Аналитический отчет учителя начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитический отчет

учителя начальных классов МБОУ «Маралихинская СОШ»

Чарышского района Алтайского края

Белоусовой Ольги Михайловны

Введение

Целью аналитического отчета является проведение самоанализа и оценки результатов собственной педагогической деятельности.

Целью моей педагогической деятельности является совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий. В условиях реализации ФГОС НОО остается актуальной тема « Взаимодействие игровой и учебно- познавательной деятельности младших школьников»

Особенности программы"Начальная школа XXI века" под редакцией Н. Ф. Виноградовой.

«Авторский коллектив проекта «Начальная школа XXI века», опираясь на теорию деятельности А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, определил формирование учебно-познавательной деятельности младшего школьника как приоритетную цель и подчинил ее реализации методику и разработанные средства обучения. Исходя из этого, в методике обучения особое внимание уделяется целенаправленному использованию моделирующей деятельности»1.

С точки зрения учителя, работающего с УМК «Начальная школа XXI века» хочу отметить преимущества по сравнению с УМК «Школа России». В содержании учебников предоставлены достаточно разнообразные виды заданий и сведений: научные, исторические сведения (рубрика «Путешествие в прошлое»), задания на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Наглядность средств обучения позволяет использование наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста. Формулировка заданий способствует развитию умения сравнивать; группировать наглядный, знаково-символический, словесный материал. Представленные разноуровневые задания позволяют осуществлять дифференцированный подход- учитывать неравномерности развития психических процессов. «Комплект учебников «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, создающее высокий эрудиционный фон обучения (рубрики учебников «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир» и др.)»1.

В условиях пресыщения информацией, у большинства детей наблюдается рассеянное внимание, преобладание кратковременной памяти над долговременной и ,как следствие, возникают трудности в освоении нового материала. Решить данную проблему возможно многократно повторяя способ действия при решении учебной задачи. Если раньше мне самой приходилось определять частоту повторений, то в данной программе оптимальное чередование и повторение тем определено авторами.
«А в содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.). В связи с этим методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на оценку своего труда, самостоятельный анализ как процесса, так и результатов обучения.»1

Авторы комплекта «Начальная школа XXI века» создали условия для формирования учебно-познавательной мотивации, развития учебной инициативы, самостоятельности, коммуникативных умений младших школьников. Обучающийся осваивает роль активного равноправного участника процесса получения новых знаний, «исследователя» (рубрики «Давай подумаем», «Выскажи предположение»).

1xeniya.ru›Родителям›начальная-школа-XXI-века

Формирование мотивации к обучению

« Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением.(…)
Но следует говорить не об отсутствии или присутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.
В ходе специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием. Будучи сформированной в детстве, она мало подвержена изменениям». adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml

Для формирования правильной иерархии мотивов необходимо наладить взаимоотношение сотрудничества между учителем и учениками и между учащимися класса, взаимоотношения, основанные на приятии, уважении, справедливости и симпатии.

В первую очередь дети любого возраста проверяют границы дозволенного в присутствии взрослого. Значит, в учебной деятельности должна преобладать строгость в сочетании с использованием познавательных и дидактических игр,игровых технологий (можно посмотреть на сайте lischichka.ucoz.ru фотоальбом «Игра как средство обучения»), использованием технических средств, проблемных ситуаций, споров, дискуссий, нестандартными формами проведения уроков (lischichka.ucoz.ru фотоальбом « Урок ОРКСЭ и изобразительного искусства), юмором.
Т.о. формируются мотивы, связанные с самим процессом учениям -увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности.

В этом году я набрала первоклассников. И, для успешной адаптации регулярно придумывала что-нибудь новое в течение первой и второй четверти. Например, играя, обучающиеся учились дифференцировать звуки, делить слова на слоги, осваивали математические закономерности. В день сюрпризов сказочные герои написали письма и указали, где спрятаны подарки- сразу стало понятно, у кого сформировано осознанное чтение. После этого дня улучшилось качество чтения у четырёх детей.( В данном случае преобладает мотив, связанный с косвенным продуктом учения- получением подарка). Активизации познавательной деятельности способствует использование групповых форм организации учебной деятельности. Для формирования мотивов, связанных с содержанием учения необходимо создать условия, чтобы дети приняли учебную задачу, ( а в дальнейшем и сами могли ставить учебные задачи),затем сделали открытие и испытали радость прежде всего от процесса получения новых знаний. Конечно, огромную роль играет выбор средств, адекватных цели, учет возрастных особенностей и вера в возможности ученика.

Многие выдающиеся люди благодарны своим родителям, учителям , наставникам именно за веру в победу и поддержку.

Общественно ценные- мотивы долга, ответственности, чести формирую через рассмотрение конкретных примеров. Ученик из неблагополучной семьи периодически небрежно выполнял работу на уроке, не смотря на высокий потенциал. Тогда я предлагала представить последствия ситуации в случае халатного отношения к своим обязанностям повара, строителя или врача.

Когда этот ученик пришел на первый урок русского языка в пятом классе, учительница так долго говорила , что он не выдержал и дважды за урок посетовал: «А мы работать сегодня будем?». Было и обучение на основе принуждения- оставляла после уроков, если не выполнили домашнее задание. Двойками не злоупотребляла, говорила, что мне нужны ваши знания, а не двойки. Оставляла и для дополнительных заданий тех, кто затруднялся, объясняла, что это не наказание, а помощь. Не стеснялась говорить, что люблю каждого ученика, но могу наказать за проступок. За период работы в данной школе я имею всего пару грамот. Но мои главные достижения- это успехи моих учеников. Оценки по итогам обучения в 4 классе совпадают с оценками по итогам обучения первой четверти в пятом классе. И достойная награда- слышать слова благодарности от коллег за моих детей.

Формирование универсальных учебных действий

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных подразумевает развитие у учащихся способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности.

В первом классе для всех учащихся не составляет особого труда в период обучения грамоте (букварный период) после исследования страницы букваря, прописи, сформулировать тему, цели урока и виды деятельности или последовательность действий. Сложнее обучающимся в первом полугодии давалась ориентировка в учебнике математика и рабочей тетради. Из-за неумения читать, обилия знаков, заданий внимание детей рассеивалось, темп урока был ниже планируемого. Только трое детей могли узнать тему урока из учебника. Продуктивнее с детьми данного класса оказалось создание проблемной ситуации или поиск закономерностей. Например, подвожу к формулированию темы и задач урока через подбор математических выражений для устного счета. Дети сравнивают , находят закономерность или существенные отличия и бывает так, что часть детей тут же формулирует способ действий или математический закон (2+3= и 3+2=; 6+1+1= и 6+2= ; 4+0=; 8+0=;15+0; 2+2= и 20+20= и т.д.). Чтобы ребенок ощутил радость от победы, пусть самой маленькой, необходимо создавать ситуацию успеха на каждом уроке. Учитывая неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, я использую задания разной сложности . В первом классе по теме урока « Увеличиваем, уменьшаем число на 1 (2)» предлагаю для устного счета первой группе учащихся увеличивать числа первого десятка, второй группе- второго десятка, третьей- числа в пределах 100 и более. Осознать уровень знаний и умений помогает самоконтроль и самооценка. Переход на критериальную, содержательную оценку (графики роста, таблицы, шкала для самооценки…), которая продвинутыми педагогами до внедрения ФГОС использовалась только в начальной школе и в основном работающими по системам Д.Б.Эльконина-В.В. Д авыдова, Л.В. Занкова позволяет оценить не только результат деятельности, но и процесс выполнения задания, рост своих достижений, успехов. Положительное оценивание усилий обучающего в освоении новых знаний и умений поддерживает желание двигаться вперед.

Если четко сформулировать критерии оценки,отсутствует негативная составляющая при оценивании конечного результата или действий ребенка. При взаимопроверке и взаимооценке младшие школьники учатся принимать и адекватно реагировать на конструктивную критику.

Организация воспитательной работы

По организации воспитательной работы за прошлый 2013-2014 уч. год наша школа заняла 1 место в районе. Это заслуга всего коллектива, т.к. классные руководители, руководители проектов, объединений организуют , консультируют, направляют детей в подготовке к участию в смотрах, конкурсах, акциях. Т.к. наша школа небольшая, то как правило практически все мероприятия- общешкольные. Совместно с учителя начальных классов проводим мероприятия в форме тематических классных часов, соревнований, концертов, шоу «Минута славы», «Пусть говорят», «Суд идет» и т.д. Регулярно используем видеоролики, красочные и содержательные презентации, которые создаем сами или корректируем готовые из интернет источников (подробную информацию можно получить на сайте МБОУ «Маралихинская СОШ» mar-shc.ucoz.ru/ Мы переезжаем на mar-sch.edu22.info/)

Для реализации возможностей различных видов деятельности ученика: учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д. на базе нашей школы созданы и функционируют кружки: «Мой стиль», «Здоровячок», «Карабас Барабас», «Веселые нотки», «Ритмика и танец», «Я-исследователь», «Человек среди людей», «Хочу все знать», «Занимательная информатика». Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни достигается через проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка. Приведу пример. Когда ко мне на кружок приходят дети первый раз из других классов, то выполнив работу, ждут, какую им поставят отметку. И тогда я спрашиваю: «А для кого или чего вы рисовали? А вам самим нравится ваш рисунок? Что вы хотели сказать своим рисунком?». Уже через пару занятий у обучающихся появляется интерес к процессу создания образа. Они увлеченно экспериментируют с разнообразными средствами и материалом изображения, удивляются нестандартным техникам изображения и достигнутым результатам. Я увлекаю детей творчеством в изобразительной деятельности, потому что увлечена сама. Отсюда и высокий результат. (фотографии дипломов за октябрь-декабрь 2014 года размещены на сайте lischichka.ucoz.ru -фотоальбом «Достижения детей») Понимание обучающимися ценностного аспекта учебного знания и информации считаю важным достижением своей работы.

Как классный руководитель во время урока, внеурочной деятельности, классного часа, на перемене работаю над формированием положительных качеств личности, анализирую реальное состояние дел в классе, поддерживаю в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Большое значение имеет личный пример учителя. Дети копируют модель поведения взрослых и, если ко всем ученикам предъявлять одинаковые требования и не допускать любой дискриминация, то положительный результат не заставит себя ждать.

Моих воспитанников характеризуют как дисциплинированных, обладающих достаточным уровнем работоспособности, самостоятельности, умеющих слушать, отзывчивых. Огромная благодарность родителям за единое понимание в вопросах воспитания ребенка.

Работа с разными категориями детей

В своей педагогической деятельности имею опыт работы с детьми, имеющими диагноз ЗПР и УО. Что же касается организации работы с одаренными детьми, то я изначально всех считаю таковыми и думаю, что моё мнение совпадает с политикой государства в системе образования. Именно реализация ФГОС заставляет учителей активно осваивать и внедрять новые подходы в системе образования, которые как считалось ранее подходили только для одаренных детей.

ФГОС как катализатор массового внедрения развивающего обучения, является и фактором перестройка сознания учителя.

Как подобрать наиболее эффективные способы управления познавательной деятельностью школьников, имеющих разный уровень развития и способностей?

Разработчики программ общего начального образования предусмотрели возможность реализовать разные подходы в образовательном процессе через содержание учебников, что как раз позволяет в едином временном пространстве организовать работу с разными категориями детей. Например, в учебниках представлены задания разной сложности; задания, предполагающие работу в парах и группах.

Проблемное обучение, дифференцированный подход, исследовательская деятельность, разные формы сотрудничества, умение ставить цели и планировать свою деятельность- актуально для развития разных категорий детей. Проектная и исследовательская деятельность, участие в олимпиадах и конкурсах позволяет в полной мере проявить себя одаренным детям. Например, в создании пособия «Весёлые задачи» были задействованы все дети. Сначала был конкурс на самые веселые задачи, затем на самые удачные иллюстрации к задачам (были предложения использовать интернет-ресурсы). После отбора материалов, ребята приступили к созданию презентации данной книги. Из-за отсутствия материальных средств книга была издана в единственном варианте.

При проверке уровня сформированности устного счета: знания таблиц сложения и вычитания, таблицы умножения; знания норм произношения, написания словарных слов, формирую пары по типу сильный и слабый ученик. Далее идет взаимопроверка по таблицам или пособиям, отмечаются пробелы в знаниях. На основе выявленных пробелов организуются дополнительные обучающие игры, занятия, задания и проводятся повторные опросы детей.

ЗПР- это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Первое правило успеха работы- установить эмоциональный контакт, завоевать авторитет, проявлять искренние чувства: радость за малейший успех, поддержку в случае затруднения, неподдельный интерес к личности ребенка, настойчивость.

Как правило, сверстники и ребята из других классов не любят таких детей, обзывают, часто подвергают унижениям (почему-то девочек всегда). Ни о какой положительной динамике не может идти речь, когда ребёнка «травят». Как поступаю я? По-разному: взаимодействую с классными руководителями, организую работу с детьми данной категории по принципу вовлечения их в кружки, поощряю участие в конкурсах самодеятельности и изобразительного искусства, что способствует социализации, повышению статуса среди сверстников, обогащению эмоционального опыта. Регулярно провожу беседы с учащимися своего класса, индивидуальные беседы с конкретным ребенком.

Создав ситуацию принятия и ощущение защищенности, проявляю настойчивость и требовательность в освоении программного минимума. Соблюдение всех правил по проектированию урока (создание эмоционального настроя, смена видов деятельности, самоконтроль после каждого этапа, игровые технологии, физминутки и т.д.) компенсирует ряд характерных особенностей детей с ЗПР: снижение работоспособности, неустойчивое внимание, недостаточность произвольной памяти, низкий навык самоконтроля .

Пример из практики. Несмотря на задействование разных видов памяти: визуальной, ассоциативной, слуховой, речевой при работе над словами с непроверяемыми написаниями из-за недостаточности произвольной памяти - ученица испытывала трудности в запоминании правильного написания некоторых словарных слов. Я попросила её одновременно орфографически проговаривать слово и хлопать в ладоши или приседать, подпрыгивать, т.е. задействовала двигательную память наряду с речевой и слуховой.

Результат (по окончанию 3 класса)- положительная динамика:

повышение процента правильно написанных словарных слов по итогам диагностики; увеличение количества слов, прочитанных за минуту; умение в устной и письменной речи передавать содержание текста; знание таблицы умножения; диплом 1 степени и сертификаты за участие в конкурсах.

Для обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья я использую специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. Совместно педагогом-психологом, завучем разработали индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития.

Я 2 года занимаюсь с обучающейся по специальной коррекционной программе 8 вида. Проводя индивидуальные занятия, я заметила динамику в развитии и поведении (в частности в отношении к учебе). Изначально ученица не проявляла познавательной активности, самостоятельности в любом виде деятельности. Использование красочных презентаций, видеофильмов, обучающих игр, повлияло на отношение к учебной деятельности. Я поощрила её инициативу- девочка последовательно, подробно пересказывала сказки и интересные истории из детских журналов- получала положительные отметки. Стала участницей районных конкурсов «Подарок маме», «Мамин портрет», «Сибириада» и др.. Обучающая не чувствует себя изолированно, т.к. принимает участие в общешкольных мероприятиях.

На второй год обучения появилась положительная динамика: стала проявляться познавательная активность, умение самостоятельно решать ряд учебных задач, увеличился объём выполняемых заданий. Например, обучающаяся сама решила создать книгу удивительных животных, в которой будут рисунки и сведения о животных.

Какие задачи поставлены на перспективу

При реализации образовательных программ планирую использовать дистанционные образовательные технологии. Для этого мне необходимо доработать персональный сайт- создать страницу для обучающихся, где будут представлены лучшие проекты, информация о конкурсах и олимпиадах, творческие задания.

На данный момент осваиваю программу по созданию слайдов для интерактивной доски.


© 2010-2022