- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Слова - омографы (2 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему Слова - омографы (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ганчина Е.Н. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Русский язык Тема: Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне. Цель: наблюдение над новым свойством ударения - подвижностью; развитие умения различать одинаковые в написании слова, отличающиеся местом ударения и значением. Оборудование: лист - самооценки, карточка, сигнальные кружки, презентация.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
-Сначала тихо сели девочки. Ещё тише сели мальчики. - Начинаем наш урок. - Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа.
2. Проверка домашнего задания. 1. Блицопрос. - В русском языке ударение всегда падает на первый слог. - Сколько в слове звуков, столько и слогов. - Буква ё в словах всегда ударная. - Ударный слог в слове может быть только один. - Ударными бывают гласные и согласные звуки. - Слова могут состоять из одного, двух и более слогов. Заполнить лист самооценки.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
На доске записаны слова: опасаться, острый, замок, бояться, тупой, замок. СЛАЙД - На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова, которые различаются по звучанию и написанию, но близки по значению. Как такие слова называются? (Синонимы.) - Соедините в ряду слов синонимы зелёным карандашом. - Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы.) - Соедините их синим карандашом. - Какие два слова остались? (Замок, замок.) - Что у них общего? (Одинаково написаны.) - Как вы думаете, это одно слово или разные? - Сделайте так, чтобы слова были одинаковыми. (Ставят ударение на один и тот же слог). Может быть другой вариант? (Да, поставить ударение на другой слог.) - А теперь сделайте так, чтобы слова имели разное значение. Что поможет этому? (Ударение на разных слогах.) - Запишите эти слова и поставьте ударение так, чтобы слова были разными. Записывают слова замок и замок. - Соедините в ряду слов эти слова оранжевым карандашом. - Сделайте вывод, какие слова будем изучать на уроке. (Слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное ударение и разное значение.) - Кто знает, как называются эти слова? П Такие слова называются омографы (от двух греческих слов: омо - одинаковый и графо - пишу, т.е слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное произношение и значение). СЛАЙД - Как будет называться тема урока? - Какую цель мы поставим на уроке?
ΙΙI. Открытие нового знания. 1. Работа по учебнику. Упр. 215 - развивается умение правильно произносить одинаковые по написанию слова в зависимости от контекста. - Понаблюдайте за тем, как «живут» слова замок и замок в предложении и тексте. - Правильно ли составили предложения Вова и Петя? Своё мнение объясните. - Какое значение имеет слово замок? А слово замок? - Что помогает различать значения этих слов? (Ударение.) - Что произошло с ударением? (Оно переместилось, перешло на другой слог.) Вывод (учитель): вы наблюдали новое свойство русского ударения - подвижность. - А что поможет правильно произнести слова, если в слове не поставлено ударение? (Предложение, текст, из которого ясен смысл слова.) В своём стихотворении Александр Шибаев называет ударение шутником. СЛАЙД Шутник он, невидимка - молоток: Тук! - ударил в безударный слог… И сразу же - исчез огромный замок, И появился маленький замок… Запись предложений под диктовку Солнце село за село. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. -Запишем предложение в котором употребляются слова омографы. СОЛНЦЕ СЕЛО ЗА СЕЛО. - Поставить ударение, назвать слова омографы. - Какое значение имеет слово село?
ΙV. Развитие умений - применение знания.
1.Работа в парах. - У вас на столах есть карточки. - Как вы думаете, что там написано? (предложения) - Что необычного в этих предложениях? (пропущены слова) - Как вы думаете, что мы будем делать с этими предложениями, какое задание можно было бы придумать? (вставить пропущенные слова)
уху ворот пили СЛАЙД
Мы сегодня ели ________ .
Комар подлетел к __________ .
Собака сидит у ____________ .
У рубашки был вышит _____________ .
Дети _________ молоко .
___________ бревно ровно.
Заполнить лист самооценки. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. - Сейчас я предлагаю вам разгадать шарады. СЛАЙД - Вы знаете, что такое шарада?
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис - ирИс)
Если первый слог ударный,
Мы - посуда для питья.
Переставьте ударение -
И чертите нас, друзья.
(крУжки - кружкИ)
Мы показываем время,
Помогаем очень людям.
Переменишь ударение -
И в мишень стрелять
Мы будем.
(стрЕлки - стрелкИ)
- Что мы сейчас делали? - Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
3. Ударение (миниатюра)
Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.
- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берет бутылочку с лекарством. Читает:
- Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приема пищИ.
Начинает пищать. Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано... (читает).
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
- Что нового о словах узнали на уроке? (Есть одинаковые в написании слова, которые отличаются ударением и имеют разное значение) - Как называются такие слова? (омографы.) - Приведите примеры. СЛАЙД - Какую особенность русского ударения мы наблюдали? (Ударение может перемещаться, быть подвижным, ударение свободное, не прикрепляется к какому - либо слову)
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Кто сегодня получил отметку в дневник?
- За что?
VI. Рефлексия - Посмотрите в свои листы самооценки, кто может поставить себе отметку за урок?
VII. Домашнее задание.
Придумать и записать 2 пары предложений с омографами