Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности ОПК на тему Милосердие и сострадание

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» в 3 «Б» классе


Учитель: Даниленко Анна Владимировна

Тема: «Милосердие и сострадание»

Цель: сформировать осмысление понятия "милосердие и сострадание" как основу человеческих отношений.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;

  • усвоение понятий: милосердие, сострадание;

  • осознать значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Предметные: - формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, добро; - формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта. Развивающие: - развивать познавательный интерес к предмету; - развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; - развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; - развивать творческие способности. Воспитательные: - формировать положительное отношение к нравственным поступкам; - формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям. Планируемые результаты: Личностные: осознавать значимость чтения, высказывать свою точку зрения, выражать положительное отношение к процессу познания, уметь проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать; Метапредметные: - регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия; - познавательные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; - коммуникативные: составлять небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействовать с окружающими; - предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию. Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, ближний. Оборудование: интерактивная доска, презентация, индивидуальные листы

Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап



- Сегодня 14 октября. В этот день весь православный народ отмечает замечательный праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Я хочу поздравить вас, ребята, с этим праздником. А в память какого события празднуется нами этот праздник, сейчас расскажет …

Проверка готовности к уроку.

Слушание рассказа ученика.

Сообщение ученика. Покров - очень важный и любимый на Руси церковный праздник. Его ежегодно отмечают 14 октября. В этот день вспоминают одно из чудес Пресвятой Богородицы. В давние времена в греческом городе Константинополе, который на Руси называли Царьградом, жил святой Андрей юродивый. Однажды во время молитвы в храме Андрей увидел под потолком на облаках Пресвятую Богородицу. Он спросил у своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли ты Госпожу и царицу мира?» - «Вижу, отец мой духовный, и боюсь», - ответил тот. Богородица сняла с Себя большое светлое покрывало и раскрыла его над всеми стоящими в храме. Так было и остается по сей день. Она защищает Своим Покровом всех православных людей от мала до велика, как заботливая мать бережет от бед детей своих.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

  1. Актуализация знаний




- Пресвятая Богородица бесконечно любила и любит всех людей, до сих пор она оберегает нас, является нашей заступницей. Нам были даны Заповеди Божьи и самые главные из них говорят нам о любви. Вот первая и наибольшая заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею». - О какой любви в ней говориться? - А вот вторая, подобная ей заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». - А эта заповедь о чем? Если бы мы имели такую любовь, то не могли бы нарушить все остальные заповеди.

Ответы на вопросы. Чтение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками




  1. Постановка цели и задач урока.


- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить, чему учиться?

- Сегодня мы будем вести серьёзный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.

- Итак, я приглашаю вас к разговору о милосердии, сострадании.


Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели

  1. Открытие новых знаний

































































































































- Ребята, а кто же такой ближний?

- Вот, что говорит нам об этом сам Иисус Христос в своей притче. Но чтобы нам был понятен ее текст, мы должны познакомиться с некоторыми словами, которые встретятся в притче.

Итак, притча о добром самарянине.

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милосердие. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 30-37).

- Так кто же такой ближний?

- А что такое милосердие?

- Вот, как объясняют нам словари это слово: «Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». (из толкового словаря В.И.Даля)

Милосердие - это готовность из сострадания , человеколюбия оказать помощь, не требуя благодарности , награды.

Милосердие - это доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, не делающее различий между «своими» и «чужими», родными и неродными, близкими и далекими»



- А как вы думаете, что означает слово сострадание?

- Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Может ли быть милосердие без сострадания?

А теперь давайте послушаем еще один рассказ. И попробуем понять, кто еще может быть ближним.







- Кому же еще мы можем оказать милосердие?

А сейчас посмотрите небольшую сценку:



- Как вы думаете, все ли правильно делала Муся? Можно сказать, что она милосердна?

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы.



































А вот как понимает это слово …

Ученик.

Милосердие в моем понимании -

Это ласка, любовь, сострадание.

Это - маме усталой помочь

Это - бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь,

И того, кто обидел - простить.

Это - птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать.









Находка Раз иду я мимо оврага и слышу: кто-то в овраге жалобно скулит. Я спустился в овраг и вижу в траве крошечного щенка. Когда я подошел к щенку, он еще жалобнее стал плакать. Я взял щенка в руки. Он был еще слепенький. Кожа на нем сморщилась. Он дрожал всем телом и все плакал жалобно. Принес я щенка домой и выпросил у матери молочка. Налил в черепок и подставил щенку. Но щенок не видит молока и тычет во все стороны головой. Мать сунула щенка мордочкой в молоко и подержала немного. Щенок стал лакать и перестал плакать. С тех пор я подружился с моей собачкой, поил и кормил ее. Мы дали собачке кличку Находка. Находка живет у нас уже долго и очень любит меня.



Муся: Здравствуй, Валечка, у тебя, наверное, флюс! Ах! Какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…. Валя: Моя мама тоже сейчас на работе. А мне бы полоскание… Муся: Ох! Валечка, мне тоже делали полоскание. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше. А еще мне помогала грелка горячая-горячая… Валя: Да, да, грелка … Муся, у нас в кухне чайник стоит… Муся: Это не чайник шумит. Это дождик. Так и есть - дождик! Хорошо, что я в резиновых сапожках, а то можно простудиться. Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду. Не беспокойся. Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивные: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы


  1. Физминутка

- Ребята, слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь. А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению , у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Проявить милосердие друг к другу и скажите каждому добрые слова.

- Сделайте милость ,встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами! Сделайте милость, скажите друг другу добрые слова.

Сделайте милость, садитесь!


  1. Проверка усвоения новых знаний

- Что понимаем под милосердием? - Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам? Мудрость русских людей так говорит о милосердии в своих пословицах:
  • Кто сирых питает, того Бог не забывает.
  • Подай в окно, Бог в подворотню подаст.
  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
  • Бог видит, кто кого обидит.
  • Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы людям, как себе.
  • Делай другим добро - будешь сам без беды.
  • Доброе дело питает и душу и тело.
  • Добрый человек в добре живет век.
  • Худо тому, кто добра не творит никому.
  • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  • Добрые умирают да дела их живут.
  • Красота до вечера, а доброта навеки.
  • Живи добрее, будешь всем милее.


Анализируют полученную информацию. Подбирают синонимы к слову милосердие. Составляют «цветик-семицветик». Слушают рассказ. Отвечают на вопросы по содержанию.













































Рассказ «Милосердие» читает ученик: Дашенька росла доброй и жизнерадостной девочкой. Родители учили её относиться к людям с любовью, пониманием и состраданием. И она никогда не проходила мимо чужого горя. Несколько дней назад она помогла подняться упавшей старушке, а потом перевела её через дорогу; вчера Даша отдала свой школьный бутерброд нищему, который просил милостыню на остановке, а сегодня в магазине поделилась газированной водой с девочкой, которая хотела пить. У Даши была мечта: ей очень хотелось сделать что-то особенное для Господа Иисуса. Вечером, ложась спать, девочка подумала: «Может быть, завтра получиться?» Ночью ей приснился сон. Идёт она по цветущему саду, а навстречу ей Человек в сияющей одежде. - Здравствуй, Дашенька! - улыбнулся Незнакомец. - Кто Ты? - спросила девочка. - Я - Тот, кому ты помогла подняться, когда Мне было больно; Тот, Которого ты накормила, когда Я был голоден; Тот, Кого ты напоили, когда Я жаждал. - Но ведь я не Тебе помогала, - удивилась девочка. - Каждый, кто помог моему меньшему брату, моей меньшей сестре, Мне помог… Проснувшись утром, Даша вспомнила свой сон и радостно улыбнулась. Девочка поняла: всё, что она делала для других, она делала для него, для Иисуса. Познавательные: умение выделять существенную информацию из различных источников. Регулятивные: удерживать учебную задачу в процессе работы.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы


  1. Работа в парах

- Так каким же должен быть человек? Как он должен относиться к другим людям? (Ответы детей)

- Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий человек. (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: милосердие, сострадание, долг, человечность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)

- Какие качества вы выбрали? Почему?

- Почему оставили карточки со словами «злоба, хвастовство, равнодушие, эгоизм»?

Выполняют соответствующие задания,

Проверка: проверяем и доказываем



Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


  1. Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия

- Все живое нуждается в милосердии: щенок, травинка, цветок, мотылек, ручеек, ребенок, взрослый. Вслушайтесь в слово милосердие (милое сердце, т.е. сердце доброе, заботливое, внимательное).

Послушайте свое сердце! Я верю, у вас сердце доброе, я слышу его биение.

«Доброе сердечко».

Перед вами на партах «Сердечки»

Подумайте, что вы за сегодняшний день сделали доброе. Напишите об этом на «сердечке».

Богатый урожай получился.



- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих занятиях? - Что вас поразило на сегодняшнем занятии? - Над чем заставило задуматься это занятие? - Что стало самым важным на занятии? - По капле, по кирпичику - медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать. - Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Я бы хотела закончить наше занятие такими словами:

....Мне говорят: побереги себя!

Всех не спасешь от бед и не накормишь!

Бессмысленно ко всем бежать на помощь!

На всех смотреть любя!

Мне говорят : чужое не болит!

И за чужих детей мы не в ответе!

Но разве в мире есть чужие дети???!!!

И разве стоит по-другому жить???!! Выполняют задания. Отвечают на вопросы.



Читает ученик.

Если ближний замерз - согрей,

Если он неодет - одень

Если голоден - накорми

Если жаждет он - напои.

Если он скорбит - утешай,

Заболеет он - навещай.

Жизнь тебе Господь подарил,

Для того, чтоб ты всех любил.

Регулятивные:

-оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные:

-формировать умение высказывать свое мнение

-воспитывать культуру поведения

Регулятивные:

- осмысливание и самоконтроль деятельности;






© 2010-2022