- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого мероприятия Школа исследователя по внеурочной деятельности по теме: Свойства воды. Вода-растворитель
Конспект открытого мероприятия Школа исследователя по внеурочной деятельности по теме: Свойства воды. Вода-растворитель
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кралина И.С. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Школа исследователя. Открытое занятие по внеурочной деятельности, 1-2 классы
Кралина И.С.
Тема: Свойства воды. Вода - растворитель.
Цель: выявление свойств воды через постановку опытов. Задачи: 1.Выявить в ходе проведения опытов, следующие свойства воды: -вода принимает форму сосуда; - вода является растворителем некоторых веществ; - чистая вода не имеет вкуса и запаха; - чистая вода прозрачна и бесцветна. 2.Воспитывать бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу. 3.Формировать: Личностные УУД: - готовность и способность к саморазвитию; - ценностное отношение к природному миру, учебно-познавательная мотивация учебной деятельности; -навыки сотрудничества в учебной ситуации. Познавательные УУД: - умение работать с текстом; - умение работать с таблицей и заполнять её полученными данными; - анализ; - сравнение; - установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. Форма деятельности: работа в малых группах. Оборудование: наборы для проведения опытов для каждой группы учащихся (прописаны в каждой технологической карте проведения опыта) Ход занятия:
I.Орг.момент
II.Эмоциональный настрой учащихся
Видео. 1
-Кто догадался о каком веществе, без которого не прожить ни одному живому существу мы будем сегодня говорить?
Высказывания детей.
III. Постановка учебной задачи.
- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?
Ответы детей.
- Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю организовать на время научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы - исследователи. Итак, что будет предметом исследования?
- Вода.
Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод. На столе:
стакан с водой
- Какие у вас вопросы возникают, глядя на воду в стакане?
1. Чем пахнет вода?
2. Какого вода цвета?
3 Какая вода на вкус?
4. А если воду нагреть и заморозить?
5. А если воду пролить?
- Я, как ваш научный руководитель, добавлю несколько вопросов.
6. Что произойдёт, если в воду добавить сахар или соль?
7. Что произойдёт, если в воду добавить сухую заварку или речной песок?
Очень много задач надо решить, за дело.
2. Деление учащихся на малые группы по 4 человека, с помощью цветных геометрических фигур.
- Сейчас мы разделимся на группы - лаборатории, подойдите к столику, выберите любую фигуру, займите место за своим столом по цвету ваших фигур. 3. Повторение правил работы в группе (на доску вывесить таблицу с правилами). В группе должен быть организатор. Работать должны все. Каждый может высказать своё мнение. Один говорит, остальные слушают. Обсуждается каждая версия. В группе согласуется общее решение. Группа работает, не мешая другим. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. 4. Распределение обязанностей в группе - Давайте распределим обязанности, в группе будут,(на перевернутых бейджиках выберите себе роли) - лаборант (проведение опытов);
- ученый (Следит за работой экспериментаторов по плану )
- эксперт (объявляет результаты исследования) 5. Повторение правил проведения опытов: 1.Опыты проводятся учащимися только в присутствии учителя. 2.При работе с различными веществами набирать их пластмассовыми ложечками. Вовремя проведения опытов внимательно следить за происходящим, не вскакивать с мест, не кричать, не мешать другим группам. 3.После проведения опытов привести в порядок рабочее место, убрать оборудование.
IV. Исследовательская деятельность учащихся.
-Итак, скажите еще раз с каким веществом будем проводить опыты?
_ Предположите, что будем исследовать.
- Что значит предположить?
-Как в науке называется предположение? Гипотеза
Какие слова используем при формировании гипотезы?
Если …, то….
ОПЫТ 1. Чем пахнет вода?
( 2 стакана чистую и закрашенную)
Сделайте своё предположение, имеет ли запах вода?
Сформулируйте по -научному.
Проверим свою гипотезу.
1. Возьмите стаканы с водой.
2. Поднесите к носу.
3. Отметьте в таблице, чем пахнет вода.
Опыт
Деятельность экспертов
Выводы по опыту
ОПЫТ 1. Чем пахнет вода?
1. Возьмите стаканы с водой.
2. Поднесите к носу.
3. Отметьте в таблице, чем пахнет вода.
Проверка работы в группах
- Какой сделаем вывод?
- Вода ничем не пахнет.
- Верно, вода без запаха.
В центре доски делается запись нет запаха
- Что мы можем предположить, что если вода без запаха, то она какая?
ОПЫТ 2. Какая вода на вкус?
Сделайте своё предположение, имеет ли вкус вода?
Сформулируйте по -научному.
Проверим свою гипотезу.
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Действуйте.
Опыт
Деятельность экспертов
Выводы по опыту
ОПЫТ 2. Какая вода на вкус?
Попробовать воду на вкус
- Ваши правильно сделанные выводы говорят о вашей наблюдательности.
В центре делается запись нет вкуса
ОПЫТ 3. Какого вода цвета?
Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Рассмотреть воду в стакане.
Опыт
Деятельность экспертов
Выводы по опыту
ОПЫТ 3. Какого вода цвета?
Рассмотреть воду в стакане
-И что же вы увидели? Из каждой лаборатории ответьте, исследователи.
- Вода белая (результат исследования 1 лаборатории)
- У воды цвета нет (результат исследования 2 лаборатории)
В центре доски делается запись нет цвета
ОПЫТ4. Что произойдет, если поместить картинку за стакан с водой?
Сделайте своё предположение, что вы увидите, поместив картинку за стакан с водой?
Сформулируйте по -научному.
Проверим свою гипотезу.
-
Возьмите стакан.
-
Поместите за него сначала картинку, а затем страничку с текстом.
-
Что вы увидели? Что показывает данный опыт?
Опыт
Деятельность экспертов
Выводы по опыту
ОПЫТ4. Что произойдет, если поместить картинку за стакан с водой?
1.Возьмите стакан.
2.Поместите за него сначала картинку, а затем страничку с текстом.
3.Что вы увидели? Что показывает данный опыт?
- Можно увидеть, что находится за стаканом. Этот опыт доказывает, что вода прозрачная.
В центре доски делается запись прозрачная
- Как еще можно доказать, что вода прозрачна?
Физкультминутка
ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?
- Какую гипотезу можно выдвинуть?
1. В стакан с водой насыпьте:
· 1 лаборатория - ложку сахарного песка;
· 2 лаборатория - ложку сухой заварки
3 лаборатория - ложку песка
4 лаборатория - ложку глины
2. Размешайте.
3. Что произошло с сахаром, заваркой, песком, глиной?
Опыт
Деятельность экспертов
Выводы по опыту
ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?
-
В стакан с водой насыпьте:
ложку сахарного песка
2. Размешайте.
3. Что произошло с сахаром?
Опыт
Деятельность экспертов
Выводы по опыту
ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?
-
В стакан с водой насыпьте:
ложку сухой заварки
2. Размешайте.
3. Что произошло с сухой заваркой?
Опыт
Деятельность экспертов
Выводы по опыту
ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?
-
В стакан с водой насыпьте:
ложку песка
2. Размешайте.
3. Что произошло с песком?
Опыт
Деятельность экспертов
Выводы по опыту
ОПЫТ 5. Что произойдёт, если в воду что-нибудь добавить?
-
В стакан с водой насыпьте:
ложку глины
2. Размешайте.
3. Что произошло с глиной?
Ждём результатов ваших исследований.
- Слово 1 лаборатории. Покажите свой стакан и расскажите, что вы сделали после того, как всыпали ложку сахарного песка.
- После того, как насыпали сахар, мы помешали и увидели, что сахар пропал.
- То есть сахара в стакане нет?
- Нет, он там, только его не видно.
- Что произошло с сахаром?
- Сахар растворился.
- А какое ещё вещество ведёт себя как сахар? Оно есть у каждого на кухне.
- Соль тоже растворяется в воде.
Подумай, как человек использует это свойство.
Послушаем исследователей 2 лаборатории. Покажите ваш стакан.
- Мы насыпали сухую заварку. Она плавает.
- Может плохо размешали?
- Когда заваривает мама чай, тоже плавают чаинки. Они видны в воде.
- Значит сухая заварка… Как сахар?
- Нет, заварка в воде не растворилась.
Послушаем исследователей 3 лаборатории
- Что произошло с песком?
- Не растворился. Какой вывод можем сделать
Послушаем исследователей 4 лаборатории
- Что произошло с глиной?
-Вода изменила цвет?
- Вся глина растворилась? (плохо растворяется в воде)
- Итак какой вывод можно сделать? Подтвердилась наша гипотеза?
- Вывод: вода является растворителем.
В центре доски делается запись вода-растворитель.
- Всегда?
V. Итоговое обобщение.
- Уважаемые исследователи! Вы проделали огромную работу - ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположения (в науке это называется гипотеза) и как результат- открытые нами свойства воды.
Давайте повторим этапы нашей работы.
Что мы первое делали? 1.Искали ответ на вопросы? Значит, чего-то не знали. Это есть проблемная ситуация. Когда есть проблемная ситуация, должна быть цель.
- С какой целью проводились опыты?
- Выдвигали гипотезы и их проверяли?
- По плану организовывали свою деятельность.
- Делали выводы и записывали их.
-Демонстрировали свой продукт.
Это и есть этапы проектно- исследовательской деятельности
Вот видите, сколько противоречивых моментов нашей жизни связано с водой. Это происходит, благодаря удивительным свойствам воды. О них мы поговорим на следующих занятиях.
Рефлексия «Смайлики»
- Урок закончен. Спасибо за вашу работу.