Авторская программа «Оригами»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа «Оригами»Авторская программа «Оригами»Авторская программа «Оригами»Филиал МБОУ «Дым-Тамакская ООШ» Ютазинского муниципального района РТ, «Алабакульская НОШ» Ютазинского муниципального района РТ


Рассмотрено Руководитель ШМО ______Э.Ф.Саттарова Протокол № 1 от 01.09. 2012г. Согласовано Зам.директора по ВР _______ Г.Н.Шайгуманова от 01. 09. 2012г. Утверждаю Директор школы _________Ш.А.Шайгуманов Приказ № 1 от 01.09. 2012г.



АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



художественно - эстетического направления


Миргалимовой Рамзии Масалимовны

учителя начальных классов, высшей квалификационной категории



предназначена для учащихся 1-4 классов

(135 часов, 1 час в неделю)


д. Алабакуль



Рассмотрено

на заседании педсовета

Протокол № 1

от 21.08. 2012 г.







2012 - 2016 г.г.

Пояснительная записка Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами? Оригами:
  • развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  • улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
  • объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • наглядное сопровождение темы урока - например, фигуры различных животных при изучении устного народного творчества, в поэзии на уроках литературного чтения, а также на уроках окружающего мира при изучении тем «Разнообразие животных», «Зоны России», куклы - на уроках изобразительного искусства, посвященных театру;
  • средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  • элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в конкурсе надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Программа «Оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Актуальность данного курса продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.
Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа. Цель программы:
  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:
Обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий). Программа «Оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года - полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.). В 1 классе - 33 часа, во 2, 3, 4 классах по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.


Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные УДД:

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место;

- удерживать организованное поведение во время урока;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- проявлять познавательную инициативу;


- понимать учебную задачу;

-составлять элементарный план действий при работе под руководством учителя;

-осуществлять контроль выполненной работы по образцу под руководством учителя;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-выполнять практиче

скую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные УУД

- сравнивает и группирует предметы и их образы;

- анализировать объекты, выделять главное;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - пользоваться памятками, схемами;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.

-уметь строить рефлексивные высказывания с помощью учителя;

- пользоваться моделями, схемами;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные УДД

-высказывает предположение по поводу способа действия;

-оценивает свою работу по совместно выбранным критериям под руководством учителя;

-умеет выражать свои мысли в устной форме;

-умеет задавать простые вопросы по учебному материалу;

-вступает в диалог под руководством учителя;

-умеет слушать и понимать речь других;

-оказывает взаимопомощь в сотрудничестве под руководством учителя

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.




Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
















Тематический план

1 год обучения

(33 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Знакомство с оригами

1


1

2-3

Квадрат - основная фигура оригами

1

1

2

4

Базовая форма «Треугольник»


1

1

5

Базовая форма «Воздушный змей»


1

1

6

Базовая форма «Двойной треугольник»


1

1

7

Базовая форма «Двойной квадрат»


1

1

8

Базовая форма «Конверт»


1

1

9-10

Базовая форма «Рыба»

1

1

2

11

Базовая форма «Дверь»


1

1

12

Грибок


1

1

13

Котенок


1

1

14

Волк


1

1

15

Матрешка


1

1

16

Лисенок


1

1

17

Зайчик


1

1

18-19

Домик.

Композиция «Деревня».


2

2

20-21

Закладка для книги

1

1

2

22

Кукла


1

1

23

Неваляшка


1

1

24-25

Дед Мороз

1

1

2

26-27

Сумочка

1

1

2

28

Стаканчик, кошелек


1

1

29-30

Кораблик. Композиция «Корабли в море»

1

1

2

31-33

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

1

2

3

ИТОГО:

8

25

33











2 год обучения

(34 часа)






п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1-2

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся

1


2

3-4

Простые базовые формы оригами. Повторение


2

2

5-6

Условные обозначения

1

1

2

7

Сервировка стола. Салфетка «Сердце»


1

1

8

Салфетка «Трилистник».


1

1

9

Салфетка «Листья».


1

1

10

Фоторамка


1

1

11

Звезда «12 лучей»


1

1

12

Божьи коровки. Композиция.


1

1

13-14

Корона.

Двойная корона.


2

2

15

Тарелка для кулича


1

1

16

Сова. Слоник.


1

1

17

Корзинка


1

1

18

Павлин. Морской котик.


1

1


19

Краб. Композиция «Крабы в море».


1

1

20-21

Пальчиковые куклы.

Инсценирование сказки «Лиса и заяц»

1

1

2

22

Клоун


1

1

23

Ангелочки.


1

1

24

Кузнечик.


1

1

25

Черепашка.


1

1

26

Коробочка - собачка


1

1

27

Цветок Клематис


1

1

28-29

Гирлянда из шаров


2

2

30-31

Праздничная детская открытка.

Рубашка - поздравительная открытка.


2

2

32

Кусудама цветок


1

1

33

Птичий двор. Композиция.


1

1

34

Оформление выставочных работ


1

1

ИТОГО:

3

31

34




3 год обучения

(34 часа)




п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся. Модульный треугольник (3D)

1


1

2

Рамочка для фото


1

1

3-4

Вечный огонь


2

2

5

Тюльпан *


1

1

6

Апельсин *


1

1

7

Рыбка *


1

1

8-9

Ананас *


2

2

10-11

Ваза *


2

2

12-14

Корзинка


3

3

15-17

Пасхальный кулич


3

3

18-21

Сердечко (объемное)


4

4

22-23

Пасхальное яйцо *


2

2

24-26

Скорпион


3

3

27-30

Змейка


4

4

31-33

Пингвин


3

3

34

Оформление выставочных работ. Итоговое занятие

1


1

ИТОГО:

2

32

34

* - из сайта origamir.com



4 год обучения

(34 часа)




п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводные занятия. Оригами в интернете

1


1

2-5

Елочка


4

4

6-9

Парусник


4

4

7-10

Дед Мороз


4

4

11-14

Кошка


4

4

15-18

Пасхальное яйцо


4

4

19-22

Снеговик


4

4

23-26

Танк


4

4

27-30

Самолет


4

4

31-33

Уточка


3

3

34

Оформление выставочных работ

1


1

ИТОГО:

4

30

34



Содержание программы

1 класс (33 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 Знакомство с оригами

1 ч. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

2 Квадрат - основная форма оригами

4 ч. Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;

Личностные - самоопределение;

3 Базовая форма:
«Треугольник»

5 ч. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».




Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;

Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование;

4 Базовая форма:
«Воздушный змей»

5 ч. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».

5 Базовая форма:
«Двойной треугольник»

4 ч. Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.

6 Базовая форма:
«Двойной квадрат»

3 ч. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».

7 Базовая форма «Конверт»

3 ч. Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

8

Цветы к празднику 8 Марта

3 ч. 8 марта - международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;


Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

9

Впереди - лето!

2 ч. Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;

Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;

Личностные - нравственно- этическое оценивание;

10

Итоговые занятия

Оформление выставочных работ

3 ч. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные - целеполагание; - оценка;

Личностные

- самоопределение;



Содержание программы

2 класс (34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 Вводные занятия

2 ч. Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;

Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка;

Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция;

2 Простые базовые формы оригами

3 ч. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Познавательные

- знаково-символические

- моделирование;

- анализ;

Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;

Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование;

Регулятивные - целеполагание;

- волевая саморегуляция;

3 Осенние композиции

2 ч.

Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.

Оформление композиций.

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;

Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция;

Регулятивные - целеполагание;

- волевая саморегуляция;

4 Базовая форма:
«Треугольник»

3 ч.

Домик с крыльцом, домик с трубой.

Домик с верандами. Деревья и травы.

12Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка;

Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка

- волевая саморегуляция;

5

Базовая форма:
«Воздушный змей»

2 ч.

Лебеди (2 способа).

Утка с утёнком.


6

Базовая форма:
«Двойной треугольник»

2 ч.

Тропическая рыбка.

Отделка модели.


7

Базовая форма:

«Двойной квадрат»

3 ч.

Золотая рыбка.

Краб.

Композиция «Аквариум».


8

Базовая форма:

«Конверт»

2 ч.

Рыбка-бабочка.

Водоросли и камешки.

Оформление аквариума.


9

Базовая форма:

«Рыба»

4 ч.

Царевна-Лебедь.

Пингвин (2 способа).

Композиция «Пингвины на льду».


10

Базовая форма:

«Дверь»

4 ч.

Мышь и поросёнок.

Бурёнка.

Композиция «В деревне».


11

Поздравительная открытка к празднику 8 Марта

3 ч.

Оформление поздравительной открытки.
Конкурс «Я люблю свою маму».

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- формулирование познавательной цели;

Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

12

Итоговые занятия.

Оформление выставочных работ

2 ч.

Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготовленных в течение года.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные - целеполагание; - оценка;

Личностные

- самоопределение;

























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 Вводное занятие

2 ч. История развития искусства оригами. Входная диагностика.

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний;

Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;

2 Чудесные превращения бумажного листа

5 ч. Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание;

- прогнозирование;

3 Модульное оригами

5 ч. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

Познавательные

- формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

- моделирование;

- знаково-символические;

Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание;

- контроль и коррекция;

- волевая саморегуляция;

4. Оригами на праздничном столе

5 ч.

Правила этикета.

Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- анализ и синтез;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание; - планирование;

- прогнозирование;

5. Валентинки из оригами

1 ч. Изготовление валентинок.

6. Цветы к празднику 8 Марта

3 ч. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

7. Оригами - почта

3 ч. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо.
Оригинальный конверт (2 варианта).

8. Базовая форма «Дом»

2 ч. Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;

Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

9. Впереди - лето!

3 ч. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.

10. Итоговое занятие

2 ч.

Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные - целеполагание; - оценка;

Личностные

- самоопределение;

11. Оформление выставочных работ

2 ч. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (34 часа)

п/п

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Вводное занятие

2 ч. Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование;

Коммуникативные -постановка вопросов;

Регулятивные - контроль и оценка;

2. Оригами в Интернете

3 ч. sch139.5ballov.ru/origami/ - сайт Омского центра оригами.
origami.ru - сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» - сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование;

Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

3. Изделия из складки

4 ч. Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;

Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

4. Базовая форма «Катамаран»

5 ч. Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- анализ, синтез, классификация;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;

5. Новогодние украшения

4 ч. Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

Познавательные

- моделирование;

- анализ, синтез, классификация;

- знаково-символические;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание;

- прогнозирование;

6. Базовая форма «Птица»

4 ч. Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- анализ, синтез, классификация;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - целеполагание;

- прогнозирование;

7. Цветы и вазы оригами

4 ч. Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.

Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные - мотивация учения;

Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

Регулятивные - планирование; - прогнозирование;

8. Базовая форма «Лягушка»

2 ч. Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.

9. Творческие работы

2 ч. Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».

10. Итоговое занятие

2 ч. Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ.

Познавательные

- доказательство;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные - оценка и коррекция;

Личностные

- самоопределение;

- смыслообразование.

11. Оформление выставочных работ

2 ч.

Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.



Список литературы для учителя

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005.
  2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1999
  7. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
  8. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
  9. Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
  10. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006

26Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007

  1. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
  2. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
  3. Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005

Список литературы для обучающихся

1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1995. 2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. - СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.



© 2010-2022