Статья Формирование коммуникативных УУД на уроках

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Швиммер Г.Е. ГБОУ СОШ №456

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

Статья Формирование коммуникативных УУД на уроках

Статья Формирование коммуникативных УУД на уроках

Период для развития коммуникативных способностей, об­щения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. В культурно-исторической

традиции отечественной психологии коммуникативная де­ятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объ­единение их усилий с целью налаживания отношений и до­стижения общего результата (М. И. Лисина, 1986).

Коммуникативное развитие - формирование компетент­ности в общении, включая сознательную ориентацию уча­щихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять сво­бодное общение на русском, родном и иностранных языках. Системно - деятельностный подход обусловливает измене­ние общей парадигмы образования, которая находит отраже­ние в переходе от: определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться; изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения уча­щимися жизненных задач, т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов; стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования; индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Коммуникативные универсальные действия обеспечива­ют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктив­но взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проб­лемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точ­ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диа­логической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в со­ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных действий осуществляется в рамках нормативно-воз­растного развития личностной и познавательной сфер ребён­ка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Коммуникативные УУД


А. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией:

1.Умеют слушать и слышать друг друга;

2. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

4. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

5. Интересуются чужим мнением и высказывают свое;

6. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Б. Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действиия:

1. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

2. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

3. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

4. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

В. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:

1. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия;

2. Планируют общие способы работы;

3. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

4. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия;

5. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

6. Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его;

7. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Г. Работают в группе:

1. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

2. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

3. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.

Д. Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества:

1. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие;

2. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания;

3. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Е. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий:

1. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений;

2. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.


  • Аспектный анализ (самоанализ) урока (системы уроков) это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определенным углом зрения (аспектом). Выбор аспектов зависит как от аналитической потребности, так и от возникшей практической необходимости

  • Например: формирование УУД

Урок первичного усвоения новых знаний

Этап урока

Вид УУД

Личностные

Первичное усвоение новых предметных знаний, умений

Формируются во время орг.момента (самоопределение), при проверке дом. зад. и постановке проблемы (смыслообразование), участии в диалоге, во время рефлексии.

Этап урока

Вид УУД

Коммуникативные

Первичное усвоение новых предметных знаний, умений

Речевая деятельность (воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов), навыки сотрудничества (предпочтительно в микрогруппах)

Целевое назначение

Вид УУД

Познавательные

Первичное усвоение новых предметных знаний, умений

Формируются в процессе добывания новых знаний (работа с текстом и др.), при выполнении действий по образцу, алгоритму, сравнении, анализа, обобщения…

Этап урока

Вид УУД

Регулятивные

Первичное усвоение новых предметных знаний, умений

Формируются во время формулирования познавательной цели, составления плана и последовательности действий, сличения своего способа с эталоном, внесение корректив.


Критерии оценивания формирования коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных действий с учётом позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оце­нок или подходов к выбору;
  • учёт разных мнений и умение обосновать собственное;

  • учёт разных потребностей и интересов.

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;
  • умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
  • отношение к выработке общей точки зрения: позитив­ное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необхо­димости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конф­ликтуют).
После выполнения задания заслушиваются ответы разных пар. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делят­ся впечатлениями о том, что дала им дискуссия, легко ли было договариваться, изменилось ли их первоначальное мнение и т. д.

Формирование действий по организации и осуществлению сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках:

Критерии оценивания: • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла ; принципиального значения);

  • умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предло­жения и т. д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу выполнения задания;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и инте­ресом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с дру­гом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).
.
Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности:

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности;

  • способность строить понятные высказывания, учитыва­ющие, что знают, а что не знают адресаты;
  • способы взаимного контроля по ходу выполнения дея­тельности и взаимопомощи;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), ней­тральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходи­мости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания: низкий уровень - учащиеся не пытаются договориться друг с дру­гом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;
средний уровень - координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;

высокий уровень - дети активно обсуждают возможные вари­анты выполнения задания, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в про­цессе совместного рисования, следят за реализацией приня­того замысла.


В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что коммуни­кативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а её формирование требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекст как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий.


Литература:

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Система заданий

Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова Москва Просвещен ие 2010



- 6 -

© 2010-2022