Конспект открытого мероприятия Школа исследователя по внеурочной деятельности по теме: Свойства воды. Вода-растворитель

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа исследователя. Открытое занятие по внеурочной деятельности, 1-2 классы

Кралина И.С.

Тема: Свойства воды. Вода - растворитель.

Цель: выявление свойств воды через постановку опытов. Задачи: 1.Выявить в ходе проведения опытов, следующие свойства воды: -вода принимает форму сосуда; - вода является растворителем некоторых веществ; - чистая вода не имеет вкуса и запаха; - чистая вода прозрачна и бесцветна. 2.Воспитывать бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу. 3.Формировать: Личностные УУД: - готовность и способность к саморазвитию; - ценностное отношение к природному миру, учебно-познавательная мотивация учебной деятельности; -навыки сотрудничества в учебной ситуации. Познавательные УУД: - умение работать с текстом; - умение работать с таблицей и заполнять её полученными данными; - анализ; - сравнение; - установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Форма деятельности: работа в малых группах. Оборудование: наборы для проведения опытов для каждой группы учащихся (прописаны в каждой технологической карте проведения опыта) Ход занятия:

I.Орг.момент


II.Эмоциональный настрой учащихся

Видео. 1

-Кто догадался о каком веществе, без которого не прожить ни одному живому существу мы будем сегодня говорить?
Высказывания детей.


III. Постановка учебной задачи.


- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?


Ответы детей.


- Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю организовать на время научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы - исследователи. Итак, что будет предметом исследования?


- Вода.
Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод. На столе:

стакан с водой
- Какие у вас вопросы возникают, глядя на воду в стакане?
1. Чем пахнет вода?
2. Какого вода цвета?
3 Какая вода на вкус?
4. А если воду нагреть и заморозить?
5. А если воду пролить?
- Я, как ваш научный руководитель, добавлю несколько вопросов.
6. Что произойдёт, если в воду добавить сахар или соль?
7. Что произойдёт, если в воду добавить сухую заварку или речной песок?
Очень много задач надо решить, за дело.


2. Деление учащихся на малые группы по 4 человека, с помощью цветных геометрических фигур.

- Сейчас мы разделимся на группы - лаборатории, подойдите к столику, выберите любую фигуру, займите место за своим столом по цвету ваших фигур. 3. Повторение правил работы в группе (на доску вывесить таблицу с правилами). В группе должен быть организатор. Работать должны все. Каждый может высказать своё мнение. Один говорит, остальные слушают. Обсуждается каждая версия. В группе согласуется общее решение. Группа работает, не мешая другим. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. 4. Распределение обязанностей в группе - Давайте распределим обязанности, в группе будут,(на перевернутых бейджиках выберите себе роли) - лаборант (проведение опытов);

- ученый (Следит за работой экспериментаторов по плану )

- эксперт (объявляет результаты исследования) 5. Повторение правил проведения опытов: 1.Опыты проводятся учащимися только в присутствии учителя. 2.При работе с различными веществами набирать их пластмассовыми ложечками. Вовремя проведения опытов внимательно следить за происходящим, не вскакивать с мест, не кричать, не мешать другим группам. 3.После проведения опытов привести в порядок рабочее место, убрать оборудование.

IV. Исследовательская деятельность учащихся.

-Итак, скажите еще раз с каким веществом будем проводить опыты?

_ Предположите, что будем исследовать.

- Что значит предположить?

-Как в науке называется предположение? Гипотеза

Какие слова используем при формировании гипотезы?

Если …, то….

ОПЫТ 1. Чем пахнет вода?

( 2 стакана чистую и закрашенную)

Сделайте своё предположение, имеет ли запах вода?

Сформулируйте по -научному.

Проверим свою гипотезу.

1. Возьмите стаканы с водой.
2. Поднесите к носу.

3. Отметьте в таблице, чем пахнет вода.

Опыт

Деятельность экспертов

Выводы по опыту

ОПЫТ 1. Чем пахнет вода?

1. Возьмите стаканы с водой.
2. Поднесите к носу.

3. Отметьте в таблице, чем пахнет вода.

Проверка работы в группах

- Какой сделаем вывод?
- Вода ничем не пахнет.
- Верно, вода без запаха.

В центре доски делается запись нет запаха

- Что мы можем предположить, что если вода без запаха, то она какая?

ОПЫТ 2. Какая вода на вкус?

Сделайте своё предположение, имеет ли вкус вода?

Сформулируйте по -научному.

Проверим свою гипотезу.


- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Действуйте.


Опыт

Деятельность экспертов

Выводы по опыту

ОПЫТ 2. Какая вода на вкус?

Попробовать воду на вкус

- Ваши правильно сделанные выводы говорят о вашей наблюдательности.
В центре делается запись нет вкуса

ОПЫТ 3. Какого вода цвета?
Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Рассмотреть воду в стакане.

Опыт

Деятельность экспертов

Выводы по опыту

ОПЫТ 3. Какого вода цвета?

Рассмотреть воду в стакане

-И что же вы увидели? Из каждой лаборатории ответьте, исследователи.
- Вода белая (результат исследования 1 лаборатории)
- У воды цвета нет (результат исследования 2 лаборатории)
В центре доски делается запись нет цвета


ОПЫТ4. Что произойдет, если поместить картинку за стакан с водой?

Сделайте своё предположение, что вы увидите, поместив картинку за стакан с водой?

Сформулируйте по -научному.

Проверим свою гипотезу.



  1. Возьмите стакан.

  2. Поместите за него сначала картинку, а затем страничку с текстом.

  3. Что вы увидели? Что показывает данный опыт?

Опыт

Деятельность экспертов

Выводы по опыту

ОПЫТ4. Что произойдет, если поместить картинку за стакан с водой?


1.Возьмите стакан.

2.Поместите за него сначала картинку, а затем страничку с текстом.

3.Что вы увидели? Что показывает данный опыт?

- Можно увидеть, что находится за стаканом. Этот опыт доказывает, что вода прозрачная.
В центре доски делается запись прозрачная

- Как еще можно доказать, что вода прозрачна?

Физкультминутка

ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?

- Какую гипотезу можно выдвинуть?
1. В стакан с водой насыпьте:
· 1 лаборатория - ложку сахарного песка;
· 2 лаборатория - ложку сухой заварки

3 лаборатория - ложку песка

4 лаборатория - ложку глины

2. Размешайте.

3. Что произошло с сахаром, заваркой, песком, глиной?

Опыт

Деятельность экспертов

Выводы по опыту

ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?


  1. В стакан с водой насыпьте:

ложку сахарного песка

2. Размешайте.

3. Что произошло с сахаром?

Опыт

Деятельность экспертов

Выводы по опыту

ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?


  1. В стакан с водой насыпьте:

ложку сухой заварки

2. Размешайте.

3. Что произошло с сухой заваркой?

Опыт

Деятельность экспертов

Выводы по опыту

ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?


  1. В стакан с водой насыпьте:

ложку песка

2. Размешайте.

3. Что произошло с песком?

Опыт

Деятельность экспертов

Выводы по опыту

ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?


  1. В стакан с водой насыпьте:

ложку глины

2. Размешайте.

3. Что произошло с глиной?

Ждём результатов ваших исследований.
- Слово 1 лаборатории. Покажите свой стакан и расскажите, что вы сделали после того, как всыпали ложку сахарного песка.
- После того, как насыпали сахар, мы помешали и увидели, что сахар пропал.
- То есть сахара в стакане нет?
- Нет, он там, только его не видно.
- Что произошло с сахаром?
- Сахар растворился.
- А какое ещё вещество ведёт себя как сахар? Оно есть у каждого на кухне.
- Соль тоже растворяется в воде.
Подумай, как человек использует это свойство.

Послушаем исследователей 2 лаборатории. Покажите ваш стакан.
- Мы насыпали сухую заварку. Она плавает.
- Может плохо размешали?
- Когда заваривает мама чай, тоже плавают чаинки. Они видны в воде.
- Значит сухая заварка… Как сахар?
- Нет, заварка в воде не растворилась.

Послушаем исследователей 3 лаборатории

- Что произошло с песком?

- Не растворился. Какой вывод можем сделать

Послушаем исследователей 4 лаборатории

- Что произошло с глиной?

-Вода изменила цвет?

- Вся глина растворилась? (плохо растворяется в воде)

- Итак какой вывод можно сделать? Подтвердилась наша гипотеза?

- Вывод: вода является растворителем.
В центре доски делается запись вода-растворитель.
- Всегда?

V. Итоговое обобщение.
- Уважаемые исследователи! Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположения (в науке это называется гипотеза) и как результат- открытые нами свойства воды.

Давайте повторим этапы нашей работы.

Что мы первое делали? 1.Искали ответ на вопросы? Значит, чего-то не знали. Это есть проблемная ситуация. Когда есть проблемная ситуация, должна быть цель.

- С какой целью проводились опыты?

- Выдвигали гипотезы и их проверяли?

- По плану организовывали свою деятельность.

- Делали выводы и записывали их.

-Демонстрировали свой продукт.

Это и есть этапы проектно- исследовательской деятельности

Вот видите, сколько противоречивых моментов нашей жизни связано с водой. Это происходит, благодаря удивительным свойствам воды. О них мы поговорим на следующих занятиях.

Рефлексия «Смайлики»

- Урок закончен. Спасибо за вашу работу.

© 2010-2022