Предметная неделя «Филология» для начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Предметная неделя «Филология» разработана для учащихся начальных классов малокомплектной школы. Планируемые мероприятия включают в себя такие направления филологии, как русский язык, литературное чтение, развитие речи, риторику.

Цель проведения недели: развитие интереса к предметам, входящих в курс «Филология» у учащихся младших классов.

Задачи:1. Формирование познавательного интереса к предметам , входящим в курс «Филология».

2. Развитие творческого мышления, связной речи, эмоционального мира ребенка.

3. Формирование навыков как индивидуальной работы (самостоятельных), так и работы в микрогруппах.

При реализации поставленных задач и целей используются различные формы работы. Учитывается, что дети разновозрастные, все задания подготавливаются с учетом возрастных особенностей, c разноуравневыми заданиями.

Каждое мероприятие несёт творческий, практический характер, направлено на развитие личности ребенка, а также на развитие умения работать в группах, общаться между собой, передавать информацию друг другу и формирует немало важное качество, умение слушать друг друга и высказывать свою точку зрения.

Предлагаем приблизительные мероприятия к проведению предметной недели «Филология» в начальных классах малокомплектной школы.


Конкурс «Зимнее настроение».

Задачи: развитие логического мышления, связной речи, творческих способностей учащихся, внимания, умения работать в группах, работать с толковым словарем.

Викторина «В стране Волшебных сказок».

Задачи: развитие интереса к чтению, формирование навыков работы с кроссвордами, развитие мышления.


Ролевая игра «Театральная страна чудес».

Задачи: развитие творческого потенциала, устной речи, развитие навыков общения, умения слушать и высказывать свою точку зрения, знакомство с театральными профессиями.

«Занимательные странички»

Задачи: развитие внимания, мышления, формирование интереса к предметам русский язык и литературное чтение.

Олимпиада для учащихся 1-4 классов по курсу «Филология»- «Юный филолог»













ПЛАН

проведения предметной недели «Филология».


п/п

Мероприятие

Цель

Дата

Ответственное лицо

1.

-Организационная линейка. Познакомить с планом проведения недели «Филологии»

17.01.2011

Е.М.Резцова

2.

Конкурс «Зимнее настроение»

1. Развитие логического мышления, связной речи, творческих способностей учащихся, внимания.

2. Умения работать в группах.

17.01.20011

Е.М.Резцова

3.

Викторина «В стране Волшебных сказок»

1. Формировать умения выделять главное, логическое мышление.

18.01.2011

Т.В.Мокина

4.

Ролевая игра «Театральная страна чудес»

1. Развитие творческого потенциала, связной письменной и устной речи.

2. Развитие навыков общения.

3. Знакомство с театральными профессиями

19.01.20011

Е.М.Резцова

5.

Занимательные странички

1. Формировать навыки работы с ребусами, анаграммами, кроссвордами.

2. Познакомить с алгоритмом построения кроссворда.

20.01.2011


Т.В.Мокина

6.

Олимпиада для учащихся 1-4 классов по курсу «Филология»- «Юный филолог»


21.01.2011

Т.В.Мокина, Е.М.Резцова



7.

1. «Литературное издательство».












2. Подведение итогов недели.





1. Знакомство с работой над топографическими изданиями, с профессиями людей, участвующими в данной работе.

2. Работа в группах, индивидуальная работа при выпуске газеты.

22.01.2011

Т.В.Мокина, Е.М.Резцова























КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

«ЗИМНЕЕ НАСТРОЕНИЕ»

Составила:

учитель начальных классов

Резцова Елена Михайловна































Конкурсная программа

«Зимнее настроение».

Цель: развитие познавательного интереса к направлениям филологии.

Задачи:

1. Расширение словарного запаса учащихся.

2.Формирование правильной и грамотной устной и письменной речи.

3. Развитие творческих способностей, формирование навыков общения.

Оборудование: табличка «Филология», «Настроение», 3 толковых словаря, схема-лабиринт, карточки с заданиями, смайлики - 12 штук, карточки таблицы с описанием настроения, ватман-1, бумага А-4 (3 шт), фломастеры - 3 упаковки, цветные карандаши ( синие, красные), клей.

Результат: стенгазета «Зимнее настроение» с мини - сочинениями групп «Наше зимнее настроение».

Музыкальное сопровождение: танец снежинок, песни о зиме.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

1.1.Разделить класс на микро-группы.

1.2. Начинается неделя «Филологии» в нашей школе.

-Кто из Вас знает, что такое ФИЛОЛОГИЯ?

-Давайте найдем значение данного слова в толковом словаре.

-Какие направления входят в область науки ?

-С какими из них вы встречаетесь в вашей жизни?

-Как знания этих предметов вы используете или будите далее использовать в своей жизни?

2.Актуализация занятия.

Чтобы узнать , чем мы будем заниматься сегодня, расшифруйте схему-лабиринт. (Приложение №1)

Настроение.

-А что такое настроение? (Это то, как чувствует себя человек).

-Каждая из микро-групп получит сейчас снежинку, задание: запишите на ее лучиках, какое может быть настроение.

Снежинки вывешиваются на доску, сравниваются ответы учащихся.

-Как вы думаете. А какому настроение будет посвящено наше сегодняшнее занятие? (Зимнему настроению).

-Как мы знаем, при разном настроение человек испытывает разные чувства, давайте подумаем какие положительные, а какие отрицательные чувства может испытывать человек, если речь идет о зимнем настроении? Каждый свой ответ обоснуйте.

Результаты заносятся в таблицу «Чувства».


Конкурсная программа.

1-Конкурс для групп.

Давайте посмотрим, все ли слова мы внесли в таблицу «Чувства».

Задание.

  1. Первые две буквы вы найдете в ботинках, а остальную часть слова узнаете, если в слове «трость» замените одну букву. (Бодрость)

  2. Настроение, созвучное грибу, который растет в лесу. (Грусть)

  3. Разгадать ребусы. (Приложение №2).

  4. Орфографическая минутка.

Вставьте пропущенные буквы в следующих словах:

П.чаль, сп.койствие, в.селье, радо..ный, в.сторг, мрач.ный, гру..ный.

Сравнивают все ли слова внесены.

- Какие чувства преобладают зимой и почему?

Физминутка. Под плавную музыку, вы должны исполнить импровизированный т танец «Снежинок».

-Сейчас каждый из вас побыл снежинкой, а какие они снежинки? Радуют они вас зимой или огорчают?

Просмотр презентации «Необычное рядом».

2-конкурс. Каждая группа получает по заданию и одной таблице, а так же смайлики, которые они оформляют (разрисовывают) согласно описанию в таблице.

Изобразите рисунком лицо человека испытывающего такие чувства как: грусть, страх, безразличие, радость, удивление, робость, усталость, злость, обиду. Поможет вам их нарисовать письменное описание этих эмоций.


Эмоции

Описание выражения лица

Грусть

Уголки губ опущены вниз, взгляд направлен вниз, внутренний угол бровей поднят, наружный опущен.

Радость

Улыбка, лучистые морщины вокруг глаз.

Страх

Глаза и рот широко открыты, волосы дыбом.


Эмоции

Описание выражения лица

Безразличие

Взгляд направлен вверх, углы губ слегка опущены.

Удивление

Рот полуоткрыт, дугообразные брови, широко открытые глаза

Робость

Полуприкрытые глаза, легкая улыбка


Эмоции

Описание выражения лица

Усталость

Уголки губ сильно опущены, глаза полуоткрыты, брови сдвинуты к переносице.

Злость

Внутренний угол бровей опущен, на переносице складки, рот гневно полуоткрыт.

Обида

Уголки губ опущены, внутренние уголки бровей подняты, глаза приоткрыты.


Веселая минутка. Давайте попробуем изобразить все эти эмоции движением тела.

-Какое движение тела у человека, который замерз? Покажите!

-Что происходит с телом, устно словесно опишите этот процесс.

3-конкурс.

Задание. Мы много сегодня говорили о настроении, о эмоциях, которые испытывает человек, а все таки, какое оно зимнее настроение? Обсудите это в группах и напишите мини-сочинение на тему « Наше зимнее настроение». Каждое настроение зимы должно быть обосновано примерами. Удачи в работе!

Подведение итогов, каждая группа зачитывает свое сочинение, можно предложить сделать рисунки к сочинению, на лист ватмана прикрепить полученные работы, получится коллективная стенгазета «Зимнее настроение».

4-конкурс. Заключительный этап. У каждого из вас на столе лежит шаблон личика снеговика, нарисуйте, какое настроение сейчас у вас и сразу оцените сегодняшнее мероприятие, если вам понравилось на занятии раскрасьте своего снеговика голубым цветом, если нет красным.

(Во время работы над снеговиками, включить веселую песню о зиме)












Ролевая игра

«Театральная страна чудес»



Разработала: учитель начальных классов Резцова Елена Михайловна



























Прокопьевский район-2011

Ролевая игра «Театральная страна чудес»

Задачи:

1. Развитие творческого потенциала, связной письменной и устной речи.

2. Развитие навыков общения.

3. Знакомство с театральными профессиями.

Оборудование: презентация «Театр», костюм Красной Шапочки, маска Волка, костюм бабушки и мамы, элементы костюмов охотников, бумага белая и цветная, картон, скрепки, ножницы, клей, ширма, куклы: лягушка, мышка, волк, медведь, заяц, лиса.

  1. Организация .

-Внимательно посмотрите на тему занятия?

-Как оно называется?

-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

-Кто знает, что означает слово театр?

-Давайте поработаем с толковым словарем. Кто желает?

-Пока идет поиск, хотелось бы узнать, что вы знаете о театре?

(Выслушиваются ответы участников).

ТЕАТР (от греч. theatron - место для зрелищ - зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.


  1. Знакомство с историей театрального искусства.

Люди каких профессий работают в театре Просмотр презентации.

3.Основная часть.

Сейчас мы разделимся с вами на группы. Каждая группа будет представлять собой не большой театр и представит нам через 15- 20 минут мини - спектакль, который вам предстоит приготовить?

Задания для команд.

Путем простого вытягивания задания, как на экзамене, ребята определяют какой «театр» они будут представлять.

Вместе с Вами в студии будет работать преподаватель, но он будет только вашим помощником, вся инициатива показа зависит от вас. В каждой комнате, находятся необходимые материалы для оформления костюмов героев и сцены. Каждая команда получит критерии оценивания своего представления и оригиналы текста, слова героев, т.е сценарии у вас уже практически готовы , вы только работаете над декорацией и репетируете постановку.

ВСЕМ УСПЕХА И ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА В РАБОТЕ!


Основные требования (критерии) к постановкам.

  1. Занятость всех участников группы.

  2. Сценическое оформление из подручных средств.

  3. Соответствующие костюмы героев из подручных средств.

  4. Выразительность голоса и четкость речи.

  5. Передача характеров героев через динамику (движение), жестикуляцию, мимику и т.д.

  6. Создание общей, целостной картины представления.

1 группа- театр драмы. Приготовьте и покажите нам сказку Шарля Перро «Красная Шапочка». Какая будет постановка, современная или на старый лад зависит от вас.


УДАЧИ В ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ!

2 группа- кукольный театр. Все известна русская народная сказка «Теремок». Сегодня Вы представите её в новом виде и направлении театрального искусства. Ваша задача: оживить кукол и представить нашему вниманию кукольное представление сказки «Теремок»

УДАЧИ В ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ!

3 группа - музыкальный театр. Направление Вашей группы самое интересное и увлекательное. Всем ВАМ необходимо запеть. Ваша группа представит русскую народную сказку «Волк и семеро козлят» , где все герои поют. У Вас получится музыкальная сказка.

УДАЧИ В ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ!

Каждой группе предоставляется отдельная комната-класс. С каждой группой работает в качестве наблюдателя и помощника педагог. После выполнения задания, все собираются в одной аудитории и начинается показ приготовленных представлений. В начале представлений, ведущему необходимо отметить:

Ребята, сейчас Вы будите выступать друг перед другом.

-Кого вы будите представлять? (Артистов). Правильно, кто выступает, тот артист или артисты.

- А если Вы смотрите зрелище, тогда кто вы? (Зрители). Как должны вести себя зрители? (Вспоминают правила поведения). Необходимо ещё и поддерживать актеров, им важны ваши аплодисменты. Вы умеете аплодировать? Покажите как вы это делаете. Молодцы!

- Но кроме того, что вы зрители, вы ещё будите и критиками, теми, кто внимательно смотрит за представлением, игрой актеров и после окончания зрелища высказывает свою оценку происходившему.

Сколько смайликов получит каждая команда, зависит от Вас. Будьте внимательны, уважительны друг к другу.

И так начнем.

В результате жеребьёвки право выступать первым предоставляется … ( и объявляется группа, которая вытянула право показывать свою работу первой).

Оценивание и обсуждение работ проводится за «круглым столом», где ребята сами оценивают работы. Каждая команда имеет право подарить другой по 6 смайликов, если выполнялись все критерии к постановке.

В ходе игры каждая команда может набрать максимальное количество смайликов - 12 штук.

-Закончить сегодняшнее мероприятия, хотелось бы песней «Дорогою добра».






Материалы, используемые для презентации и подготовки ролевой игры.

Должности в театре

Режиссер

Режиссёр -от латинского - управляю, постановщик спектакля

Суфлер

Следит за репетициями театральной постановки и по ходу текста может подсказывать текст ролей

Гример

Накладывает грим специалист - художник-гример

Бутафор

Приготовливает вещи для постановки действа

Осветитель

Включает и выключает рубильники, тянет кабели через сцену

Мастер сцены

Создает сцену и следит, чтобы во время спектакля все работало

Костюмер

Отвечает за театральный гардероб актеров

Театр теней очень древний вид визуально-изобразительного искусства, появившийся в Азии более полутора тысяч лет назад.

В основе конструкции любого Театра теней находится, установленный на сцене большой экран, на который с задней стороны проецируются тени от кукол или марионеток, управляемых кукловодами при помощи специальных палочек.

Как правило, куклы изготавливаются из папье-маше, картона или прозрачной верблюжьей или козлиной кожи. Иногда марионетки делаются состоящими из нескольких связанных между собой частей, чтобы в результате зритель увидел на экране движения героев.

К началу второго тысячелетия Театр теней был чрезвычайно распространен и пользовался большой популярностью в Индии и Китае. Вместе с татаро-монгольским нашествием Театр теней проник и в другие азиатские регионы, где в Турции получил наивысшее развитие.

В начале второй половины восемнадцатого века французский миссионер Ж. Аллод привез технику постановки Театра теней во Францию, где этот вид искусства быстро завоевал популярность. Несколькими годами позже Театр теней стал известен в Великобритании и Германии.

Это - описание, так называемого, классического Театра теней, но существуют театры, в которых роль теней играют не куклы, в сами актеры. Это, как бы, спектакль «за занавеской». Ввиду того, что зрителям практически не видны лица актеров, а только их тени, особое внимание в таких Театрах теней уделяется движениям тела, пластике и хореографии.

В настоящее время, в связи с развитием современных видов театрального искусства интерес к Театру теней практически упал.

Кукольный театр - это, пожалуй, самый древний вид сценического искусства, и в своей истории восходит к временам древнего Египта, когда во время различных ритуальных обрядов, люди носили куклы различных богов.

Вообще, начало развития кукольного театра - это язычество, когда люди овеществляли божков, делая из них куклы, и разыгрывали различные сценки с их участием.

Первые письменные упоминания о кукольных действиях встречаются еще в записях Аристотеля, Геродота и др. Но в виде эстрадно-театрального представления кукольные спектакли пришли из Древней Индии с ее бродячими артистами.

Современный кукольный театр - это сложный механизм, включающий и хореографию, и вокальное мастерство, и конечно куклы. По уровню управления куклами, имеется три основополагающих типа кукольных театров.

Театр, в котором куклы управляются снизу. Как правило, актеры не видны зрителям, находятся за ширмой, а куклы в таком театре называются верховыми.

Театр марионеток, в котором управление куклами осуществляется сверху при помощи проволок или ниток. В этом случае актеры тоже, как правило, не видны публике, находятся за специальной падугой или занавеской.

Кукольные театры, в которых управление куклами происходит непосредственно на уровне самих кукловодов. Здесь имеется несколько разновидностей.

Это и древнейший Театр Теней, где действие происходит на специальном экране, на который проецируются тени от кукол, находящихся за ним, и театр, в котором актеры находятся внутри кукол, и театры, где в спектакле участвуют как куклы, так и настоящие актеры одновременно.




Олимпиадные задания для 1 класса

(обучение грамоте).










Составила: учитель начальных классов Резцова Е.М.




Олимпиадные задания для 1 класса

(обучение грамоте).


  1. Запиши текст разделив его на предложения ( 2 балла)

У утки Тинки утята Тинка учит их плавать утёнок Тишка ловок он быстро спустился на воду


  1. Раздели слова на слоги (1 балл)

Лопата, вилы, рубанок.


  1. Выпишите только слова в которых все согласные мягкие

(2 балла)

Витя, сок, мяч, лист.


  1. Из букв каждой строчки составь слова и запиши их (2 балла)

о, р, у,к -

и, р, а, г-

а,р,у,к-

  1. Образуй новые слова, добавь к данным первую букву ( 3 балла).

…рот, …лень, …игры, …лён.

УДАЧИ В РАБОТЕ!

ОТВЕТЫ.

1.У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Тишка ловок. Он быстро спустился на воду.

3. Витя, мяч.

4. Урок, игра, рука.

5. крот, олень, тигры, клён. Могут быть и другие варианты ответа.




Коллективно творческое дело

«Литературное издательство».



















Разработала: учитель начальных классов Резцова Е.М.






Коллективно творческое дело

«Литературное издательство».

Задачи:

1.Знакомство с работой над типографическими изданиями,

с профессиями людей, участвующими в данной работе, показать практическую значимость знаний по русскому языку и литературе.

2.Развитие навыков работы в группах, умение общаться и сотрудничать друг с другом.

3.Развитие творческого потенциала, устной и письменной речи, обогащение словарного запаса.

Оборудование: карандаши, фломастеры, краски, кисти, словари «Орфографический», «Толковый», «Фразеологический»; ватман, газеты и журналы разных издательств.


  1. Организационный момент.

Сегодня последний день нашей недели «Филологии», день подведения итогов. Давайте вспомним, чем мы занимались всю эту неделю?

Что нового узнали?

Чему научились?

Что Вам понравилось и запомнилось, и почему? ( Важно вспомнить и проговорить все моменты прошедших мероприятий , обратить внимание на построение предложений, на связь слов в предложениях, показать роль прилагательных в речи, показать, что они украшают предложения. Всё это поможет ребятам в последующей работе.)

  1. Актуализация знаний.

Последнее дело, которое мы проведем, будет связано…, а это вы скажите сами, если внимательно посмотрите на столы. Что разложено на столе у каждой команды? Правильно газеты. Где газеты печатаются ? (В типографии).

А издаются книги и журналы? В литературном издательстве. Так и звучит название нашего занятия «Литературное издательство».

Кто готовит материал в газету? (Корреспондент). Кто еще работает над составлением газеты? Чтобы ответит на этот вопрос, посмотрим на 4 страницу газет, где мелким шрифтом указано, кто трудился над ней. (Редактор, художник или фотограф ит.д.)

Провести работу над значением слов корреспондент, редактор, наборщик и т.д по толковому словарю, если значение слов детям не понятно.

Как мы назовем наше мероприятие?

  1. Основная часть

Кем вам придется стать на час мероприятия? Правильно! Сегодня вам предстоит быть создателями газеты.

Каждая команда к концу занятия подготовит и представит нам свою газету.

С чем вам надо определиться, в первую очередь в газете? ( С названием)

Название не должно быть большим, но должно раскрывать содержание газеты, книги или журнала. Второе, определить какие разделы будут в газете. Мы предлагаем вам следующие разделы:

Первый раздел - «Новости недели». Что вы, в нем изложите? (Краткое описание событий за неделю).

Второй раздел -«Прикольные дела» или «Самое прикольное дело». Рассказать о самом интересном деле за неделю.

Третий раздел- «Подумай, разгадай» или «Разгадай-ка!». Что можно напечатать здесь? Ребусы, кроссворды, анаграммы, загадки и т.д.

Четвертый- «Интервью с интересным человеком » или «Интервью с интересной командой» или ещё как-нибудь. Кто знает, что такое интервью? Найдите по толковому словарю, если вы не знаете.

Пятый - «Поздравляем». Название говорит само за себя, вы можете поздравить кого- то с чем угодно.

Шестой - « Реклама». Это вы знаете, что такое! Можете рекламировать все, что связано с русским языком и литературой.

Каждой команде надо постараться, чтобы газета была интересной. Именно ваше литературное издательство должно выжить на мировом рынке. Если газета будет не интересна, её ни кто не будет читать и издательство понесет убытки, разориться. Поэтому каждому надо постараться и сделать газету самой классной. Распределите между членами команды кто, за что будет отвечать. И вперед, за работу!

Только, ВНИМАНИЕ! Каждое издательство получит памятку по работе над созданием газеты.

Основная тема всех газет « Неделя филологии в школе»

Критерии к оформлению газеты.

  1. Название газеты.

  2. Название газеты, должно соответствовать содержанию.

  3. Название разделов или статей.

  4. Статьи должны быть логически выстроены, представлять текст, раскрывать тему и основную мысль.

  5. Художественное оформление должно иметь эстетический вид!

  6. Не допустимы орфографические и пунктуационные ошибки!

  7. Указаны авторы статей, издатели газеты.


  1. Работа над созданием газеты.

Педагоги выполняют роль наблюдателей и помощников. Помогают, если ребята обращаются за помощью, но только помогают, а не навязывают свою точку зрения. Всю работа, дети должны выполнить сами, высказать свое отношение к прошедшей недели, показать, что они усвоили, что им понравилось, а что нет. Они сами должны выявить и показать, кто является лидером, кто им интересен и почему.

Необходимо предложить им сначала оформить эскиз газеты и черновой материал, а только потом работать на чистовике. Во время работы над газетой можно включить тихую, спокойную музыку.


  1. Подведение итога занятия.

Каждая команда вывешивает свой материал. Представляет свою газету, проводит её презентацию, доказывает, что их газета самая лучшая. Затем , обсуждение. Что наиболее удачно получилось у каждой команды и почему? Сами присуждают, сколько смайликов получает та или иная команда.

Наибольшее количество смайликов для каждой команды 15.

Главная задача организаторов, чтобы все участники были заняты, чтобы никто не остался без работы.






© 2010-2022