- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Суффикс как часть слова
Конспект урока Суффикс как часть слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калинина И.А. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Суффикс как часть слова.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах.
Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;
- познакомить с основными признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит
за корнем; -способствовать развитию критического мышления, приемов логического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи; -создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Формирование УУД:
- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся); - способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез); - стимулировать самостоятельную поисковую деятельность; - повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность; - способствовать формированию коммуникативных умений.
Оборудование и материалы:
- Учебник: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 2 класс»
-Раздаточный материал
-
Карточки для работы в парах
-
«Волшебная палочка»
- Проектор, компьютер
-Презентация Microsoft Power Point Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП):кластер, рефлексия.
Ход урока
Этапы урока
форма организации урока
учитель
учащиеся
формирование УУД
-
Орг. момент
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы
Добрый день. Начать свой урок я хочу со слов:
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Новые знания
легко открывать!
Надеюсь ,что сегодняшний урок открытия новых знаний мы проведем в доброжелательной атмосфере.
Чистописание
- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы, выделите орфограммы.
На доске: ш шк (запишите в чередовании)
Слово, которое мы напишем с этой буквы, вы отгадайте сами.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.
Что это за дом?
Один раз запишите слово
А как назвать ученика, который учится в школе? Записываем рядом.
Продолжите слово, которым обозначим девочку ученицу?
3 декабря.
Классная работа
Школа
Школьник
Школьница Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
-
Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока
Осмысление
-
(получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации)
- Что объединяет эти слова? Выделим в них корень.
Ребята, а чем слова различаются?
Какие части слова вы еще знаете? Окончание. Выделим его.
Все ли мы знаем о составе слова?
Как вы думаете какая цель нашего урока?
Эта часть слова называется суффикс. Запишем эту тему в тетрадь. Суффиксом мы называем значимую часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Графически суффикс обозначается так Обозначим карандашом в тетради в словах школьник и школьница суффикс. Прочитаем правило в учебнике на странице 108. Понаблюдаем над суффиксами в упражнении № 2. Образец записывать не будем. С помощью каких суффиксов образованы слова медведица и медвежонок? Следующая строчка.
- какое значение имеют суффиксы -иц- , -их-
А какое значение суффиксов -онок-, -ёнок-?
-они родственные. У них общий корень школ (школь)
Звучанием, различное значение. Отвечают на разные вопросы кто? что?
Школа окончание а Школьник окончание нулевое. Школьница окончание а.
У них разная часть после корня и перед окончанием.
Нет. Мы не знаем, какая часть стоит после корня и перед окончанием.
Узнать, какая часть слова стоит после корня и перед окончанием. Как она называется. Какое значение она имеет.
Будем учиться находить ее в словах.
Суффикс.
Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, - это суффикс.
Иц, онок.
Волчица, волчонок (иц, онок)
Тигрица, тигренок (иц, ёнок)
Орлёнок (ёнок)
Заяц, зайчонок (онок)
Лось , лосёнок (ёнок)
Мамы
Детёныши Личностные УУД:
- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
Физминутка
Работа в парах.
Игра «Побудь волшебником»
Фронтально
-Чтобы познакомиться с новым суффиксом, давайте поиграем в игру «Побудь волшебником»
Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова:
нос, дом, хвост, стол.
(Слайд )
Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
Проверка по слайду (Слайд )
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой оттенок вносит этот суффикс в значение нового слова?
-А теперь превратите слова кот, слон, дом в очень большие предметы.
Проверка по слайду (Слайд )
Сначала появляется картинка, которая обозначает маленький предмет, дети образовывают новое слово, которое означает большой предмет, затем по щелчку предмет превращается в большой и сразу же появляется новое слово.
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой смысл вносит этот суффикс в значение нового слова?
У вас на столах конверты со словами и тексты, в которых не хватает слов. Нужно правильно вставить, слова вместо прочерков. (2 мин) С помощью каких суффиксов образованы слова? В слове «кошка» происходит чередование в корне слова звуков т//ш
-ик
-Превращает слова в маленькие предметы
-ищ -Увеличивает предметы
-ище, ик, ёнок, к
Закрепление
Создание условий:
- для развития умения делать выводы;.
-для актуализации полученных знаний.
Прием «Кластер»
Фронтально
А теперь мы попробуем вспомнить, что же такое суффикс. На доске карточки со словами:
Маленькое слово
Часть слова
Для образования новых слов
Для связи слов в предложении
Для образования новых слов
СПосле корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
Часть слова
С
Имеет значение
СУФФИКСС
После корня
СНа доске получается схема:
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
Итог урока
Рефлексия
Создание условий :
-для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности.
-А теперь давайте подведем итог нашего урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
Достигнуты ли цели, которые мы поставили перед собой?
На лестнице успеха, пожалуйста, наклейте свои смайлики. Если вы поняли материал урока, у вас все получилось ,вы правильно все выполняли ,то ваши смайлики будут на самой высокой ступени. Если вы поняли материал, но у вас не всегда все получалось. Нужно еще потренироваться, ваше место на средней ступени. А если вы ничего не поняли на уроке и делали много ошибок - это нижняя ступень.
Самооценка (Слайд )
Д/З правило с. 108, с. 107 № 1 списать, выделить корень и суффиксы, с помощью которых образованы слова.
-Суффикс
Да достигнуты.
Регулятивные: оценивать результаты деятельности