Разработка урока грамоты «Гуси - Лебеди»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к мультимедийному продукту. Преподаватель: Володина Светлана Ивановна, учитель начальных классов, 1 категория Предмет: Обучение грамоте Тема: Русская народная сказка «Гуси - лебеди» Класс: 1 Образовательное учреждение: ГУ «Новосельская средняя школа» Авторский медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в Microsoft Office 2007 Вид урока: урок - знакомство. Педагогические технологии: элементы игровой технологии, гуманно - личностное обучение, развивающее обучение, совершенствование общеучебных умений. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации к сказке, карточки с отрывками из сказки, таблицы скоростного чтения, таблица «Виды сказок», предметы для инсценирования: прялка из школьного музея, горшочек, учебник «Родное слово», карандаши, «Вальс» П.И. Чайковского, яблонька, яблоки разных цветов. Авторские комментарии: данный урок проводится в 1 классе (Павленко В.К., Клыпа Г.В. «Родное слово» Алматыкiтап баспасы 2008.).На уроке применяется фронтальный опрос, работа в парах, работа в подгруппах, инсценирование, прослушивание отрывка сказки в исполнение мастера ораторского искусства. Проводится 1 физкультминутка, релаксация, рефлексия. В приложении даны карточки для артикуляционной гимнастики (в парах), карточки для работы в подгруппах. Переход к следующему слайду происходит по щелчку мышки.

Тема: Русская народная сказка «Гуси - лебеди»

Задачи:

  • расширить представление о волшебной сказке;

  • учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

  • обогащать словарный запас школьников;

  • развивать речевое чутье на основе сравнений сходных выражений, устаревших и современных.

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках.

  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.

  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения;

  • воспитывать уважение к источникам культуры, чувств ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки с отрывками сказки, таблицы скоростного чтения, таблица виды сказок, предметы для инсцинирования: прялка из школьного музея, горшочек, учебник «Родное слово», карандаши, «Вальс» П. И. Чайковского.

Вид урока: урок - знакомство.

Методы: словесные, наглядные, практические, проблемные, частично - поисковый.

Ход урока.

I.Организационный момент: - Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь. А теперь давайте наполним наши сердца и сердца наших гостей миром, светом и любовью.

Мир, мир, мир! Мир во мне, мир в тебе, мир везде!

Свет, свет, свет! Свет во мне, свет в тебе, свет везде!

Любовь, любовь, любовь! Любовь во мне, любовь в тебе, любовь везде! Эти человеческие качества помогут нам сегодня познакомится с новым произведением, оценить поступки героев произведения, выражать свои мысли, чувства, четко отвечать на мои вопросы. Я желаю вам удачи.

II. Коррекционная работа.

- Чтобы мы могли, красиво и выразительно говорить и читать, нужно подготовиться.

а) Дыхательная гимнастика:

- втягиваем приятный запах. Слайд №1 - задуваем свечку на один большой выдох и два маленьких. Слайд №2 - сдуем с ладошки лепестки. б) Возьмите карточки, поработаем в парах. Приложение 1(Работа по карточкам «Артикуляционная гимнастика»)

1) Чтение гласных звуков (на выдохе).

2) Чтение чистоговорок.

3) Чтение скороговорки.

4) Чтение по скоростной таблице.(2 минуты- с карандашом) - Кто может сказать, что для него урок начался успешно? На сколько слогов вы улучшили свой результат? Я надеюсь, что со следующими заданиями вы справитесь так же удачно.

III. Подготовка к усвоению нового материала. - Прочтите названия произведений и определите жанр произведения, с которым мы сегодня будем работать.

«Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсен.

«Уголек, соломинка и боб» Ш. Перро.

«Маша и медведь» Братья Гримм.

«Золушка» - К какому жанру относятся эти произведения? (Сказка) - Слайд№3

Итак, сегодня мы познакомимся со сказкой.

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

чудо ← Сказка→ волшебство

бабушка ↙ ↓ ↘ добро вечер

звери, предметы -Как вы думаете, почему возникли такие ассоциации, как добро? (всегда побеждает). Бабушка? (вечером перед сном рассказывает сказку). - Посмотрите на правый столбик. Что означают эти записи? (фамилии авторов сказок). Соедините название сказки с её автором. Как называются такие сказки? (авторские) - Слайд№4 - Почему сказка «Маша и медведь» осталась без автора? (русская народная сказка) - Слайд№4 -Чем отличаются авторские сказки от народных сказок? (авторские сказки имеют конкретного писателя, а народные не имеют автора). Но ведь кто - то, же ее сочинил? Сначала, конечно, придумал какую-то сказку один человек, рассказал ее другому. Тому она понравилась. Он ее запомнил и рассказал своему сыну или дочке. А те, когда выросли, рассказали своим детям. И никто не знает, когда впервые появилась такая сказка. Может быть 100 лет назад, а может 300 или 500, трудно сказать точно. Но все это время произведение жило в народе, передавалось от одного к другому, рассказывалось устно. - Какие виды сказок вы знаете? Сказки о животных: звери наделены чертами, которые присущи людям (они говорят, ходят на двух лапах, имеют человеческий характер). Волшебные сказки: не обходится без чудес (говорящая щука, движущая печь), присутствуют волшебные вещи. Персонажи бытовых сказок - люди - Слайд№5 А чтобы узнать о какой сказке пойдет сегодня речь, вы должны найти спрятанные слова.

а о у и д п е ч к а о б к р с (печка) - Слайд№6

к ч т р я б л о н ь к а н л с о (яблонька) - Слайд№7

к т ч р е ч р е ч к а л ю я ь с (речка) - Слайд№8

м к в л е б е д и е г н ш д у (лебеди) - Слайд№9 - Попробуйте догадаться, героями, какой сказки они являются? Итак, сегодня мы с вами отправляемся на встречу с русской народной сказкой «Гуси - лебеди».

IV. Работа по теме урока.

(под музыку «Вальс П. И. Чаковского).- Слайд№10

О чем - то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровать, подушки,

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки. - Вы готовы к встрече со сказкой? Тогда встречайте ее! Откройте учебники на странице 119. Поставьте пальчики на первое слово. Во время чтения подумайте над вопросом: «Почему с детьми произошла беда?». 1) Чтение текста хорошо читающими учащимися, (до слов …»Догадалась Маша, что гуси - лебеди унесли братца, бросилась догонять их»). - Отчего случилась беда? (девочка побежала на улицу, заигралась, загулялась, ушла со двора.) - Была ли девочка послушна? - Какой запрет она нарушила? - Какое решение приняла Машенька? - Какие права человека нарушили гуси - лебеди, когда унесли Ванюшу?

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнем и снова в путь.

Нам советует Мальвина:

- Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Вправо - влево 8 раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб спина была пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

1, 2, 3, 4, 5.



Физминутка.

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет!

1, 2, 3, 4, 5.


- Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! А вам хотелось бы узнать, что приключилось с детьми дальше, и чем закончилась сказка? Тогда давайте послушаем продолжение сказки в исполнении мастера ораторского искусства. И если во время прослушивания вам встретятся незнакомые или непонятные слова или выражения, постарайтесь их запомнить. 2) Прослушивание сказки в грамзаписи.- Слайд№11 3) Словарная работа. Понравилась ли сказка? Встретились ли вам в тексте слова или выражения, которые были вам незнакомы. В основном это устаревшие слова, но мы сможем узнать их значение, если подберем к ним слова - синонимы, которые мы употребляем в речи.

Покуда - пока.- Слайд№ 12

Худо будет - плохо.- Слайд№13

Мой батюшка - отец - Слайд№14

«Зачем на глаза явилась?» - зачем пришла?- Слайд№15

«Сидит ни жива, ни мертва» - замерла от страха, очень испугалась. Слайд№16

Кудель - пряжа.- Слайд№17 V.Работа по содержанию сказки с опорой на иллюстрации. 1. Чтение отрывков из сказки в подгруппах. Приложение2 - А сейчас поработаем в подгруппах. Повернитесь друг к другу. Я вам раздам отрывки из текста, Вам нужно прочесть текст в вашей подгруппе и выбрать спикеров, которые потом передадут диалог героев. 2. Пересказ сказки. - А теперь, давайте вспомним, как начиналась сказка? - после слов «…Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу к подружкам…» - вывешиваю иллюстрацию домика и Ванюши. После слов «…Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси - лебеди, подхватили Ванюшу. Посадили на крылья и унесли…» - силуэты гусей - лебедей уносящих Ванюшу). - Что же случилось дальше, к кому за помощью обратилась девочка? (к печке) - вывешиваю иллюстрацию. Какой диалог произошел между ними? (выступление спикеров первой подгруппы). - Как вы думаете, почему печка отказалась помочь девочке? (она отказалась съесть пирог. Была заносчива, невежлива и хвастлива). - Что случилось дальше? Кто повстречался ей на пути? (яблонька) - вывешиваю иллюстрацию. Выступление спикеров второй подгруппы. - И яблонька не помогла девочке. Побежала девочка дальше, и вдруг увидела…(речку)- вывешиваю иллюстрацию. Выступление спикеров третьей подгруппы. 3. Инсценирование отрывка из сказки. - Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит, стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. …А хотите увидеть, что же произошло в избушке на курьих ножках? Тогда крепко, крепко закрывайте глазки,… а теперь медленно и четко произнесите: 1, 2, 3 - сказка оживи. - Как вы думаете, почему мышка помогла сестрице и братцу? Быстро бежали сестрица с братцем, но гуси - лебеди их догоняли. Добежали они до…(молочной реки), (сцены в обратном порядке). - Почему молочная река укрыла детей под кисельным бережком? (девочка выполнила ее просьбу и спасибо сказала). - прочтите заключительные слова сказки.

VI. Обобщение:

- Понравился ли урок?

- С какой сказкой познакомились? Кто автор?

- К какому виду сказок она относится? - Слайд№18

- С какими необыкновенными, волшебными персонажами вы встретились в этой сказке? ( Баба - Яга, яблонька, печка, молочная река, гуси - лебеди, мышка, избушка на курьих ножках).

- А знаете, мне Машенька понравилась. Угадайте, почему? (она смелая, любит своего брата, учится на своих ошибках).

- Какой поступок Машеньки мне не понравился, как вы думаете?

- Был ли в сказке запрет, и какой?

- Присутствовали ли в сказке добрые герои? Кто они? Собери пословицу. (Работа в группах). Объясни, как ты понимаешь ее смысл. Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.- Слайд№ 19 ( Сказка, это неправда, то чего не бывает, но в ней есть мудрость. Она учит быть нас дружными, добрыми, смелыми.) Худо тому, кто добра не делает никому. Умел ошибаться, умей и поправляться.

Закрываем снова глазки,

Улетаем мы из сказки.1, 2, 3, 4. 5

В класс вернемся мы опять.

- Чему же учит нас эта сказка? Какой урок вынесли для себя?

  • надо слушаться старших.

  • быть скромным и вежливым.

  • на добро отвечать добром.

VII. Домашнее задание. Рассказать сказку родителям. Нарисовать рисунок к сказке, сделать соответственную подпись словами из сказки. VIII. Оценивание. Сегодня вы трудились в подгруппах, и каждый очень старался, обсудите в подгруппах, какую оценку заслужили ваши товарищи.
Рефлексия: В нашей сказке встретилась нам яблонька с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. Но она грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим! Наклеим на нее яблочки. Если вам было интересно - красное, не все удалось, проблемы - желтое, были трудности - зеленое.



© 2010-2022