Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте

Урок 22.

Тема: Гласный звук [o], буква О. Заглавная и строчная буква О, о

Цели:

- формируем умение выделять звук в слове;

- формируем умение учиться находить слова с заданным звуком;

- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

- закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.

Оборудование: карточки с фрагментами букв.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

- Сегодня я вам расскажу интересную историю. Она произошла в одном маленьком сказочном городе.

Ворвался в город ветер-озорник. На многих вывесках - а мы говорили о них на уроке риторики - испортил буквы. Никто не может их прочитать.

На доске - плакат:

N I ⊥Т N I ⊥ ⎡∩? ⎡∩

- Разве есть такие буквы: N I ⊥ ⎡∩?

- Верните им первоначальный вид. 4

И, Р, Т, Г, П

- Прочитайте буквы.

- Какие звуки они обозначают?

- Напечатайте эти буквы в тетрадях для печатания.

- Добрался ветер и до зоопарка. На клетке висела табличка. Т, Г, Р - вот что от неё осталось. Бедное животное расстроилось. Помогите вернуть букву. Напечатайте это слово в тетради.

- Ветер украл буквы у болезни. Она обрадовалась: теперь никто её не узнает и не будет с ней бороться. Вот уж она заживёт! Ходит «гри» и радуется.

- А вы знаете, что это за болезнь? Напечатайте в тетради слово и запомните, как оно пишется.

- Какие буквы и слова у вас получились? Прочитайте.

Фонетическая разминка. 4

На доске буквы: Р, Т, Г, И, П.

- Назовите все звонкие согласные звуки ([р] [р'] [г] [г']).

- Назовите все мягкие согласные звуки ([р'] [т'] [г'] [п']).

- Назовите глухие согласные звуки ([т] [т'] [п] [п']).

- Назовите только твёрдые согласные ([р] [т] [г] [п]).

- Про какие звуки я не спросила? (Про [и].)

- Что можете рассказать про этот звук?

- Расскажите, что ещё мы делаем на уроках обучения грамоте?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

План (примерный): 3 2

  1. Работа с рисунками

  2. Составление схем слов.

  3. Выделение звуков в слове.

  4. Знакомство с новой буквой.

  5. Чтение слогов

  6. Письмо букв.


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Работа в «Букваре»

- Откройте «Букварь» на с. 36.

- Что вы видите на кубиках? (Ослик, осы, овощи, обувь.)

- Что общего в словах? (Начинаются со звука [о].)

- Какой это звук: гласный или согласный? Почему?

- Найдите на доске букву О, которой обозначается звук [о].

- На что похожа буква? (На круг, колесо, бублик и т.д.)

Работа в прописи 2 3

Буква О всегда стояла

Круглая, нормальная,

Спать легла - бока помяла

И теперь - овальная.

(Г. Ванюхина)

- Что нового мы сейчас узнали? 4

- Как вы думаете, что нам нужно узнать дальше? (Как пишется буква О.) 3

- Откройте свои прописи на с. 5 и скажите: буква О - это кружок или овал? (Печатная буква похожа на кружок, а письменная - на овал.)

- Давайте поучимся писать эту букву. Посмотрите и найдите точку, из которой начнём писать букву.

- В какую сторону поведём овал?

- Посмотрите, у нас две буквы: одна большая, другая маленькая, или строчная, так говорят про письменные буквы.

- Зачем нужна заглавная, большая буква?

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Учитель читает стихотворение Е. Измайлова.

- Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве - большой уважения знак!

- Для каких же слов требуется заглавная буква?

- Попробуем написать эту букву сначала по воздуху.

- Теперь обведите заглавные буквы на табло.

- Назовите слова, которые можно написать с этой буквы.

- Обведём строчную букву О, назовём слова, которые можно написать с маленькой (строчной) буквы.

- Посмотрите на нижнюю часть табло. Чем отличается написание двух строчных букв? (Верхнее и нижнее соединение.)

- Есть верхнее соединение, чтобы соединить букву О вверху со следующей буквой.

Учитель показывает на доске образец большого размера.

- Обведите букву О с верхним соединением.

- Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске.

- Есть соединение нижнее, тогда сама буква будет начинаться снизу.

- Попробуем написать вместе: вы по воздуху, я на доске.

Учитель показывает образец на доске.

- Обведём по контуру. (Ведём из нижней точки против часовой стрелки - слева направо и выводим соединительный элемент.)

Затем дети обводят букву О. Обратите внимание на наклон.

- Чему мы сейчас учились? 4

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в «Букваре» 1

- Кто запомнил, какие предметы нарисованы на кубиках в букваре?

- Проверим. Составим схему каждого слова.

1. Слого-звуковой анализ слов.

- Произнесите слово «ослик» так, чтобы услышать гласные.

- Сколько гласных звуков в слове и какие?

- Отметим их на схеме.

- Значит, сколько слогов в этом слове?

- Покажите на схеме.

- Найдите ударный. Позовите слово.

- Поставьте знак ударения. (О-слик.)

- Назовите первый звук.

- Какой буквой он обозначен?

- Напечатаем её на схеме.

Проводится работа с другими картинками по тому же алгоритму:

а) сколько гласных;

б) сколько слогов;

в) какой слог ударный;

г) назвать первый звук, букву, которой он обозначен;

д) отметить все звуки на схеме.

2. Чтение слогов.

- Мы ознакомились с новой буквой. Чему нам надо научиться дальше? 3 (Читать слоги.)

- Прочитайте 1-й, 2-й и 3-й столбики про себя, сравните их.

- Отметьте цветной точкой первый звук.

- Какого цвета точку поставили?

- В каком столбике два гласных?

- Прочитайте 4-й столбик снизу вверх. 1

- 5-й столбик сверху вниз. 1

- 3-й столбик прочитает 1-й ряд, 2-й столбик - 3-й ряд, 5-й - 2-й ряд. 1

3. - Сейчас один ученик будет читать слог, а другой - добавлять его до целого слова.

Учитель вызывает двух учеников (сидя за партами). Например, Саша читает слог в первом столбике, а Катя договаривает этот слог, чтобы получилось слово.)

- Го-ра. По-ле. То-пор. Ро-са.

4. - Вверху с. 36 вы видите схемы-«человечки».

- Какие буквы они обозначают?

- Почему эти буквы взялись за руки?

- Что у них общего? (Обе буквы обозначают гласные звуки, которые могут быть ударными и безударными, образовывать слоги.)

- Каким цветом их раскрасим?

Дети закрашивают башмачки красным цветом и ставят ударение на одном из башмачков.

5. - Но есть у этих букв одно интересное отличие - догадайтесь, какое. Для этого прочитайте слоги.

На доске: ро, ри, го, ги.

- Что заметили?

Если дети испытывают затруднение:

- Какой согласный звук перед О? (Твёрдый.)

- Какой согласный перед буквой И? (Мягкий.)

- Отметим цветными точками, что заметили.

- Буква О указывает на твёрдость, буква И - на мягкость согласного.

- Что нового мы сейчас для себя открыли? 4

Работа в тетради для печатания, с. 22-23. 4

- Давайте посмотрим на с. 22 тетради для печатания.

- Какие буквы вы там увидели?

- Как вы думаете, какое задание нам предлагают сделать?

- Какие слоги получатся, если букву О поставить на второе место? Напечатайте их.

- Какие слоги получатся, если букву О поставить на первое место? Напечатайте их.

- Поставьте цветные точки под каждой буквой.

Работа в «Букваре» (с. 36). 1

- Чему мы сейчас учились? (Читать слоги с буквой О.)

- Чему теперь сможем научиться? (Читать слова.)

Чтение слов

а) - В словах 1-го столбика отметьте красной точкой гласные звуки. Сколько слогов в словах? Почему?

б) - Сколько согласных звуков в словах 2-го столбика?

- Что можно сказать про согласные? (Они все твёрдые.)

в) - Вот схемы слов.

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

- Найдите и прочитайте эти слова в 3-м и 4-м столбике.

г) - Схему какого слова я нарисовала?

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

д) - Прочитайте слова, которые обозначают «съедобные» предметы.

- Что необходимо дровосеку? Прочитайте это слово.

- Прочитайте последнее слово в 3-м столбике.

- А теперь его прочитайте справа налево. Что получилось?

- Теперь сами найдите похожее слово. (Топот.)

- Какую работу мы сейчас выполняли?

- Кому было легко?

- Кому трудно? Почему?

Физкультминутка

Работа в прописи

- Давайте посмотрим, какие герои ждут нас в прописи.

1. Беседа по рисунку (с. 4). 1 2

- Какое время года на картинке?

- Как догадались?

- Где собрались снеговики?

- Как отнеслись снеговики к лыжной прогулке? (Первый снеговик поднимается на горку с радостью; второй - с нежеланием, а третий что-то задумал.)

- Почему вы так решили?

- Сколько кругов? Подсчитайте.

- Обведите по контуру круги.

Так же проводится работа с другими элементами.

2. Письмо буквы О, о.

- Найдите строчки под табло. Какие буквы написаны?

- Напишем все наклонные линии синим цветом.

- Напишем все буквы о или О, соответствующие словам. Что будет подсказкой при письме букв? (Стрелки на табло.) Олег, осень, Оренбург, окно.

- Сколько заглавных букв обвели? (2.)

- Сколько строчных? (2.)

- Продолжаем: Ольга, Оля, отдых, оттепель, острый.

- Сколько всего заглавных букв получилось? (4.)

- Сколько строчных?

Учитель показывает буквы с ошибками, после этого стирает неверные написания.

- Продолжаем обводить: огненный, Олеся, озеро, Одоевский, олово, Одесса.

- Сколько букв обвели?

Пальчиковая гимнастика

- Послушайте мою сказку. 2

В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - маленький. Руки у них - снежные комки, вместо носа вставлены морковки, глаза - из угольков. У папы-снеговика - ведро-цилиндр, у мамы-снеговика - модная шляпка, а у малыша торчат волосы-сучья. Стоят снеговики и меня дожидаются.

- Подумайте, чем может закончиться сказка. Придумайте заглавие.

Затем дети самостоятельно обводят по контуру.

Работа в «Букваре» 1 7

Работа с текстом. Сказка А. Шибаева «Всегда вместе».

1. Работа с текстом до чтения.

- Посмотрите на с. 37.

- Что видите на иллюстрации? (Цветные буквы с ручками, ножками и текст.)

- Кто нам поможет прочитать имя автора?

- Как назвал своё произведение Александр Шибаев?

- Наш художник уже прочитал текст и нарисовал иллюстрацию. Как вы думаете, о чём прочитал наш художник (мы-то ещё не читали)? (Историю или сказку про буквы.)

- Можно ли назвать текстом то, что прочитал художник? (Можно.)

- Почему? (Есть автор, название, есть абзацы.)

- Подсчитаем, сколько абзацев. (6, 7, 11.)

- Кто же прав? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

- Что нужно для этого сделать? (Прочитать.)

- Посмотрите, наш художник нарисовал буквы, бегущие навстречу друг другу!

- А что было до этого? Догадались? (Жили, наверное, в разных домах или их кто-то разлучил.)

- Какое настроение у букв, как вы думаете? (Вы видите, как художник нарисовал радость, поднятые ладошки, все бегут, а не идут навстречу друг другу.)

- Может быть, об этом произведение нашего автора? Давайте проверим! Будем читать по абзацам.

Читает учитель или подготовленный ученик; дети, не умеющие читать, слушают.

2. Работа с текстом во время чтения. Проводится комментированное чтение.

Однажды не поладили буквы - гласные и согласные - и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - и никак. Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!»

- Что произошло с буквами? (Не поладили.)

- А как вы понимаете - не поладили? (Поссорились.)

- С какими буквами это произошло, какие буквы не поладили? (Гласные и согласные.)

- В какие «разные» стороны разошлись? (В одну - гласные, в другую - согласные.)

- Что же произошло дальше, вы поняли? (Согласные стоят в кучке, хотят поговорить и не могут.)

- А что же они делали? Кто внимательно читал, как об этом пишет автор? (Кашлянули, потом чихнули: «Кх! Пчх!»)

Второй абзац читает другой ученик (дети должны научиться слушать чтение разных одноклассников, то есть воспринимать голоса разных людей.)

- Зачем-то позвали кошку.

Учитель повторяет эту фразу, недоуменно интонируя.

- А кто позвал? Зачем?

Если на вопрос «кто?» дети ответят: «согласные», то на вопрос «зачем?» - свободные высказывания детей.

- Смотрите, даже автор сам не понял! Какое слово нам подсказывает, что автор не понял? (Зачем-то.)

Читаем 3-й абзац.

- И заскучали… Что же происходит дальше? (Стало скучно.)

- Вдруг: «Тсс!»… С каких слов начинается абзац? А как можно прочитать это предложение, используя жесты и голос? (С использованием указательного пальца.) А для чего этот жест существует? (Призывает прислушаться, остановиться, чтобы наступила тишина и были слышны все звуки.)

Учитель комментирует сам, чтобы все дети могли эмоционально «прожить» эту ситуацию.

- Показалось им, что кто-то где-то рыдает. Прислушались... Все это происходило с какими буквами? (С согласными.)

Читаем 4-й абзац.

- А-а-а! О-о-о! - кричали гласные. Они плакали, как маленькие дети, и аукались: «Уа! Уа! Ау! Ау!..»

- Кто же рыдал? (Гласные.) Они просто рыдали? (Кричали, плакали, аукались.) Найдите в тексте подтверждение, что гласные вели себя, как малые дети. (Уа! Уа!) А когда аукаются? (Когда в лесу заблудились.)

- Согласных много, гласных много, друг без друга им плохо, они плачут, аукаются.

- Закройте ладошкой следующую часть текста. А что могло быть дальше?

Первыми ответят те дети, которые слушают. Это необходимо для их мотивации, поддержки внимания при слушании и чтении текста.

- Проверим, читаем дальше.

Читаем 5-й абзац.

- И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание): «БДМ ВСГД ВМСТ!»

- Почему получилось невнятное бормотание? (Согласные бывают звонкими, глухими.) Почему же согласные решили им крикнуть? (Они хотели помириться, обрадовались, что увидели гласные.)

Читаем 6-й абзац.

- И услышали радостное, но тоже непонятное: «УЕ ЕА ЕЕ!»… Как отнеслись к непонятному бормотанию согласных гласные? (Они радостно закричали что-то тоже непонятное.)

- Закройте ладошкой следующую часть текста. А как вы думаете,

они захотели помириться?

Первыми отвечают те, кто слушает. Другой вариант:

- О чём бы вы написали дальше, если были бы на месте Александра Шибаева? (Свободные высказывания: тут буквы обнялись и помирились.)

Читаем 7-й абзац.

- Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали: «БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!»

- Видите, ребята, сколько трудностей испытали буквы, чтобы прийти к этому решению!

- Какими словами закончит Александр Шибаев свою историю? Догадались? (Больше буквы никогда не ссорились.)

Читаем 8-й абзац.

- И с тех пор никогда больше не разлучались.

3. Работа с текстом после чтения.

- Александр Шибаев не просто автор, писатель; он учитель, поэтому он и закончил свою историю такими словами: «И с тех пор никогда больше не разлучались».

- Вспомните ваши предположения, о чём будет текст. (Буквы больше не ссорились.)

- Но главное в истории с буквами автор видит вот в чём: им никогда нельзя разлучаться. Если буквы и их звуки будут жить порознь, то исчезнут слоги, нельзя будет составить слова и предложения, написать рассказ. Буквы и их звуки должны жить вместе в алфавите!

- А скажите, это могло случиться на самом деле?

- Что напоминает эта история? (Сказку.)

- Почему? (Потому что буквы плакали, смеялись, скучали - автор представлял их людьми, дал характер.)

- Внимателен ли был наш художник, читая сказочную историю? (Да, художник был внимателен к тексту, но не совсем: буква Э - в группе с буквами согласных.)

- Вспомните фрагмент (эпизод) текста, к которому относится эта иллюстрация. Найдите эти слова. (Очень трудно, мы можем только предположить, где это произошло, примерно между 5-м и 6-м абзацами. Это место сам автор не описал, он схитрил, дал нам с вами возможность самим догадаться, где это могло произойти. Мог написать так: «И буквы, счастливые и радостные, бросились навстречу друг другу».)













ТООУ

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

Ребята, которые умеют читать, подготовят выразительное чтение (по желанию).

1. Задание для нечитающих: найти в тексте слова, которые они могут прочитать, подчеркнуть буквы О, И (по желанию).

2. Сочинить начало этой сказки.


V. Итог

- Посмотрите на схемы-«человечки» внизу с. 36. Чего у них не хватает? Дорисуйте.

- Объясните, почему вы дорисовали этот предмет?

- Что нового было сегодня на уроке? (Новая буква, работа с текстом.)

- Какую работу мы выполняли? (Дети вспоминают различные этапы урока.)

- Кто с ней справлялся легко?

- Кому ПОКА было трудновато?

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким словом вы ОЦЕНИЛИ бы свою работу? Почему?

- Откройте дневник и отметьте своё настроение после урока обучения грамоте.

- А я хочу добавить, что сегодня мы ещё учились понимать, что и зачем делаем на уроке, и рассказывать, что нового узнали. Это тоже очень важно уметь делать. И не только на уроке обучения грамоте. Откройте дневник на с. 118.

- Кто может прочитать, что написано в самом верху страницы? Прочитайте всем ребятам.

- Рассмотрите самую верхнюю картинку. Прочитайте предложение под цифрами 1 и 2.

- Вот видите, какую важную работу мы ещё с вами сегодня сделали. Молодцы!

ТООУ


Работа с Личным еженедельником на с. 118

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые угадали буквы на табло.

Фонетическая разминка

* Отметить учеников, которые правильно определили звук.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и составляли схемы слов.

ΙII. Применение нового знания

Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво выполнили задания в прописи.

Урок 23.

Тема: Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами. Соединение изученных букв в слоги и слова

Цель:

- научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;

- формируем умение находить слова с заданным звуком;

- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

- формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

- закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв.

Оборудование: карточки со схемами слов, красные кружочки, обозначающие гласные звуки, синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки, схемы-«человечки».


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.

Повторение пройденного

1. - С какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?

- Какой звук она обозначает?

- Дайте ему характеристику.

- Давайте откроем «Букварь» на с.38-39 и посмотрим, чем мы будем заниматься сегодня. Рассмотрите страницы. Что вы видите? (Схемы-«человечки», схемы слов, предложений, текст.)

- Будет ли у нас новая буква?

- Как вы думаете, почему?

- Давайте запланируем, что же мы будем делать сегодня на уроке.

План (примерный) 3 2

  1. Работа с рисунками.

  2. Составление схем слов.

  3. Составление предложения по схеме.

  4. Чтение слогов.

  5. Чтение слов.

  6. Письмо букв и слогов.

  7. Чтение текста.

Работа в «Букваре» 4 1

2. - Посмотрите на звуковых «человечков», которые нарисованы на с. 38. Давайте завершим схемы, т.е. обуем и оденем «человечков», отгадывая загадки.

- Послушайте загадку и договорите слово.

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я... (гантели) [г].

- Произнесите слово, повторив несколько раз первый звук. Назовите первый звук в слове ([г]).

- Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, твёрдый, звонкий.)

- Какую шапочку оденем «человечку»? Почему?

- Какие башмачки? Почему?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

- Ночи с нами у костра коротала

Моя шестиструнная... (гитара) [г'].

Это маленькие кони,

А зовут их просто... (пони) [п].

Портфель у меня не велик и не мал:

Лежит в нём задачник,

Букварь и... (пенал) [п'].

Поэт закончил строчку,

В конце поставил... (точку) [т].

Она убегает от солнца весь день.

И солнце не знает, что есть у вас... (тень) [т'].

В реке большая драка:

Поссорились два... (рака) [p].

Между гор издалека

Течёт бурная... (река) [p'].

3. - Что нарисовано ниже схем-«человечков»? (Схемы слов.)

- О чём может рассказать первая схема? (Схема слова, в котором два слога, первый слог го-.)

- Какие слова можно подобрать к этой схеме? (Гора, гори, голы.)

Аналогично работаем с другими схемами.

4. Фонетическое упражнение. 2

- Посмотрите на кубики, кто на них нарисован?

- Как можно назвать их одним словом? 5

- Назовите слово, заполните схему этого слова.

Схема заполняется по алгоритму:

1) сколько гласных;

2) сколько слогов;

3) какой слог ударный;

4) назвать первый звук, букву, которой он обозначен;

5) назвать второй звук и т.д.

6) отметить все звуки на схеме.

Можно поработать в парах - каждой паре раздать одну картинку или после выполнения двух-трёх схем коллективно предложить сделать ещё две-три схемы на выбор. 4


Вопросы к «сильному» ученику, озвучившему схему (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе составить схему?

- Ты составил её правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с помощью товарища?

- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Молодец! Ты не только правильно составил схему, но и объективно оценил свою работу.

5. - Что мы должны сделать в последнем задании на с. 38? (Составить предложение.)

- Сколько слов в этом предложении?

- Какое первое, третье? Догадались, какое второе слово?

Старуха испекла колобок.

- Из какой сказки это предложение?

- Расскажите её. А те, кто слушает, пусть попробует подсчитать, сколько предложений получится в нашей сказке.

- Какие задания мы сейчас выполняли? (Мы работали со звуками и буквами, слогами, словами, предложением.)

- Как вы думаете, какую теперь работу пора выполнить? (Поработать в прописи.) 3

Работа в прописи 1 2 4

1. - А теперь давайте откроем прописи на с. 6 и посмотрим, кто пришёл к нам в гости. (Медведь.)

- Назовите сказки, в которых он главный герой.

- Каким мы видим медведя в сказках?

- Как его называют?

- Обведите по контуру голову медведя. Какой она формы? (Дети об­водят на пяти картинках.)

- На какую букву похоже? (На печатную О.)

- На скольких рисунках встретится буква О? (На четырёх.)

- Почему? (Это глаза медведя.)

И другие части обводятся последовательно под руководством учи­теля на всех картинках.

- Заштрихуйте свой лучший рисунок медведя. Какого цвета ручку вы выберете?

2. - На с. 7 прочитайте все соединения. Какое соединение использовали ав­торы? (Верхнее.) Вспомним ещё раз.

Образец учителя - на доске.

Учитель диктует орфографически, дети обводят то соединение, которое встретилось в словах:

огром­ный, оттепель, огни, опыт, кроить, орган, орёл (птица), орбита, опушка, опрос, определить, оранжевый, орех, отбросить, отвар, отрезать.

- Сколько получилось соединений?

3. - Давайте посмотрим на следующее задание. Прочитайте, какие там написаны слова.

- Прочитайте первое.

- Сколько гласных звуков в слове?

- Отметьте их красными кружочками.

- Прочитайте первый слог.

- Второй.

- Обведите слово.

После анализа обводится второе слово.

4. Запись слова «топор» с проговариванием, слов-перевёртышей (то­пор, топот), отгадывание ребуса (порт).

5. - Прочитайте первое слово.

- Что оно означает? (Грот - пещера, обычно искусственная.)

- Сколько слогов в этом слове?

- Как определили?

- Назовите звуки.

Рекомендуем повторить слово столько раз, сколько в нём звуков, задерживаясь каждый раз на звуке, который требует внимания, т.к. многие дети пока могут испытывать трудности в дифференциации звуков. Например, ГРОТ:

г-г-грот, г-р-р-рот, гро-о-от, грот-т-т.

- Обозначьте буквами.

- Вспомните письменные буквы, соединения.

- Посмотрите, как я это слово напишу на доске.

Учитель комментирует и пишет.

- Очень важный этап остался: проверить, правильно ли выполнена работа. Прочитаю то, что написала. Обозначу звуки.

Затем учитель стирает с доски написанное слово. Ученики пишут сами. Когда написали все слова, учитель просит прочитать только те слова, в которых можно поставить ударение. Это слова, в которых два и более слога.

Вариант работы с печатными словами.

Прочитать каждое слово, понять его смысл, проанализировать с точки зрения звуко-буквенного состава, написания (верхние и ниж­ние соединения).

Записать соединения отдельных букв, слоги, отдельные слова. Анализируются все слова, но записываются не все. Особое внимание уделяется проверке написанного.

- Чему мы сейчас учились? 4

- Что повторили? 4

- На что обратили особое внимание? 4

- Кому из вас было нелегко? В чём?

- А что у вас хорошо получилось?

- Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который покажет, как вы оценили свою работу в прописи.

6. Две последние строчки - на усмотрение учителя. Вариант работы - диктант: го - ог, ги - иг, ро - ор, ти - ит.

Работа в «Букваре» 1 1 2

Чтение сказки В. Хмельницкого «Сообразительный пау­чок» 5

- Посмотрим, что интересного нас ждёт в «Букваре» на с. 39.

1. Работа с текстом до чтения.

- Кто автор текста?

- Прочитайте заглавие. (Рассчитываем на читающих детей.)

- Почему автор дал такое название? Сообра­зительный - значит какой? (Умный, догадливый.)

- Рассмотрите иллюстрацию. Почему паучок на качелях качается?

- Вам захотелось узнать, о чём на самом деле этот текст?

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение вслух с попутным комментарием по цепочке (читающие дети).

После первого предложения:

- Каждый паучок висит?

- Какой новый знак вы увидели в конце предложения? Многоточие означает недоговорённость, возможность продолжения предложения или текста.

- Как можно было бы продолжить эту мысль? (Паучок висел на паутинке и раскачивался... или и думал о чём-то и т.д.)

После 2-го предложения:

- Что случилось?

После 3-го предложения:

- Удивился ли этому паучок? Наверное, с ним такое случилось впервые...

После 4-го предложения:

- Смотрите, не захныкал.

После 5-го предложения:

- А что значит «выпустил»?

- Как вы думаете, для чего стоит многоточие в середине предложе­ния? Здесь нужно сделать длинную паузу.

Вопрос ко всему тексту:

- В чём же сообразительность паучка? (Обратить внимание на слова «две паутинки».) Так на чём качается паучок?

Выразительное чтение сказки.

3. После чтения:

- Прочитайте имя и фамилию автора этой сказки ещё раз. (Виктор Хмельниц­кий.)

- Его сказки мы будем читать ещё не раз. Вы заметили, что Виктор Хмельницкий - наблюдательный человек? Он смог увидеть маленького сообразительного паучка и так интересно рассказать о нём читателям.

- А как получается у пауков паутина?

- Где об этом можно узнать?

Вопрос, мотивирующий са­мостоятельный поиск информации о пауках.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.









ТООУ

ΙΙ. Итог урока


- Что нового узнали?

- Чему учились?

- Какой была тема урока?

- Что было интереснее всего?

- С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы сами оценили свою работу?

- Отметьте свое настроение в дневнике.

ТООУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Актуализация знаний

1. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и давали им характеристику.

2. Фонетическая разминка

* Отметить учеников, которые правильно определили первый звук в словах.

3. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно, правильно и красиво выполнили задания в прописи.

Урок 24.

Тема: Заглавная буква О. Упражнения в чтении и письме слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей. Письмо заглавной буквы О в соединении с изученными буквами

Цель:

- научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;

- формируем умение находить слова с заданным звуком;

- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

- формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.

Оборудование: карточки со схемами слов; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки; схемы-«человечки»; слова на доске: ПИРОГ, ПОРОГ, ПОТОП, ТОПОТ.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

1. - Посмотрите на доску. Что вы видите у меня на доске? (Схемы-«человечки».)

- Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают. 1

На доске

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 классУроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс

- Назовите буквы, которые могут обозначать эти звуки.

2. - А теперь прочитайте слова, которые записаны на доске.

ПИРОГ, ПОРОГ, ПОТОП, ТОПОТ.

- Сколько букв в каждом слове?

- Найдите слова-перевёртыши. Что они означают?

- Посмотрите на страницу «Букваря», как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

План (примерный) 3 2

  1. Работа с рисунками

  2. Составление схем слов.

  3. Составление предложения по схеме.

  4. Чтение слогов.

  5. Чтение слов.

  6. Чтение текста.

7. Письмо букв и слогов.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

I. Работа в «Букваре»

1. - Откройте «Буквари» на с. 40. Видите лесенки внизу страницы?

- Чем интересна лесенка?

- Здесь две лестницы. По левой лестнице будем спускаться. Сдела­ем это весело, быстро.

- Читаем сначала вместе. Затем дети читают индиви­дуально.

- По правой лестнице будем подниматься. С каждой ступенькой темп замедляется.

- А теперь прочитайте эти слоги, договаривая их до слова. 1

2. - Посмотрите на кубики, кто там нарисован? (Дети.)

- Попробуем угадать имена детей.

- А что нам поможет? (Схема.)

- Какую подсказку видите? (Все имена начинаются с буквы О: Оля, Олег, Олеся, Оксана.)

- Какой буквой обозначен первый звук в этих словах? (Буквой О.)

- Отличается ли эта буква по размерам от той, которую мы встречали в слогах? (Да. Эта буква большая.)

- Почему?

- Кроме маленькой (строчной) буквы бывает большая (прописная, заглавная). Вот сколько названий у большой буквы!

- Прочитав по схемам имена, к какому выводу вы пришли? (Име­на людей пишутся с заглавной буквы.)

- Как это показано на схеме?

3. - У всех людей есть имена -

В них заглавная буква нужна.

- А с какой буквы пишутся ваши имена?

- А имена ваших мам?

- Как показать на схеме, что имя пишется с большой буквы? (Выделим

уголок у каждой схемы зелёным цветом.)

- Где нам уже приходилось использовать такой уголок? (Когда составляли схему предложения.)

4. - Кто нарисован на кубике ниже? 1 4

- Рассмотрите схему.

- Сколько слов в предложении-­схеме?

- Расскажите по схеме о первом слове. (В первом слове два гласных звука, два слога, первый слог ударный. Начинается слово с заглавной буквы О. Это имя Оля.)

- Теперь о втором.

- Какое получилось предложение? (Оля и Олег.)

5. - Рассмотрим вторую картинку и схему.

- Сколько слов в предложе­нии?

- Как вы думаете, сколько здесь слов-имён? (Два.)

- Почему же на схеме мы видим три слова, которые начинаются с заглавной буквы?

- Какое слово, кроме имён, написано с большой бук­вы? (Первое слово в предложении.)

Первое слово в любом предложении

С буквы заглавной надо писать.

Это сегодня нам нужно запомнить

И очень важно понять.

- Составьте предложение. (У Оли - кукла Оля.)

- Почему же ку­кле дали имя своей хозяйки?

- Обозначим уголком начало предложения.

6. - Рассмотрите последнюю схему предложения.

- Сколько в предложении слов?

- Сколько слов начинается с заглав­ной буквы?

- Посмотрите на картинку слева. Кто на ней нарисован?

- Давайте составим предложение по схеме, используя эту картинку.

- Как вы думаете, какое будет первое слово, второе, третье?

- Последнее слово - это кличка щенка. Значит... (продолжите это предложение). (Клички животных пишутся с большой буквы.)

- Какое получилось предложение?

- Рассмотрите картинку справа. Составьте предложение по этой же схеме, но про девочку и попугая.

- Какое же правило мы узнали? Расскажите своими словами.

- Для кого сегодня правило написания имен стало открытием? Молодцы!

- Где теперь нам уже пора поработать?

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Применение нового знания

II. Работа в прописи

1. Беседа по рисунку 1 2

- Давайте откроем прописи на с. 8 и узнаем, какой праздник у буквы О.

- Как вы догадались, что день рождения?

- У буквы О день рождения. Она решила устроить пир. Приготови­ла много сладостей. Но гости будут есть то, в названии чего есть звук [о]. Найдем и обведём эти сладости. (Пирог, торт, пирожное, рогали­ки.)

- А что бы вы съели? Заштрихуйте ваше любимое лакомство.

- В гости буква пригласила тех ребят, имена которых начинаются со звука [о] и пишутся с заглавной буквы О. Кого же?

- Ребята в подарок принесли то, в названии чего есть звук [о], да к тому же этот предмет должен по форме напоминать букву О. Нари­суйте два подарка (вверху с. 8). (Это могут быть огурец, орехи, обруч, ноты, облако.)

2. Характеристика звуков.

- Около себя буква О посадила букву И. Почему? Что объединяет эти буквы?

- Дайте характеристику звукам [и], [о]. Завершите схемы (с. 9).

- Согласные звуки тоже собрались на день рождения. Какими бук­вами обозначаются эти согласные звуки?

- Вспомните, как правильно пишутся эти буквы. Найдите их на нижних строчках. Обведите самостоятельно.

- Принарядите их, дайте им характеристику, с. 9 (схемы). Они должны поздравить букву О. Как они это сделают? Начните предло­жения с буквы О. Например: О, как ты прекрасна, буква О!

3. Упражнение в написании буквы о, О.

а) Написание соединений с заглавной буквой О.

- Какой формы буква? Как будете писать?

- Почему рядом с буквой О - наклонная линия? (Помогает выдер­живать наклон.)

- Когда пишется заглавная буква О?

- Обведите сначала синим цветом все наклонные линии, а потом зелёным цветом - все буквы О.

Физкультминутка

Продолжение работы в прописи

1. Написание строчной и заглавной буквы о, О.

- Чем различаются эти две буквы? (Размером.) Расскажите, как будете писать заглавную букву. Эта буква касается верхней строчки? 3

(Нет.)

- Обратите внимание, на строчке появились вспомогательные ли­нии. Зачем их нарисовал художник?

- Давайте разными цветами будем обводить буквы, пусть все заглав­ные будут одного цвета, а все строчные - другого. Смотрите на образец и сравнивайте свою букву с ним.

Самостоятельное письмо.

- Посмотрите на буквы. Выберите самую красивую, обведите её в кружок.

2. Соединение буквы О с другими буквами.

Учитель пишет на доске с комментарием: Ог, Оп, От, Ор, Ои. Затем просит сравнить соединения (нижние, верхние) и определить место начала написания. Ученики читают, пишут, сравнивают с образцом, читают то, что написали.

3. Обведение и написание слогов го, по, ро, то.

- Назовите слова, в которых были бы эти слоги.

4. Словарная работа (на следующей строке).

- Запишите слово. Оно состоит из пяти букв: пэ, и, эр, о, гэ.

- Что у вас получилось? (Пирог.)

- Сколько в этом слове гласных звуков? Обозначьте их красными точками.

- Сколько слогов? Разделите карандашом на слоги.

- Какой слог ударный?

- Какой гласный безударный?

- Он находит­ся в слабой позиции. Запомним, какая буква обозначает безударный гласный звук. (Произносят слово вслух.)

- Составьте с этим словом предложение. Запишите его. (Например: Петя любит пирог с капустой. ____ _______ пирог __ ________.)

5. Обведение и написание слогов ог, оп, ор, от.

6. Письмо под диктовку (на последней строке): г, т, р, п, и; го, ог, пи, ти, ор; пир.

Проверка написанного: чтение и сверка с записью на доске.

Самооценка по алгоритму.

Вопросы к ученикам (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что нужно было сделать?

- Удалось тебе написать красиво буквы и слоги?

- Ты написал правильно или были недочёты?

- Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Молодцы! Вы не только правильно выполнили работу в прописи, но и объективно оценили свою работу.

Работа в «Букваре» 1 1 3 1 1

Чтение текста на с. 41.

Г. Сапгир «Андрюша» 1

1. Работа с текстом до чтения.

- Что мы сегодня будем читать, стихи или прозу?

- Как догадались?

- Прочитаем заглавие и рассмотрим иллюстрацию.

- Кто такой Андрюша? Разве котят так называют?

- Хотите узнать?

  1. Работа с текстом во время чтения

Обучение слушанию. Текст целиком читает учитель без остановок.

  1. Беседа после чтения

- Как вы думаете, это был Андрюшин котёнок или другой?

- Кто же прав: папа или Андрюша?

- Почему Андрюша так уверен, что это его котёнок?

- Что вы узнали про Андрюшу?

- Кто герои?

- Кто понравился? Почему?

- С какими героями согласны, а с какими нет?

- Почему Андрюша упрямился?

- Конечно, Андрюшин котёнок вырос и попал в добрые руки. А у кого из героев рассказа добрые руки?

- Можно ли по-другому было озаглавить рассказ?

- Почему же Ген­рих Сапгир назвал рассказ все-таки именем мальчика?

- Таким ли вы себе представляете котёнка, каким его видит худож­ник?

- Кому из вас захотелось перечитать текст ещё раз?

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.






ТООУ

ΙV. Итог урока

- Когда пишется заглавная буква?

- Как вы думаете, почему именно на сегодняшнем уроке авторы разместили для нас рассказ «Андрюша»? (Или: Какое слово из рассказа Г. Сапгира написано с заглавной буквы А? Почему? Сколько раз оно повторяется? (7.)) Как по-другому можно звать этого мальчика? (Андрей, Андрейка, Андрюшенька.) Почему именно «Андрюша», а не «Андрей»?

- С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы сами оценили свою работу?

- Отметьте в дневнике.

ТООУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые дали правильную характеристику звукам и подобрали буквы.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и составляли схемы слов.

* Отметить учеников, которые правильно делали выводы.

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в прописи


* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво выполнили задания в прописи.

2. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые смогли правильно оценить поступки героев, выказывали своё отношение к героям.

Урок 24.

Тема: Гласный звук [а], буква А. Строчная буква а, соединения с различными буквами

Цель:

- научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;

- формируем умение находить слова с заданным звуком;

- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

- формируем умение выделять звук в слове;

- формируем умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи;

- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв и их соединениями.

Оборудование: карточки со схемами слов; картинки с изображением астры и аиста; красные кружочки, обозначающие гласные звуки; синие и зелёные кружочки, обозначающие согласные звуки; схемы-«человечки».


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Фонетическая разминка 1 4 1

На доске записаны слоги: ги, ро, ти, по, то, ор, ри, го.

- Посмотрите на доску. Что записано на доске? (Слоги.)

- Какой слог лишний?

- Прочитайте те слоги, в которых согласный звук мягкий.

- Что ука­зывает на мягкость согласного?

- Прочитайте только гласные звуки.

- Каким цветом их отметите на схеме?

- Прочитайте те согласные, которые отметите синим цветом. (Дети читают твёрдые согласные в слогах.)

- С каких слогов начитаются слова: гири, тире, родственники, порт, орден?

- Про какие слоги я вас не спросила? Подберите и вы свои слова.

Работа в прописи 3 2

- Рассмотрите страницу 10.

а) - Какие слоги получились на строчке под картинками? Прочи­тайте.

- Как получили эти слоги? (К каждой букве согласного звука до­бавляли букву И.)

- Каким цветом отметите согласный звук в каждом слоге?

- Почему?

- Назовите каждый согласный.

б) - Прочитайте соединения на нижней строчке.

- Что общего?

- Как соединяем на письме букву О с другой буквой?

Учитель напоминает образец соединения. Показывает на доске соедине­ния большого размера.

в) - Рассмотрите иллюстрацию.

- Какие картинки нарисованы?

- Какие картинки подписаны?

- Можно ли использовать подпись пирог для картинки, где нарисо­ваны два пирога? Почему?

- Как тогда подписать эту картинку? (Пироги.)

- А как быть с записью пирог? (Нарисовать один пирог.)

- Какая картинка без подписи? Как её подписать? (Рог.)

- Какие соединения встретились в этих словах? (Верхние и нижние.)

- Давайте посмотрим на 11-ю страничку прописи и на разворот учебника на с. 42.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке обучения грамоте?

- С какой буквой познакомимся?

План (примерный) 3 2

  1. Работа с рисунками.

  2. Составление схем слов.

  3. Выделение звуков в слове.

  4. Знакомство с новой буквой.

  5. Чтение слогов.

  6. Чтение слов.

  7. Письмо букв, слогов, слов.

  8. Работа с текстом.


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Работа в «Букваре» 1

Знакомство со звуком [а].

- Посмотрите на доску. Что изображено на картинках?

Желательно, чтобы у каждого ученика были индивидуальные карточки с изображением предметов.

1. Слого-звуковой анализ.

- Произнесите и послушайте слова астра, аист.

- Что общего у всех слов? (Два слога, начинаются с А.)

- Какой звук вы слышите первым в словах астра, аист?

- Выполним в тетрадях для печатания схему слова астра.

Учитель проводит звуко-буквенный анализ по схеме, описанной на предыдущих уроках: количество гласных, количество слогов, определение ударного звука, обозначение каждого звука, обозначение знакомых букв.

- Назовите ещё раз первый звук.

- Какой звук [а] - гласный или согласный? Почему?

- Сколько звуков [а] вы услышали в слове астра? (Вы услышали два звука [a] в слове астра.)

- Какой из них ударный? (Первый ударный, последний безударный.)

2. Обозначение звука буквой.

- Найдите на доске среди других букв (возможно, на «ленте букв») букву А.

- Звук [а] на письме обозначается буквой А. Посмотрите, как вы­глядит печатная и письменная буква А на странице в «Букваре».

- На что похожа буква А?(Предположения детей.)

- Шагает гордо буква А.

А - алфавита голова.

(В. Степанов)

- Что значит «алфавита голова»? (Первая буква в алфавите.)

- Действительно, первая буква, именно она начинает алфавит.

Учи­тель обращает внимание детей на алфавит и показывает указкой.

- Можем ли написать с буквы а имена девочек или кличку кота? (Нет.)

Учитель показывает в этот момент кар­точку с маленькой строчной буквой а, с которой сегодня познакоми­лись.

- Почему? (Потому что это маленькая, строчная буква.)

- Назовите слова, которые начинались бы с этой буквы, с малень­кой, например, апельсин, ананас… (Если дети будут называть слова, которые пишутся с буквой О, но слышится [а], учитель в порядке пропедевтики с кратким объяснением комментирует эти случаи.)

Дети продолжают ряд, который предлагает учитель.

3. Схема-«человечек».

- Как заполните схему-«человечка»? Каким цветом раскрасите башмачки? Почему?

- Чего не хватает? (Знака ударения.)

- Поставьте ударение на один башмачок. Почему только на один? (Звук [а] бывает под ударением, бывает без ударения.)

- Посмотрите ещё раз на печатную букву А. Чем она отличается от письменной, которая написана ниже?

- Давайте сами попробуем написать письменную букву А.

Работа в прописи 2 3

- Откройте свои прописи на с. 11. Посмотрите на строчную букву а.

1. Анализ строчной буквы а, сравнение с изученными письменны­ми буквами (на доске), сопоставление письменной и печатной букв.

- Есть ли у буквы а знакомые элементы, элементы других букв? (Да, буквы о, и.)

- Что взяли у знакомых вам букв, чтобы получить строчную а? (Овал - это буква о, один элемент у буквы и.)

- Назовем все элементы, из которых состоит буква а.

2. Показ написания буквы а на доске с комментарием.

- Начинаем писать овал. Ведём вверх влево округлую ли­нию, затем вниз до нижней линии, теперь наклонную через точку на­чала письма буквы, от неё чуть выше. Без отрыва ведём вниз второй элемент буквы - это линия с закруглением внизу вправо.

3. Подготовка к письму образца буквы а по элементам.

- Найдите точку, с которой начинаем писать овал.

- Что подсказывает стрелочка? (Движение в левую сторону.)

- Обведите овал.

- Посмотрите второй элемент буквы а. Найдите точку, с которой начинаем писать его.

- Что подсказывает стрелочка? (Направление движения вниз и в правую сторону вверх.)

- Напишем букву а в воздухе, рука стоит на локотке на парте.

- Обведите букву а зелёной ручкой, поменяйте цвет ручки на си­ний в рамке.

4. Упражнение в написании буквы а.

- Рассмотрите первую строчку после рамки. Что написано на стро­ке? (Буква а и наклонная прямая линия.)

- Обведите синим цветом все наклонные линии на строке. (Письмо под счёт: и-раз-и-два-и.)

Обведите букву а другим концом ручки на строке.

Обведите три буквы а зелёным цветом - на строке по «бледному» образцу.

5. Анализ ошибок при письме.

- Посмотрите на буквы, которые написаны на доске. Какие ошибки вы заметили?

Учитель пишет на доске буквы с ошибками: большой овал, дале­ко отстающий элемент с закруглением внизу, длинный элемент и т.д. Дети рассматривают и находят ошибки. Учитель стирает буквы с ошибками!

6. Упражнение в написании буквы. Письмо буквы а пальцем на ладошке.

- Обведите четыре буквы а по бледному образцу в прописях. Считайте себе.

- Проведите самоанализ. Найдите лучшую букву на строке.

7. Сравнение букв о и а, самостоятельное написание нижней стро­ки: все буквы о - синие, буквы а - зелёные.

- Посмотрите на следующую сточку, какие буквы написаны?

- Что общего у этих букв?

- Чем отличаются?

- Выберите цвет ручки, напишите все буквы о, затем другим цветом напишите буквы а.

- Подчеркните самые красивые буквы. Чем они вам нравятся? 4

Физкультминутка

1. Послушайте слова. Если есть в слове звук [а], вы приседаете, если нет - остаётесь на месте.

Арка, август, зверёк, аквариум, дети, радость, розы, зайцы.

2. Послушайте слова. Если в слове звук [а] на первом месте - под­прыгните, а если в середине слова - присядьте, если буквы нет в слове - оставайтесь неподвижными.

Алфавит, лёд, март, сады, апрель, бидон, белка, осень, армия.

3. Подберите слова, начинающиеся (лучше с ударных) звуков [о], [а] (ослик, астра, осы, армия, осень, арбуз и т.д.).



Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.


ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в «Букваре» 1 6 3

Чтение слогов и слов

- С буквой мы познакомились и с печатной, и со строчной.

- Чему дальше мы будем учиться? 3 (Вариант.) Давайте попробуем прочитать слоги с этой буквой. Посмотрите в «Букварь», с. 42. Найдите слоги.)

1. Чтение слогов.

- Прочитайте столбики слогов, где буква а стоит на первом месте.

- Прочитайте слоги, где буква а стоит на втором месте.

- Какой согласный в этих слогах? Значит, буква а указывает на … (твёрдость согласного).

- Обозначьте это стрелкой (от буквы а к букве согласного звука).

- Прочитаем сверху вниз оба столбика, как будто на лифте прока­тимся.

- Прочитайте снизу вверх.

2. Чтение соединений из трёх букв.

- Просмотрите все соединения. Найдите соединения, которые встретятся в словах: рапира (ира), запасы (апа), охота (ота), рога (ога), шаги (аги), ка­питан (апи), липа (ипа), сюита (ита), гора (ора), карамель (ара).

- Каким соединениям не нашлось слова?

Если дети ориентируются в соединениях с трудом, учитель указывает столбик, в котором находится соответствующее соединение. Главное, чтобы дети видели и слышали части слов, которые мы употребля­ем в речи, и понимали, для чего мы читаем соединения.

- Чему мы сейчас учились? (Читать слоги.)

- Что теперь сможем прочитать? (Слова.)

3. Чтение слов и определение лексического значения.

- Прочитайте слова про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

- Прочитайте слова, в которых есть две одинаковые буквы. Назови­те их. (Папа, пара, тара, парта, трата, отара, гитара, опора.)

- Как называется то, во что упаковывают товары? (Тара.)

- Какую картинку можно нарисовать к слову «пирога»? (Узкую длин­ную лодку и индейцев.)

- Какие слова непонятны?

4. Составление схем слов.

- Посмотрите на кубики с картинками внизу с. 42. Что на них нарисовано?

(Мак, кра­ски, карандаш, палитра.)

- Составьте схемы этих слов.

Одну-две схемы составляем вместе, далее можно предложить детям поработать в парах, дать задания по рядам или на выбор детей.

- Для чего мы учимся делать схему слова? (Чтобы не пропускать буквы на письме, не допускать других ошибок.)

5. - Что общего в этих словах?

- Можно ли объединить несколько этих слов в одно предложение?

(Художник карандашами и красками нарисовал мак.)

- Составьте схему этого предложения.

Пальчиковая гимнастика

Работа в прописи

- Что мы сейчас с вами делали в «Букваре»? (Читали слоги, слова.)

- Чему теперь должны научиться? (Вариант.) А надо ли нам научиться писать прописными буквами эти слоги и слова? Давайте попробуем. Что нам поможет овладеть этим навыком? (Прописи)

- Откройте прописи на с. 11. Посмотрите на схему-«человечка».

1. Анализ схемы-«человечка» в прописи.

- Что можете рассказать про букву а?

- Заполните схему самостоя­тельно.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с помощью товарища?

2. Написание соединений с буквой а.

Дети читают, обращают вни­мание на соединение букв. Учитель называет слово, дети выбирают и пишут соответствующее соединение: аппетит (ап), артист (ар), агроном (аг), атом (ат).

Читают, проговаривают, проверяют.

3. Написание слов.

- Прочитайте слова на следующей строке. Есть ли в них наши сое­динения? Какие? (Пар, пара - ар.)

- Какие соединения с буквой а есть в словах игра и рота? (Ра, та.)

Учитель даёт образец этих соединений.

- Обведите слова этой строчки. Диктуйте себе шёпотом и обводите.

4. Списывание слов с печатного образца.

- Прочитайте первые три слова.

- Какие слова непонятны?

- Что такое пора? Употребите это слово в предложении. (Осень - чудесная пора. Мне пора домой.)

- Что общего в этих словах? (Они из двух слогов.)

- Чем различаются? (Ударение падает на разные слоги, в первых двух словах - по 4 буквы, а в последнем - 5 букв.)

- А чем похожи слова? (Одинаковыми буквами.)

- Прочитайте слова и обозначьте звуки цветными точками.

- Запишите слова рядом на строке, отметьте гласные звуки крас­ными точками в записанных словах.

- Прочитайте слова на следующей строчке.

- Что общего в написании слов трата, трап, игра? (Во всех этих словах встречается ра.)

Записывается это соединение и выбирается для списывания только одно слово - трап. Проводится лексическая работа с этим словом.

- Чем отличаются слова пирог и порог?

- В каком слове есть слог с буквой а? (Рога.)

- Прочитайте его по слогам. (Обращаем внимание на расхождение звучания и написания первого гласного.)

- Запишите слово рога.

- Выберите из следующих слов то, в котором две буквы а. (Папа.)

- Скажите его по слогам.

- Запишите только это слово, отметьте в нём гласные звуки красной точкой.

- Сколько слогов в словах следующей строчки? (Три слога.)

- Поче­му? (Три гласных звука.) Докажите.

Отмечают красной точкой глас­ные в словах «гитара» и «пирога» и называют их.

- Запишите слово, которое обозначает музыкальный инструмент, докажите, что в этом слове три гласных и три согласных звука. Диктуйте себе вслух.

- Мы хорошо потрудились, а теперь посмотрим, кто пришёл в гости.

Работа в «Букваре» 1 1 6

- Откройте свой «Букварь». Посмотрите на с. 43.

Чтение русской народной песенки. 1

Коллективная работа с текстом.

а) Работа с текстом до чтения.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Кто это?

- Что необычного у птицы?

- Нравится ли вам ворон? Чем?

- Есть ли заглавие у произведения?

- Автор?

- Как вы думаете, почему?

- О чём же будет произведение?

б) Работа с текстом во время чтения.

Чтение про себя, затем вслух по предложениям с попутным ком­ментарием.

После 2-го предложения:

- Каким представляете ворона?

- Как его найти?

После 3-го предложения:

- Что делает ворон?

- А какая у него труба?

- Что значит точёная? (Правильная, красивая, чётко очерченная линия.)

После 5-го предложения:

- Чем ворон занят утром?

- А что он делает к ночи?

После 6-го предложения:

- Любят ли обитатели леса слушать ворона?

в) Работа с текстом после чтения.

- Какое заглавие подошло бы к тексту?

- Похоже ли это произведение на песенку? Чем? (Певучестью, мело­дичностью. Многие слова произносятся нараспев, протяжно.)

- Легко ли устоять на месте, когда слушаешь эту песенку?

Текст перечитывают читающие дети. Остальные ученики класса могут найти в тексте и подчеркнуть слоги с изученными буквами.

Выразительное чтение.

- Попробуйте её спеть и придумать движения, которые подошли бы по смыслу к песенке.

Коллективное исполнение.









ТООУ

ΙV. Повторение и закрепление изученного ранее

Работа в прописи

Упражнение в написании изученных букв

- Найдите на странице строчку, на которой написаны все изучен­ные буквы гласных звуков (О, а, и.)

- Что общего у этих букв? (Они маленькие, строчные, обозначают гласные звуки, которые бывают ударные и безударные, образуют слог.)

- Прочитайте буквы этой строчки.

- Обведите сначала все буквы а зелёным цветом.

- Затем все буквы о синим цветом.

- Все буквы и красным цветом.

- Подсчитайте, сколько схем-«человечков» у нас гостях на страничке.

- Назовите звуки, которые они обозначают.

- Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём?

- А что у вас хорошо получилось?

- Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.


ТООУ

V. Итог урока

- С какой буквой познакомились? С каким звуком? 4

- Кто запомнил слова, где [а] стоит:

а) в начале слова,

б) в середине слова,

в) в конце слова?

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- В дневнике нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями на уроке обучения грамоте.


ТООУ

VΙ. Домашняя работа (по желанию)

- Расскажите родителям всё, что вы знаете про эти буквы и звуки. «Оживите» их. (Добавить цвет и «надеть» головной убор.)

Предложить детям сделать это задание на индивидуальных карточках из комплекта наглядного пособия по обучению грамоте за 1-й класс.

Уроки обучения грамоте №20-25. Программа Школа 2100. 1 класс



Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

1. Фонетическая разминка

* Отметить учеников, которые правильно читали слоги и отмечали цветом звуки.

2. Работа в прописи

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво выполнили задания в прописи.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно выделяли звуки и составляли схемы слов.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали слоги, подбирали слова, делали слого-звуковой анализ слов.


* Отметить учеников, которые самостоятельно сделали схемы слов, составили с этими словами предложение и записали его схему.

50

© 2010-2022