Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ.Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ.Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ.Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ.Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ.Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ.Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ.Тема: Рассказ Л. Н. Толстого «Акула».

Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством Л. Н. Толстого;
  • развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средствах передачи эмоциональной окраски текста;
  • развивать воображение, ассоциативное мышление, навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, устную связную речь;
  • воспитывать любовь к чтению, лучшие качества характера человека.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, учебник В. Ю. Свиридова «Литературное чтение», Самара, «Учебная литература» 2008 г., карточки с дидактическим материалом, книга М. В. Лахтина «Я познаю мир. Русская литература» (М.; АСТ, 2004 г.), выставка книг Л. Н. Толстого, литература об акулах.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Звонок звенел заливисто.

Урок пора начать,

Домашнее задание

Мы будем проверять.


  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Вспомните, какой смысл вкладывает автор в произведение, используя

? и ! знаки?

Дети: Вопрос, удивление, восторг, страх, радость.

Учитель: Прочитайте выразительно стихотворение Ю. Тувима «Овощи».


  1. Сообщение темы и цели урока. Подготовка к восприятию.

Вчера, открытья совершив,

Мы получили знания,

Что многое зависит

От знака препинания.

И страх, и гнев, вопрос, восторг

Те знаки выражают.

Сегодня мы должны узнать,

Всегда ли так бывает?

Учитель: Сегодня узнаем, всегда ли чувства выражаются при помощи знаков препинания.

-Выполните задание и узнайте название произведения, которое нам предстоит исследовать.

(За каждое правильно выполненное задание открывается часть корабля с буквой из слова - отгадки)

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ.


  1. Через море - океан

Плывёт чудо - великан (Кит).


  1. Вильнёт хвостом туда - сюда -

И нет её, и нет следа (Рыба)


  1. Поначалу хвост растила,

Платье тёмное носила.

Подросла - зелёной стала,

Хвост на вёсла променяла (Лягушка)


  1. Кто там лентой чёрной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко,

А на маленькой головке

Пятна жёлтые видны.

Все мы знать его должны (Уж)


  1. У неё во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь - в котёл попала (Щука)

Учитель: Соберите из букв слово - название нашего рассказа.

Дети: Акула. СЛАЙД 1


  1. Изучение нового материала.

  1. Использование дополнительного материала об акулах.

а) Показ СЛАЙДа 2 «Акула» (актуализация внешнего вида).

б) Работа с приёмом «Знаю - хочу знать». (Из первой части приёма учащиеся отвечают, что они знают об акулах; ко второй части приёма учащиеся читают свои отрывки, объединяются в группы и работают по вопросу «Хочу узнать». Отвечает 1 ученик из группы).

Дополнительный материал об акулах


Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, а когда вода в море тёплая, свыше 180 С, нападают на людей. Тело акулы веретеновидное. Пасть в нижней части головы, похожая на поперечную узкую щель, усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже лёгкое прикосновение акулы может оставить серьёзные раны. Но не все акулы хищники. Среди 170 видов многие питаются планктоном, медузами, червями. Когда холодно, акулы вообще не едят - они умеют запасать пищу впрок. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может находиться до 10-12 дней, даже месяц, и не портится. Почему? Пока никто не знает. Когда акула сильно голодна, она хватает все не разбираясь, даже несъедобные вещи: бутылки, железки, всякий хлам. Однажды акула проглотила даже бомбу. Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Особенно причудлива рыба - молот. Так её назвали за форму головы, похожую на огромный молоток. Другая необычная акула - пилонос. Её длина всего 1-2 м, но вид очень грозный: костяной вырост впереди головы, усеянный острыми шипами по краям, действительно напоминает пилу. Большинство акул откладывают крупные яйца, покрытые кожистой скорлупой, некоторые рождают живых детёнышей. Скелет у всех акул не костный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб, вымерших миллионы лет назад. Плавательного пузыря у акул нет. Обитают акулы в прибрежных и открытых водах, некоторые в реках (например, в Амазонке, Танге). В нашей стране - в Баренцевом, Балтийском, Чёрном, Азовском и дальневосточных морях.
Учитель: Кто знает автора этого произведения? Дети: Лев Толстой. СЛАЙД 3.

  1. Первичное чтение.
Учитель: Итак, вместе с героями рассказа Л. Толстого «Акула» мы отправляемся вперёд по морским дорогам открытий. Откройте учебник на странице 36. (Чтение учеником с остановкой после слов: «Акула плыла прямо на мальчиков».)

а) Приём «Дерево предсказаний».

Учитель: Предположите, как дальше будут развиваться события?

Ствол дерева



1. Что будет дальше?

2. Чем закончится рассказ?

3. Что может произойти в рассказе с таким названием?

II группа - 2 вопрос

I группа - 1 вопрос




III группа - 3 вопрос

б) Чтение текста до конца.

Учитель: Оправдались ли ваши предположения?

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

Дети: Страх, отчаяние, радость.

Учитель: Какие моменты в рассказе вам показались самыми волнующими? Прочитайте произведение и отметьте их в тексте.

  1. Повторное чтение. Работа с таблицей «Инсерт».

Маркировка текста значками «Инсерт»:

  • «V» - уже знал;

  • «+» - узнал;

  • «-» - думал иначе, ошибался;

  • «?» - есть вопросы.


  1. Словарная работа

1. Работа над значением слов, подбор синонимов, показ рисунков, используется карта. СЛАЙДЫ

Сахара - пустыня в Африке.

Африка - материк

артиллерист - военный, стреляющий из орудий.

палуба -

фитиль -

якорь -

хобот -

полотно - ткань, обычно светлая.

Учитель: Как понимаете выражение «бледный, как полотно»?

2. Рассказ учителя о кораблях. СЛАЙДЫ


Учитель: Ещё в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого но использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что - то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек при помощи камня стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных. Первые корабли - небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В V в. до н. э. появились корабли с несколькими рядами весел. В VII в. в Венеции был создан более быстроходный корабль - галера. Она имела длину 40-50м, ширину 6м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивал скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII-XVIII веков. Рассмотрите парусник из рассказа «Акула». Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25м, т. е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.


  1. Работа с текстом.

Учитель: Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака?

- Найдите в тексте моменты «напряжённой тишины». Если трудно, то ловите спасательный круг: таких моментов два.

Дети:: «Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».

Учитель: А второй момент?

Дети: «Все замерли от страха и ждали, что будет».

Учитель: Как же автор передал ощущение момента тишины?

Дети: Он использовал речевые обороты и слова, чтобы показать пик

напряжения - ужас ситуации.

Учитель: Иногда бывают такие ситуации - наступает момент, когда никто не знает, что дальше делать, тогда наступает «момент тишины».


  1. Релаксация.

Учитель: Мы нашли в рассказе самые напряжённые моменты, и теперь настал «момент тишины». Давайте прочувствуем её.

(Ребята кладут руки на колени, закрывают глаза и «слушают тишину»)


  1. Продолжение работы по теме.

1. Работа над содержанием рассказа, характеристикой главного героя.

Учитель: Кого можно назвать главным героем рассказа?

Дети: Артиллериста, т. к. он наблюдал ситуацию и нашёл из неё выход.

Учитель: Найдите и перечитайте переживания старого артиллериста.

Дети: Сначала он переживал, что, соревнуясь с товарищем, его сын стал отставать. Он кричал ему: «Не выдавай! Понатужься!»

Учитель: Что означают эти слова?

Дети: Не подведи меня, постарайся.

Учитель: А дальше? Дети: Потом переживал, что сын попал в трудную ситуацию. И последнее переживание - самое напряжённое - когда он целился и стрелял, т. е. у него не было права на ошибку. Он мог попасть в сына или не попасть в акулу, что почти одно и то же. Учитель: Каким человеком он предстаёт перед нами? Дети: Мужественный, самоотверженный, решительный, который в критический момент может принимать смелые решения, настоящий солдат. Учитель: Вспомните другой рассказ Л. Толстого, где была похожая ситуация. Дети: «Прыжок». Учитель: Чем похожи эти произведения? Дети: Дети были в опасности, и отцы проявили мужество, спасая их.

2. Работа с пословицами.

Учитель: Какие пословицы можно отнести к рассказу?

  • «Будь храбр по уму и сердцу»;

  • «Гордится отец, что сын у него - храбрец»;

  • «Кому потеха, а мне не до смеха».


  1. Итог урока.

Учитель: Какое открытие мы сегодня сделали?

Дети: Не всегда с помощью знаков препинания авторы передают чувства, иногда сильнее знака могут быть слова и обороты, которые показывают момент напряжённой тишины.

Учитель: Кому вы сочувствуете или симпатизируете, прочитав рассказ? (Оценивание).


  1. Домашнее задание.

Учитель: Перечитать рассказ Л. Толстого «Акула» и составить портрет старого артиллериста (каким тебе представляется герой рассказа).






Муниципальное образовательное учреждение Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования -

Кораблинский муниципальный район Рязанской области


Конспект урока


по литературному чтению


с использованием ИКТ


«Рассказ Л. Толстого «Акула»



Провела: учитель начальных классов

Кудрина Е. А.

февраль 2014 г.


© 2010-2022