Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Развивающая система Л. В. Занкова» Изменение имен прилагательных по родам

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жирновская средняя общеобразовательная школа








Урок русского языка во 2 классе.

УМК «Развивающая система Л.В.Занкова»

Изменение имен прилагательных

по родам.












Подготовила и провела

Фисенко Марина Викторовна

учитель начальных классов

II квалификационной категории.










Тема урока: Изменение имен прилагательных по родам.

Цели и задачи урока:

образовательные - развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания.

развивающие - развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

Форма урока: нетрадиционный урок с использованием мультимедийных средств.

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Развивающая система Л.В.Занкова». Учебник русского языка для 2 класса: автор А.В.Полякова.

Ход урока: на уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на

внимание);

• игровые;

• личностно - ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

• информационно - коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;

• проблемное обучение (частично - поисковое).

Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, творческими заданиями в парах, в группах, самостоятельными выводами в конце урока.

Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования.


Ход урока.

I. Организационный момент

Психологический настрой на работу.

Учитель: -Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…

- Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок русского языка!

Сегодня не простой урок русского языка, а урок путешествие в мир слов. А мы не ученики, а путешественники.

  • Кого называют путешественниками? (люди, которые путешествуют и узнают что-то новое)

Мы отправляемся в главный город этой страны - Грамотеевск.

-В какой стране находится этот город? (Россия)-Как вы это определили? (по флагу)

-Что за здание изображено? (Собор Василия Блаженного)

Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради - это записные книжки путешественников, в них мы будем записывать свои открытия и наблюдения.

В городе Грамотеевске много разных жителей, сейчас мы встретимся с ними:

-Кто к нам пришёл в гости? (девочка, мальчик)

-А как их назвать во множественном числе? (ребята)

Сегодня, на этом уроке

Мы много узнаем, поймем.

Помогут нам в этом ребята.

Мы их на урок позовем.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

-Запишем число, классная работа.

II.Минутка чистописания:

Первое открытие, которое мы запишем в записные книжки.

-С какой целью мы проводим минутку чистописания? (отрабатываем навык правильного красивого письма)

Работа по вариантам: 1вариант пишет - букву Р, 2 вариант- букву р.

-Как вы думаете почему мы пишем Р,р?

III.Словарная работа. (1 ученик у доски)

Следующее открытие -словарная работа.

Перед вами слова: Р…ссия, дев…чка, мал..чик, р…бята.

  • Какие буквы пропущены в словах? (безударные, мягкий знак, как показатель мягкости.)

  • Объясните, как их надо написать и почему? (словарные слова.)

  • Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными.)

  • Что обозначают имена существительные? (Предметы одушевленные и неодушевленные.)

  • Какие слова являются одушевлёнными? Неодушевлёнными? Как определили?

IV. Работа по теме урока.

  • А какая часть речи обозначает признаки предметов? (Имена прилагательные)

  • Поберите слова-признаки, т.е. имена прилагательные , к данным именам существительным.( Россия большая, девочка красивая, мальчик смелый, ребята весёлые)-устно

Итак, мы подобрали слова-признаки, сказали, что они являются именами прилагательными. А что мы знаем об этой части речи? Наши открытия.

(Имена прилагательные обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

Имена прилагательные изменяются по числам и родам, относятся к именам существительным.)

-Исходя из этого ответа, сформулируйте тему урока. (Изменение имён прилагательных)

-Это и есть тема нашего урока.

-Чему бы вы хотели научиться в этом путешествии? (изменять имена прилагательные по родам и числам)

-Давайте теперь запишем эти словосочетания и определим род и число.

(Задание выполняется у доски)

А следующее аналогичное задание будем выполнять самостоятельно , 3 ученика-

у доски на оценку.

Чтобы правильно написать окончания имен прилагательных надо помнить об окончаниях вопросов, которые задают к ним от имен существительных.

  1. Добрый: речь - 1 ряд, человек-2ряд, слово-3ряд. (выделить окончание, род, число)

Речь (какая?)- добрая.

Человек (какой?)- добрый.

Слово (какое? )- доброе.

  • От чего зависит род и число имени прилагательного? (Род и число имени прилагательного зависит от рода и числа имени существительного.)

V. Физминутка

VI.Закрепление пройденного:

  • Работа с антонимами:

В городе Грамотеевск живут слова-неприятели, они говорят и делают всё наоборот.

Жители города Грамотеевск очень дружные, помогают друг другу в нужную минуту. Вот и мы сейчас воспользуемся помощью своих друзей-соседей по партам.

3.А сейчас мы с вами будем работать в парах: по учебнику стр. 43 №329

Найдите слова-неприятели. Как они называются? (Это антонимы)

Записать в записные книжки, выделить окончания, определить род имен прилагательных.

Работа с синонимами:

В городе Грамотеевск живут слова-приятели, они говорят одно и тоже, но по-разному.

Найдите слова-приятели. Как они называются? (Это синонимы)

4.Найди замену, определи род имен прилагательных, выдели окончания имен прилагательных: (устно по парам)

Очень холодная (вода) знойное

Очень жаркое (лето) студеная

Очень худой (человек) крохотная

Очень маленькая (туфелька) тощий

Очень густой (лес) дремучий

-Как называются такие слова? (Синонимы)

-Какой частью речи являются эти слова? (Это имена прилагательные.)

VII.Работа в группах.

В городе Грамотеевск выпал снег, очень холодно.

А что вы любите делать во время холодной погоды, ведь на улицу не выйдешь? (Играть, читать, смотреть телевизор, решать кроссворды, сканворды, ребусы).

Вот и мы сейчас будем разгадывать ребусы. ( обсуждение по рядам)

1 группа (ряд): Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Развивающая система Л.В.Занкова» Изменение имен прилагательных по родам. ,, й (СИНИЙ)

2Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Развивающая система Л.В.Занкова» Изменение имен прилагательных по родам. группа (ряд): Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Развивающая система Л.В.Занкова» Изменение имен прилагательных по родам. к + я (БЕЛАЯ)

3 группа (ряд):

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Развивающая система Л.В.Занкова» Изменение имен прилагательных по родам.,+ Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Развивающая система Л.В.Занкова» Изменение имен прилагательных по родам. ,+ое(ВЕСЕЛОЕ)

VIII. Итог урока, выставление оценок.

IX. Домашнее задание. На карточках. Стр. 43 № 330

Мы еще вернемся в этот удивительный, интересный, загадочный город Грамотеевск.

Я желаю вам быть
Мудрыми
Аккуратными
Творческими
Работоспособными
Естественными
Культурными
Активными в жизни.

X. Релаксация.

Вот мы и выполнили все задания жителей города.

-Вам понравилось работать сегодня на уроке?

У вас на партах есть разноцветные карточки.

Поднимите одну из них:

Красная - всё понравилось, было интересно, мне было хорошо.

Зелёная - не очень понравилось, мне было не очень хорошо.

Жёлтая - не понравилось, было скучно и неинтересно, мне было плохо.

-Что именно понравилось?





Использованная литература.

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»).- СПб.: Тритон, 1997.

  2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика- в рифмовках занимательных: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1994.

  3. Волина В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

  4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Первая школьная энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

  5. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс.- М.: 5 за знания, 2004.

  6. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку 1-2 классы.- Ростов нД: изд-во «Феникс», 2002.

  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-2 класс.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

  8. Ходова Т.В.. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы.- М.: Айрис-пресс, 2007.



© 2010-2022