- Преподавателю
- Начальные классы
- Авторская программа «Оригами»
Авторская программа «Оригами»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миргалимова Р.М. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Филиал МБОУ «Дым-Тамакская ООШ» Ютазинского муниципального района РТ, «Алабакульская НОШ» Ютазинского муниципального района РТ
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
художественно - эстетического направления
Миргалимовой Рамзии Масалимовны
учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
предназначена для учащихся 1-4 классов
(135 часов, 1 час в неделю)
д. Алабакуль
Рассмотрено
на заседании педсовета
Протокол № 1
от 21.08. 2012 г.
2012 - 2016 г.г.
Пояснительная записка Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
- развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
- конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
- объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
- наглядное сопровождение темы урока - например, фигуры различных животных при изучении устного народного творчества, в поэзии на уроках литературного чтения, а также на уроках окружающего мира при изучении тем «Разнообразие животных», «Зоны России», куклы - на уроках изобразительного искусства, посвященных театру;
- средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
- элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в конкурсе надо проявить знания и умения в оригами.
Актуальность данного курса продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.
Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа. Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
- воспитание интереса к искусству оригами.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий). Программа «Оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года - полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.). В 1 классе - 33 часа, во 2, 3, 4 классах по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю с 1 сентября по 25 мая.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Личностные УДД:
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место;
- удерживать организованное поведение во время урока;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- проявлять познавательную инициативу;
- понимать учебную задачу;
-составлять элементарный план действий при работе под руководством учителя;
-осуществлять контроль выполненной работы по образцу под руководством учителя;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
-выполнять практиче
скую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УУД
- сравнивает и группирует предметы и их образы;
- анализировать объекты, выделять главное;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - пользоваться памятками, схемами;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.
-уметь строить рефлексивные высказывания с помощью учителя;
- пользоваться моделями, схемами;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме
Коммуникативные УДД
-высказывает предположение по поводу способа действия;
-оценивает свою работу по совместно выбранным критериям под руководством учителя;
-умеет выражать свои мысли в устной форме;
-умеет задавать простые вопросы по учебному материалу;
-вступает в диалог под руководством учителя;
-умеет слушать и понимать речь других;
-оказывает взаимопомощь в сотрудничестве под руководством учителя
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра;
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план
1 год обучения
(33 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Знакомство с оригами
1
1
2-3
Квадрат - основная фигура оригами
1
1
2
4
Базовая форма «Треугольник»
1
1
5
Базовая форма «Воздушный змей»
1
1
6
Базовая форма «Двойной треугольник»
1
1
7
Базовая форма «Двойной квадрат»
1
1
8
Базовая форма «Конверт»
1
1
9-10
Базовая форма «Рыба»
1
1
2
11
Базовая форма «Дверь»
1
1
12
Грибок
1
1
13
Котенок
1
1
14
Волк
1
1
15
Матрешка
1
1
16
Лисенок
1
1
17
Зайчик
1
1
18-19
Домик.
Композиция «Деревня».
2
2
20-21
Закладка для книги
1
1
2
22
Кукла
1
1
23
Неваляшка
1
1
24-25
Дед Мороз
1
1
2
26-27
Сумочка
1
1
2
28
Стаканчик, кошелек
1
1
29-30
Кораблик. Композиция «Корабли в море»
1
1
2
31-33
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
1
2
3
ИТОГО:
8
25
33
2 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1-2
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся
1
2
3-4
Простые базовые формы оригами. Повторение
2
2
5-6
Условные обозначения
1
1
2
7
Сервировка стола. Салфетка «Сердце»
1
1
8
Салфетка «Трилистник».
1
1
9
Салфетка «Листья».
1
1
10
Фоторамка
1
1
11
Звезда «12 лучей»
1
1
12
Божьи коровки. Композиция.
1
1
13-14
Корона.
Двойная корона.
2
2
15
Тарелка для кулича
1
1
16
Сова. Слоник.
1
1
17
Корзинка
1
1
18
Павлин. Морской котик.
1
1
19
Краб. Композиция «Крабы в море».
1
1
20-21
Пальчиковые куклы.
Инсценирование сказки «Лиса и заяц»
1
1
2
22
Клоун
1
1
23
Ангелочки.
1
1
24
Кузнечик.
1
1
25
Черепашка.
1
1
26
Коробочка - собачка
1
1
27
Цветок Клематис
1
1
28-29
Гирлянда из шаров
2
2
30-31
Праздничная детская открытка.
Рубашка - поздравительная открытка.
2
2
32
Кусудама цветок
1
1
33
Птичий двор. Композиция.
1
1
34
Оформление выставочных работ
1
1
ИТОГО:
3
31
34
3 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся. Модульный треугольник (3D)
1
1
2
Рамочка для фото
1
1
3-4
Вечный огонь
2
2
5
Тюльпан *
1
1
6
Апельсин *
1
1
7
Рыбка *
1
1
8-9
Ананас *
2
2
10-11
Ваза *
2
2
12-14
Корзинка
3
3
15-17
Пасхальный кулич
3
3
18-21
Сердечко (объемное)
4
4
22-23
Пасхальное яйцо *
2
2
24-26
Скорпион
3
3
27-30
Змейка
4
4
31-33
Пингвин
3
3
34
Оформление выставочных работ. Итоговое занятие
1
1
ИТОГО:
2
32
34
* - из сайта origamir.com
4 год обучения
(34 часа)
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводные занятия. Оригами в интернете
1
1
2-5
Елочка
4
4
6-9
Парусник
4
4
7-10
Дед Мороз
4
4
11-14
Кошка
4
4
15-18
Пасхальное яйцо
4
4
19-22
Снеговик
4
4
23-26
Танк
4
4
27-30
Самолет
4
4
31-33
Уточка
3
3
34
Оформление выставочных работ
1
1
ИТОГО:
4
30
34
Содержание программы
1 класс (33 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Знакомство с оригами
1 ч. Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
2 Квадрат - основная форма оригами
4 ч. Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция;
Личностные - самоопределение;
3 Базовая форма:
«Треугольник»
5 ч. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование;
4 Базовая форма:
«Воздушный змей»
5 ч. Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке».
5 Базовая форма:
«Двойной треугольник»
4 ч. Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.
6 Базовая форма:
«Двойной квадрат»
3 ч. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».
7 Базовая форма «Конверт»
3 ч. Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».
8
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч. 8 марта - международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
9
Впереди - лето!
2 ч. Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные - нравственно- этическое оценивание;
10
Итоговые занятия
Оформление выставочных работ
3 ч. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
Содержание программы
2 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Вводные занятия
2 ч. Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;
Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка;
Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция;
2 Простые базовые формы оригами
3 ч. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.
Познавательные
- знаково-символические
- моделирование;
- анализ;
Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;
Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование;
Регулятивные - целеполагание;
- волевая саморегуляция;
3 Осенние композиции
2 ч.
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов.
Оформление композиций.
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные - мотивация учения; - смыслообразование;
Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция;
Регулятивные - целеполагание;
- волевая саморегуляция;
4 Базовая форма:
«Треугольник»
3 ч.
Домик с крыльцом, домик с трубой.
Домик с верандами. Деревья и травы.
12Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
- планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка;
Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка
- волевая саморегуляция;
5
Базовая форма:
«Воздушный змей»
2 ч.
Лебеди (2 способа).
Утка с утёнком.
6
Базовая форма:
«Двойной треугольник»
2 ч.
Тропическая рыбка.
Отделка модели.
7
Базовая форма:
«Двойной квадрат»
3 ч.
Золотая рыбка.
Краб.
Композиция «Аквариум».
8
Базовая форма:
«Конверт»
2 ч.
Рыбка-бабочка.
Водоросли и камешки.
Оформление аквариума.
9
Базовая форма:
«Рыба»
4 ч.
Царевна-Лебедь.
Пингвин (2 способа).
Композиция «Пингвины на льду».
10
Базовая форма:
«Дверь»
4 ч.
Мышь и поросёнок.
Бурёнка.
Композиция «В деревне».
11
Поздравительная открытка к празднику 8 Марта
3 ч.
Оформление поздравительной открытки.
Конкурс «Я люблю свою маму».
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формулирование познавательной цели;
Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
12
Итоговые занятия.
Оформление выставочных работ
2 ч.
Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1 Вводное занятие
2 ч. История развития искусства оригами. Входная диагностика.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
2 Чудесные превращения бумажного листа
5 ч. Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- прогнозирование;
3 Модульное оригами
5 ч. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- моделирование;
- знаково-символические;
Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- контроль и коррекция;
- волевая саморегуляция;
4. Оригами на праздничном столе
5 ч.
Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание; - планирование;
- прогнозирование;
5. Валентинки из оригами
1 ч. Изготовление валентинок.
6. Цветы к празднику 8 Марта
3 ч. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
7. Оригами - почта
3 ч. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо.
Оригинальный конверт (2 варианта).
8. Базовая форма «Дом»
2 ч. Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
9. Впереди - лето!
3 ч. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
10. Итоговое занятие
2 ч.
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - целеполагание; - оценка;
Личностные
- самоопределение;
11. Оформление выставочных работ
2 ч. Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
№
п/п
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1. Вводное занятие
2 ч. Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование;
Коммуникативные -постановка вопросов;
Регулятивные - контроль и оценка;
2. Оригами в Интернете
3 ч. sch139.5ballov.ru/origami/ - сайт Омского центра оригами.
origami.ru - сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» - сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование;
Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
3. Изделия из складки
4 ч. Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
4. Базовая форма «Катамаран»
5 ч. Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование;
5. Новогодние украшения
4 ч. Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Познавательные
- моделирование;
- анализ, синтез, классификация;
- знаково-символические;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- прогнозирование;
6. Базовая форма «Птица»
4 ч. Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- анализ, синтез, классификация;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - целеполагание;
- прогнозирование;
7. Цветы и вазы оригами
4 ч. Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные - мотивация учения;
Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные - планирование; - прогнозирование;
8. Базовая форма «Лягушка»
2 ч. Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
9. Творческие работы
2 ч. Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
10. Итоговое занятие
2 ч. Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ.
Познавательные
- доказательство;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные - оценка и коррекция;
Личностные
- самоопределение;
- смыслообразование.
11. Оформление выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.
Список литературы для учителя
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1999
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
- Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
- Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
26Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
- Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005
Список литературы для обучающихся
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1995. 2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. - СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.