- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ
Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстого «Акула» с использованием ИКТ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кудрина Е.А. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Рассказ Л. Н. Толстого «Акула».
Цели урока:
- продолжить знакомство с творчеством Л. Н. Толстого;
- развивать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средствах передачи эмоциональной окраски текста;
- развивать воображение, ассоциативное мышление, навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, устную связную речь;
- воспитывать любовь к чтению, лучшие качества характера человека.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, учебник В. Ю. Свиридова «Литературное чтение», Самара, «Учебная литература» 2008 г., карточки с дидактическим материалом, книга М. В. Лахтина «Я познаю мир. Русская литература» (М.; АСТ, 2004 г.), выставка книг Л. Н. Толстого, литература об акулах.
Ход урока
-
Организационный момент.
Звонок звенел заливисто.
Урок пора начать,
Домашнее задание
Мы будем проверять.
-
Проверка домашнего задания.
Учитель: Вспомните, какой смысл вкладывает автор в произведение, используя
? и ! знаки?
Дети: Вопрос, удивление, восторг, страх, радость.
Учитель: Прочитайте выразительно стихотворение Ю. Тувима «Овощи».
-
Сообщение темы и цели урока. Подготовка к восприятию.
Вчера, открытья совершив,
Мы получили знания,
Что многое зависит
От знака препинания.
И страх, и гнев, вопрос, восторг
Те знаки выражают.
Сегодня мы должны узнать,
Всегда ли так бывает?
Учитель: Сегодня узнаем, всегда ли чувства выражаются при помощи знаков препинания.
-Выполните задание и узнайте название произведения, которое нам предстоит исследовать.
(За каждое правильно выполненное задание открывается часть корабля с буквой из слова - отгадки)
-
Через море - океан
Плывёт чудо - великан (Кит).
-
Вильнёт хвостом туда - сюда -
И нет её, и нет следа (Рыба)
-
Поначалу хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла - зелёной стала,
Хвост на вёсла променяла (Лягушка)
-
Кто там лентой чёрной
К ручейку скользит проворно?
Сквозь кусты пробрался ловко,
А на маленькой головке
Пятна жёлтые видны.
Все мы знать его должны (Уж)
-
У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь - в котёл попала (Щука)
Учитель: Соберите из букв слово - название нашего рассказа.
Дети: Акула. СЛАЙД 1
-
Изучение нового материала.
-
Использование дополнительного материала об акулах.
а) Показ СЛАЙДа 2 «Акула» (актуализация внешнего вида).
б) Работа с приёмом «Знаю - хочу знать». (Из первой части приёма учащиеся отвечают, что они знают об акулах; ко второй части приёма учащиеся читают свои отрывки, объединяются в группы и работают по вопросу «Хочу узнать». Отвечает 1 ученик из группы).
Дополнительный материал об акулах
Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, а когда вода в море тёплая, свыше 180 С, нападают на людей. Тело акулы веретеновидное. Пасть в нижней части головы, похожая на поперечную узкую щель, усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже лёгкое прикосновение акулы может оставить серьёзные раны. Но не все акулы хищники. Среди 170 видов многие питаются планктоном, медузами, червями. Когда холодно, акулы вообще не едят - они умеют запасать пищу впрок. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может находиться до 10-12 дней, даже месяц, и не портится. Почему? Пока никто не знает. Когда акула сильно голодна, она хватает все не разбираясь, даже несъедобные вещи: бутылки, железки, всякий хлам. Однажды акула проглотила даже бомбу. Акулы отличаются друг от друга величиной и внешним обликом. Особенно причудлива рыба - молот. Так её назвали за форму головы, похожую на огромный молоток. Другая необычная акула - пилонос. Её длина всего 1-2 м, но вид очень грозный: костяной вырост впереди головы, усеянный острыми шипами по краям, действительно напоминает пилу. Большинство акул откладывают крупные яйца, покрытые кожистой скорлупой, некоторые рождают живых детёнышей. Скелет у всех акул не костный, а из хрящей. Такой же скелет был у рыб, вымерших миллионы лет назад. Плавательного пузыря у акул нет. Обитают акулы в прибрежных и открытых водах, некоторые в реках (например, в Амазонке, Танге). В нашей стране - в Баренцевом, Балтийском, Чёрном, Азовском и дальневосточных морях.
Учитель: Кто знает автора этого произведения? Дети: Лев Толстой. СЛАЙД 3.
- Первичное чтение.
а) Приём «Дерево предсказаний».
Учитель: Предположите, как дальше будут развиваться события?
Ствол дерева
1. Что будет дальше?
2. Чем закончится рассказ?
3. Что может произойти в рассказе с таким названием?
II группа - 2 вопрос
I группа - 1 вопрос
III группа - 3 вопрос
б) Чтение текста до конца.
Учитель: Оправдались ли ваши предположения?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
Дети: Страх, отчаяние, радость.
Учитель: Какие моменты в рассказе вам показались самыми волнующими? Прочитайте произведение и отметьте их в тексте.
-
Повторное чтение. Работа с таблицей «Инсерт».
Маркировка текста значками «Инсерт»:
-
«V» - уже знал;
-
«+» - узнал;
-
«-» - думал иначе, ошибался;
-
«?» - есть вопросы.
-
Словарная работа
1. Работа над значением слов, подбор синонимов, показ рисунков, используется карта. СЛАЙДЫ
Сахара - пустыня в Африке.
Африка - материк
артиллерист - военный, стреляющий из орудий.
палуба -
фитиль -
якорь -
хобот -
полотно - ткань, обычно светлая.
Учитель: Как понимаете выражение «бледный, как полотно»?
2. Рассказ учителя о кораблях. СЛАЙДЫ
Учитель: Ещё в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого но использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что - то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек при помощи камня стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных. Первые корабли - небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В V в. до н. э. появились корабли с несколькими рядами весел. В VII в. в Венеции был создан более быстроходный корабль - галера. Она имела длину 40-50м, ширину 6м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивал скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII-XVIII веков. Рассмотрите парусник из рассказа «Акула». Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25м, т. е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
-
Работа с текстом.
Учитель: Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака?
- Найдите в тексте моменты «напряжённой тишины». Если трудно, то ловите спасательный круг: таких моментов два.
Дети:: «Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».
Учитель: А второй момент?
Дети: «Все замерли от страха и ждали, что будет».
Учитель: Как же автор передал ощущение момента тишины?
Дети: Он использовал речевые обороты и слова, чтобы показать пик
напряжения - ужас ситуации.
Учитель: Иногда бывают такие ситуации - наступает момент, когда никто не знает, что дальше делать, тогда наступает «момент тишины».
-
Релаксация.
Учитель: Мы нашли в рассказе самые напряжённые моменты, и теперь настал «момент тишины». Давайте прочувствуем её.
(Ребята кладут руки на колени, закрывают глаза и «слушают тишину»)
-
Продолжение работы по теме.
1. Работа над содержанием рассказа, характеристикой главного героя.
Учитель: Кого можно назвать главным героем рассказа?
Дети: Артиллериста, т. к. он наблюдал ситуацию и нашёл из неё выход.
Учитель: Найдите и перечитайте переживания старого артиллериста.
Дети: Сначала он переживал, что, соревнуясь с товарищем, его сын стал отставать. Он кричал ему: «Не выдавай! Понатужься!»
Учитель: Что означают эти слова?
Дети: Не подведи меня, постарайся.
Учитель: А дальше? Дети: Потом переживал, что сын попал в трудную ситуацию. И последнее переживание - самое напряжённое - когда он целился и стрелял, т. е. у него не было права на ошибку. Он мог попасть в сына или не попасть в акулу, что почти одно и то же. Учитель: Каким человеком он предстаёт перед нами? Дети: Мужественный, самоотверженный, решительный, который в критический момент может принимать смелые решения, настоящий солдат. Учитель: Вспомните другой рассказ Л. Толстого, где была похожая ситуация. Дети: «Прыжок». Учитель: Чем похожи эти произведения? Дети: Дети были в опасности, и отцы проявили мужество, спасая их.
2. Работа с пословицами.
Учитель: Какие пословицы можно отнести к рассказу?
-
«Будь храбр по уму и сердцу»;
-
«Гордится отец, что сын у него - храбрец»;
-
«Кому потеха, а мне не до смеха».
-
Итог урока.
Учитель: Какое открытие мы сегодня сделали?
Дети: Не всегда с помощью знаков препинания авторы передают чувства, иногда сильнее знака могут быть слова и обороты, которые показывают момент напряжённой тишины.
Учитель: Кому вы сочувствуете или симпатизируете, прочитав рассказ? (Оценивание).
-
Домашнее задание.
Учитель: Перечитать рассказ Л. Толстого «Акула» и составить портрет старого артиллериста (каким тебе представляется герой рассказа).
Муниципальное образовательное учреждение Кораблинская средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования -
Кораблинский муниципальный район Рязанской области
Конспект урока
по литературному чтению
с использованием ИКТ
«Рассказ Л. Толстого «Акула»
Провела: учитель начальных классов
Кудрина Е. А.
февраль 2014 г.