Реализация программы духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО (практическая реализация)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Немцева Татьяна Григорьевна

учитель начальных классов МОУ «Гимназия»

г. Абакана Республики Хакасия

Адрес: г. Абакан. Ул. Комарова, 12. р.т. 23-00-99

E-mail: gimnazia_abakan@ mail.ru

Реализация программы духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО (практическая реализация)
В новом стандарте сказано о том, что он «разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. Среди задач, которые стоят перед школой на ступени начального общего образования, стандарт называет, в частности такие;

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся [1].
Одним из средств реализации названных требований может служить программа «Кладовая мудрости», которая поможет решить ряд проблем духовно - нравственного развития и воспитания личности. Содержание программы «Кладовая мудрости» нацелено на обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России по средствам освоения и принятия школьниками общечеловеческих ценностей через культуру и творчество разных народов и призвано явиться источником личностного роста, саморазвития, полем самореализации гимназиста, накоплением его индивидуального опыта и оформлением самоидентичности. Задачи программы:
  • формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  • воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
  • воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
  • способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  • приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Данная программа имеет 4 направления, которые органично взаимосвязаны друг с другом, что позволяет плавно подниматься каждому обучающемуся в своём развитии с одной ступени на другую: 1 класс - «Я и моя семья»: познакомить учащихся с культурой русского народа в совместном творчестве семьи и школы. 2 класс - «Моя малая родина»: расширить представления учащихся об обычаях и традициях хакасского народа. 3 класс - «Моя страна-вся соседями населена»: приобщить детей к культуре народов России. 4 класс - «Путешествие по дальним странам»: создать условия для «погружения» учеников в культуру разных стран. Направления концепции духовно - нравственного развития и воспитания школьников определили основное содержание работы по программе, которое реализуется по одной схеме на любом этапе её реализации:
  • сотрудничество с семьей;
  • «погружение» в тему (экскурсия, фольклорные праздники, посещение спектаклей, культурных центров);
  • маршрутный лист (мотивация на развитие, фиксация достижений), который разрабатывается на каждый учебный год;
Например: Примерный маршрутный лист. 2 класс «Моя малая Родина»

Мероприятия

Отметка о выполнении I четверть -диагностика «Дом, в котором я живу»; -посещение краеведческого музея; - викторина «Знаешь ли ты Хакасию?»; -исследовательский проект: «Символы Хакасии»; -защита проектов с ИКТ;
II четверть - экскурсия по столице Хакассии; -фотоконкурс "Любимые места отдыха нашей семьи"; - «Легенды происхождения названия города Абакана» - исследовательский проект; - Игра с картой "Путешествие на вертолете"; - Акция "Ровесники города" - семейный вечер - «Абакан - город детства моего»
III четверть -посещение хакасского национального театра; - встреча со знаменитыми земляками; - конкурс творческих литературных работ «О родной земле с любовью!»; -«Семейные обычаи хакасов» (устное народное творчество) - творческий проект;
IV четверть - музейные уроки:

  • хакасская юрта;
  • национальная одежда;
  • национальная кухня.
- посещение фольклорных хакасских праздников; - «Литературные герои хакасов» - исследовательский проект; - видеожурнал: «Сказание о земле Хакасской»






  • проектная деятельность с использованием ИКТ;
  • партнерство с общественными организациями, культурными центрами;
  • итоговый праздник;
  • рефлексия на деятельность и ее результат;
  • оформление тематического раздела в электронной энциклопедии и размещение её на сайте гимназии.
Важным условием является сближение урочной и внеурочной деятельности основного и дополнительного образования, выстраивание системы «урок - внеклассное дело - занятие в творческом объединении школьников», создание единого образовательного пространства класса, школы и семьи, взрослого и ребёнка. Рассмотрим реализацию основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе программы «Кладовая мудрости». Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Реализацию первого направления мы рассмотрим на примере 1 класса, когда дети знакомятся с культурой русского народа, приоткрывая тайны семейного воспитания, в котором большое значение придается богатому и разнообразному русскому народному фольклору. Дети представляют семейные традиции на конкурсах чтецов, инсценировках, обрядовых играх. Таким образом, происходит приобщение семьи к школе, через различные формы работы: родительские собрания, круглые столы, семейные театрализации, совместные праздники. Основным творческим проектом становиться проект: «Моё родословное древо». Вовлеклись и заинтересовались многие. Сначала учащиеся собирали информацию в семье, работали с устным источником - воспоминаниями, в этом деле им помогали их родители и другие родственники. Получив результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся составляли своё родословное древо, которое выглядело в виде живописного дерева нарисованного на бумаге, смоделированного в виде объёмной композиции или в электронном варианте. Учащиеся сделали подбор фотографий, дат и мест рождения своих родственников, а также дополнили информацией о роде занятий предков и интересными фактами из их жизни. Каждая работа была представлена на празднике «Я и моя семья», где произошло более близкое знакомство с каждой семьёй. На лето дети получили задание: отыскать ценные предметы, которые хранятся в семье и передаются из поколения в поколение, узнать историю происхождения этого предмета. Итогом такой исследовательской работы станет творческий проект «Реликвия моей семьи». Восстанавливая семейную историю, учащиеся тем самым приумножают духовные ценности и сами более активно приобщаются к ним. Совместный поиск информации, изучение своей истории воспитывает историческую память, способствует формированию активной жизненной позиции, пробуждает и укрепляет интерес к истории страны, позволяет сформировать у детей элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении, сформировать уважительное отношение к свои предкам и увидеть значимость своей семьи. [2] Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Особо ярко реализация этого направления происходит через синхронизацию урочной и внеурочной деятельности. Такой подход позволяет выйти за рамки урока и привлечь семью, общественные и религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средства массовой информации для достижения современного национального воспитательного идеала. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и на основе работы с художественными произведениями на уроках литературного чтения, которые позволяют ребёнку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На уроках предлагаю детям примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести, побыть в той или иной роли, попытаться разобраться в тех или иных поступках и ответить от имени героя. Произведение Л.Д. Кортоковой «Может, в сердце боль закралась?» позволило примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роли родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволило ребёнку иными глазами взглянуть на близких людей[3]. Главная идея урока - воспитание уважительного отношения к людям разных возрастов, перетекла во внеурочное мероприятие: «Все мы разные, но все мы равные» по формированию толерантного отношения к окружающим и цикл классных часов по этическому воспитанию. К обсуждению этой проблемы присоединились родители на собрании «Я - толерантный родитель!». Таким образом, дети получили начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. С целью воспитания уважительного отношения к труду и творчеству старших и сверстников в программе предусмотрены экскурсии на предприятия Хакасии, знакомство с профессиями родителей, экскурсии по городу. Вовлечение детей в творческий проект «Лента времени», цель которого - создать историю своей семьи, соотнести важнейшие даты семьи с событиями в мире, позволяет воспитывать ценностное отношение к человеку труда, трудовым достижениям. В данном проекте ребёнок стал связующим звеном между миром внешним и внутренним миром семьи. Проекты рождались совершенно разные, но каждый открыл для себя свою семью с другой стороны и почувствовал свою принадлежность, свою роль в этой ленте, продолжение которой зависит теперь и от него, от его осознания приоритета нравственных основ труда и творчества. Необычна, на мой взгляд, оказалась работа Вероники, которая очень увлечена музыкой. Она соотнесла дни рождения всех своих родных с рождением великих музыкантов. Оказалось, её дедушка родился в один день с известным советским композитором Блантером Матвеем Исааковичем, а бабушка вместе с популярным музыкантом 60 - х. годов Элиот Смит, а сама Вероника родилась в один день с польским музыкантом Мотюшко Станиславом. Видимо такой талант в музыке у неё не случайно. Дети приходят к выводу, что все мы разные, у каждого своя история, своё право на ту жизнь, которая ему дана. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Эти два направления в программе «Кладовая мудрости» реализуются через развитие интереса к прогулкам на природе, спортивным конкурсам: «Папа, мам, я - спортивная семья!», «А ну-ка, мальчики!», подвижным играм, хакасским народным праздникам, туристическим походам и путешествиям по родному краю. Обыкновенный праздник «Масленица», «Золотая осень», да и любой повод съездить на природу начинается с того, что мы наводим чистоту вокруг того участка, где мы собираемся отдохнуть, так как невозможно насладиться природой в грязном лесу. Дети получают личный опыт ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, первоначальный опыт в природоохранной деятельности в школе, на приусадебном участке в совместном творчестве семьи и школы. Такое поведение формируется через общешкольные акции: «Жёлтый лист», «Кормушка», «Наш школьный двор», «Помощь бездомным животным» и другие. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Особую роль при реализации этого направления отводится активному использованию воспитательного потенциала регионально-культурной среды. «Погружение» в культуру хакасского народа за счет посещения музеев, выставок, национального театра, народных праздников, участие детей в творческом проекте: «Семейные обычаи хакасов» (устное народное творчество), этнокультурного проекта: «Фестиваль хакасских спортивных игр» и проведение музейных уроков: хакасская юрта, национальная одежда, национальная кухня. Собирая материал для реализации проектов, дети получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры малой родины. Организация работы по программе «Кладовая мудрости» эффективна в решении задач Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, так как модель выпускника данной программы отражает её основные направления. Атрибутами такой личности являются:
  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • трудолюбие, бережливость;
  • понимание и поддержка нравственных устоев семьи;
  • способность к культурному самоопределению, самореализации и саморазвитию;
  • бережное отношение к жизни человека.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины [4].

Литература

  1. Ванцян А. Г., Нечаева Н. В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.- 224с.
  2. Данилюк А. Я., КондаковА. М., Тишков В. А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Издательство «Просвещение», 2011 -24с.
  3. Короткова Л. Д. Сказка - для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.- М.: Педагогическое Общество России, 2001 -128 с.
  4. Сорвина, Р. Н. Духовно-нравственное развитие личности в системе дополнительного образования младших школьников./ file:///I:/Школьный портал - Учителям.
  5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.






















Реализация программы духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО (практическая реализация)

8


© 2010-2022