Урок математики (Эльконин-Давыдов) Сравнение величин. Объем. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: математика. Класс 1. Учитель МКОУ Светлоярской СОШ № 2 им.Ф.Ф.Плужникова

Сизоненко Светлана Николаевна высшая квалификационная категория

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Тема: Сравнение предметов. Объем. Дата проведения: 30.09.2015

Планируемые результаты:

Цель урока: восстановить в памяти детей способы сравнения предметов по изученным признакам (форма, цвет, материал, длина, ширина и др); научить первоклассников способам сравнения геометрических фигур по объему;

Задачи урока:

- сформировать способность к описанию результатов наблюдений за свойствами предметов (цвет, форма, размер,

материал, площадь, объем);

- сформировать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающим общим признаком;

- тренировать мыслительные операции, моторику мелких мышц, способность к самоконтролю, развивать навыки общения;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

- воспитывать мотивацию к общению.

Личностные:

- установка на поиск решения проблемы;

- развитие навыка сотрудничества со взрослым и сверстником при постановке и решении конкретно - практической задачи;

- проявление интереса к новому содержанию занятия;

- умение находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные:

регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- понимать учебную задачу урока;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- высказывать свое предположение.

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Предметные УУД


  1. Организационный момент.

Цель:

1.Включить детей в деятельность.

2.Создать позитивный эмоциональный настрой.

2.Воспитывать культуру поведения на уроке.

1.Приветствие .

2.Проверка готовности к уроку.

3.Создание эмоционального настроя урока.

1.Проверяют готовность к уроку.

2.Слушают учителя.

3.Настраиваются на предстоящую работу в классе.

- Посмотрите все на меня!

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Проверим внимание:

-Сколько месяцев в году?

Назовите 2-й месяц.

-Назовите 5-й день недели.

-Назовите 3 имени мальчика.

Если ствол березы тонкий, то ствол дуба…

Предметная готовность к предстоящей деятельности.

Личностные УУД:

самоопределение к деятельности;

включенность в учебную деятельность;

Регулятивные УУД:

самоконтроль; самооценка

  1. Актуализация опыта

  1. Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

  2. Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

  3. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.





Физминутка

Ситуация успеха

3. Постановка учебно- практической задачи.

Цель:

1.Создать ситуацию разрыва

2.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.









Практическая работа. 1.Сравнение объемов стакана и банок, одинаковых банок.

2.Двух банок, с разной высотой

Ситуация успеха.

3. Колбы разной высоты и формы.

Физминутка.- покажите ,какой по объему воздушный шарик, а большой воздушный шар .Что в нем?

-Над какой учебной задачей работаем?

-По каким признакам умеем сравнивать фигуры?

-Что значит сравнить?

Назовите такие признаки предметов, которые можно сравнить?

-Как мы назвали такие свойства предметов?

Какие величины можете сравнить?

Хорошо умеем это делать?

Используем негромкий способ сравнения. Какой?

Сравните (на доске)

-по высоте

-по площади

-по ширине

Молодцы!

Вам нравится сравнивать величины?

Давайте сравним эти коробки по размерам.

Каким?

-Давайте придумаем способ сравнения не отдельных размеров коробок, а самих коробок?

Что интересного заметили в наших превращениях?

-По какой величине сравнили?

Оказывается «общий» размер коробок называется ОБЪЕМОМ. Он показывает, сколько места в коробке( по другому вместимость коробки).

-Кто догадался, над какой учебной задачей мы будем работать?

-Верно - мы узнаем, какие предметы и как можно сравнивать по объему.

Как сравнить их объемы?

Что делать?

-Научите нас сравнивать!

- покажите полосками результат сравнения.

Вы все молодцы- открыли новые способы сравнения объемов!



Цвет, форма,

Размер…





Используем полоски бумаги: если равны -одинаковые, если нет -разные.



По высоте-прикладывают, по длине-прикладывают,

по ширине, по площади-накладывают.









Открытие способов сравнения- налить в меньшую по объему и перелить в большую и наоборот.

Делают вывод.

Показать способы сравнения предметов по разным признакам.











Выходят - показывают

Дети без труда выполняют это задание.

Затруднение.

? Можно попробовать вложить маленькую в большую?







Использование начальных математических знаний для описания и объяснения признаков окружающих предметов.

Совершенствование умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте,

форме, цвету, материалу,

периметру, площади

Личностные УУД:

Уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

Регулятивные УУД:

определять цель и принимать учебного задания ,контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные УУД:

использовать начальные математические для описания и объяснения признаков окружающих предметов.

Коммуникативные УУД: высказывать собственное мнение;

признавать правильность или ошибочность высказываний одноклассников;

умение слушать и понимать речь других







Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга; уметь проговаривать последовательность действий на уроках.

Регулятивные УУД:уметь планировать последовательность действий при решении практической задачи.

Познавательные УУД:понимать учебную задачу ,готовность осуществлять её под руководством учителя; умение моделировать и анализировать; умение наблюдать и делать простые выводы.

УУД личностные: проявлять интерес к новому содержанию, способность к самооценке.

Анализ условий и решение учебной задачи

1.Включить детей в ситуацию выбора приема решения проблемы.





Работа в парах.



Какую задачу ставили? Справились мы с поставленной задачей? Как мы это сделали?

Что интересного заметили?

Какие предметы можно сравнить по объему?

-А эти? (матрешки). Почему?

А эти? (Плоские фигуры на доске).

Действительно, можно сравнивать только объемные предметы -тела.

Учебник -№1

Кто сравнил объемы красными полосками, синими? Согласны?

№2. Игра «Покажи результат сравнения»



Объемные.

Нельзя.

Показ тел

Шар, куб, цилиндр,… (показ)

Ловушка

- шары

-кубы

матрешки

цилиндры

Личностные УУД: установка на поиск решения проблем.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять мысли в устной форме.

Подведение итога урока.

1.Рефлексия деятельности на уроке.

2.Самооценка собственной деятельности.

Показ слайдов.

Понравилось, ли вам сравнивать предметы?

-Какие предметы сравнивали сегодня?

-Почему их так назвали- объемные?

-Что такое объем?

-Как сравнить по объему?

Оцените ,чему вы научились на уроке.

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

-Где вы встречаетесь с разным объемом жидкостей?

(посуда, пачки сока..)

-Как думаете, все ли мы узнали об объеме? Какую задачу поставим на следующий урок?

Отметьте свое настроение личиками на ватмане .

Ученики дают оценку своей работы.



Приводят примеры с разными размерами рожков мороженого, пачек сока, молока.

Самооценка деятельности.

Уметь адекватно оценивать свою работу на уроке

Регулятивные УУД:

Уметь оценивать результат своей работы.

Личностные УУД:

Оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

Сформулировать и проговорить результат деятельности на уроке, подвести итоги.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- слушать и понимать мнение других;

- выполнять правила работы в паре.

Предметные:

- использовать начальные математические знания для объяснения учебной задачи;

- овладеть основами логического и алгоритмического решения, пространственного воображения, математической речи;

- уметь сравнивать, наблюдать, сопоставлять, анализировать.



Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (геометрические фигуры, полоски для результатов сравнения), демонстрационный материал(две коробки, объемные фигуры- тела, плоские фигуры, емкости разного объема )

Список использованной литературы:



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение,2011.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под. ред. А.Г. Асмолова, -М.: Просвещение,2010.

  3. Александрова Э.И. методика обучения математике в начальной школе. - М.: ВИТА - ПРЕСС,2004.

  4. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами системы Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова: пособие для учителя 1 классов / под.ред. А.Б. Воронцова.- М.: ВИТА - ПРЕСС,2011.

  5. ДусавицкийА.К.,Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н.,Шилкунова З.И. урок в развивающем обучении. - М.: ВИТА - ПРЕСС,2008.



© 2010-2022