- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок. Обучение грамоте по темеСогласные звуки [х], [х, ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой Х
Урок. Обучение грамоте по темеСогласные звуки [х], [х, ], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой Х
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Латыпова Р.С. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обучение грамоте.
Тема: Согласные звуки [х], [х,], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой Х.
Цели:
- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
- формируем умение писать слова;
- формируем умение анализировать текст. Символы: ножницы.
Этапы урока
Ход урока
Ι. Актуализация знаний
- Чем мы занимались на прошлом уроке обучения грамоте?
- Расскажите, а вы кем хотите стать?
- Откройте учебники
- Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.
- Давайте составим план урока.
Составление плана урока.
План (примерный)
-
Знакомство с новыми звуками и буквой.
-
Звуко-буквенный анализ слов.
-
Чтение слогов и слов.
-
Чтение предложений и текстов.
-
Знакомство с написанием буквы Х.
-
Письмо букв, слогов, слов и предложений.
- Что нового мы узнаем сегодня?
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания 1. Знакомство с новой буквой. 1) Выделение звуков [х], [х'] из слов. - Послушайте и повторите за мной слова: хор, хата, характер. - Какой звук первый в этих словах? - Какой звук [х]? (Дети дают характеристику.) - Послушайте слова: хитрый, хищный, хек, химик... - Какой звук первый в этих словах? Какой это звук? - Чем отличаются звуки [х] и [х']? - Подберите сами слова, начинающиеся с этих звуков. Звуко-буквенный анализ 2-3 слов. Знакомство с буквой Х. 2) Учитель заранее раздаёт детям листочки в виде квадрата, дети выполняют действия. - Загадаю вам загадку. Становитесь на зарядку. Раз - листочек поднимаем, Два - листочек загибаем, Три - ещё разок свернули, На четыре - развернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови! - А кто нам расскажет, на что похожа буква Х?
Х - на ножницы похожа, Но в работе, а не лёжа. Хочешь - порешь, Хочешь - шьёшь, Хочешь - сам себя стрижёшь. Учитель показывает раскрытые ножницы. 2. Работа в «Букваре».
- Откройте «Буквари» на с. 124. 1) Работа со схемой-«человечком» (с. 124), завершение схемы. - Что можете рассказать про букву Х? 2) Чтение слогов и слов в «Букваре». После чтения 1-й строчки слогов: - Прочитайте слоги с твёрдым согласным [х] громко, а с мягким согласным [х'] - тихо. После чтения 1-2-го столбиков слов: - Обозначьте красной точкой гласные звуки. - Прочитайте слова в порядке убывания слогов. Лексическая работа: химия - наука о составе, строении вещества. После чтения 3-го столбика: - Прочитайте слово, которое обозначает то, что можно услышать или прочитать (стихи); название блюда из рыбы (уха.) - Определите, какой звук в этих словах - [х] или [х']? Обозначьте соответствующей точкой. 3. Работа в тетради для печатания (с. 41).
Печатание буквы Х.
4. Работа в прописи (с. 17). Написание строчной х. Сравнение печатной и письменной буквы Х. - Посмотрите на табло. Какие отличия у печатной и прописной букв Х? - Обведите элементы букв и прописные буквы на табло. - Элементы каких букв есть в букве Х? Сравнение буквы Х и буквы С. Использование ручек разных цветов. - Из каких элементов состоит буква Х? (Из двух полуовалов.) - Какой из полуовалов - буква С? (Правый элемент буквы.) Объяснения учителя, как пишется буква Х. - Сначала пишется левый полуовал. Затем правый. Буква пишется с отрывом. Написание буквы по образцу на 1-й строке. - Напишите букву Х зелёным цветом, а букву С - синим цветом, два раза так, чтобы полуовалы её были округлыми. - Напишите три раза букву Х. Следите за тем, чтобы полуовалы не были сильно округлены. - Проверьте, есть ли в записанных буквах неровные закругления, промежуток между овалами.
- Допишите самостоятельно красиво букву Х до конца строки.
- Подчеркните «мисс букву».
ΙΙΙ. Применение нового знания 1. Работа в «Букваре» Знакомство с междометиями. - Рассмотрите картинки на кубиках. Расскажите, какие чувства переживает мальчик на 1-й картинке. (Восхищение, восторг.) - Прочитайте предложения под кубиком именно с таким чувством, пробуя повторить и жест мальчика. - А какие чувства переживает второй мальчик? (Недовольство, усталость.) - Прочитайте предложение под кубиком, передавая голосом усталость. - А кто из вас испытывал такое чувство холода, как мальчик, которого нарисовали на 3-м кубике? - Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.
- Какие слова в предложениях помогли передать чувства и состояния людей? (Вывод: ах, ох, ух - это особые маленькие слова, которые выражают разные чувства.) - Что мы сейчас делали? (Читали слова.) - Что нового узнали? - Какое умение формировали? 2. Работа в прописи. 1) Написание буквосочетаний. - Прочитайте буквосочетания. Какие из них являются слогами? - Словами? - Как соединяется буква Х с другими буквами? - Подчеркните слова, которые выражают чувства. Написание буквосочетаний. 2) Обведение слов по письменному образцу. - Прочитайте слова. Поставьте в них знак ударения, подчеркните опасные места в словах, объясните правописание этих слов. Обведите слова. - В каком слове используется нижнее соединение буквы Х с последующей буквой? - Подберите к словам, которые отвечают на вопрос «какие?», подходящие слова, отвечающие на вопрос «кто?». (Храбрые охотники, хитрые лисы...) - Сколько букв в словах храбрые, хитрые, хорошие? - Сколько звуков? - Почему их больше? - Спишите слова, обозначьте звуки цветными точками. - Разделите (устно) слова на слоги. 3) Подбор и запись слов - названий профессий. - Какие профессии получают в университете, в академии? Физкультминутка. 3. Работа в «Букваре». Работа с текстом «Ах и Ох» . 1) Работа с текстом до чтения. - Прочитайте заглавие. - Что вы уже узнали об этих маленьких словах? - А почему они написаны с большой буквы? (Возможно, это чьи-то имена.) - Где вы нашли подтверждение вашим предположениям? (На иллюстрации.) - Почему их назвали так, разве есть такие имена? (Предположения детей.) - А можно ли сказать что-то про характер этих героев, хотя они стоят к нам спиной? 2) Чтение текста про себя. - Так бывают ли на самом деле такие Ахи и Охи? - Почему так неопределённо говорится о времени и месте? - Какие тексты зачастую так начинаются? (Сказки.) - А что значит скулил? - Можете ли предположить, кого работа испугает? - Работает ли Ох? Чем он занят? (Ходит-бродит, охает.) - Почему у него ноги зябнут? (Он не работает, ищет причину, оправдание.) - Почему Ах радуется, а Ох стонет? (У них разные характеры.) - Как вы думаете, кому живётся легче? 3) Вопросы ко всему тексту. - Что можно сказать про двух братьев? Какие они? - Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох? - К какому фрагменту текста относится иллюстрация? - С кем бы из этих братьев вы хотели дружить? Почему?
4) Выразительное чтение. Инсценирование сказки. - Что мы сейчас делали? (Читали текст.) - Что нового для себя узнали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речь 4. Работа в прописи (с. 17). 1) Знакомство со словом с непроверяемым написанием хорошо.
- Какое слово чаще всего произносит Ах? (Хорошо.)
- Найдите это слово в рамке. Назовите гласные звуки в этом слове.
- Какой из них ударный?
- Подчеркните букву, которую надо запомнить.
- А какую букву О можно проверить?
- Подберите однокоренные слова.
- Проверочное слово.
- Запишите это слово.
- Обозначьте ударный, подчеркните букву, которую надо запомнить.
2) Списание предложений с печатного образца.
- Прочитайте предложения на с. 17. - Какое слово встретилось в обоих предложениях? - Одинаковое ли значение у слова храм в этих предложениях? (В 1-м предложении слово храм употребляется в переносном значении: место служения науке. Во 2-м предложении в прямом значении: храм - церковь, место для богослужения.) Анализ и подготовка к списыванию.
Списывание и проверка написанного.
5. Работа в «Букваре». Работа со стихотворением О. Григорьева «Хо-хо, ха-ха» 1) До чтения. - Все вы хорошо знаете, что петух поёт «ку-ка-ре-ку», в Германии считают, что петух кричит «ки-ке-ре-ки», в Турции - «ко-ко-ри-ко», в Англии - «кокейдудлду». Такая разноголосица возникла потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки животных к произношению и звукам родного языка. Это звукоподражательные слова. - Прочитайте название стихотворения. - Что заметили? (Звукоподражательные слова.) - Можно ли предположить что-то о настроении по заглавию стихотворения? - Рассмотрите иллюстрацию. Кто герой стихотворения? Что его рассмешило? - Кто автор? - Знаком ли он нам? - Что мы уже читали? - Каким может быть новое стихотворение? 2) Чтение стихотворения про себя. - А бывают «щекотные» стихи? 3) Чтение стихотворения вслух. Вопросы после чтения. - Над чем хохотал мальчик? - Что его развеселило? - С чем сравнивает автор эти весёлые стихи? (С щекоткой.) - Что вы можете рассказать о мальчике? (Он любит читать, у него есть чувство юмора...) - Попадались ли вам «щекотные» стихи? Кто их автор? 4) Выразительное чтение стихотворения.
5) Работа после чтения стихотворения. - Понравилось ли вам это стихотворение? Кто его автор? - Что вы о нём можете сказать? Какой он человек? (Он весёлый, понимает детей, видит мир глазами ребёнка.) - Стихи О. Григорьева интересны, забавны. Он находит необыкновенные сравнения, играет словами, описывает необычные ситуации с помощью юмора, предлагает читателям задуматься над серьёзными вещами. - Что мы сейчас делали? (Читали текст.) - Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
ΙV. Итог
- Что нового узнали? - Какие уже известные нам знания повторили? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
V. Домашнее задание
Нарисовать портреты двух братьев - Охa и Ахa; выучить стихотворение О. Григорьева наизусть.
7