ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Умелые ручки»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат»

Утверждаю

Директор

МКОУ«Каширская

коррекционная

общеобразовательная

школа-интернат»

И.Н. Пичугина

___________________

Приказ

от 25 августа 2014г № 50/11


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Умелые ручки»

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД




Программа рассчитана на детей в возрасте 10 - 11 лет.

Срок реализации 1 год.



Программу разработала Черникова Т. В., воспитатель II квалификационной категории.


Кашира

2014г.


«Истоки творческих способностей и дарований

детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами:

чем больше мастерства в детской ладошке,

тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.


Пояснительная записка

Направленность образовательной программы Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное место в коррекционно-воспитательной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью (художественным трудом), что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом. Заниматься продуктивной творческой деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать. В процессе труда формируются такие личностные качества как способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся. В процессе продуктивной творческой деятельности у обучающихся улучшается общее физическое состояние, скоординированность движений, развивается трудолюбие. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Программа разработана, с учётом возрастных особенностей воспитанников школы-интерната. Занятия ручным трудом позволяют развивать творческое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для трудового обучения в старших классах. Происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям. Центральное место на занятиях занимает практическая работа (непосредственное самостоятельное и совместное изготовление изделий).

Цель программы.

Создание условий для формирования первоначальных трудовых навыков и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы.

Воспитательная: Формировать интерес к декоративно-прикладным видам деятельности, воспитывать трудолюбие; настойчивость в преодолении трудностей в достижении поставленных целей.

Развивающая: Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с бумагой, пластилином, тканью, нитками и другими материалами и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

Коррекционная: Развивать мотивацию к творческому труду; элементы творческого воображения; развивать мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Формы и режим работы. Учитывая возрастные и психофизические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

Ожидаемые результаты К концу обучения обучающиеся должны знать: - название и назначение материалов - бумага, ткань, пластилин; - название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, линейка; - правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами. К концу обучения учащиеся должны уметь: - анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); - правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; - соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; - экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

Формы подведения итогов работы Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, родителей, оформления зала для проведения праздничных утренников.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по понедельникам.

Тематический план


№ п/п

Наименование

раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

Введение

1

1


2

Работа с бумагой и картоном

1

7

8

3

Работа с тканью

1

5

6

4

Работа с природным материалом.

1

3

4

5

Работа с пластилином

1

3

4

6

Аппликация из текстильных и других материалов (ватные диски, нитки и т. д.)

1

7

8

7

Итоговое занятие

3


3


6

28


Итого

34

34 часа

Содержание программы 1.Введение (1 час). Теория - 1 час Введение в образовательную программу. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

  1. Работа с бумагой и картоном (8часов).
Теория - 1 час Виды бумаги и картона. Практика - 7 часов Знакомство с техникой «мозаика» (3 часа) Мозаика «Воспоминание о лете» (1 час) Изготовление аппликаций «Зимний лес»(1час), Изготовление поздравительных открыток (2 часа)
  1. Работа с тканью (6 часов).
Теория - 1 час Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Правила безопасной работы. Знакомство с профессией швеи (1 час, экскурсия в школьную мастерскую). Практика - 5часов Техника выполнения шва «вперед иголку». Тренировочные упражнения (1 час) Мелкий ремонт одежды: пришивание вешалки, пуговицы, зашивание кармана и распоровшегося шва. (4 часа) 4.Работа с природным материалом (4 часа). Теория - 1 час Флористика. Материалы, используемые в работе (листья, цветы, веточки, семена растений). Различные способы сушки природного материала (утюгом, путем проглаживания, в бумаге, в сухом песке). Свойства природных материалов, используемых в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Правила безопасной работы. Практика - 3 часа Изготовление композиций из засушенных листьев (1 час) Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) (1 час) Мозаика «Веселые узоры» с использованием семян, листьев. (1час) 5.Работа с пластилином (4часа). Теория - 1 час Материалы, используемые для лепки: пластилин, глина. Основные свойства пластилина: пластичность и окрашиваемость. Организация рабочего места для лепки. Профессия скульптора. Практика - 3 часа Лепка людей, животных по образцу (1 час) Пластилиновая аппликация на картоне «Яблоко на ветке» (по образцу) (2 часа) Лепка по замыслу детей (1 час)
6.Аппликация из текстильных и других материалов (8часов) Теория - 1 час Беседа о разновидностях материалов, используемых для аппликации. Аппликация из нарезанных ниток или ваты. Правила безопасной работы. Практика - 7 часов Аппликация из ватных дисков. Собачка (1час) Аппликация из ватных дисков. Открытка для мамы (2часа) Аппликация из бумажных салфеток в технике «гофротрубочки». Изготовление цветов (2часа) Аппликация из ткани. Колобок (1час) Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) (2 часа)
7. Итоговое занятие (3 часа). Практика - 3 часа Подготовка и выставка творческих работ

Литература:


1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, Москва, «Просвещение», 2009г

2.Интернет-ресурс: stranamasterov.ru

3.Т.М. Геронимус «150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий». 1997 г.

4.М.А.Гусакова «Аппликация», Просвещение, 1987 г.

5.М.А.Гусакова «Подарки и игрушки своими руками», ТЦ "Сфера", 1999 г.

6.Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на-Дону, 2009 г.


© 2010-2022