- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока чтения на тему Борис Степанович Житков «Про обезьянку»
Конспект урока чтения на тему Борис Степанович Житков «Про обезьянку»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аджиева Г.И. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Тема: Борис Степанович Житков «Про обезьянку». Задачи урока:
- продолжить работу над рассказом Б.Житкова; обучать составлению сжатого пересказа; учить приёмам, способствующим осознанному выразительному чтению;
- расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся
- прививать интерес к чтению; воспитывать бережное отношение к природе.
- Познавательные общеучебные действия: формировать умения извлекать необходимую информацию, умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, формировать умение смыслового чтения, расширять словарный запас умение самостоятельно делать выводы.
- Коммуникативные действия: формировать умения работать в коллективе, полно и точно выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.
- Регулятивные учебные действия формировать умения контролировать (сличением способов действия и его результата с учебником).
- Личностные: развивать познавательный интерес, формировать умение нравственно-этической ориентации, устанавливать причинно-следственные связи.
- учебник "Литературное чтение", авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова;
- компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- цифры для рефлексии;
- фото учащихся с домашними питомцами - презентации.
для учеников:
- учебник;
- карточки со словарной работой;
- ручка.
Тип урока: урок рефлексии. Технологии: деятельностного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока: 1 этап Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой на работу. (Слайд - задачи урока) Учитель: Здравствуйте, ребята! Каждый урок чтения - это урок общения. На этом уроке мы с вами будем продолжать работу над изучаемым произведением, познакомимся с новыми фактами из жизни писателя и, конечно же, будем обмениваться своими мыслями.
А урок мы начнем с игры «Привет, сосед» Дети: Привет, сосед, улыбнись мне в ответ, я хочу, чтобы ты не грустил, всем улыбки сегодня дарил!
Ну и, конечно же, улыбнемся нашим гостям. Здравствуйте.
Работать сегодня мы будем вместе и дружно. И девизом к нашему уроку я взяла такие слова (Слайд) чтение хором Упустишь минуту - потеряешь час.
Желаю вам сегодня на уроке не упустить ни одной минутки, чтобы каждая минутка на уроке была для вас полезной.
2 этап Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Звучит мелодия «Маленький принц» Когда-то на свете жил-был замечательный человек, очень любивший свою планету Землю и болеющий всей душой за её будущее - известный французский писатель и летчик Антуан Сент- Экзюпери, герой которого, Маленький принц, тоже мечтал навести порядок на своей планете. Ему принадлежат очень правильные слова, которые вы видите здесь на баннере: «Мы в ответе за тех, кого приручили...» в конце урока мы вернемся к этим словам и попробуем объяснить, что значит БЫТЬ В ОТВЕТЕ. А сейчас предлагаю составить слова из набора букв, который вы видите на слайде (Слайд) Бьназоеяк, алчмьки, овитарщ Обезьянка, мальчик, товарищ
- Эти слова вам о чем-то говорят? - Исследуйте слова и вспомните название произведения, с которым мы будем работать сегодня на уроке. (Формулирование темы учащимися) (Слайд)
3 этап постановка проблемного места, затруднения, выявление места и причины затруднения
-Как называется рассказ, который мы читали на уроке и дома? - Кто его написал? (Слайд) Посмотрите, на доске вы видите несколько портретов. На каком из них изображён Житков Б. С.? А знакомы ли вам остальные авторы? (Крылов И.А., Л. Н. Толстой) А в каких произведениях этих авторов встречается образ обезьяны? (басня «Мартышка и очки», рассказ «Прыжок») (Слайд)
На прошлом уроке мы с вами находили и выписывали трудные, непонятные слова. Вам было задано на дом найти совместно с родителями толкование этих слов в словаре. Поднимите свои карточки над головой, покажите мне их, чтоб я могла увидеть, кто справился с этим заданием. Я убедилась, что родители оказали вам большую помощь в выполнении этого задания, это радует. Итак, посмотрим на слова, которые вас заинтересовали. (Слайды)
ПЕЛЕРИНКА - накидка на плечи, обычно не доходит до пояса. А в каком эпизоде нам встретилось это слово? (выборочное чтение)
Свора - несколько собак, собравшихся вместе Казённый - то, что принадлежит государству Оба слова встречаются нам в одном абзаце. Какой именно эпизод в нем описывается? Коротко расскажите.
Портсигар - карманная плоская коробочка для сигарет. А вы помните, что хранил в портсигаре отец главного героя? (конфеты, так как бросил курить) Какими словарями вы пользовались при выполнении этого задания? Обратите внимание. Здесь представлены разные словари, с которыми вы должны подружиться. Они на всю жизнь должны стать вашими верными друзьями и добрыми помощниками в объяснении любого непонятного слова. (Демонстрация словарей)
4 этап Построение проекта выхода из затруднения
Итак, вернемся к рассказу Б. Житкова «Про обезьянку». - От чьего имени ведется рассказ? - Как попала обезьянка к мальчику? Зачитайте отрывок из рассказа. (выборочное чтение) - Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? Найдите отрывок из произведения и давайте прочитаем его по ролям. - Почему мальчик так сказал: «Я глазам своим не верил?». Когда мы так говорим? - Расскажите, как выглядела обезьянка. Найдите описание Яшки в учебнике. (Слайд) Иллюстрация обезьянки.
Давайте мы с вами проведем небольшой конкурс на лучшего художника. Для этого у меня уже заготовлены ватманы и коробка восковых мелков. С каждого ряда выйдут по 2 ученика и они могут взять только по одному мелку. Вам задание - за 2 с половиной минуты нарисовать обезьянку.
А мы пока поработаем по содержанию рассказа. - Как встретили обезьянку в семье мальчика? (пересказ текста) - Как решили оставить Яшку на ночь? А почему? Ну, время, отведенное художникам, вышло. Посмотрим, что же у них получилось. (учащиеся комментируют свои рисунки) Молодцы! - А теперь найдите и прочитайте в учебнике момент, как ловили Яшку (чтение цепочкой) - Где переночевал Яшка? Какое чувство вы испытали, когда читали этот эпизод? (рассуждение) - Что мальчик сделал, когда пошёл в школу? (привязал Яшку к ручке двери, обвязав его веревкой вокруг пояса) - А почему он это сделал, как вы думаете? А как бы вы поступили? - Что Яшка делал, когда хотел понравиться? (начинал искать в волосах у людей, заботливо лапками перебирать, будто там нашел чего, выкусывать с пальчиков что-то)
5 этап Реализация проекта
Динамическая пауза под мелодию «Солнышко лучистое любит скакать..»
-Мы говорили о том, каким непоседливым был Яшка. А как к этому относились домашние? За что отец отругал Яшку? (обезьяна обрывала цветы, что стояли на окнах, а потом дразнилась)
- Вспомните эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьяны. (В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола, потому что он был неуправляемым. Уж столько попадало за эту обезьянку герою рассказа! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил: наставил чернильных клякс. Метко с лестницы бросал штукатуркой в папу. Испортил причёску даме, которая пришла в гости.)
- А можете показать какой - нибудь эпизод? (инсценировка)
- Как к Яшке относились дворовые животные? (Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее) - То есть какой вывод мы можем сделать? (надо хорошенько подумать, прежде чем держать в своих квартирах диких животных: обезьян, змей, и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к. диким животным тяжело привыкнуть жить под крышей, в доме. Они часто покидают хозяев, проникают к другим людям - пугают их.)
Групповая работа Предлагаю вам составить синквейн, который покажет ваше отношение к прочитанному. Выберите одну из тем: Дружба, обезьянка, забота. 1 строка - одно слово, существительное, определяющее содержание синквейна. 2 строка - 2 прилагательных, характеризующих это слово. 3 строка - 3 глагола, обозначающих действие, в рамках этого понятия 4 строка - короткое высказывание, предложение, раскрывающее суть темы, или отношение к ней. 5 строка - одно слово, синоним ключевого существительного.
- Можно ли связать содержание рассказа Житкова со словами известного французского писателя и лётчика Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили»? (Слайд) (Книги Житкова ставят опрос об ответственности человека за свои поступки. В жизни нет безразличных поступков. Всё, что ты делаешь, так или иначе коснётся другого человека. Животные не умеют говорить, но они также, как и мы, чувствуют. И поэтому, если мы взяли на себя ответственность за чужую жизнь, то надо ее беречь.)
Как вы понимаете слово «приручили»? Послушайте, как объясняет это слово Маленький принц, о котором я вам рассказывала в начале урока. (прослушивание аудиозаписи) Или вместо «приручили» --- «в ответе» Как вы понимаете слова «в ответе»? что значит «быть в ответе»?
- Актуальна ли основная мысль рассказа в наши дни? Почему? (Многие люди держат в своих квартирах хищных животных: змей, крокодилов, рысь и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к. хищники часто покидают хозяев, проникают к другим людям - пугают их.)
выставка книг - (слайды) и книжная
Мы завершили работу над рассказом Б. Житкова «Про обезьянку». Но на этом наше знакомство с его творчеством такого интересного писателя не заканчивается. Здесь вы видите выставку книг- это сборники рассказов уже известного вам писателя Житкова Б. С., и обратите внимание на названия некоторых рассказов, на мотив которых уже выпущены мультфильмы («Рассказ про слона», «Беспризорная кошка»). Я уже успела вас полюбить, и хочу приехать к вам наследующей неделе. Привезу вам мультфильмы, которые, надеюсь, мы вместе посмотрим. А эти книги вы можете взять домой почитать и вернуть в читальный фонд класса.
6 этап Рефлексия (Слайд) - В чём заключается основная мысль рассказа? - Чему тебя научил рассказ? (Слайд) Взгляните на эти утверждения и продолжите одно из них:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что…
- После урока мне захотелось…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- Сегодня я сумел…
По горизонтали:
- Фрукт, которым кормили обезьянку.
- Лекарство, которым лечили Яшку.
- Предмет, в котором папа держал маленькие конфетки.
- Во что была одета обезьянка?
- Предмет, который висел у дамы на шее.
- Любимое лакомство обезьянки.
- Чего наелся Яшка на дворе?
- Что падало с потолка на папину шляпу?
- Пальто, которое было надето на мальчике.
- Как звали обезьянку?
- Был он злой и царапучий.
- Какую одежду сшили для обезьянки?
- Чего не было у Яшки?
- Чем накрыли бедную обезьянку?
- Яшкина постель.
- Вожак собачьей стаи.
- Куда спрыгнула обезьянка с маминой головы?
- Сосуд, из которого Яков пил чай.
- На сколько пуговиц застегивался Яшкин жилет?
-
4
1
11
2
7
5
6
3
4
8
5
9
10
6
9
7
8
Какого цвета была шерсть у обезьянки?
Ответы По горизонтали: По вертикали:
- Яблоко 6. Конфеты 1. Яшка 7. Каштан
- Касторка 7. Изюм 2. Кот 8. Буфет
- Портсигар 8. Штукатурка 3. Платьице 9. Стакан
- Жилет 9. Шинель 4. Хвоста 10. Три
- Зеркальце 5. Платком 11. Рыжая