Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии: - Федеральный Закон №273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373; - с учебниками образовательной системы «Школа России», приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 года «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год» - с примерной программой учебного предмета «Изобразительное искусство» - с примерной авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». - Положение «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)» (приказ УО от 05.09.2014г. №488)

- в соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №3»

Общая характеристика учебного предмета Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств: - изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.). Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ. Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра­зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета в учебном плане На изучение предмета отводится 1 ч в неделю.

Предмет изучается в 3 классе - 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Форма обучения - традиционная, методы обучения - наблюдение, беседа, экскурсии. Использование ИКТ.

Выполненные работы планируется вывешивать на стенд «Наши работы», использовать для участия в различных конкурсах.

Новизна - на уроках «Красота осенних листьев», «Дары осени», «Осенний узор», «Цветы нашей Родины», «С чего начинается Родина?» используется природный материал Крыма. Национально-региональный компонент присутствует при проведении бесед как часть урока, используются картины Крымских художников. Всего не менее 10% учебного времени (в целом 4 часа за год).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе-духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.



Содержание учебного материала

3 класс (34 часа)

«Искусство вокруг нас»

Одна из основных идей программы: "От родного порога - в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда - от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников - "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" - в создании среды жизни человека.

В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира - дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

« Искусство в твоем доме » (8 часов: 8 часов - практ. работа)


Внимание обращается не только на красоту природы, но и на красоту предметов, на красоту рукотворную, которая окружает нас в быту, в нашем доме, на улицах нашего города, в театрах, в музеях.

Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

«Осенний вернисаж». Прощаемся с летом. (1 час - практ. работа)

Задание: Детям предлагается изобразить цветы с натуры или по памяти.

Материалы: гуашь, бумага белая, кисточки, баночки с водой.

Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.

Литературный ряд: стихи, загадки об осени, о цветах.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

«Мамин платок». (1 час - практ. работа)

Задание: Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Зрительный ряд: слайды природных мотивов платков, платки и ткани, образцы детских работ по этой теме.

Музыкальный ряд: русская народная музыка (как фон).

«Обои и шторы в твоем доме». (1 час - практ. работа)

Задание: Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.

Зрительный ряд: отрывки из какой-нибудь сказки, где приводится словесная характеристика комнат сказочного дворца.

Музыкальный ряд: музыкальные отрывки, характеризующие разные состояния: бурное (Ф.Шопен "Полонез" ля-бемоль мажор, соч. 53), спокойное, лирически-нежное (Ф.Шопен "Мазурка" ля-минор, соч. 17).


«Твои игрушки» (озорной товар). (2 часа - практ. работа)

Задание: Игрушки - какими им быть - придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Материалы: пластилин или глина, солома, заготовки из дерева, бумага, гуашь, водно-эмульсионная краска для грунта; кисти маленького размера, тампоны.

Зрительный ряд: народная игрушка (слайды): дымка, городец, филимоново, богородская резная игрушка, игрушки из подручного материала: упаковок, ткани, меха.

Литературный ряд: пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, П. Чайковский "Детский альбом".


Иллюстрация твоей книжки». (1 час - практ. работа)

Задание: Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Материалы: гуашь, кисти, белая или цветная бумага, мелки.

Зрительный ряд: обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-игрушки, детские книжки.

Литературный ряд: текст выбранной сказки.

«Поздравительная открытка, декоративная закладка». (1 час - практ. работа).

Задание: Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Материалы: бумага маленького формата, тушь, перо, палочка.

Зрительный ряд: слайды с гравюр по дереву, линолеуму, офортов, литографий, образцы детских работ в разных техниках.

Букет цветов». (1 час - практ. работа).

Задание: Ученики рисуют самый красивый цветок (по их мнению и умению) и вырезают его изображение.

Материал: гуашь, кисть, ножницы, клей.

Зрительный ряд: репродукции картин художников, изобразивших цветы; аппликации, фотографии цветов; живые цветы.

«Искусство на улицах твоего города» (7 часов: 7 часов - практ. работа)

Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула - но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.

Итогом занятий должно стать не только представление о деятельности художника в этой области, но и осознанное видение красоты родного города, села, страны. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры, материальной культуры, приобщение к истории культуры своего народа. Ребенок ощутит гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутит себя их наследником.

Декор русской избы. Памятники архитектуры - наследие предков. В мире народного зодчества. (2 часа - практ. работа).

Задание: Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Материалы: тонированная бумага, восковые мелки или гуашь, белая бумага.

Зрительный ряд: репродукции, отображающие городской пейзаж, фотографии, слайды; материалы по истории и жизни родного города, села.

Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.

. Парки, скверы, бульвары города. (1 час - практ. работа).

Задание: Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Материалы: цветная, белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.

Зрительный ряд: видовые слайды, репродукции картин.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский цикл «Времена года»; Р. Шуман «На опушке леса», «Одинаковые цветы»

. Транспорт в городе. (1 час - практ. работа)

Задание: В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей, графические материалы.

Зрительный ряд: фотографии транспорта. Слайды старинного транспорта. Репродукции из журналов.

Литературный ряд: загадки

Витрины магазинов. (1 час - практ. работа)

Задание: Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.

Материалы: плоские конфетные коробки, белая и цветная бумага, ножницы, клей, пластилин.

Зрительный ряд: слайды с оформленными витринами; детские работы предыдущих лет; заготовки фрагментов оформления для показа способов компоновки.

«Художник и зрелище» (11 часов: 11 часов - практ. работа)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Ввести ученика в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища.


1Образ театрального героя. Эскиз куклы. (1 час - практ. работа)

Задание: Эскиз персонажа кукольного театра (перчаточного или обычного). Ученики рисуют кукольный персонаж (обрисовывают свою руку в форме перчатки, где на указательный палец будет надеваться голова куклы) либо просто создают куклу - образ.

Материалы: гуашь, кисти, бумага, мелки, пастель.

Зрительный ряд: слайды и фотографии, иллюстрации из книг о кукольном театре; зарисовки учителя.

Образ театрального героя. Силуэт-загадка. (1 час - практ. работа)

Задание: Изобразить персонаж теневого театра - нарисовать силуэтный профиль.

Материалы: гуашь (черная, коричневая, серая), акварель, тушь, крупные и мелкие кисточки, фломастеры того же цвета, что и силуэт персонажа, бумага.

Зрительный ряд: графические работы; репродукции Е. Кругликовой; «вырезалки».

Театр кукол (голова и костюм куклы). (2 часа - практ. работа).

Задание: Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, ткань, нитки, мелкие пуговицы.

Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.

Карнавальные маски. (2 часа - практ. работа).

Задание: Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и масок театральных.

Литературный ряд: стихотворения А. Барто, З. Александровой, фольклор.

.Пальчиковый театр. Театральный занавес. (1 час - практ. работа).

Задание: Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2-4 человека).

Материалы: гуашь, кисти, бумага большого размера (можно от обоев).

Зрительный ряд: слайды театральных занавесов, репродукции из книг о кукольном театре.

Литературный ряд: загадки

Конструирование сувенирной куклы. (1 час - практ. работа)

Задание: конструирование сувенирной куклы в русской национальной одежде из цветной бумаги; создание коллективной композиции «Веселый хоровод».

Материалы: цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы, дополнения-украшения, клей.

Зрительный ряд: сувениры, куклы; игрушки Дымково, Сергиев Посада, села Богородское, матрешки и т.п.

Литературный ряд: загадки

Музыкальный ряд: народные песни.

Афиша, плакат к спектаклю. (1 час - практ. работа)

Задание: Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Эскиз плаката-афиши к спектаклю.

Материалы: цветная бумага большого формата, гуашь, кисти, клей.

Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.

. Цирковое представление «Парад - алле». Художник и цирк. (1 час - практ. работа).

Задание: Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Материалы: цветная бумага, мелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: фотографии и слайды с примерами клоунады, жонглирования и другими номерами.

Литературный ряд: стихотворение С. Маршака «Цирк», загадки по теме.

Музыкальный ряд: торжественные бравурные марши, передающие атмосферу цирка.

«Музеи искусств» (8 часов: 7 часов - практ. работа, 1 час - обобщение)

Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России - хранители самых великих произведений мирового и русского искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей - святыня для русской культуры - Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский музей - центры международных художественных связей, есть много малых, также интересных музеев и выставочных залов.

Однако тема "Музеи" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон человеческой культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это - часть нашей культуры. "Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев.


. Музей искусств (интерьер музея). (1 час - практ. работа).

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Задание: изобразить интерьер музея с фигурами людей.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: слайды и репродукции, открытки из наборов «Третьяковская галерея», «Эрмитаж» и т.д.

Музыкальный ряд: И. С. Бах «Органные прелюдии» (в качестве фона).

Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. (1 час - практ. работа).

Задание: Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: слайды натюрмортов с ярко выраженным настроением (Ж.Б. Шарден, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П.Кузнецов, В.Стожаров, В.Ван Гог и др.).

Задание на дом: посмотреть в музее или на выставке натюрморты разных авторов.


Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи. (1 час - практ. работа).

Задание: Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды с примерами живописного пейзажа с ярко выраженным настроением (В.Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Рылов, А.Куинджи, В.Бялыницкий-Бируля).

Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.

Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты. (1 час - практ. работа).

Задание: Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

Материалы: бумага, гуашь, кисти (или пастель).

Зрительный ряд: слайды живописных портретов Ф.Рокотова, В.Серова, В.Ван Гога, И.Репина..

Литературный ряд: загадки и стихотворения.


Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. (1 час - практ. работа)

Задание: Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Зрительный ряд: слайды из наборов "Третьяковская галерея", "Русский музей", "Эрмитаж" (произведения А.Л.Бари, П.Трубецкого, Е.Лансере).

Музеи архитектуры. (1 час - практ. работа)

Задание: Изображение древней архитектуры (крепость, башня, ворота и т.д.)

Материалы: тонированная бумага, мелки, цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: слайды с изображением сооружений архитектуры; иллюстрации картин и т.д.


Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства. (1 час - практ. работа)

Задание: Изобразить композиционную схему на тему сказки и выполнить ее в технике бумажной аппликации (обрывная аппликация из цветной бумаги).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, фломастеры, кусочки ткани.

Зрительный ряд: настенные коврики, образцы изделий, выполненные в технике пэчворк, фотографии, варежки, меховая аппликация.

Музыкальный ряд: народная музыка.

По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев - аппликация. Музеи народного декоративно-прикладного искусства. (1 час - практ. работа)

Задание: 1) украсить самостоятельно тарелку гжельской майолики.

2) придумать форму и яркое украшение для воздушного змея

3) нарисовать одного из диковинных животных, увиденных в орнаментах народов;

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: открытки - иллюстрации музеев декоративного искусства, изображения декоративных элементов на одежде; предметы декоративно-прикладного характера.


Музеи искусств. Ступени художественного образования. Искусствоведческая викторина. (Урок - обобщение). (1 час - обобщение)

"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.





Учебно-тематический план


3класс

1

Искусство в твоем доме

8

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформ­ления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового реше­ния.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и ха­рактер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в про­цессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от то­го, кому и для чего он предназначен.

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также ха­рактер узора (растительный, геометрический)

Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в со­здании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).Понимать роль художника и Брать­ев-Мастеров в создании книги (много­образие форм книг, обложка, иллюст­рации, буквицы и т.д.).

Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).

Узнавать и называть произведе­ния нескольких художников-иллюстра­торов детской книги.

Создавать проект детской книж­ки-игрушки.

Овладевать навыками коллектив­ной работы.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в созда­нии форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определен­ному событию или декоративную за­кладку (работа в технике граттажа, гра­фической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображе­ния.

Участвовать в творческой обучаю­щей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсо­водов, Братьев-Мастеров.

Осознавать важную роль художни­ка, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников.

2

Искусство на улицах твоего города

7

Учиться видеть архитектурный об­раз, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и совре­менных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, кото­рое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповтори­мое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Сравнивать и анализировать пар­ки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художествен­ный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объем­но-пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приемами коллектив­ной творческой работы в процессе соз­дания общего проекта.

Воспринимать, сравнивать, даватьэстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в род­ном городе, отмечая их роль в украше­нии города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особен­ное.

Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.

Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки.

Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Воспринимать, сравнивать, ана­лизировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании на­рядных обликов фонарей.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы ра­боты с бумагой (скручивание, закручи­вание, склеивание).

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витри­ны как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профи­лем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процес­се создания образа витрины.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными

конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в коструировании из бумаги.

Осознавать и уметь объяснятьважную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четвер­ти, коллективную композицию.

Овладевать приемами коллектив­ной творческой деятельности.

Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов

3

Художник и зрелище

11

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание кра­сочных декораций, костюмов, цирково­го реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красоч­ные выразительные рисунки или аппли­кации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, весе­лое, подвижное.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные реше­ния, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» - картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумаж­ными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объемно-пространственной компози­ции.

Иметь представление о разных ви­дах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать вырази­тельную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персона­жу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театрально­му представлению или празднику.

Иметь представление о назначе­нии театральной афиши, плаката (при­влекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спек­такле).

Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирко­вому представлению; добиваться об­разного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или пла­ката).

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Маслени­цу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформ­ления праздника.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним празд­никам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Овладевать навыками коллектив­ного художественного творчества.

4

Художник и музей

8

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный рус­ский музей, Эрмитаж, Музей изобрази­тельных искусств имени А. С. Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Иметь представление, что карти­на - это особый мир, созданный ху­дожником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настрое­нии и разных состояниях, которые ху­дожник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Иметь представление об изобрази­тельном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (роди­тели, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразитель­ные возможности цвета.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке - хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важ­ную роль играет настроение, которое художник передает цветом.

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настрое­нием (радостное, праздничное, груст­ное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Знать имена нескольких художни­ков, работавших в жанре натюрморта.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Развивать композиционные на­выки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на ули­це и т.д.), выстраивая сюжетную ком­позицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок воско­выми мелками и акварель).

Рассуждать, эстетически относить­ся к произведению скульптуры, объяс­нять значение окружающего простран­ства для восприятия скульптуры.

Объяснять роль скульптурных памятников.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятни­ки, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.

Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Участвовать в организации выстав­ки детского художественного творчест­ва, проявлять творческую активность.

Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Понимать роль художника в жиз­ни каждого человека и рассказывать о ней.


Итого

34


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Конкретное количество указанных средств и объектов мате­риально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения коли­чественных показателей в рекомендациях используется следую­щая система символических обозначений: Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специаль­но оговоренных случаев); К- полный комплект (исходя из реальной наполняемос­ти класса); Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два ра­за меньше, чем полный комплект, т. е. не менее 1 экз. на двух учащихся); П- комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).


Наименование объ­ектов и средств материально-техни­ческого обеспечения

Ко­личе­ство

Примечания

1

2

3

4

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный госу­дарственный образо­вательный стандарт начального общего образования

д

Стандарт по изобрази­тельному искусству, при­мерная программа, ра­бочие программы входят в состав обязательного программно-методичес­кого обеспечения каби­нета изобразительного искусства

2

Примерная програм­ма начального общего образования по изоб­разительному искус­ству

Д



3

Рабочие программы по изобразительному искусству

д



4

Учебно-методические комплекты по про­грамме, выбранной в качестве основной для проведения уро­ков изобразительного искусства

к


При комплектации биб­лиотечного фонда пол­ными комплектами учеб­ников целесообразно включить в состав кни­гопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпля­ров учебников из других УМК по изобразитель­ному искусству. Эти учебники могут быть использованы учителем как часть методического обеспечения кабинета

5

Учебники по изобра­зительному искусству

К


6

Методические посо­бия (рекомендации к проведения уроков изобразительного ис­кусства)

д

-

7

Методические журна­лы по искусству

Д

В состав библиотечного фонда необходимо вклю­чать журналы федераль­ного значения

8

Учебно-наглядные пособия

ф

д

Наглядные пособия в виде таблиц и пла­катов - Д, формата А4 - Ф

9

Хрестоматии литера­турных произведений к урокам изобрази­тельного искусства

д


10

Энциклопедии по ис­кусству, справочные издания

д

По одному каждого на­именования

11

Альбомы по искусству

д

По одному каждого на­именования

12

Книги о художниках и художественных му­зеях

Д

По одной каждого на­именования

13

Книги по стилям изобразительного ис­кусства и архитектуры

Ф

Книги по стилям в ис­кусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут ис­пользоваться как разда­точный материал при подготовке учащихся к творческой деятельнос­ти, для подготовки со­общений, творческих ра­бот, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной биб­лиотеки

14

Словарь искусствовед­ческих терминов

п


2. Печатные пособия

15

Портреты русских и зарубежных художни­ков

д

Комплекты портретов по основным разделам кур­са. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изда­ниях (альбомы по ис­кусству) и на электрон­ных носителях

16

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орна­мента

д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (на­стенном) и индивидуално-раздаточном вариан­тах, в полиграфических изданиях и на электрон­ных носителях



17

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

д

18

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, че­ловека

д

19

Таблицы по народ­ным промыслам, рус­скому костюму, деко­ративно- прикладному искусству

д



20

Дидактический разда­точный материал: карточки по художе­ственной грамоте

к


3. Информационно-коммуникационные средства

21

Мультимедийные обучающие художест­венные программы. Электронные учеб­ники

д

Мультимедийные обу­чающие программы и электронные учебники могут быть ориентиро­ваны на систему ди­станционного обучения либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать допол­нительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возмож­ность построения систе­мы текущего и итогово­го контроля уровня под­готовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).

22

Электронные библио­теки по искусству

Д

Электронные библиоте­ки включают комплекс информационно-спра­вочных материалов, ори­ентированных на раз­личные формы художе­ственно-познавательной деятельности, в том числе исследователь­скую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энцикло­педии и альбомы по ис­кусству (изобразитель­ное искусство, музыка), аудио- и видеоматериа­лы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из на­учно-популярных изда­ний, фотографии, ани­мация.

Электронные библиоте­ки могут размещаться на СБ-ЯОМ либо соз­даваться в сетевом вари­анте (в том числе на ба­зе образовательного уч­реждения)

23

Игровые художест­венные компьютер­ные программы


4. Технические средства обучения (ТСО)

24

Телевизор

С диагональю не менее 72 см

25

Слайд-проектор

Д

Необходимо иметь также в кабинете устройство для затемнения окон

26

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

5. Экранно-звуковые пособия

27

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса

28

DVD-фильмы:- памятники архитектуры;

  • художественные музеи;

  • виды изобразительного искусства;

  • творчество отдельных художников;

  • народные промыслы;

  • декоративно-прикладное искусство;

  • художественные технологии

Д

По одному каждого наименования

29

Презентация наCD или DVD- дисках:

  • по видам изобразительных (пластических) искусств;

  • по жанрам изобразительных искусств;

  • по памятникам архитектуры России и мира;

  • по стилям и направлениям в искусстве;

  • по народным промыслам;

  • по декоративно-прикладному искусству;

  • по творчеству художников

Д

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительны объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

6. Учебно-практическое оборудование

30

Краски акварельные

К

31

Краски гуашевые

К

32

Тушь

К

33

Ручки с перьями

К

34

Бумага А3, А4

К

35

Бумага цветная

К

36

фломастеры

К

37

Восковые мелки

К

38

Пастель

Ф

39

Уголь

К

40

Кисти беличьи №5, 10,20

К

41

Кисти, щетина №3,10.13

К

42

Емкости для воды

к

43

Стеки (набор)

к

44

Пластилин/глина

к

45

Клей

ф

46

Ножницы

к

47

Рамы для оформле­ния работ

к

Для оформления выста­вок

48

Подставки для натуры

п


. . .

49

Муляжи овощей (комплект)

д

50

Изделия декоратив­но-прикладного ис­кусства и народных промыслов

д

51

Керамические изде­лия (вазы, кринки и др.)

п

52

Драпировки

п

53

Предметы быта (ко­фейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

п


54

Маски

д

9. Специализированная учебная мебель


55

Стулья

К

56

Мебель для хранения таблиц и плакатов

д

Кассетницы, плакатницы
















Требования к уровню подготовки учащихся 3 классов

Учащиеся 3 класса должны

знать/понимать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;

  • знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного искусства;

  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т.д. в рисовании на темы и с натуры;

  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1. Викторины

2. Кроссворды

3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

4. Тестирование

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;

  • действие смыслообразования;

  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;

  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • волевая саморегуляция;

  • коррекция;

  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;

  • смысловое чтение;

  • знаково-символическое моделирование;

  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;

  • синтез, как составление целого из частей;

  • классификация объектов;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование;

  • построение логической цепи рассуждения.


Учебно-тематический план 3 класс № Раздел Тема Количество часов В том числе: Практические работы Уроки контроля (обобщающие уроки)
Раздел 1. «Искусство в твоем доме» 8 8 - 1. Осенний вернисаж. Прощаемся с летом (вводный урок). 1 1
2. Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. 1 1 - 3. Мамин платок. 1 1 - 4. Обои и шторы в твоем доме. 1 1 - 5-6. Твои игрушки (озорной товар). 2 2 - 7. Иллюстрация твоей книжки. 1 1 - 8. Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки. 1 1 - 9. Поздравительная открытка. Декоративная закладка. 1 1 - 10. Букет цветов. 1 1 -
Раздел 2. «Искусство на улицах твоего города» 7 7 - 11-12. Декор русской избы. Памятники архитектуры - наследие предков. В мире народного зодчества. 2 2
13. Парки, скверы, бульвары города. 1 1 - 14. Транспорт в городе. 1 1 - 15. Витрины магазинов. 1 1 -
Раздел 3. «Художник и зрелище» 11 11 - 16. Образ театрального героя. Эскиз куклы. 1 1 - 17. Образ театрального героя. Силуэт-загадка. 1 1 - 18-19. Театр кукол (голова и костюм куклы) 2 2 - 20-21. Карнавальные маски. 2 2 - 22. Пальчиковый театр. Театральный занавес. 1 1 - 23. Конструирование сувенирной куклы. 1 1 - 24. Афиша, плакат к спектаклю. 1 1 - 25. Цирковое представление «Парад -алле». Художник и цирк. 1 1 -
Раздел 4. «Музеи искусств» 8 7 1 26. Музей искусств (интерьер музея). 1 1 - 27. Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. 1 1 - 28. Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи. 1 1 - 29. Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты. 1 1 - 30. Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. 1 1 - 31. Музеи архитектуры. 1 1 - 32. Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства. 1 1 - 33. По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев - аппликация. Музеи народного декоративно-прикладного искусства. 1 1 - 34. Музеи искусств. Ступени художественного образования. Искусствоведческая викторина. (урок - обобщение) 1 - 1

Всего: 34 33 1



22


© 2010-2022