• Преподавателю
  • Начальные классы
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ» Развитие творческих способностей и логического мышления у детей 5-7 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ» Развитие творческих способностей и логического мышления у детей 5-7 лет

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад №104 «Бэлэкэч»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ» Развитие творческих способностей и логического мышления у детей 5-7 лет.

города Набережные Челны Республики Татарстан












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВОЛШЕБНАЯ НИТЬ»


Развитие творческих способностей и логического мышления у детей 5-7 лет.




Воспитатель 1 кв. категории


Хакимуллина Айгуль Мударисовна









2014 год



Пояснительная записка


«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев».

В.А. Сухомлинский

Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная нить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самоопределения личности ребенка, создание условий для ее саморегуляции, формирование эстетического вкуса, творческих способностей и логического мышления.

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

Перед нами стоит очень важная цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, самостоятельности и активности мышления, которые способствуют достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у детей те качества, которые находят яркое выражение в творчестве: то есть смекалку, пытливость, инициативу, фантазию, воображение.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие - появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.

Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Каждый ребенок любит рисовать и умеет это делать по-своему. Дети рисуют палочкой на песке, мелом на асфальте, угольками на стене, карандашами и красками на бумаге и многими другими материалами и инструментами.

А можно ли научить ребенка изображать рисунок нитью, при этом научиться прекрасно владеть иглой.

Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью.

Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных и немецкоязычных странах, а также во Франции.

Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и аккуратно, да и фантазии нет предела.

Это один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей. Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Её можно использовать в работе в детском саду, при подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.

Значимость программы;

Данная программа является пособием по развитию у детей творческих способностей и логического мышления через комплексное развитие личности ребенка, его познавательных интересов, художественных способностей и эстетического вкуса. Она может быть использована для реализации дополнительной детской деятельности.

Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речь.

Мышцы рук выполняют три основные функции:

*Органов движения;

*Органов познания;

*Аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже на основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко, значит речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процесс развития мелкой моторики рук.

Если ребенок, трогает какой - либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Как мы обычно развиваем зрительно-моторную координацию? С 2-3 летками играем в игры шнуровки, сороку ворону, перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Если ребенок в 4 года не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет ничего кроме колбасок не лепит, если в 6 лет не умеет пришивать пуговицы, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников - это важный этап при подготовке к школе, к письму являющийся показателем интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

В творческой продуктивной деятельности гораздо проще повествовать. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.

«Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов.

Изучая литературы по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время художественно-творческой деятельности: рисование, аппликации, ручной труд привели меня к выводу, что занятия техникой изонить могут быть доступны, интересны и для детей моей группы. Я приняла решение организовать в своей группе дополнительные занятия «Волшебная нить». Занятия интересны как для девочек, так и для мальчиков.

Актуальность программы;

Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему использования в работе с детьми интересных, современных, нетрадиционных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования нетрадиционной техники изонити.

Разработки данной программы заключается в идее использования изонити- одного из видов прикладного искусства, как эффективного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.

На занятиях, работая над развитием зрительно-моторной координации, а в частности над развитием мелкой моторики и координаций движений рук, мы решаем сразу две задачи:

  • косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка.

  • готовим его к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

  • Мелкой моторики пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

  • Сенсорного восприятия;

  • Глазомера;

  • Логического мышления;

  • Воображения;

  • Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);

  • Художественных способностей и эстетического вкуса.

Новизна программы;

Новизна этой программы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.

Так же новизна программы заключается в принципиально новом подходе к обучению детей. Дети знакомятся с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток и декоративных гвоздей - ниточным дизайном. Такие картины весьма эффективны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием.

Практическая ценность программы;

Занятия техникой изонить в кружке «Волшебная нить» позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

  • Творческие - изобретение различных моделей, изображений, своих сюжетов и композиций.

  • Конструктивные - при создании сюжетов, композиций с использованием разных техник и приёмов.

  • Изобразительные - за счёт частичной или полной дорисовки, аппликации деталей, применения цветовых сочетаний, чередование цвета.

  • Театрализованные - инсценировка сказок, сюжетов из произведений художественной детской литературы.

На занятиях дети приобретают практические навыки: владение шилом, иглой, ножницами, ниткой, знакомятся с фигурными трафаретами, опытом рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Цель программы; Развитие творческих способностей и логического мышления у детей.

Задачи программы;

Образовательные:

*Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.

*Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

*Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.

*Дать понятие о точке отсчёта.

*Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

* Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

*Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.

*Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.

*Научить работе с трафаретом.

*Научить технике работы с изонитью.

*Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Развивающие:

*Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

*Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.

*Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.

*Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

*Способствовать развитию абстрактного мышления.

*Закрепить понятие «зеркальное изображение».

* Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.

*Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

*Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

*Развивать активный и пассивный словарь детей.

*Развивать объяснительную и доказательную речь.

*Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Воспитательные:

*Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

*Воспитывать эстетический вкус.

*Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации) .

Сроки реализации программы;

Эффективность реализации данной программы выражена в очевидной динамике развития у дошкольников творческих способностей и логического мышления за определенный промежуток времени (полугодие, год). Результаты промежуточной, итоговой диагностики показывают рост качества знаний детей по разделам математики: геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, количество и счет. Выражена динамика и творческого потенциала детей, которая выходит за рамки привычных мыслительных стереотипов.

Для реализации программы выбран алгоритм проведения занятия:

  • Выбрать рисунок;

  • Подобрать основу вышивки;

  • Перевести рисунок на основу с изнаночной стороны;

  • Разбить рисунок на элементы;

  • Подобрать способ вышивания каждого элемента, учитывая характерные признаки вышиваемого предмета;

  • Проколоть дырочки по контуру элемента с изнаночной стороны, соблюдая обязательные условия;

  • Использовать проколы для вышивания соседних элементов;

  • Вышить данный элемент;

  • Проколоть дырочки по контуру следующего элемента.

Основные принципы отбора материала;

Учебный материал методического пособия Гусаровой Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие» рассчитан на 1 год обучения. Учебный план модифицированного мною курса занятий рассчитан на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 5 - 7 лет 20 - 25минут. Занятия проходят в виде игры. Количество детей в группе не более 5-6 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности.

Так же программа заключена в комплексном подборе заданий и задач из разных образовательных областей - математики, ознакомления с окружающим, рисования, развитием речи - что делает занятия интегрированным.

Познание (ознакомление с окружающим и экспериментирование). Расширение представлений о предметном мире, о свойствах и качествах ниток, ткани, бумаги, картона.

Познание (ФЭМП). Понятие о разных углах, представление о их величине, длине сторон, вершине, об окружности, её центре, хорде, количественный и порядковый счёт, ориентировка на плоскости.

Коммуникация (речевое развитие). Развитие активного и пассивного словаря, объяснительной и доказательной речи, введение в активный словарь математических терминов.

Художественное творчество (изобразительная деятельность). Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, знакомство с цветом, образами, сюжетами, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.

Социализация (театрализованная деятельность). Развитие самостоятельности и организация театрализованных представлений, воспитание любви к театру и различным жанрам литературных произведений.

Методика работы с детьми;

Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональное настроение у детей.

В основной части или практической объясняется новый материал,

дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач. Я не ставлю задачу точно повторить образец, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать.

Методика работы с изонитью.

  • На листе цветного картона с изнаночной стороны наносят рисунок (угол, окружность, дугу или овал). При этом можно использовать трафарет.

  • По линиям с изнаночной стороны наносят разметку для дырочек (по трафарету или по линейке). Число дырочек по обеим сторонам угла должно быть одинаково.

  • Подложив пластину пенопласта, шилом прокалывают дырочки по разметке. На лицевой стороне будут отверстия, повторяющие рисунок на изнанке.

1 этап. Изображение углов - первый год обучения.

Начинать занятия в технике изонити следует с изображения угла. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трёх отдельных углов.

Дети определяют вершину угла, его стороны, намечают на них нужное количество отверстий. Расстояние между отверстиями равно 1 см.

Важно чтобы дети различали лицевую и изнаночную стороны изделия. На лицевой стороне в результате пересечения нитей получается подобие треугольника с одной вогнутой стороной, а на изнаночной - только стежки, идущие по сторонам угла.

При изображении двух углов дети узнают, что два угла могут иметь одну общую вершину, что углы бывают разной величины, тупые и острые.

Далее дети знакомятся с двумя смежными углами, тремя и четырьмя углами, имеющими одну общую вершину. При этом расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшается до 0, 5 см.

Дети должны хорошо усвоить, что количество отверстий на обеих сторонах углов должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчёт.

На этом этапе необходимо подвести детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это важно для развития творческого мышления ребёнка.

Этот этап обучения заканчивается тем, что дети осваивают технику наложения одних углов на другие.

Последовательность выполнения углов.

Нанеся рисунок на изнаночную сторону картона, необходимо сделать разметку для дырочек и проколоть их по разметке.

С изнаночной стороны в нижнее отверстие вводим иголку с ниткой. С лицевой стороны направляем иглу в вершину угла (а) .

С изнаночной стороны вводим иглу во второе отверстие от вершины правой стороны угла, с лицевой стороны вводим иглу во второе отверстие внизу справа (б) .

С изнаночной стороны, из второго нижнего отверстия левой стороны вводим иглу в третье снизу отверстие левой стороны, на лицевой стороне из третьего нижнего правого отверстия направляем иглу в третье сверху отверстие на левой стороне (в) .

С изнанки, из третьего верхнего отверстия на правой стороне вводим иглу в четвёртое отверстие на правой стороне. На лицевой стороне из четвёртого сверху отверстия направляем иглу в четвёртое отверстие снизу на правой стороне (г) .

С изнанки, из четвёртого левого отверстия снизу вводим иглу в пятое отверстие на левой стороне, на лицевой стороне из пятого снизу отверстия на правой стороне вводим иглу в пятое сверху отверстие на левой стороне (д). На лицевой стороне нити пересекутся, а на изнаночной будут одни стежки: по левой стороне стежки пойдут снизу вверх, а по правой спустятся сверху вниз.

С изнанки игла с нитью спустится вниз по правой стороне из пятого отверстия в шестое, на лицевой стороне, выходя из шестого отверстия сверху слева, нить направится в шестое снизу отверстие на правой стороне, пересекаясь со всеми нитями (е) .

С изнанки, выходя из третьего слева отверстия, вводим иголку в четвёртое верхнее отверстие на левой стороне. На лицевой стороне вводим иглу в седьмое отверстие по левой стороне и выводим иглу с изнанки и последнего

2 этап. Изображение окружностей - второй год обучения.

После того, когда у детей выработались прочные навыки работы с углами, приступаю к изображению окружностей. Работая над окружностями, дети постоянно должны упражняться в выполнении углов.

-Рисуем окружность на изнаночной стороне картона (можно использовать трафарет).

-Делим окружность на 12 частей и прокалываем шилом отверстия по разметке.

-Начать работу можно с любой точки.

Величина вышитого угла зависит от длины хорды - линии между двумя точками: чем короче хорда, тем больше внутренний круг.

Заданное в начале работы число отверстий надо запомнить, чтобы потом, когда надо будет заменить нитку, по заданному числу восстановить её.

Вводим с изнанки иглу в отверстие 1 и отправим в отверстие 12 (запомним число отверстий - 12). С изнанки продвинемся на одно отверстие вперёд (13) по кругу и выведем иглу с нитью на лицевую сторону в отверстие 2.

С лицевой стороны из отверстия 2 выведем иглу на изнанку в отверстие 3. Из отверстия 3 выведем иглу на лицевую сторону в отверстие 14 и т. д. по кругу (с изнанки из отверстий 14, 15 на лицевую сторону в отверстия 15, 4, с изнанки - 4, 5, с лицевой - 5, 16, с изнанки - 16, 17, с лицевой - 17, 6, с изнанки - 6, 7, с лицевой - 7, 18, с изнанки - 18, 19, с лицевой - 19, 8 и т. д)

Одну и ту же окружность можно выполнить при хордах разной длины

3 этап - заполнение дуги.

• начертить дугу,

• разделить дугу на равные части,

• сделать проколы во всех точках деления,

• вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме.

Дуги и спирали рисуем на изнаночной стороне от руки, деления также наносим от руки (на глазок, стараясь, чтобы расстояния между делениями были одинаковы. Важно запомнить число отверстий, когда выводим первую нить. Последнюю нить можно найти легко - она всегда самая верхняя. Поднимем нить на кончик иглы и посчитаем отверстия, которые она соединяет.

Основы безопасности труда;

На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда. На первом же занятии педагог, знакомит ребят с различными инструментами и приспособлениями для работы, показывает, как правильно ими пользоваться, куда класть во время работы и убирать после занятий.

Правила безопасности работы, оформленные в виде плаката-памятки, рекомендуется вывесить в группе на видном месте, чтобы дети их видели постоянно. На каждом занятии по мере необходимости воспитатель напоминает их детям.

Ребята должны знать и соблюдать следующие правила при работе ножницами и иголками:

  • Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

  • Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

  • Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

  • Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду или другие случайные предметы.

  • Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

  • Иголки надо хранить в игольнице или специальной подушечке.

  • Нельзя брать в рот иголки.



© 2010-2022