- Преподавателю
- Начальные классы
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Умелые ручки»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Умелые ручки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черникова Т.В. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат»
Утверждаю
Директор
МКОУ«Каширская
коррекционная
общеобразовательная
школа-интернат»
И.Н. Пичугина
___________________
Приказ
от 25 августа 2014г № 50/11
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Умелые ручки»
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа рассчитана на детей в возрасте 10 - 11 лет.
Срок реализации 1 год.
Программу разработала Черникова Т. В., воспитатель II квалификационной категории.
Кашира
2014г.
«Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами:
чем больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное место в коррекционно-воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью (художественным трудом), что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом. Заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать. В процессе труда формируются такие личностные качества как способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся. В процессе продуктивной творческой деятельности у обучающихся улучшается общее физическое состояние, скоординированность движений, развивается трудолюбие. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Программа разработана, с учётом возрастных особенностей воспитанников школы-интерната. Занятия ручным трудом позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям. Центральное место на занятиях занимает практическая работа (непосредственное самостоятельное и совместное изготовление изделий).
Цель программы.
Создание условий для формирования первоначальных трудовых навыков и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы.
Воспитательная: Формировать интерес к декоративно-прикладным видам деятельности, воспитывать трудолюбие; настойчивость в преодолении трудностей в достижении поставленных целей.Развивающая: Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с бумагой, пластилином, тканью, нитками и другими материалами и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
Коррекционная: Развивать мотивацию к творческому труду; элементы творческого воображения; развивать мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.Формы и режим работы. Учитывая возрастные и психофизические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Ожидаемые результаты К концу обучения обучающиеся должны знать: - название и назначение материалов - бумага, ткань, пластилин; - название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, линейка; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами. К концу обучения учащиеся должны уметь: - анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); - правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; - экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Формы подведения итогов работы Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, родителей, оформления зала для проведения праздничных утренников.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по понедельникам.
Тематический план
№ п/п
Наименование
раздела
Теория
Практика
Всего часов
1
Введение
1
1
2
Работа с бумагой и картоном
1
7
8
3
Работа с тканью
1
5
6
4
Работа с природным материалом.
1
3
4
5
Работа с пластилином
1
3
4
6
Аппликация из текстильных и других материалов (ватные диски, нитки и т. д.)
1
7
8
7
Итоговое занятие
3
3
6
28
Итого
34
34 часа
Содержание программы 1.Введение (1 час). Теория - 1 час Введение в образовательную программу. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.
- Работа с бумагой и картоном (8часов).
- Работа с тканью (6 часов).
6.Аппликация из текстильных и других материалов (8часов) Теория - 1 час Беседа о разновидностях материалов, используемых для аппликации. Аппликация из нарезанных ниток или ваты. Правила безопасной работы. Практика - 7 часов Аппликация из ватных дисков. Собачка (1час) Аппликация из ватных дисков. Открытка для мамы (2часа) Аппликация из бумажных салфеток в технике «гофротрубочки». Изготовление цветов (2часа) Аппликация из ткани. Колобок (1час) Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) (2 часа)
7. Итоговое занятие (3 часа). Практика - 3 часа Подготовка и выставка творческих работ
Литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, Москва, «Просвещение», 2009г
2.Интернет-ресурс: stranamasterov.ru
3.Т.М. Геронимус «150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий». 1997 г.
4.М.А.Гусакова «Аппликация», Просвещение, 1987 г.
5.М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками», ТЦ "Сфера", 1999 г.
6.Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.