- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулагина Т.В. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.
«Ребёнок должен жить в мире творчества.
Без этого он засушенный цветок»
Научить младшего школьника понимать авторское произведение, видеть и осознавать не только то, что написано, но и как написано, легче при творческой организации урока и ещё легче при вовлечении детей в творческий процесс практической направленности. Этому помогает личностно ориентированное обучение.
Работа учителя становится не навязчивой, а увлекательной, вызывающей у ребят интерес к поставленной автором в произведении проблеме и поиску её решения. У школьников зарождается потребность попробовать свои силы в творческой деятельности, дети становятся писателями и поэтами.
Вот некоторые приёмы, используемые мной для развития творческих способностей на уроках литературного чтения.
1. Путешествуя по страницам учебника, дети открыли для себя японское трёхстишие - хокку. Они увидели, как можно малым количеством слов сказать много. И появилось подобное, созданное самими:
Время бежит.
Солнце мне говорит
Я радуюсь.
Пермякова Даша
Стоит роза в бокале.
Ей грустно одной
Как и мне.
Зудин Вася
Наступило утро.
Мы всем классом катаемся на коньках.
Но вдруг похолодало.
Багренцев Лёша
2. Тема урока «С. Козлов «В небе туча хмурится…» 2 класс
Задание - продолжи стихотворение
Но наступит утро
И придёт рассвет.
Тучи все развеет
И дождя уж нет.
Ярко светит солнце
И блестит роса.
На лугу пасётся
Белая коза.
Кононова Рая
Котик замечтается
И увидит в снах,
Как он прогуляется
В красных сапогах.
Сказка быстро кончилась
И пришёл рассвет.
Солнце улыбнулось
И дождя уж нет.
Булышев Андрей
Дождик закончится, выглянет солнце.
Ребёнок откроет своё оконце.
«Жизнь хороша!»- скажет ребёнок.
«Мяу - мяу!» - промяучит котёнок.
Так продолжается день ото дня,
То солнце, то тучи, то ливень три дня.
Вот и закончена песенка наша.
А теперь мы послушаем песенку вашу.
Пермякова Даша
3. Детское творчество неисчерпаемо. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Главное - это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику.
Тема урока «Д.Кедрин «Приглашение на дачу» 3 класс.
Детям захотелось самим придумать и описать представление - выступление на сцене Зимушки - зимы.
Прошла по лесу Зимушка - зима. Засыпала все пути - дороги. Устроила каток для всех на свете. И сразу в тот же миг зайчата, лисички, медвежата встали на коньки и образовали большой хоровод. Февраль и Январь танцевали вальс и только Март, Апрель и Май грустили, ждали, когда настанет их черёд. Но зима не хотела уходить и заморозила их до самого конца зимы.
Зудин Вася
Песни, зимние частушки
Пела Матушка - Зима.
Свечи, шарики, хлопушки
Всем на праздник принесла.
Танцевала до упаду
Вальс, мазурку и кадриль.
Окна все разрисовала.
Сказка это или быль?
Пермякова Даша
4. Тема «Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» 3 класс.
Задание: придумай продолжение сказки.
Старик Акинтич был очень добр к Серой Шейке. Он её кормил пока бабушка Марья не видела.
Через четыре месяца прилетели утки и гуси с юга. Когда птицы опустились на землю, старая утка стала искать и звать Серую Шейку.
- Где ты, доченька моя, Серая Шейка? - кричала она.
- Да успокойся ты! Её давно лиса съела - рассердился селезень.
А в то время старичок выпустил Серую Шейку. У неё зажило крылышко и она могла летать. Летит она и слышит знакомый голос. Серая Шейка поняла, что это кричит её мама. Старая Утка звала её. Она так обрадовалась, что родители прилетели, и полетела к ним.
- Серая Шейка! - закричала утка.
- Мамочка! Папочка! - помчалась изо всех сил Серая Шейка.
Вот было радости!
Но дедушка очень волновался.
- Почему Серая Шейка так долго не возвращается? Пойду, поищу её.
Но не надо ему было её искать. Серая Шейка сама прилетела к Антипычу.
Она рассказала про всё, и дед отпустил её.
Когда Серая Шейка стала совсем взрослая, она снесла яйца, вывела утят и подарила несколько утят Антипычу за его доброту.
Соболенко Валера
5. Ребятам очень нравится что-то выдумывать, проявляя оригинальность, например, придумывать свои вредные советы.
Тема: Г. Остер «Вредные советы» 3 класс.
Сейчас учителя в классе нет,
И я дам вам прекрасный совет.
Подглядывайте вы в журналы,
И не давайте медикам кала.
Пишите на доске
Как катались на катке.
Ну, вот учитель пришёл
и двойку мне поставил.
Вот как мне хорошо,
Когда не слушаю правил.
Кононова Рая
Приходит Ваня к Чингизу
И вертится как юла.
- Я уроки делать не буду!
Ха - ха - ха!
- А я стих учить не буду!
Ха - ха - ха!
Ах, какой это вредный совет,
Что подсказал им лучший сосед.
Зудин Вася
6. Тема «А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
Задание: если бы вы оказались вдруг в этой сказке, о чём бы вы попросили золотую рыбку?
Милая рыбка,
Окажи мне услугу,
Чтоб всегда была я преданна другу
И всегда помогала ему в разном деле,
И шутила над ним 1 апреля!
Багренцев Лёша
Я попрошу золотую рыбку, чтобы она превратила меня в футболиста. Я хочу быть нападающим.
Булышев Андрей
Я бы попросила, чтобы в мире всегда все жили дружно.
Пермякова Даша
О, рыбка золотая!
О, королева морей!
Я о крыльях мечтаю.
Дай мне крылья скорей!
Кононова Рая
Моя мечта, чтобы никто не болел.
Соболенко Валера
7. Дети на уроках часто становятся художниками-иллюстраторами. В своих рисунках они отражают характер героя, его поступок, настроение, эмоциональное состояние, внешний вид, окружение.
Если учитель ставит цель-развитие творческих способностей, то он непременно пробудет в ребёнке интерес к чтению и потребность сочинять свои собственные произведения.
Достигнуты определенные результаты в работе: применение системы работы показывает, что у учащихся повышается интерес к языку, улучшается внимание, память; формируется определенный интерес к предмету, расширяется кругозор, развивается речь, навыки общения, творческое воображение, обогащается и активизируется словарный запас учащихся, развивается артистизм детей, пробуждается интерес к чтению. У детей возникает стремление самостоятельно добывать новые знания, они испытывают потребность в учебной деятельности. Исследование необходимо продолжить с учащимися класса в последующие годы обучения. Развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции. По утверждению американского писателя П. Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Решение проблемы творческого развития дает возможность ребенку почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Содержание работы позволяет вносить современные изменения, которые могут получить развитие в последующих классах.