Конспект урока по окружающему миру на тему Леса России (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру 4 класс.

Тема урока: « Леса России».

Преподаватель: Мачикина Анна Игоревна

Место работы: МБОУ СОШ №3, г. Назарово

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир.

4 - класс

Тема: «Леса России».

Базовый учебник: УМК «Школа России» ФГОС А. А. Плешаков, Окружающий мир. 4 класс.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи:

Обучающие: ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Развивающие: развивать интерес к предмету окружающий мир, умение объяснять своё отношение к прочитанному, развивать любознательность, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающей нас природе; способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Оборудование:

- атлас - определитель;

- энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные»

- электронное приложение к учебнику;

- гербарий.

Использование технологий: здоровьесберегающие, ИКТ

Ход урока.

1Организационный момент. Приветствие (1 минута)

2.Актуализация опорных знаний .

Тест.

  1. Зона тундры расположена:

а) севернее зоны арктических пустынь

б) южнее зоны арктических пустынь

в) вдоль берегов южных морей.

2. В тундре:

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности

б) длинная суровая зима и жаркое лето

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето

3. Главное занятие коренного населения тундры:

а) рыболовство

б) оленеводство

в) земледелие

4. К тундровым растениям относятся:

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус

б) карликовая ива, мох ягель, черника

в) кедр, осина, пальма

5. В тундре обитают:

а) тюлени, моржи, киты

б) песцы, лемминги, волки

в) верблюды, лошади, коровы

6. Верная схема цепи питания:

а) растения - лемминги - полярные совы

б) комары, мошки - полярные куропатки - песцы

в) растения - кречеты - волки

7. Тундровый заповедник расположен на:

а) полуострове Ямал

б) полуострове Таймыр

в) Кольском полуострове

Графический диктант.

- В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет - «-»

№п/п

Утверждение

Знак «+», «-»

1

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

2

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

3

В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день

4

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

5

Редкими животными тундры считают краснозобую

казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя.

6

Растения тундры высоко тянутся к солнцу

7

Ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

8

Дикие северные олени обычно живут стадами

9

В тундре добывают нефть и природный газ.

10

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

Индивидуальное задание по карточке.

- Запишите две - три цепи питания, сложившиеся в тундре.

- Перечислите экологические проблемы тундры.

- Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.

Сообщения учащихся. (7мин)

- О каком животном или растении тундры вы подготовили сообщение?

- Какое сообщение вам понравилось больше и почему?

3.Самоопределениие к деятельности.

- Послушайте стихотворение.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

- Тема урока: «Леса России». Как вы думаете, что мы будем изучать?

- Почему поэт говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес….? Что значит дремучий?

- Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса тёмные, а другие светлые? Спрогнозируйте, что ещё будет характерно для лесной зоны.

( Записать на доске предположения детей)

- Проверим ваши предположения во время урока.

4. Работа над новым материалом.

А) Работа с картой.

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

( Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно - Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть - тайга, она обозначена тёмно - зелёным цветом, ещё есть смешанные леса - тоже зелёным, но светлее, и ещё одна часть - широколиственные леса - светло - зелёным.)

- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток закрашенный более тёмным цветом. Что это? ( Лесотундра)

- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)

В) Работа в группах.

- На с. 95 - 96 учебника вам на выбор предложены три задания. Познакомьтесь с ними, выберите то задание, которое будите выполнять. 1 ряд - первая группа, 2 ряд - вторая группа, 3 ряд - третья группа.

План работы для первой группы.

1.Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?

План работы для второй группы.

1 Расположение смешанных и широколиственных лесов.

  1. Природные условия в этих лесах.

  2. Что объединяет растения этих лесов?

  3. Какие растения растут в этих лесах?

План работы для третьей группы.

1.Животный мир тайги.

2. Краткие рассказы о животных и птицах.

3.Цепи питания, характерная для тайги.


  1. Первичное закрепление.

Выступления учащихся.

Рассказ первой, второй, третьей группы.


  1. Физкультминутка.


  1. Работа по новой теме.

А) выполнение задания в рабочей тетради.

- Поработаем в парах и выполним задание 1 на с. 46

( Ученики подбирают нужный цвет карандаша и раскрашивают лесные зоны на контурной карте.)

- Выполним задание 2 на с. 47, работая в группах.

- Выполним задание 3 на с. 48.

( Ученики находят и закрашивают контуры животных, составляют список этих животных. Проверка: летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь,

глухарь.)

б) Работа с интерактивной доской.

( просмотр презентации)

  1. Подведение итога урока.

- Какие леса образуют лесную зону? ( Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

- Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.

( Обратить внимание детей на доску.)

- Чьи предположения оказались верными?

9. Рефлексия.

- Дополните предложение: « Теперь я знаю, что……»

- Где могут пригодится новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

10. Домашнее задание.

Прочитать текст с. 95 - 102.


© 2010-2022