Конспект урока по литературному чтению: Сказка про маленького енота

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новостепновская общеобразовательная школа

Джанкойского района Республики Крым









Конспект по литературному чтению на тему:

«Подробный пересказ краткого текста. Чтение молча

«Сказка про маленького енота» 1 класс









учителя Новостепновской ОШ

Усатовой Галины Васильевны

1 класс







Тема: Подробный пересказ краткого текста. Чтение молча «Сказка про маленького енота»

Цель: Познакомить обучающихся с данным произведением, отрабатывать навыки осознанного чтения; Развивать память, речь, внимание: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух текст, читать выразительно, передавая настроение текста; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героев, выражая своё отношение к ним.

Оборудование: пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Ласковое слово что весенний день», «Старый друг лучше новых двух», синонимы к словам «мужество», « страшный», «добродушный»,

«испугался», плакат «Жить без улыбки - просто ошибка», серия иллюстраций к сказке, эмблема «Добрая улыбка», выставка «Что за прелесть эти сказки!»

Ход урока

І.Вступление.

Я думаю, что вы будете хорошими помощниками на уроке. Самые активные ребята получат значок в конце урока «Добрая улыбка».

ІІ.Мотивация учебной деятельности.

Ты хочешь в чудо сказку

Отправиться дружок?

Быстрей пошли в дорогу

Ведь путь у нас далёк.

Посмотрите, как удивителен и красив мир сказки.(Рассматривание выставки «Что за прелесть эти сказки!»). Это А.С Пушкин так говорил о сказках.

Ребята, вы любите сказки? Перед вами выставка сказок, которые вы, возможно, уже читали и знаете. Сейчас вы услышите отрывки из сказок и угадайте, пожалуйста, как называется сказка, кто её автор?

  • Грамзапись отрывка из сказки «Бременские музыканты» Автор: Бр.Гримм.

  • Иллюстрация к сказке «Муха-цокотуха». Автор: К.Чуковский.

  • Чтение учителем отрывка из сказки «Репка»: «Один старый человек посадил репку. Репа выросла чрезвычайно больших размеров, хорошей крепости и сладости. Пошёл дедушка рвать репу. Но так как репа была чрезвычайно крепкая, ему не удалось её вытянуть. Тогда дедушка пригласил к себе бабушку. Совместными усилиями они пытались справиться с репкой, но это им не удалось. Позвала бабушка внучку. Внучка заняла своё место в ряду тянущих. Стали они организованно тянуть репку, но безрезультатно и т.д

-Кто написал эту сказку? (народ)

Правильно, это русская народная сказка.

-Правильно я рассказала сказку?

-Кто может рассказать правильно?

ІІІ. Постановка целей урока.

-Предположите: чем мы будем заниматься на уроке?

-Правильно, сегодня мы пройдём сказочными тропинками «Сказки про маленького енота». Будем учиться интересно и увлекательно пересказывать сказку подробно.

Скорей протяни ей ладошки

И сказка придёт к тебе

Побудет с тобой немножко

Расскажет тебе о себе

Ну, а потом пойдёт дальше

Ко всем, кто так ждёт её

По травке, умытой росами

Другим принесёт добро.

Пока сказка у нас в гостях, давайте её прочитаем и научимся пересказывать.

2.Чтение сказки учителем:

- Назовите главных героев сказки.

3.Чтение сказки учащимися:

-Что енот собирал в лесу?

-Много набрал он сухих веток?

-Через что надо пройти еноту, чтобы попасть домой?

-Каким был мост? Как енот передвигался по мосту?

-Кого енот случайно увидел в речке?

-Что произошло между енотом и чудищем?

-Что енот сказал маме?

-Как мама утешила сына?

-Как поступил енот после совета мамы?

-Какое существо теперь было в речке?

Словарь: Какими словами можно заменить слово хворост? (сухие ветки).

4 Чтение сказки учащимися молча.

5.Работа с планом. (на доске план и иллюстрации к сказке)

-Правильно ли расположены иллюстрации к сказке? (Исправить)

-Соотнесите план с иллюстрациями.

І часть. Какой заголовок подойдёт к первой иллюстрации?

Мамин помощник.

Давайте найдём и прочитаем І часть в тексте, которой соответствует этот заголовок. (Отметить карандашом).

ІІ часть. Как мы озаглавим эту часть?

Встреча с чудовищем.

Прочитаем вторую часть.

-Почему енот бросился бежать?

(Испугался - устрашился, ужаснулся, оробел, струсил, обмер)

Работа над синонимами к слову испугался.

ІІІ часть. К третьей части (иллюстрации) какой подойдёт заголовок?

Разговор с мамой.

Найдём отрывок в сказке.

-Что сказал енот маме?

(Страшный- ужасный, чудовищный, жуткий, зловещий, грозный)

Работа над синонимами к слову страшный.

-Что еноту ответила мама?

-Перескажите ІІІ часть.

IV часть. Заголовок «Улыбка»

-Какую иллюстрацию можно нарисовать к последней части? (словесное рисование)

Показ иллюстрации.

2.Выборочное чтение.

-Как енот помирился с чудовищем? Легко ли ему было?

-Собрал всё своё мужество.(Синонимы: смелость, храбрость, стойкость). Работа над синонимами.

-Что помогло помириться с чудовищем? (Улыбка.)

-Что значит улыбаться? Выражать свои добрые чувства.

Физминутка. Выполнение упражнений под музыку песни «Улыбка».

-Какое существо смотрело на енота из воды? Добродушное, милое, весёлое.

Какими другими словами можно заменить слово добродушное?

(благодушное, доброе добросердечное, мягкосердечное)

Перескажите последнюю часть.

V. Продолжение работы по теме урока.

Подготовка к пересказу.

а) Чтение правил пересказа. (таблица)

1.Заменять слова и предложения другими, близкими по смыслу.

( чтобы избежать повтора)

2. Сохранять особенности языка сказки. (Вспомнить сказку «Репка»)

3. Нельзя вводить в пересказ то, чего не было в исходном тексте.

4. Обратить внимание на те слова, которые наиболее точно характеризуют главного героя.

5. Составление плана.

б) чтение памятки «Как подготовить пересказ» (индивид. карточки)

6.Работа в парах:

а) чтение сказки самостоятельно;

б) пересказ друг другу;

в) лучший пересказывает всему классу.

-Кто же смотрел на енота из воды? (отражение)

VI. Рефлексия.

- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока.

Волшебный клубочек я утром нашла

В нём мудрость народа укрыта была.

Сейчас все мы дружно клубок размотаем

Секрет мы пословицы этой узнаем.

-Какие пословицы раскрывают смысл сказки?

Как аукнется, так и откликнется.

Старый друг лучше новых двух.

Ласковое слово что весенний день.

- Что же помогло еноту справиться с чудовищем? (Улыбка)

Можно ли жить без улыбки?

Вывод: «Жить без улыбки - просто ошибка» (плакат на доске)

Какую сказку мы читали на уроке?

Какая это сказка: героическая, поучительная или юмористическая?

Чему учит сказка?

Так как мы сделали вывод: «Жить без улыбки- просто ошибка», давайте же улыбнёмся друг другу, подарим хорошее настроение.

Звучит песня «Улыбка», поёт весь класс. В это время учитель раздаёт учащимся значки «Добрая улыбка».



© 2010-2022