Классный час «Мы разные, но мы вместе!»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Классный час «Мы разные, но мы вместе!»




  1. Цель: создать атмосферу заинтересованности по отношению друг к другу.

  2. • познакомить с понятием «толерантность»
    • формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
    • расширение знаний детей о дружбе, взаимоуважении,
    • развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы;
    • формирование у учеников потребности в понимании другого человека;
    • учить проявлять терпение к недостаткам других; умению считаться с интересами других;
    • развивать готовность идти навстречу друг другу;
    • формировать навык речевого этикета;
    • способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
    • развитие умения аргументировать свою точку зрения.
    • воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
    • формулирование законов дружбы
    В результате занятия участники смогут:
    • сформулировать понятия «друг», «толерантность», «дружба», назвать правила дружбы.
    • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.
    • приобретут навыки работы в сотрудничестве : работа в группах, составление газеты)
    • дать нравственную оценку жестоким поступкам;
    • раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности;
    • оценить человеческие достоинства и недостатки.



Задачи:

- обучающая: познакомить учащихся с понятием «толерантность»;

- развивающая: развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;

- воспитательная: воспитывать уважение друг к другу, уметь находить правильное решение в жизненных ситуациях.




2. Тип занятия: внеурочное мероприятие.




3. Форма работы учащихся: игра - экспромт.




Эпиграф: Стремитесь найти хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по уголкам большого доброго сердца под этим девизом. ( слайд № )
Но скажите, как вы понимаете понятие человечность? Людей с каким сердцем, можно назвать человечными? Вот и наше сердечко доброе, умеет дружить, переживать, всегда готово прийти на помощь.



-Итак, мы отправляемся в уголок доброты

(Слайд № )

- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, солнце, улыбка, мама, … (дети продолжают)

- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: плохое, беда, ненастье.

- Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Когда вам было комфортнее: рядом с добрым человеком или со злым?

Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем с вами в игру.

Игра«Сказка».
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой - закрывайте лицо ладошками. (Иван - царевич, Кощей Бессмертный, Алдар - Косе, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка,.)


- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы?
(Показ самодельных весов)


Игра «Весы»
- На одну чашу весов мы будем «складывать зло»

(Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.
Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие цветные камушки для аквариума). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.)
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки - в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.





Доброго человека можно еще назвать толерантным

Отправляемся в уголок толерантности.
Что такое толерантность?

В последнее время появилось много новых слов.

. Обратимся к истории (слайд 4)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».


- А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира

16 ноября отмечают Международный день Толерантности




Все мы разные: блондины и брюнеты (слайд ), люди разных рас и национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.


Те качества, которые помогают людям общаться, имеют одно общее название - ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Толерантность - это не простое чувство,

Его не в раз приобретешь:

Сколько надо проявить благородства и сочувствия,

Только тогда сам все это поймешь




Слайд ) Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность - слово заимствованное, малопонятное.

Может, кто узнал, что оно означает в других языках?



  • английском - готовность быть терпимым;

  • во французском - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

  • в китайском - быть по отношению к другим великолепным;

  • в арабском - милосердие, терпение, сострадание;

Подберите ближайшие синонимы к этому слову.

Толерантность - терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие.

(запись слов- синонимов на карточках-ладошках)

Согласны ли вы, что проявлять толерантность- это..


(Слайд № ) Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Верно ли утверждение, что быть толерантным - это…

( Слайд № ) Быть толерантным -означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.



«Обычаи и традиции»

У. Посмотрите на рисунок. Кого изобразил художник?

Д. Людей разных национальностей.

У. Давайте узнаем, какой национальности каждый из вас.

Дети рассказывают.

- Скажите, разве мешает вам дружить то, что вы разных национальностей?

Д. Нет, не мешает.

У. Мы разные, но мы вместе!

- В нашей стране люди имеют возможность изучать не только разные языки, но и знакомиться с обычаями и обрядами, традициями и культурой других народов. Давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация 1

Представьте, что вы идете по одной из улиц столицы Южной Кореи. Неожиданно вас толкает какой-то прохожий. Вы оборачиваетесь и видите, что он негромко смеется. Как вы поступите? Почему именно так? (Дело в том, что негромкий смех в Корее означает смущение.)

Ситуация 2

Дело происходит в Болгарии. К вам в кафе подходит официантка и спрашивает, не принести ли мороженое. Вы радостно киваете и ждете, однако мороженого все нет и нет. Раздосадованный, вы идете узнать, в чем же дело. «Но вы же отказались от мороженого», - говорит удивленная официантка. Что же произошло? (В Болгарии кивок головой сверху вниз означает отрицание.)

Ситуация 3

В Европе при встрече люди пожимают друг другу правые руки. А как, по-вашему, люди пожимали друг ругу руки в Древнем Китае? (При встрече древние китайцы пожимали руки сами себе - правой рукой жали левую.)

У. Культур на свете очень много. Если не знать их особенностей, можно совершать ошибки. Из-за таких ошибок начинались войны. Как вы думаете, как надо себя вести, чтобы избегать конфликтов?

Дети отвечают.



Творческое дело. «Настоящий друг»

Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций.

"Плохо".

а). Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивлялись мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

- Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

б). Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц - Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!" вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги". Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!" И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

- Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?




Игровой момент на внимание.

- Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!" и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя - промолчать и потопать.

Игры - загадки

• Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

• Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

• Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?

• Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?

• А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

• Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?

• Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить, кто сможет?

• Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает? .

• Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?

• Помогать родителям?

Итог: Нужно уважать друг друга, несмотря ни на что, быть терпимым и гуманным, вежливым и тогда у вас с будет много друзей.




У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Но почему мы иногда смеемся над своими товарищами, относимся с раздражением?

Педагог предлагает ребятам провести эксперимент, позволяющий понять, почему люди иногда относятся друг к другу нетерпимо. Ученики складывают лист бумаги вчетверо, а потом отрывают любой уголок у получившегося прямоугольника. Развернув листы, ребята видят, что у всех получился разный результат.

Дети делают вывод, что все люди разные - в этом и кроется причина их нетерпимого отношения друг к другу.

(Слайд ) Учитель показывает детям рисунок, на котором изображены вороны.

- Кого вы видите на рисунке?

Д. Ворон.

У. Что они делают?

Д. Танцуют.

У. Все ли вороны одинаковые?

Д. Нет.

У. Как они относятся к белой вороне? Почему?

Д. Все вороны веселятся и поют, им совсем неважно, кто какого цвета!

У. Как они относятся друг к другу?




- Ребята! Обратите внимание! У вас на партах лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая свой номер.

1

Что ж такое толерантность?

Может, к бабушке любовь?

2

А быть может, это то, что маме

Я на день рождения принес?

3

Понял я, что это уважение

К мнению не только своему.

4

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9

Веришь в чудо, доброту,

Взрослых уважаешь,

10

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12

Оставайся им всегда

И будь еще галантен.

13

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.










- А теперь давайте проведем акцию «Возьмитесь за руки».

Мы беремся за руки и при ответе на мои вопросы запускаем волну.

Мы дружные ребята?

Мы веселые?

Мы добрые?

Мы толерантные?

А теперь все вместе скажем громко: «Ура!»





Игра «Синквейн)
Поиграем в игру. Учитель раздает карточки для игры. Она называется «Синквейн» от французского «Пятистрочие». Первая строчка - данное слово, вторая строчка - два прилагательных к этому слову, третья строчка - три глагола к данному слову, четвертая строчка - короткое предложение об этом слове, пятая - слово-ассоциация. (правила игры объясняются детям доступным языком, родители с правилами ознакомлены заранее) Например, ребенок; красивый, любимый; играет, радуется, поет; Ребенок - это маленькое солнышко, Радость.
Предлагаю вам для игры словосочетание «толерантный человек». (В данной игре помогают приглашенные родители) Опрос детей.



Игра «Сенквейн».

1. Кто? Толерантный человек
2. Какой? Какой?
3. Что делает? Что делает?
Что делает?
4. Предложение
5. Ассоциация.




Мне хочется сказать, что класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Важно сделать даже самый маленький шаг в этом направлении.

И я надеюсь, что в нашем классе мы будем придерживаться и соблюдать следующие правила толерантности:

Ø Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

Ø Не делай другому того, от чего больно тебе.

Ø В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся сами к себе.

Ø Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

Ø Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

Ø Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.




Игра "Ковер мира"
Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. "Ковер мира" побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.
Ход игры. Для игры необходимо ковер.
- Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)
- С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей)
- Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наше с вами " Ковер мира ". Давайте договоримся, если возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Учитель кладет в центре комнаты Ковер мира, а на нее - красивую игрушку.) Представьте себе, что Мира и Алина хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на " Ковер мира ", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на Ковер мира .) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)
Обсуждение вопроса
Почему произошёл данный конфликт. Как его разрешить? Послушайте стихотворение и скажите, как нужно себя вести, если все-таки возник конфликт.

Не навреди! Подумай! Не шуми!
Всех уважай! Добрее посмотри!
Не спорь, коль не уверен! Отойди!
А, если с кем и вышло что не очень,
То первым подойди сам, между прочим.
Скажи: - Давай забудем все разборки.
«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.
Ты - Человек! Ты - умный, добрый, знаю,
Тебе я, милый, очень доверяю!
Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.
И эта ссора надо нам? Едва ли!»

- Как нужно себя вести, если все-таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение




- Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем:

Если каждый будет друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе толерантным наш мир! Слайд







Доброта, уважение, понимание, сострадание, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, зазнайство, тактичность, прощение, терпение, принятие чужого мнения, дружба, сдержанность

1

Что ж такое толерантность?

Может, к бабушке любовь?

2

А быть может, это то, что маме

Я на день рождения принес?

3

Понял я, что это уважение

К мнению не только своему.

4

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

5

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

6

Товарища в беде не брошу,

Злобу в класс я не пущу.

7

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

8

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

9

Веришь в чудо, доброту,

Взрослых уважаешь,

10

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

11

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

12

Оставайся им всегда

И будь еще галантен.

13

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

14

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

15

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.


© 2010-2022