Модифицированная образовательная программа Конструктор

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образованием Администрации Северного района

Новосибирской области

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Северного района Новосибирской области

Дом детского творчества

Модифицированная образовательная программа

«Конструктор»

спортивно - технической направленности.

Автор: Казакова Наталья Васильевна

Утверждаю: Рассмотрено и одобрено

Директор МКОУ ДОД ДДТ на заседании педагогического

совета МКОУ ДОД ДДТ

Протокол № от

Программа рассчитана на детей 11-16 лет Срок реализации программы 2 года. Северное 2014г.

Программы технической направленности

Модифицированная программа дополнительного образования детей

«Конструктор» Направление спортивно - техническое Возраст обучающихся - 11-16 лет Срок реализации - 2 года

Пояснительная записка Творчество - актуальная потребность детства. Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Действенной формой работы собучающимися, развивающее техническое творчество, является детское объединение технического направления. Содержанием деятельности обучающихся в объединении «Конструктор» изготовление стендовых моделей посредством моделирования. Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Программа «Конструктор» разработана для детей проявляющих интерес и способности к моделированию так и для детей, которым сложно определиться в выборе увлечения. Настоящая программа предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике и технологии у обучающихся. Данная программа является модифицированной, разработана на основе существующих в «ОЦРТДиЮ» программ по спортивно - техническому творчеству и реализуется с учётом учебно-воспитательных условий и возрастных особенностей обучающихся. Цель программы - формирование личности юного моделиста посредством вовлечения его в творческую деятельность по созданию моделей. Задачи Образовательные: - развитие познавательного интереса к техническому моделированию, конструированию и черчению; - обучение владению инструментами и приспособлениями, технической терминологией; - ознакомление с историей развития техники и современными достижениями; - обучение умению строить простейшие настольные модели. Развивающие: - развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность; - развитие технического, объемного, пространственного, логического и креативного мышления; - развитие конструкторских способностей, изобретательности и потребности творческой деятельности. Воспитательные: - формирование устойчивого интереса к техническому творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию - воспитание нравственных, эстетических и личностных качеств, доброжелательности, трудолюбия, честности, порядочности, ответственности, аккуратности, терпения, предприимчивости, патриотизма, чувства долга; - воспитание интереса к работам изобретателей; - воспитание гражданина и патриота своей Родины.

Этапы реализации программы 1 год обучения - мотивация, интерес. Обучающиеся знакомятся с основами технического моделирования и конструирования на примере изучения инструкций из альбома самоделок, чтения чертежей и эскизов, изготовления простейших моделей из бумаги, картона, фанеры 2 год обучения - интерес способности. Реализация более сложных задач, знакомство с более сложными положениями по составлению эскизов для изготовления контурных моделей, изготовлению стендовых моделей повышенной сложности. Первый год обучения На предметном уровне Обучающиеся должны знать:

  • технику безопасности и предъявляемые требования к организации рабочего места;
  • условные обозначения на чертежах;
  • инструменты и приспособления, используемые при выполнении работ.
уметь:
  • читать чертежи;
  • работать инструментами для обработки бумаги, картона, пластмассы, металла;
  • самостоятельно производить разметку, резание, обработку детали и сборку модели.
Обучающиеся должны овладеть навыками творческого подхода к изготовлению модели. На личностном уровне:
  • проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
  • проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
  • владеть навыками работы в группе;
  • уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека.
На метапредметном уровне
  • выделять главное;
  • понимать творческую задачу;
  • работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;
  • соблюдать последовательность;
  • работать индивидуально, в группе;
  • оформлять результаты деятельности;
  • представлять выполненную работу.

Второй год обучения На предметном уровне Обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе различными инструментами и приспособлениями;
  • принципы составления эскиза по детали или образцу
уметь:
  • правильно пользоваться слесарными инструментами;
  • составлять эскизы, размечать контуры деталей моделей на материале с последующей их обработкой.
Обучающиеся должны овладеть навыками аккуратного и творческого подхода к изготовлению деталей стендовых моделей и их последовательной сборки. На личностном уровне
  • проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
  • проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
  • владеть навыками работы в группе;
  • понимать ценность здоровья;
  • уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека.
На метапредметном уровне
  • выделять главное;
  • понимать творческую задачу;
  • работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;
  • соблюдать последовательность;
  • работать индивидуально, в группе;
  • оформлять результаты деятельности;

Модель выпускника. Освоив образовательную программу, обучающийся приобретает широкий круг знаний, умений и владений, позволяющий ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни. Обучение в объединении является первой ступенькой подготовке детей для занятий в объединениях технического направления. Модель выпускника включает следующие качества и характеристики: Духовно-нравственные качества:

  • доброта;
  • нравственность;
  • потребность выражения собственных творческих мыслей посредством технического творчества; способность жить и действовать в согласии с самим собой, обществом и природой;
  • эмоциональное и творческое отношение к людям и окружающей природе.
Творческие способности:
  • творческая активность;
  • эстетическое восприятие действительности;
  • владение навыками самоанализа, необходимыми для оценки собственной работы и работы других;
  • индивидуальный подход при выборе творческих проектов.
Учебно-творческие знания, умения, владения:
  • устойчивый интерес к техническому творчеству;
  • устойчивая познавательная активность;
  • знание истории развития техники и основ технического творчества;
  • умение использовать по назначению необходимые материалы и инструменты;
  • умение самостоятельно читать рабочие чертежи и составлять эскизы;
Обучающиеся овладевают следующими видами деятельности:
  • читать рабочие и сборочные чертежи, составлять эскизы;
  • пользоваться безопасными приемами работы инструментами приспособлениями использовать их по назначению;
  • подбирать материалы необходимые для изготовления изделий;
  • оценивать собственные работы и работы других.

Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов. Отслеживание результатов в детском объединении «Конструктор» направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является:

  • воспитание у обучающихся ответственности за результаты своего труда (критическое отношение к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению).
Для проверки знаний, умений и навыков используются следующие методы педагогического контроля:
  • входящий, направлен на выявление требуемых, на начало обучение знаний, дает информацию об уровне теоретической и технологической подготовки обучающихся;
  • текущий, осуществляется в ходе повседневной работы с целью проверки освоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся;
  • итоговый, проводится в конце полугодия (промежуточный) или учебного года.

Учебно - тематическое планирование.

(первый год обучения) № п/п Наименование темы Количество часов Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 2 - 2 2 Изготовление моделей из альбома самоделок. 6 24 30 3 Изготовление моделей по техническим рисункам (бумага, картон). 6 26 32 4 Изготовление контурных моделей из ДВП, картона. 8 38 46 5 Изготовление простейших стендовых моделей. 6 26 30 6 Промежуточная и итоговая аттестации 2 2 4
Всего: 30 116 144

Содержание программы

(первый год обучения) 1. Вводное занятие. (2 часа) Введение в программу. Техника безопасности при выполнении работ. 2. Изготовление моделей из альбома самоделок. (30 часов) Что такое модель? Отличие модели от оригинала. Технологическая карта (инструкционная карта) изготовления и сборки деталей изделия. Изготовление деталей изделия, Соединение деталей изделия (автомодели, авиамодели, судомодели). 3. Изготовление моделей по техническим рисункам (бумага, картон). (32 часа) Что такое технический рисунок, эскиз? Их назначение. Масштаб, пропорциональные размеры. Чтение эскизов. Изготовление и соединение готовых деталей в единую модель(автомодели, авиамодели, судомодели). 4. Изготовление контурных моделей из фанеры. (46 часов) Чтение чертежей моделей. Разметка деталей модели на заготовках. Выпиливание по контурам деталей лобзиком. Чистовая обработка поверхностей деталей. Изготовление крепёжных узлов. Окрашивание деталей изделия. Сборка модели(автомодели, авиамодели, судомодели). 5. Изготовление стендовых моделей. (30 часов) Изготовление деталей модели. Чистовая обработка поверхностей деталей. Изготовление крепёжных узлов. Окрашивание деталей изделия. Сборка модели(автомодели, авиамодели, судомодели). 6. Промежуточная и итоговая аттестации (4 часа).

Учебно - тематическое планирование.

(второй год обучения) № п/п Наименование темы Количество часов Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 3 - 3 2 Повтор пройденного материала 3 3 6 3 Изготовление контурных моделей по чертежам и эскизам. 11 52 63 4 Изготовление стендовых моделей повышенной сложности. 20 70 90 5 Разработка и изготовление объёмных моделей и макетов. 10 40 50 6 Промежуточная и итоговая аттестации 2 2 4
Всего: 49 167 216

Содержание программы

(второй год обучения) 1. Вводное занятие. (3 часа) Техника безопасности при выполнении технологических операций и сборочных работ. 2. Повторение пройденного материала. (6 часов) Назначение инструментов и приспособлений, безопасные приемы выполнения работ. 3. Изготовление контурных моделей по чертежам и эскизам. (63 часа) Самостоятельное изготовление деталей модели по чертежам и эскизам. Чистовая отделка, окрашивание, сборка деталей изделия(автомодели, авиамодели, судомодели). 4. Изготовление стендовых моделей повышенной сложности. (90 часов) Самостоятельное изготовление деталей модели по чертежам и эскизам. Чистовая отделка, окрашивание, сборка деталей модели(автомодели, авиамодели, судомодели). 5. Разработка и изготовление объёмных моделей и макетов. (50 часов). Знакомство с контуром и силуэтом технического объекта. Конструирование моделей из спичечных коробков. Способы сопоставления форм окружающих предметов с геометрическими телами. Конструирование моделей из бросового материала. Чтение чертежей развёртки. 6. Промежуточная и итоговая аттестации (4 часа).

Методическое обеспечение программы На занятиях используются различные формы работы: индивидуальная(самостоятельное выполнение заданий); групповая, которая предполагает наличие системы «руководитель - группа - обучающийся»; парная, которая может быть представлена парами сменного состава; где действует разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, существует взаимный контроль перед группой. В обучении используются дидактические принципы:

  • наглядности
  • доступности
  • гуманистической направленности
  • свободы выбор

Используются следующие методы обучения:
  • словесный (рассказ, беседа, лекция);
  • наглядный (показ, демонстрация, экскурсия);
  • практический(работа над чертежом, эскизом, созданием модели, макета);
  • исследовательский (самостоятельный поиск эскизов, чертежей для разработки моделей, макетов).

Проводятся такие виды занятий, как:
  • Комбинированные
  • Получение и закрепление изученного материала
  • Обобщающие занятия
Очень важно донести до каждого ребёнка ощущение радости от созидательного труда, осознание своей роли в общем деле. Дидактическое обеспечение программы Журналы: «Волшебная бумага» (альбом самоделок) «Юный техник» (приложение к журналу «Самоделки») Пособия: Стенды по технологии изготовления контурных моделей различных транспортных средств. Плакаты с чертежами и эскизами.

Литература для педагога 1. Андрианов Н.Н. «Развитие технического творчества младших школьников. М.Просвещение,1990г. 2. Бехтерев Ю.Г. «На старте автомодели», ДОСААФ, 1977. 3. Костенко В.И., Столяров Ю.С. «Мир моделей». Москва, ДОСААФ, 1989г. 4Журавлёва А.П., Болотина JI.A. «Начальное техническое моделирование» (пособие для учителей начальных классов во внешкольной работе). Москва, «Просвещение», 1982г. 5. Попов Б.В. «Учись мастерить», Москва, Просвещение, 1977г. 6. Павлов А.П.»Твоя первая модель», ДОСААФ, 1979г. 7. Тарасов Б.В. «Самоделки школьника», Просвещение, 1977г.

Литература для обучающихся и родителей 1. Журнал «Моделист-конструктор». 2. МаркинаЗ.Н. «Техническое моделирование», 1997г. З. Павлов А.П. «Твоя первая модель». Москва, ДОСААФ, 1979г. 4. Попов Б.В. «Учись мастерить». Москва, «Просвещение», 19

© 2010-2022