- Преподавателю
- Начальные классы
- «Дидактическая игра как средство развития речи»
«Дидактическая игра как средство развития речи»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савина С.А. |
Дата | 06.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
"Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализации нереализуемого."
А.С. Спиваковская
Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игра дошкольников:
побуждает детей к общению друг с другом;
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
способствует совершенствованию разговорной речи;
способствует обогащению словаря;
оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
В своей работе использовала следующие игры:
Игры - путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. ( на занятиях)
Игры - поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.( «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)
Игры - предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.( по картотеке)
Игры - загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры - беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
В течение года реализованы проекты: «Разноцветные рыбки», «Колобок- колючий бок».
Изготовлены дидактические игры: «Ежиная семейка», «Накорми ёжика», «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики».
Составлена картотека речевых игр.
Консультации для родителей:
«Речевая азбука для родителей и дошкольников»
«Играйте вместе с детьми»
«Дидактическая игра как средство развития речи»
«Мамы тоже ошибаются»
« Пальчиковые игры»
«Давайте поиграем»
Использовала литературу:
«Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет» под ред. Венгера.
«Поиграй со мною мама!» игры , развлечения, забавы для самых маленьких. И. А. Ермакова. 2006 г.
«Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» Шипицына Л. В., Защинская О. В.
«Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий» под ред. Ушаковой. М: Т. Ц. Сфера, 2000 г.
Результат работы :
В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие
В ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.