на столе учителя - «волшебная шкатулка» (вариация «черного ящика»). Учитель предлагает отгадать три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.

- Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел.)
- Черен, как ворон, а греет, как Солнце. (Уголь.)
- Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль.)

Попросите ребят обобщить эти объекты. В ответ вы наверняка услышите три предложения: минералы, горные породы, полезные ископаемые. Отсюда совершенно логично вытекает цель урока - разобраться с этими понятиями, а также познавательный мотив: выяснить, какой из предложенных вариантов обобщения является самым точным.

Материал учебника (с. 50) дает необходимую информацию для конструирования определений понятий. После чтения текста, выделения ключевых слов и признаков данных понятий у нас получатся следующие определения.

- Горные породы - это плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору.
- Минералы - составные части горных пород.
- Полезные ископаемые - это минералы и горные породы, которые использует человек.

На этом примере можно очень хорошо показать взаимосвязь понятий. После обсуждения у нас получится следующая схема:

Конспект урока Среда обитания растений (3класс)

Записи в тетрадях учащихся можно оформить следующим образом

:Конспект урока Среда обитания растений (3класс)

Вместо пропусков учащиеся самостоятельно вставят нужные слова, приведут примеры минералов и горных пород. После этого можно вернуться к поиску наиболее точного обобщающего слова для мела, поваренной соли и каменного угля.

Закрепление знаний учащихся по данной теме происходит в процессе выполнения практической работы «Распознавание минералов и горных пород», для которой можно предложить следующую инструктивную карту.

Инструктивная карта

1. Внимательно ознакомьтесь с описанием минералов и горных пород. Сравните имеющиеся у вас образцы с описанием и определите названия каждого из образцов.

2. Заполните в тетради таблицу.

Таблица

Номера образцов

Название

Минерал или горная порода

По каким признакам определили

3. Ответьте на вопрос: почему человек по-разному использует разные полезные ископаемые?

Описания минералов и горных пород

  • Гранит - прочная, тяжелая порода серого или темно-красного цвета с черными и прозрачными зернами, используется в строительстве.

  • Торф - рыхлая горная порода бурого или коричневого цвета, без блеска, содержит остатки отмерших растений. Торф легкий, хорошо впитывает влагу, применяется в качестве удобрения или топлива.

  • Нефть - маслянистая горючая жидкость темного цвета с резким запахом, из нее получают бензин, керосин и другое топливо.

  • Мел - рыхлая, рассыпчатая горная порода белого цвета, пачкает руки, одна из разновидностей известняка. Мел широко используется в строительстве.

  • Графит - черный или темно-серый блестящий минерал, состоит из тонких чешуек, поэтому пачкает руки. Используется для изготовления карандашей и в качестве смазочного материала.

  • Слюда - входит в состав гранита, имеет вид тонких, блестящих, прозрачных пластинок, которые легко делятся на слои.

  • Кварц - является одной из составных частей гранита, прозрачно-белый, блестящий, с ровными краями. Используется в производстве стекла, фарфора и фаянса.


  1. Работа с учебником.

Учитель рассказывает о том, какое применение находят горные породы в народном хозяйстве.

Ответить на вопросы и выполнить задания, приве­денные в конце текста.

5. Итог урока.

Домашнее задание.

Описать в тетради породы, относящиеся к плотным. Ученики выясняют, какие из них встречаются в их в местности.

4

© 2010-2022