Конспект урока по русскому языку во 2 классе по темеУпражнения в написании букв и, у, а после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ

жи-ши, ча-ща, чу-щу Урок русского языка во 2 классе.

УМК: «Школа 2100»

Учитель: Власова Елена Николаевна Тема: Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих. Цель: совершенствование умений находить слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, графически её обозначать, находить и исправлять ошибки. Цель как деятельность учеников: Метапредметные коммуникативные УУД: развитие умений договариваться о совместной деятельности, слушать и анализировать, контролировать свою работу и работу в группах. Линия развития (овладение орфографией и пунктуацией): совершенствование умений воспринимать на слух слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, правильно писать и графически обозначать изученные орфограммы, а также исправлять ошибки.

Задачи урока:
1. Обучающие: формировать умение распознавать в словах орфограмму и правильно ее обозначать;
2. Развивающие:
• развивать речь учащихся посредством устных высказываний,
• обогащать словарный запас,
• развивать внимание посредством выполнения карточных заданий.
3. Воспитательные: воспитывать аккуратное ведение записей в тетради.

Планируемые результаты

Коммуникативные УУД:

а) формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

б) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;


Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других.


Авторский медиапродукт: презентация.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Дидактические материалы:

- карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
- лепестки цветка цветика-семицветика,
- текст загадок,
- карточки для индивидуальной работы

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Орг. момент



ΙI. Актуализация знаний.


Прозвенел и смолк звонок

Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сядем и начнём

Наш сегодняшний урок.

- Сегодня у нас необычный урок. А поможет провести его волшебный цветок.

-Вы узнали его? (Цветик - семицветик)

-А кто автор данной сказки? (Катаев Валентин Петрович) На его лепестках представлены задания из различных разделов. Будем выполнять задания из различных разделов, представленных на его лепестках. - Откройте тетради, запишите число. Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». 1.Минутка чистописания

- Первый лепесток у нас оранжевый «Чистописание»

Учащиеся исполняют припев песни «Лети, лети лепесток», музыка К.Костина, слова И.Григорьевой, передавая оранжевый лепесток по кругу.

- Вынула девочка Женя цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток и прочитала его название: «Чистописание»

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснёшься ты земли
Быть, по-моему, вели!

1 ученик : К минутке чистописания приступите.

- Сначала разомнем пальчики 2.Пальчиковая гимнастика Утро настало Солнышко встало Эй, братец, Федя, разбуди соседей! Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Серёдка! Вставай, Сиротка! И крошка, Митрошка! Привет, ладошка! - У нас на руке 5 пальцев, а на доске написано 5 звуков. Ш Ж Р Ч Щ

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

Личностные результаты

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Какой здесь звук лишний? (Р) - Почему? (Так как все шипящие, а он сонорный).
- Вспомните, над какой орфограммой с этими шипящими мы работали на предыдущих уроках. (Написание букв гласных и, у, а после букв шипящих.) Запишите эти сочетания в тетради всю строчку.
жи ши ча чу щу
Синим карандашом подчеркните твёрдые согласные, а зелёным- мягкие согласные. -Составьте предложение из данных слов. Запишите его в тетрадь. -Подчеркните орфограмму гласную после шипящих.
- Как вы думаете, что мы будем проходить на уроке? (На уроке мы будем продолжать работать над изученными орфограммами и совершенствовать умение находить данные орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.) - Составим план урока. Учитель составляет план вместе с детьми. План (примерный).

  1. Воспринимать на слух слова с орфограммами ча-ща, жи-ши, чу-щу.
  2. Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу.
  3. Графически обозначать данные орфограммы.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Коммуникативные УУД

Строят правильные речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

ΙΙI. Развитие умений - применение знания.

2 лепесток - голубой «Потренируйся»

- Вынула девочка Женя второй раз цветик-семицветик, оторвала голубой лепесток и прочитала его название: «Потренируйся»

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснёшься ты земли
Быть, по-моему, вели!

2 ученик: Соревнование между рядами помоги провести.

(Даны ряды слогов, найди и подчеркни только нужный слог)

1ряд: находит и подчёркивает слоги ЧА - ЩА

2ряд: находит и подчёркивает слоги ЧУ - Щу

3ряд: находит и подчёркивает слоги ЖИ - ШИ

- Раз, два, три, лепесток с заданием лети!

3 лепесток - жёлтый «Пословицы и поговорки»

-А ну-ка, посмотрим, что это за цветик -семицветик,- сказала Женя и оторвала жёлтый лепесток, кинула его и произнесла: «Пословицы и поговорки»

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели !

3 ученик: Пословицы и поговорки объясни. (Учащиеся называют пословицы и поговорки с пройденными сочетаниями.)

- Найдите у себя на парте лепесток жёлтого цвета.

Наш русский язык богат пословицами и поговорками. Здесь для вас отобраны те, в которых есть изучаемые орфограммы. Вы должны вставить пропущенные буквы и объяснить смысл пословиц.

1.Век ж…ви, век учись.

(Всегда следует чему-либо учиться; даже будучи очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний)

2.Ш…ло в мешке не утаишь.

(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт)

3. Ч…й пить - не дрова рубить.

( От приглашения чай попить, отказываться глупо, ведь тебя не работать приглашают)

4.Сам погибай, а товарищ… выруч…й.

(Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию).

5.Не учи щ…ку плавать.

(Не стоит давать советы и поучения, тому, кто уже умеет что-либо делать и знает, как следует поступать.) 6. Ошибся, что ушибся - впредь наука.

(Один раз неправильно сделал, в следующий раз будешь знать как правильно.)
- Ещё раз проверьте с образцом на доске, исправьте ошибки и оцените свою работу.
- Как вы понимаете смысл первой пословицы? второй, третьей….

Учитель убирает четвёртый лепесток- красный. ( «Животные») - Женя отошла в сторонку, достала заветный цветик- семицветик, оторвала красный лепесток, кинула и сказала: «Животные»

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели!

4 ученик: Животных с сочетанием ча помоги найди.

Перед вами лежит красный лепесток, возьмите его и прочитайте задание.

Работа в парах.

Задание: к данным словам назовите слова, которые обозначают детёнышей. Выпишите названия только тех детёнышей, в которых встречается сочетание ча.

Приступили к работе.

Волк- …… Галка-……….

Заяц-……. Индюшка- ………..

Кролик - …….. Белка - …………..

Медведь-….. Утка - ………

(Волчата, зайчата, медвежата, галчата, индюшата, утята, крольчата, бельчата)

Обменяйтесь тетрадями. - Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словом «+», если не согласны - «-». - Закончили проверку. Давайте проверим всем классом. - Какие слова вы записали?

-Оцените с помощью сигнальных кружков своего соседа.

Учитель убирает 5 лепесток - зелёный «Растения»

Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик - семицветик, вырвала зелёный лепесток, кинула и закричала: «Растения»

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели!

5ученик: Отгадайте загадки о растениях.

Зелёный лепесток приготовил нам загадки.

Сейчас учащиеся нашего класса объединяться в 5 групп по желанию и выберут командира.

- Командирам подойти и взять любой лепесток зелёного цвета.

Задание: Отгадайте загадку, определите орфограмму в слове.

1группа.

На зелёной ножке белые горошки.

Только снег сойдёт лесной,

Расцветает он весной. (Ландыши )

2 группа.

Дикой розой называют,

Как лекарство принимают. (Шиповник )

3 группа.

Кувшины и блюдца

Не тонут и не бьются,

С водой не расстаются. (Кувшинки)

4 группа

Трава, из которой получают кислый суп. (Щавель )

5 группа

Высокая трава, растущая по берегам лесных озёр. (Камыши)

- А сейчас мы с вами составим и запишем « Словарь цветов»

( Командир первой группы читает загадку и называет отгадку, учащиеся с комментированием записывают слово в тетрадь, аналогично и другие группы)

6 лепесток - фиолетовый «Грамотейка»

Девочка бережно оторвала фиолетовый лепесток и произнесла: «Грамотейка»

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели!

6 ученик: Орфограммы заучи.

Историческая справка, рубрика «Грамотейкина история»

Не все знают, что

шипящие Ж - Ш в Древней Руси обозначали мягкие звуки. В 13 веке произошло отвердение этих звуков, а написание сохранилось прежним.

Ча-ща, чу-щу пишутся по образцу слогов жа-ша, жу-шу.

Найдите у себя на парте карточку фиолетового цвета .

Задание: вставь пропущенную букву . Определи на какую она орфограмму и найди карточку в классе с соответствующей орфограммой.

(Учащиеся объединяются в группы сменного состава , в зависимости от своей орфограммы, выбирают командира, проверяют друг у друга и делают выводы)

карточки карточки карточки

И А У

(жи-ши) (ча-ща) (чу-щу) оруж. е нет меч. ворч.н у Миш. ч.йник хохоч. обслуж .л стуч.ть ощ.щение друж .ть саранч. ч.десно ж.вой
поуж. нал ч.йка прищ.чить подскаж. у меч. ч.гунок в тиш. оч.рование уч.ял дрожж. уч.сток щ.пальца ш . то

служ.ть у ключ. ч.десный ж.летка пищ. выращ. чиж. гущ. щ.плый ж.молость нач.ло к плеч. свеж.й задач. по-щ.чьему



ж.рность у ключ. ч.ткость скаж. случ.й ч.дак ж.знь пощ.дить щ.рёнок беляш. сороч.та ч.десный ш.шки зайч.тки трещ.

Регулятивные УУД

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.


Познавательные УУД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устноу форме.







Коммуникативные УУД. Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.



Познавательные УУД

Осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий ,действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные УУД

Строить правильные речевые высказывания, формулируют и аргументируют собственное мнение

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные результаты

Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.





Регулятивные УУД

Формирование умения выполнять последовательность действий.

Личностные результаты

позицию по отношению к своей работе в группе.

Коммуникативные УУД

Организовывать совместную работу.


ΙV. Итог урока.

Рефлексия

7 лепесток - синий «Обобщайка»

-_Чему мы сегодня учились на уроке?

Учились находить в словах орфограммамы ча-ща, жи-ши, чу-щу,

Графически обозначать данные орфограммы.

Наш урок подошёл к концу. Расскажем в стихах, какие орфограммы закрепляли на уроке.

1 ученик(оранжевый лепесток)

Лыжи, мыши и ужи

Шины, ежики,чижи

2 ученик (голубой лепесток)

Жи да ши, жи да ши

С буквой и всегда пиши

3 ученик (жёлтый лепесток)

Ча да ща,ча да ща,

Роща, чаща и свеча

4 ученик (красный лепесток)

Пища, туча, саранча

С буквой а и ча и ща

5 ученик (зелёный лепесток)

Не стучу, не пищу,

Не ворчу и не кричу

6 ученик (фиолетовый лепесток)

А учу да учу

Все слова на щу чу

7 ученик (синий лепесток)

Чум. Чудак, чулок, чурбан,

Щука, чудо и чулан

Сочетанья чу и щу

Пишем только с буквой У

- Оцените свои успехи:

- А какой этап урока вам наиболее понравился и удался?

Учащиеся подходят к тому лепестку цветка (этапа), который им наиболее понравился в ходе урока.

В заключение исполняют песню.

Есть на свете место

Это знаю точно

Где цветёт волшебный

Сказочный цветок

Цветик-семицветик

Мой король цветочный

Дарит детям чудо

Каждый лепесток 2раза

Припев:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг!
Лишь коснёшься ты земли! Быть по- моему вели! 2раза



Регулятивные УУД

Совместно с учителем давать оценку своей деятельности


Деятельность учеников: - Наблюдать за написанием слов, выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило. - Находить по определённым признакам изучаемые орфограммы-буквы в словах.

© 2010-2022