- Преподавателю
- Начальные классы
- Классный час по нравственному воспитанию на тему «Что такое вежливость»
Классный час по нравственному воспитанию на тему «Что такое вежливость»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аргунова В.Н. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час по нравственному воспитанию на тему «Что такое вежливость»
Цели и задачи:
- прививать детям культуру поведения;
- желание употреблять в своей речи вежливые слова.
Предварительная работа
Подготовка инсценировок стихотворения по теме классного часа.
Ход классного часа
Обсуждение стихотворения А.Барто
- Послушайте стихотворение А.Барто про одного школьника и подумайте, можно ли этого мальчика назвать вежливым.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»
Вопросы для обсуждения:
- Какие слова употребляет герой при встрече и прощании?
- А какие слова надо говорить?
- Что такое «вежливость?» (это уважительное отношение к другим людям)
- Для чего нужно быть вежливым человеком?
- Назовите противоположное вежливости качество. (хамство)
- Приятно ли общаться с хамом?
Проигрывание ситуаций
Педагог организует работу в командах. Задача команды - инсценировать одно из стихотворений. После инсценировок дети обсуждают разыгранные ситуации. Первая команда инсценирует стихотворение С.Михалкова «Лапуся».
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
- Дверь открыта!
Притвори ее, герой! -
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
- Сам закрой!
За обедом скажет мама:
- Хлеб, лапуся, передай! -
Я в ответ шепчу упрямо:
- Не могу. Сама подай! -
Очень бабушку люблю,
Все равно - и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
- Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. -
А они ко мне:
- Сыночек,
Положить еще кусочек? -
А они ко мне:
- Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
- Как вы думаете, почему мальчик грубит взрослым? (ответы детей)
- Об этом мы можем узнать из следующего стихотворения.
Вторая команда инсценирует стихотворение А.Барто «Признание».
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
Он всех, в один несчастный день,
Чуть не довел до слез.
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
- Смотри не пей воды сырой! -
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай,
Поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми!
- Придешь обедать к трем часам,-
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам...-
А сам явился в пять.
- Ну что с тобой, Андрюшенька? -
И сын при знался ей:
- Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
- Почему не слушался Андрюша?
- Действительно ли он выглядел взрослее? Почему? (ответы детей)
Третья команда инсценирует стихотворение Б.Заходера «Очень вежливый Индюк»
Поселился
В доме
Вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться
Веж-
ли-
вос-
ти!
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитанна!
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!"
Ты не будь свиньей, Свинья. -
Ждет тебя
Моя семья!
Только раньше бы
Умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!
Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды-балды!
И добавил
С высоты
Своего величия:
- Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
- Что вы можете сказать про Индюка?
- Почему к нему никто не шёл? (ответы детей)
Чтение рассказа Ю.Ермолаева «Проговорился»
Иногда бывает, что девочка или мальчик в школе ведут себя вежливо, культурно, а дома превращаются совершенно в других детей.
Послушайте эту историю и расскажите, как же все узнали истинное лицо Ирочки.
Папа с мамой купили Ирочке попугая. Ирочка тотчас же занялась дрессировкой. Она научила попугая мяукать, лаять, говорить «здравствуйте, ребята!» и захотела показать его своим одноклассникам. Пусть знают, какая она способная дрессировщица. Собралась с попугаем в школу, а бабушка к ней с просьбой:
- Сходи, Ирочка, в магазин за чаем.
- Вот ещё! - отказалась Ирочка. - Мне некогда! Отстань! Она всякий раз так говорила бабушке, когда та просила её что-нибудь сделать: «Отстань!», «Некогда мне!» или «Вот ещё!». Ирочка взяла клетку с попугаем и понесла в школу. Одноклассники окружили Ирочку:
- Ну-ка спроси своего попугая что-нибудь! Пусть ответит.
- Сейчас спрошу. Только вы не шумите, - приказала Ирочка и сказала попугаю: - Поздоровайся с ребятами, Чико!
А попугай, вместо того чтобы сказать «здравствуйте, ребята!», взъерошился весь и крикнул Ирочке:
- Отстань!
Ребята удивились, а Ирочка смутилась, но тут же снова спросила попугая:
- А как кошка мяукает? Помяукай нам, Чико. Попугай покосился на Ирочку и проскрипел:
- Вот ещё!
- А как собачка лает? - чуть не плача, спросила Ирочка. - Полай собачкой, Чико!
- Очень нужно! Мне некогда! - прокричал попугай и, перепрыгнув с одной жёрдочки на другую, отвернулся от Иры.
Ребята засмеялись, а Ирочка рассердилась:
- Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь.
- Как не хочет? - возразил Ирочке вожатый Витя. - Он нам очень многое сказал. Молодец, Чико!
Обсуждение рассказа
Составление плана вежливости
- Все мы живём в обществе, рядом друг с другом, поэтому необходимо жить в миреи согласии и протягивать руку помощи друг другу. - Я вам предлагаю поработать в командах и составить правила вежливости.
Учитель совместно с детьми записывает на доске правила.
Первое правило: всегда говори вежливые слова.
Учитель читает стихотворение «Добрый день»
День был серый, непогожий,
Над землёй густела тень.
- Добрый день!
Сказал прохожий.
Я ответил:
- Добрый день!
После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему-то настроенье
Было добрым
У меня.
Правило второе: если кого- то обидел, то извинись.
Учитель читает стихотворение «Вежливость»
Наступила мышка на ногу слону.
Две минуты с лишком слон не мог шагнуть.
Мышка огорчилась: «Ах, какая жалость - то! »
Мышка извинилась: «Простите, пожалуйста! »
Слон сказал: «ну что же, ладно уж, бывает.
Вежливость тоже от боли помогает.
Правило третье? Если допустил ошибку, то попроси прощения.
Учитель читает стихотворение «Простите»
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
"Простите",- сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже...
-Мы купим другую,
Есть лучше в продаже...
"Простите!" Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Обсуждение рассказа
Волшебные слова не стоит забывать, но все же главное - поступки. Ведь может случиться такое…
В реке плавали две рыбы, одна большая, а другая поменьше. Они вместе долго искали себе еду, и вдруг, откуда не возьмись, прямо перед ними появился аппетитный червяк.
- Это мой, это мой червяк, я его первая заметила,-закричала маленькая рыбка, и стала грубо хвостом отпихивать от червяка большую рыбу.
- Пожалуйста, мне не жалко, ешь его на здоровье,-сказала рыба и вежливо уступила червяка.
- Правильно,-сказала рыбка,-маленьким надо уступать. А сама при этом подумала:до чего же глупа эта рыба, сколько силы у нее, а она еду вкусную уступает. Если бы я была такая же большая и сильная, как она, никому бы не отдала вкусного червяка, даже если бы понадобилось, отняла бы силой.
Довольная рыбка попробовала червяка на вкус, а потом взяла, да и проглотила его целиком. Вдруг неожиданно в одно мгновение рыбки не стало, а сверху над водой раздался чей-то сердитый голос:
-Опять мелочь на крючок попалась, и почему же сегодня большая рыба не ловится?
Только теперь догадалась рыба, что ее вежливый поступок спас ей жизнь. Не уступи она червяка маленькой рыбке, пришлось бы ей сегодня в ухе вариться…
- что же спасло большую рыбу?
- А вы в жизни уступаете маленьким?
Подведение итогов
Учитель обобщает все ситуации классного часа и напоминает детям о нормах поведения в обществе.
- Закончить занятие я хочу такими словами М.Сервантеса «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».