Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

Принята на заседании Утверждена:

педагогического совета директор школы:__________ Т.В. Меринова

Протокол №_____ от________2015 г Приказ №____ от _________2015 г

Рабочая программа

по окружающему миру

1 класс









Мацакова Надежда Витиславна,

учитель начальных классов,

І квалификационная категория









2015г

Структура рабочей программы

1) пояснительная записка

2) общая характеристика учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)календарно-тематическое планирование

9) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс -66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68ч (34 учебные недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА. • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.


Планируемые результаты.

Личностные

Метапредметные

Предметные 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

1 КЛАСС (66 ч)

Введение (1 ч) Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Что и Кто? (20 ч) Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12 ч) Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда (11 ч) Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (22 ч) Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

2 КЛАСС (68 ч)

Где мы живем? (4 ч) Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Природа (20 ч) Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села (10 ч) Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9 ч) Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (7 ч) Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы - зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч) Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.

3 КЛАСС (68 ч)

Как устроен мир? (6 ч) Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (18 ч) Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч) Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (7 ч) Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12 ч) Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (15 ч) Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

4 КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо - Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России (10 ч) Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край - часть большой страны (15 ч) Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля - кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Страницы всемирной истории (5 ч) Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 - 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Современная Россия (9 ч) Основной закон России и права человека. Мы - граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

Тематическое планирование.

Содержание курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 класс (66 ч)
Введение. Задавайте вопросы!

1 ч Учащиеся осваивают первоначальные умения: - задавать вопросы; - вступать в учебный диалог; - пользоваться условными обозначениями учебника; - различать способы и средства познания окружающего мира; - оценивать результаты своей работы на уроке. Что и кто?

20 ч

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растет на клумбе. Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверим себя.

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока - работать в паре: рассказывать (по фотографиям личным впечатлениям) на тему урока - обсуждать - работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; - моделировать форму Солнца; - работать в паре: моделировать форму созвездий; - работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями - Выполнять тестовые задания учебника. Как, откуда и куда?

12 ч

Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

1

1


1
1

1
1
1
1
1


1

1

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; - работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; - обсуждать источники появления загрязнений в снеге; - формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; - сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Где и когда?

11 ч

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим и оценим свои знания.

1

1


1

1


1

1

1

1

1


1


1 - фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. - коллективно составлять рассказ о школе и классе; - презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; - работать в паре - называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке - анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; - называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; - работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; осуществлять самоконтроль; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; - приводить примеры животных холодных районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. Почему и зачем?

22 ч

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние животные». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

1



1


1
1


1


1


1



1



1

1


1


1


1


1

1

1

1


1



1



1


1


- обсуждать, почему и как следует беречь уши; - высказывать предположения о причине возникновения эха - сочинят - описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; - описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); - обсуждать наше отношение к домашним питомцам; - рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; - практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; - участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей - работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; - рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои.

Календарно-тематическое планирование.

Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема урока. (количество часов, страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы (цель)

Планируемые результаты

п/п

Понятие

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1



Задавайте вопросы! (1ч) Уч. с.3-8, тетр.. с.3

Что такое окружающий мир?

Ц.:Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью).

Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Окружающий мир, вопрос, ответ, рассуждение.

Познакомить с новым предметом, с учебником, рабочей тетрадью.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.


Раздел «Что и кто?» (20 ч)

2



Что такое Родина?(1ч) Уч. с.10-11, тетр.. с.4.

Как называется наша страна и её столица? Как выглядит герб и флаг России? Какие народы живут в России?

Ц.: Знакомство с целями и задачами раздела. Родина - эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине

Страна, столица, государственные символы страны, народы.

Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна.

Регулятивные: Выполнение задания в соответствии с целью.

Познавательные: Формировать представление о стране, в которой живешь, как об Отечестве.

Коммуникативные: Формировать умение общаться с людьми, воспринимать их как своих соотечественников.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

3



Что мы знаем о народах России?(1ч) Уч. с.12-13, тетр.. с.5-6

Чем различаются представители разных народов?

Ц.: Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов.

Соотечественники, национальность. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии.

Познакомить с основными национальностями, проживающими в России.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формировать представление о стране, в которой родился и живёшь, о народах, населяющих эту страну.

Коммуникативные: воспринимать себя как часть большой семьи народов.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

4



Что мы знаем о Москве?(1ч) Уч. с.14-15, тетр.. с.7

Что означает слово «Москва-столица России»?

Ц.: познакомить со столицей России.

Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д.

Познакомить с основными достопримечательностями Москвы.

Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Познавательные: формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины.

Коммуникативные: Строить понятные высказывания.

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

5



Проект «Моя малая Родина» Уч. с.16-17, тетр.. с.8-9

Что такое малая Родина?

Ц.:Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Проект, задание, малая родина.

Подготовить к выполнению проекта.

Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Познавательные: формировать представление о малой Родине.

Коммуникативные: Строить понятные высказывания

Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.

6



Что у нас над головой? Уч. с.18-19, тетр.. с.10-11

Что можно увидеть на небе днем, а что- ночью?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Ценностное отношение к природному миру.

7



Что у нас под ногами? Уч. с.20-21, тетр.. с.10-11 ИКТ: компьютер(презентация), магнитофон.

Чем отличаются друг от друга камни?

Ц.: дать

представление о значении камней в жизни людей.

Природные ресурсы, коллекция. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры).

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценить себя с позиции коллекционера.

8



Что общего у разных растений? Уч. с.22-23, тетр.. с.12-13

Из каких частей состоит растение?

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях

Определять, из каких частей состоит растение. Находить, показывать и называть эти части.

Регулятивные: умение удержать учебную задачу.

Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

9



Что растёт на подоконнике? Уч. с.24-25, тетр.. с.13-14

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе

Названия комнатных растений.

Уметь ухаживать за комнатными растениями.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за комнатными растениями.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Ценностное отношение к природному миру.

10



Что растёт на клумбе? Уч. с.26-27, тетр.. с.15-16

Что растет на клумбе?

Ц.: Воспитывать бережное отношение к природе у учащихся.

Клумба, садовые растения. Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью.

Распознавать растения цветника.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осмысление необходимости ухода за растениями на клумбе .

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Бережное отношение к культурным растениям.Ценностное отношение к природному миру.

11



Что это за листья? Уч. с.28-29, тетр.. с. 16-18

Чем различаются листья разных деревьев?

Ц.: Учить наблюдать за окружающим миром (осенние изменения в природе)

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания.

Ценностное отношение к природному миру.

12



Что такое хвоинки? Уч. с.30-31, тетр.. с.19-21

Какие деревья называются лиственными? Что такое хвоинки? Какие деревья называются хвойными?

Ц.: выявить отличительные особенности хвойных деревьев. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна - хвойные деревья. Хвоинки - видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить понятные высказывания

Ценностное отношение к природному миру.

13



Кто такие насекомые? Уч. с.32-33, тетр.. с.22-23

Кто такие насекомые?

Ц.:познакомить с

насекомыми как с группой животных.

Насекомые.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам насекомых.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

14



Кто такие рыбы? Уч. с.34-35, тетр.. с.24
Кто такие рыбы? Ц.:познакомить с рыбами, как с группой животных.

Рыбы. Морские и речные рыбы. Чешуя.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

15



Кто такие птицы? Уч. с.36-37, тетр.. с.25-26
Кто такие птицы? Ц.: Знакомство с птицами как одной из групп животных. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

Птицы. Перья - главный признак птиц.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

16



Кто такие звери? Уч. с.38-39, 40-41 тетр.. с.27-28

Кто такие звери?

Ц.: Знакомство со зверьми как одной из групп животных

Внешнее строение и разнообразие зверей. Связь строения тела зверя с его образом жизни

Звери. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Зоопарк.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Ценностное отношение к природному миру.

17



Что окружает нас дома? Уч. с.42-43, тетр.. с.29-30

Какие группы предметов окружают нас дома?

Ц.: систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению

Мебель, электроприборы, одежда, посуда.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

18



Что умеет компьютер? Уч. с.44-45, тетр.. с.31

Что умеет компьютер?

Ц.: знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним

Компьютер. Ноутбук. Части компьютера.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Отличие ноутбука от компьютера.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

19



Что вокруг нас может быть опасным? Уч. с.46-47, тетр.. с.32-33
Что может быть опасным? Ц.:первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

Предметы быта, светофор, дорожное движение.

Составить правила безопасного поведения в быту и на улице.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

20



На что похожа наша планета? Уч. с.48-49, тетр.. с.33

Что такое планета?

Ц.: дать

первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус - модель Земли.

Планета, Земля, солнце, глобус.

Уметь обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

21



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Уч. с.50-54 Тетр. с. 34 Презентация проекта «Моя малая Родина»

Ц: проверка знаний и умений.

Презентация, проект.

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.


Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)

22



Как живёт семья? Проект «Моя семья» Уч. с 56-57 Тетр. с. 35-37 Что такое семья? Ц.:Знакомство с целями и задачами раздела.

Семья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся положительное отношение к семье.

23



Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Уч. с.60-61, тетр.. с.38-40

Откуда в наш дом приходит вода?

Ц.: выяснить значение воды в доме.

Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды

Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку.

Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию

Познавательные: умение выделять основные признаки.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

24



Откуда в наш дом приходит электричество? Уч. с.62-63, тетр.. с.40-41

Где вырабатывается электричество?

Ц.: выяснить

значение электроприборов в жизни современного человека. Выяснить, какие существуют способы выработки электричества и доставки его потребителям.

Бытовые электроприборы.

Природные ресурсы.

Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

25



Как путешествует письмо? Уч. с. 64-65 Тетр. с.42-43

Для чего нужны письма? Кто такие отправитель и адресат?

Ц,: научить различать виды почтовых отправлений.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

26



Куда текут реки? Уч.с. 66-67 Тетр. с.43-45

Куда текут реки? Ц.: Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде Вода, реки, моря, пресная и морская вода. Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

27



Откуда берутся снег и лёд? Уч. с.68-69, тетр.. с.45-47

Что такое снег и лёд?

Ц.: исследование свойств снега и льда

Снег и лёд

Изучить свойства снега и льда.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

28



Как живут растения? Уч. с. 70-71 Тетр.48-49

Что необходимо растениям для жизни? Ц.: Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями

Растение как живой организм.

Приемы ухода за растениями.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

29



Как живут животные? Уч. с.72-73, тетр.. с.50-51

Что необходимо животным для жизни?

Ц.: представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных.

Животные как живые организмы.

Дикие и домашние животные.

Учить правильному обращению с животными.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

30



Как зимой помочь птицам? Уч. с.74-75, тетр.. с.52-54

Какие птицы зимуют в наших краях?

Ц.: показать важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Помощь птицам зимой.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

31



Откуда берётся и куда девается мусор? Уч. с.78-79, тетр.. с.54-55
Откуда берется мусор? Ц.: показать необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.

Источники мусора в быту. Раздельный сбор мусора

Бережное отношение к природе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

32



Откуда в снежках грязь? Уч. с. 80-81 Тетр. с. 56-57

Откуда в снежках грязь?

Ц.:выявить

источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.

Загрязнения, планета.

Распространение загрязнений в окружающей среде. Как сделат Землю чище?

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формирование позитивного отношения к природе.

33



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» Уч. с.82-87 Тетр. с.58

Проверка знаний и умений.

Ц.:Представление результатов проектной деятельности.

Изученные понятия.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирование адекватной оценки своих достижений


Раздел «Где и когда?» (11ч)

34



Когда учиться интересно? Уч. с.4-5, тетр.. с.3

Какое оснащение класса помогает в учебе?

Школа, класс, учитель, ученик, учебник, книга.

Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающего мира.

Коммуникативные: овладение способами взаимодействия со сверстниками.

Формирование личного отношения к школе, классу, ученикам.

35



Проект «Мой класс и моя школа» Уч. с.6-7 Тетр.с.4-5 Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Проект.

Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирование адекватной оценки своих достижений

36



Когда придёт суббота? Уч. с.8-9, тетр.. с.6-8

Что такое настоящее?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели

Научить различать прошлое, настоящее и будущее.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирование адекватной оценки своих достижений

37



Когда наступит лето? Уч. с.10-11, тетр.. с.9-10

В какой последовательности времена года сменяют друг друга? Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года

Научить соотносить времена года и месяца.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре, в нруппе.

Формирование адекватной оценки своих достижений

38



Где живут белые медведи? Уч. с.12-13, тетр.. с.11-12

Какие холодные районы есть на Земле?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

Научить находить холодные районы на глобусе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирование адекватной оценки своих достижений

39



Где живут слоны? Уч. с.14-15, тетр.. с.12-13

Какие жаркие районы есть на Земле?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

Научить находить жаркие районы на глобусе.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирование адекватной оценки своих достижений

40



Где зимуют птицы? Уч. с.16-17, тетр.. с.14-15

Каких птиц называют перелетными, а каких - зимующими? Ц.: выявить причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц.

Различие зимующих и перелетных птиц.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирование адекватной оценки своих достижений

41



Когда появилась одежда? Уч. с.20-21, тетр.. с.15-16

Когда появилась одежда?

Ц.:познакомить с историей появления одежды и развития моды.

Одежда деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная.

Учить подбирать для каждого случая подходящую одежду

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре.

Формирование адекватной оценки своих достижений

42



Когда изобрели велосипед? на велосипеде Уч. с.22-23, тетр.. с.17-18

Когда изобрели велосипед?

Ц.: выявить знания детей о велосипедах, расширить представление о данном виде транспорта.

Велосипед, спицы, рама, колеса, педаль, обод, шина. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный).

История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

43



Когда мы станем взрослыми? Уч. с.24-25, тетр.. с.18-19

Как со временем меняется человек?

Ц,: выявить отличие жизни взрослого от жизни ребенка.

Дети, взрослые, возраст, профессии.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

44



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Уч. с. 26-30 Тетр. с. 20

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Изученные понятия.

Формирование адекватной оценки своих достижений


Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)

45



Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Уч. с.32-33, тетр.. с.21-22

Почему днем на небе не видно звезд?

Ц.:

Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

Сопоставлять видимые и реальные размеры звезд.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

46



Почему Луна бывает разной? Уч. с.34-35, тетр.. с.22-23

Что такое луна?

Луна - спутник Земли, её особенности.

Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

47



Почему идёт дождь и дует ветер? Уч. с.36-37, тетр.. с.23-24

Почему идет дождь и дует ветер?

Ц.: выяснить причины возникновения дождя и ветра.

Дождь, ветер.

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

48



Почему звенит звонок? Уч. с.38-39, тетр.. с.25-26

Как возникают звуки?

Ц.: выяснить как возникают звуки.

Звуки, эхо, тихие и громкие звуки.

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Познавательные: исследовать возникновение и передачу звуков.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

49



Почему радуга разноцветная? Уч. с.40-41, тетр.. с.26-27

Как возникает радуга?

Ц.: научить перечислять цвета радуги в правильной последовательности. Радуга - украшение окружающего мира. Цвета радуги.

Причины возникновения радуги

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

50



Почему мы любим собак и кошек? Проект «Мои любимые домашние питомцы» Уч. 42-45 Тетр. с. 27-29

Почему мы любим своих домашних питомцев?

Ц.: Формировать бережное отношение к питомцам

Домашние животные. Предметы ухода за домашними животными.

Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой.

Регулятивные: ставить и формулировать проблемы

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.Умение наблюдать за природой.

Коммуникативные: слушать собеседника.

Чувство ответственности за домашних животных.

51



Проект «Мои любимые домашние питомцы» Уч. 42-45 Тетр. с. 27-29

Почему мы любим своих домашних питомцев?

Ц.: Формировать бережное отношение к питомцам

Домашние животные. Предметы ухода за домашними животными.

Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

52



Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Уч. с.46-47, тетр.. с.30-33
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Ц.: формулировать правила поведения в природе

Разнообразие цветов и бабочек.

Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

53



Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Уч. с.48-49, тетр.. с.34

Какие звуки природы можно услышать в лесу?

Ц.: уточнить необходимость соблюдения тишины в лесу.

Звуки леса, их разнообразие и красота.

Необходимость соблюдения тишины в лесу

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

Познавательные: исследовать возникновение и передачу звуков.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

54



Зачем мы спим ночью? Уч. с.52-53, тетр.. с.35

Зачем нужно спать?

Ц.: познакомить со значением сна в жизни человека.

Сон. Работа человека в ночную смену

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание.

Оценивать свои достижения на уроке.

55



Почему нужно есть много овощей и фруктов? Уч. с.54-55, тетр.. с.36-38

Что такое витамины?

Ц.: показать значение овощей и фруктов в питании.

Овощи и фрукты, их разнообразие. Витамины. Правила гигиены.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группе.

Оценивать свои достижения на уроке.

56



Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Уч. с.56-57, тетр.. с.38-39

Почему нужно соблюдать правила гигиены?

Правила гигиены.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

57



Зачем нам телефон и телевизор? Уч. с.58-59, тетр.. с.39-40

Что такое средства связи?

Почта, телеграф, телефон - средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) - средства массовой информации. Интернет

Значение средств связи.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группе.

Оценивать свои достижения на уроке.

58



Зачем нужны автомобили? Уч. с.60-61, тетр.. с.41

Зачем люди создают автомобили?

Автомобили - наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль - автомобиль будущего

Значение автомобилей.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

59



Зачем нужны поезда? Уч. с.62-63, тетр.. с.42-43

Зачем люди создают поезда?

Поезда - наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги

Представление о развитии железнодорожного транспорта

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

60



Зачем строят корабли? Уч. с.64-65, тетр.. с.44-45

Какие бывают корабли?

Корабли (суда) - водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли).

Устройство корабля

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

61



Зачем строят самолёты? Уч. с.66-67, тетр.. с.46

Зачем люди строят самолеты?

Самолёты - воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Значение воздушного транспорта.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

62



Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Уч. с.68-69, тетр.. с.47

Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле и поезде?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

63



Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Уч. с.70-71, тетр.. с.48-49

Какие спасательные средства есть на корабле? Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

64



Зачем люди осваивают космос? Уч. с.72-73, тетр.. с.50-51
Зачем космонавты летают в космос? Ц.:систематизация сведений о космосе, полученных в течение года.

Космос, космонавт, спутники, космические научные станции.

Освоение человеком космоса: цели полётов в космос.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

65



Почему мы часто слышим слово «экология»? Уч. с.74-75, тетр.. с.52-53
Чему нас учит экология? Ц.:дать первоначальное представление об экологии.

Экология.

Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в паре.

Оценивать свои достижения на уроке.

66



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» Уч. с.76-83, тетр.. с.54

Проверка знаний и умений

Изученные понятия.

Представление результатов проектной деятельности.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: работа в группе.

Формирование адекватной оценки своих достижений



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. № п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1 Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова. 1

2 3 4 5

6 7 8 9

10
11


12

УЧЕБНИКИ Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение.

Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс.

Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс.

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1 класс.

Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010

«Технологические карты».

2. Технические средства обучения 13
14
15

Экспозиционный экран.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.

3. Натуральные объекты 16 17 18
19


20 21 Натуральные живые пособия - комнатные растения. Гербарии; Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых. Изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др. Географические и исторические карты. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

4. Оборудование класса 22 23 24
25
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.



© 2010-2022