Статья Формирование информационной культуры младшего школьника через составление реферата

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование информационной культуры младшего школьника через составление реферата.

Работу составила учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 88» Антипова Н.А.

Современный период развития цивилизованного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является сбор, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий.

Задачей информатизации начального образования является, в первую очередь, формирование у школьников информационной культуры.

Кто то из вас скажет, что информационная культура - это информатика, ПК, различная медиааппаратура, но это не так.

Изучив литературу, просмотрев Интернет-источники, я познакомилась с работами директора НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ Натальей Гендиной, которая впервые в истории получила приглашение выступить с результатами своих исследований в качестве руководителя секции на крупнейшем Европейском научном форуме - «ECIL-2013». Это Европейская конференция по информационной грамотности состоялась в октябре 2013 г. в Стамбуле (Турция) и проходила под патронажем ЮНЕСКО. Информационная грамотность, медиаграмотность и обучение на протяжении всей жизни - вот основная тема конференции. ECIL объединила усилия ученых, медиаспециалистов, педагогов, политиков по обмену знаниями опытом, для обсуждения актуальных проблем, новых теорий и передовой практики.

Проректор по научной работе, директор НИИ информационных технологий социальной сферы, доктор педагогических наук Наталья Ивановна Гендина даёт такое определение: «Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий».

Можно выделить три основные составляющие информационной культуры:

  1. Знаково-образное отражение (общественное и индивидуальное): информационные богатства хранилищ информации всех видов и на всех типах носителей.

  2. Материализованные объекты (информационно-компьютерные средства, технические устройства, компьютеры, сети, линии передачи информации, бумажные и электронные носители, специальная мебель и помещения и т.д.)

  3. Процессуальные компоненты (живой опыт школьников, их умения, навыки использования хранимой информации, а также алгоритмы, программы, системы, приводящие информацию в движение.)

Можно выделить и три уровня сформированности информационной культуры - общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

Школа даёт ребёнку базовый уровень. Главная его особенность - уметь работать с информацией, использовать возможности компьютера, применять эти умения и возможности в практической деятельности и повседневной жизни.

Следовательно, для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать умениями работы с информацией, практическими навыками работы со средствами информационных технологий, что и составляет основу информационной культуры.

Информатизация образования является велением времени. Образовательная программа школы определяет формирование информационной культуры в качестве одной из целей образовательного процесса.

То есть ребёнок должен научиться, а педагог поможет ему в этом - управлять информацией и использовать её.

Как мы может воспитывать в ребёнке информационную культуру? Как это делаю я?

Никому не секрет, что мы очень часто задаём ребятам домашнее задание - сделать проект, оформить реферат. В рамках проектной и другой учебной деятельности мы учим работать с информацией на различных предметах начальной школы, что с успехом формирует метапредметные умения. Например, в своей работе я часто использую такую форму обучения как составление реферата. Ребята с удовольствием и ответственность подходят к этой работе. Что необходимо ребёнку сделать, и какие умения формируются у него при работе над рефератом, где понадобятся его умения - увидим в таблице.

УУД (По А.Г. Асмолову)

Русский язык

Чтение

Математика

Окружающий мир

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование и т.д.

Ребёнку необходимо определить план действия и его описание.

Последовательность действий, выполнение алгоритма, составление линейных планов.

Поиск ошибок.

Последовательность действий при:

  • Разборе предложений

  • Разборе слова

Установление связи в предложении

Проверка

Последовательность действий при разборе и осмыслении произведений.

Развитие сюжетов в произведении.

Последовательность постановки вопросов к тексту.

Последовательность действий при решении задач и вычислении выражений.

Последовательность действий

  • в быту

  • при выполнении опытов

  • в школьной жизни

Последовательность происходящего в природе.

Познавательные УУД (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение предметов по набору признаков.

Рабиение предметов на группы по признакам.

Признаки

  • слов

  • частей речи

  • частей предложения

Название признаков в характеристиках персонажей.

Характеристика персонажей через значения признаков.

Сравнение персонажей и разбиение на группы в соответсвтвии со значениями их признаков.

Характеристики чисел.

Характеристики фигур.

Составные части задачи.

Сравнение по признакм предметов в природе, обществе, технике.

Классификация предметов, явлений в соответствии со значением признаков в природе , обществе, технике.

Коммуникативные УУД

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Логика высказывания.

Высказывания относящиеся к словам, частям речи, членам предложения, предложениям.

Правила русского языка.

Вопросы к тексту с ответами «да» и «нет». Ложные и истиные высказывания к прочитанным текстам.

Построение истинных высказываний в процессе решения задач. Логические рассуждения при решении проблем.

Выдвижение гипотиз.

Высказывания относящиеся к предметам в природе, обществе, технике.

Таким образом, формирование информационной культуры удовлетворяет требованиям ФГОС и помогает учителю научить ребёнка учиться.

Вывод в сравнительной таблице.

Критериальные характеристики информационной культуры

ФГОС - требования к уровню подготовки.

Компьютерная грамотность.

Практические умения и навыки при работе с вычислительной техникой, оргтехникой и формами связи.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни: пользоваться основными средствами информации (телефон, компьютер и т.д.) для её передачи и получения; выполнять простейшие операции по обработке информационных объектов на компьютере: работа с файлами, текстовой и графический редакторы.

Умение получать, обрабатывать и передавать информацию.

Знать и понимать основные информационные объекты, источники информации (врамках изученного), назначение различных средств информации.

Информационный кругозор, системные знания в предметных областях

Уметь (владеть способами познавательной деятельности): осуществить поиск информации, пользуясь алфавитом, каталогом, оглавлением, ссылками, и др.; создавать простые информационные объекты и использовать в личной деятельности и при выполнении учебных задач (схемы, таблицы, расписания, дневники наблюдений и др.)



© 2010-2022