- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
Конспект открытого занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевченко Л.И. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытое занятие на тему: "Светлая Пасха".
Дата проведения: 12.04.2013г.
Провела занятие: воспитатель ГПД Шевченко Л.И. Характеристика группы: группа обучающихся 1 года обучения, возраст 7-8 лет, количество - 8 человек, средний уровень усвоения материала. Продолжительность: 30 мин. Цель: Пробудить интерес у детей к православным христианским традициям празднования Светлой Пасхи и приобщить к русским традициям. Задачи: Обучающие: - познакомить детей с православным праздником Пасха, с русскими традициями и обычаями православной культуры; - создать собственные художественные работы: подставки для яиц. Развивающие: - развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся, творческих способностей, художественного вкуса. Воспитывающие: - формирование коммуникативных компетенций; - воспитание уважения к народной культуре своего народа, православной истории. - создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии; доставить детям радость, удовольствие. Приобретаемые навыки детей: восприятие информации на слух, вычленение главного из общего, общения, рассуждения. Материалы и оборудование: иллюстрации, проектор, экран, мультимедийная презентация "Светлая Пасха", шаблоны для творческой работы учащихся; у учащихся: цветные бумага и картон, клей, ножницы, простой карандаш.
План.
1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие).
2. Определение темы занятия.
3. Выявление знаний воспитанников о праздновании Пасхи.
4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.
5. Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи.
6. Пасхальные угощения.
7.Фикультминутка.
8. Творческая деятельность учащихся.
9. Подведение итогов занятия.
10. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие). - Здравствуйте дети! У нас сегодня присутствуют гости и мы их приветствуем. «…Малиновый звон над рекою плывет. Служба пасхальная в храмах идет. Слышно везде, раздается окрест: «Христос воскрес!»
2. Определение темы занятия. - Дорогие дети! Прослушав это стихотворение, вы, наверное, догадались о теме нашего сегодняшнего занятия? (ответы детей) - Тема нашего занятия - Светлая Пасха. Мы выбрали эту тему не случайно. Т.к.совсем скоро, 5 мая, все православные будут встречать Светлый праздник Пасхи.
Слайд 2
3. Выявление знаний воспитанников о праздновании Пасхи. - Дорогие ребята! А знаете ли вы, что обозначает это слово «Пасха»? - Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "Избавление". В этот день Сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Этот Великий День приходит к нам ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу добра и любви. Из века в век приходит он к людям с зеленой вербочкой, ароматным куличом и крашеными яичками, которые символизируют чудо воскресения Сына Господа нашего - Иисуса Христа. К этому празднику готовятся долго: стараются больше молиться, не грубить, быть послушными и ответственными.
Ученик: Из страны далекой ласточки летят,
Весело щебечут, людям говорят:
«Люди, пробудитесь! К вам весна идет,
А с весной - и Пасха радость вам несет.
Радость, что из гроба наш Спаситель встал!
Детям Он и взрослым избавленье дал!»
4. Рассказ педагога об истории происхождения праздника.
Слайд 3 - Это было очень давно. Прошло более двадцати столетий. В далекой стране иудейской на Востоке в семье плотника Иосифа и его жены Марии родился Сын Божий Иисус Христос. Он жил среди людей, помогая им, он учил людей жить в добре, предостерегал их от зла. Страной правил в те времена римский царь. Люди нарушали законы, совершали много зла. Против этого зла и восстал Иисус. Иисуса объявили бунтарем и несправедливо приговорили к казни - распяли на кресте. Он умер, но на третий день воскрес и вознесся на небо. Слайд 4 - Посмотрите, как это было. Просмотр фрагмента мультфильма "Величайшие герои и легенды Библии" - С той поры в этот день все православные люди празднуют большой праздник: Светлое Христово Воскресение. - Храм украшается, священники надевают самые красивые облачения, а прихожане стоят с зажженными свечами и ждут первых пасхальных песнопений. Слайд 5,6 - Ребята, послушайте пасхальное песнопение. Звучит тропарь "Христос воскресе..."
5. Знакомство с традициями и обычаями празднования Пасхи. - Пасха длиться дольше других праздников - 40 дней. Православная церковь празднует его особенно торжественно. В России на Пасху во всех храмах звонят колокола. Звонить в колокола разрешается всем желающим, поэтому в этот день звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
- Сейчас вы прослушаете пасхальный Благовест, это праздничный колокольный звон. Слайд 7 Звучит звон церковных колоколов. - А вы были когда-нибудь на колокольне? А хотелось бы вам позвонить в колокол? - А знаете ли вы какими словами приветствуют друг друга в праздник Пасхи? - На первой пасхальной службе очень часто звучит возглас священника: «Христос воскрес!» При этом все должны отвечать: «Воистину воскрес!» В этот праздник все православные люди делятся друг с другом радостью и троекратно целуются в знак любви, христосуются и при этом произносят: «Христос воскрес!», отвечая: «Воистину воскрес!» - и дарят крашеные яйца. Освященное куриное яйцо дарят близким и друзьям, при этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения.
- А знаете ли, вы почему в Пасху дарят яйца красного цвета? Слайд 8 После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария Магдалина, почитающая Христа. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые - драгоценности, а бедные - что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: "Христос воскрес!". Удивился император и сказал: "Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!" Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Слайд 9
- До наших дней сохранился в народе обычай - на праздник, после службы в церкви, пообедав дома, идут с поздравлениями к своим близким, к друзьям, несут в подарок крашеные яйца и кулич, приветствуют их стихами.
Ученики:
К нам доносится с небес:
«Иисус Христос воскрес!»
Это значит - светлый праздник,
Это - мир, любовь и радость!
Это значит - горя нет,
Это - вера, это - свет.
Это добрых дел начало
С чистым сердцем, без печали!
В этот день стал каждый лучше,
Он по совести жить учит,
Он - в молитве, в сердце, в песне.
Мы сегодня скажем вместе:
Иисус Христос воскрес!
Воистину воскрес!
6. Пасхальные угощения.
- После службы в храмах наступает пасхальный пир.
- Что люди обязательно ставят на пасхальный стол?
Слайд 10, 11
На широких столах расставляют куличи, пасхи и яйца. Яйцо едят первым, когда приходят из церкви.
Кулич - праздничный хлеб, символ страданий Господа. Он должен быть высоким, округлой формы.
Творожную пасху обычно украшают свечками, пророщенными зернами и буквами «ХВ».
7.Фикультминутка. Слайд 12 - Ребята, в праздник Пасхи люди не только ходили друг к другу в гости и пировали, но устраивали пасхальные игры. - Главные пасхальные развлечения связаны именно с праздничными яйцами. Яйца катают с горки или по траве, бьют друг об друга острым или тупым концом, в них даже бросают монетками. - Давайте и мы поиграем в игру.
Игра «Волчок» Игроки начинают одновременно крутить на столе яйца, чьё дольше прокрутиться, тот и победил. Звучит песенка "Лучи рассвета"
8. Творческая деятельность учащихся.
Слайд 13
а) Задание:
- Сегодня мы выполним проект "Подставка для яиц "Курочка с цыплятами".
б) Показ изделия на слайде (образец).
- Всё необходимое у вас на столах.
в) Составление плана работы.
- Что сделаем сначала?
- Вспомним правила работы с ножницами.
Правила работы с ножницами:
1. Передавать ножницы нужно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.
2. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
3. Нельзя резать на ходу.
4. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
- Теперь расположить детали так, как мы их будем склеивать и склеить.
г) Самостоятельная работа учащихся.
- Давайте вспомним пословицы о труде.
Русские пословицы о труде:
Терпение и труд всё перетрут.
Поспешишь - людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Кто много говорит, тот мало делает.
Долго рассуждай, да скоро делай.
- Пусть эти пословицы и сегодня помогут вам в работе.
Звучит песенка "Пасха"
д) Выставка работ учащихся.
9. Подведение итогов занятия. Игра "Назови пасхальное слово"
Учитель предлагает назвать все пасхальные слова, которые прозвучали на занятии.
10. Рефлексия. - Ребята, если вам на занятии было интересно, положите в корзинку красное яичко, если нет - белое. Вывод: - Праздник Пасхи очищает души людей, делает их добрее. Давайте в оставшиеся до Пасхи дни творить добрые дела, не обижать друг друга. И тогда этот великий праздник принесёт вам настоящую радость!
6