- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Формирование коммуникативных УУД на уроках
Статья Формирование коммуникативных УУД на уроках
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Швиммер Г.Е. |
Дата | 25.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Швиммер Г.Е. ГБОУ СОШ №456
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. В культурно-исторической
традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина, 1986).
Коммуникативное развитие - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках. Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от: определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться; изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов; стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования; индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Коммуникативные УУД
А. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией:
1.Умеют слушать и слышать друг друга;
2. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
4. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме
5. Интересуются чужим мнением и высказывают свое;
6. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Б. Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действиия:
1. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
2. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
3. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
4. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
В. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:
1. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия;
2. Планируют общие способы работы;
3. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
4. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия;
5. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию;
6. Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его;
7. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.
Г. Работают в группе:
1. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
2. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
3. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.
Д. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества:
1. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие;
2. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания;
3. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
Е. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий:
1. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений;
2. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
-
Аспектный анализ (самоанализ) урока (системы уроков) это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определенным углом зрения (аспектом). Выбор аспектов зависит как от аналитической потребности, так и от возникшей практической необходимости
-
Например: формирование УУД
Урок первичного усвоения новых знаний
Этап урока
Вид УУД
Личностные
Первичное усвоение новых предметных знаний, умений
Формируются во время орг.момента (самоопределение), при проверке дом. зад. и постановке проблемы (смыслообразование), участии в диалоге, во время рефлексии.
Этап урока
Вид УУД
Коммуникативные
Первичное усвоение новых предметных знаний, умений
Речевая деятельность (воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов), навыки сотрудничества (предпочтительно в микрогруппах)
Целевое назначение
Вид УУД
Познавательные
Первичное усвоение новых предметных знаний, умений
Формируются в процессе добывания новых знаний (работа с текстом и др.), при выполнении действий по образцу, алгоритму, сравнении, анализа, обобщения…
Этап урока
Вид УУД
Регулятивные
Первичное усвоение новых предметных знаний, умений
Формируются во время формулирования познавательной цели, составления плана и последовательности действий, сличения своего способа с эталоном, внесение корректив.
Критерии оценивания формирования коммуникативных УУД.
Формирование коммуникативных действий с учётом позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
-
учёт разных мнений и умение обосновать собственное;
-
учёт разных потребностей и интересов.
- продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;
- умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
- отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют).
Формирование действий по организации и осуществлению сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках:
Критерии оценивания: • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла ; принципиального значения);
- умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;
-
взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).
Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности:
Критерии оценивания:
-
продуктивность совместной деятельности;
- способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты;
- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания: низкий уровень - учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;
средний уровень - координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;
высокий уровень - дети активно обсуждают возможные варианты выполнения задания, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принятого замысла.
В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а её формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекст как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий.
Литература:
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий
Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова Москва Просвещен ие 2010
- 6 -