Статья Приёмы личной заинтересованности младших школьников на уроках обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Бурятия

МАОУ « Шергинская СОШ»

Дубинина Татьяна Анатольевна-учитель начальных классов

«Приёмы развития личностной заинтересованности младших школьников на уроках обучения грамоте.»


Интерес является одним из важных мотивов учения школьников. Понятие «Интерес» имеет множество разных определений. В психологии интерес рассматривается как:

  • избирательная направленность внимания человека (Н.Ф.Добрынин)

  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Я. Рубинштейн)

  • познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к определённой области, в которую человек хочет проникнуть глубже(А.К.Маркова)

  • активатор разнообразных чувств(Д. Фрейер)

  • склонность к чему- либо; познавательное, избирательное, доминирующее отношение личности; направленность личности( А.К. Дусавицкий)

  • специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.( А.Г. Ковалёв)

Обобщив вышеперечисленные подходы к характеристике психологической сущности интереса, можно сказать, что интерес- это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Учебно- познавательный интерес является наиболее адекватным мотивом учения школьников.

Мотивация учения выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придаёт ему личностный смысл и значимость.

Названные функции составляют единство , но проявление первой и второй функций зависит от третьей функции. Поэтому при формировании мотивации учения главным объектом выступает именно эта функция- смысл учения в жизни ребёнка, т.е. учение для школьника должно приобрести внутреннюю значимость , личностный смысл .

Важнейшая область общего феномена интереса- личностная заинтересованность. Его предметом является одно из значительных свойств человека: способность познавать окружающий мир, проникать в его многообразие, общаться с соучастниками познания. Это важнейшее образование личности не является присущим человеку от рождения, оно складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется под влиянием социальных условий его существования. Осознание интереса связано с поисками ответов на вопросы: « Что мне необходимо?», « Без чего я не могу себя выразить , самореализоваться?». Таким образом , личностная заинтересованность- это индивидуально обусловленный интерес, активная социально- познавательная мотивация.

Значение личностной заинтересованности в жизни человека трудно переоценить. Она выступает как стимулятор деятельности, состоящей из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий. Особую значимость личностная заинтересованность принимает в начальной школе, где учение становится главным ведущим видом деятельности в жизни ребёнка. Проводником в этой деятельности становится познавательный интерес, который можно условно разделить на следующие стадии: удивление, любопытство, ситуативный интерес. Удивление и любопытство обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. любознательность- ценное состояние личности, которое характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.

Интерес характеризуется познавательной активностью. Ученик ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Интересы младшего школьника возникают спонтанно, характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффектно раскрыто в содержании знаний. То что интересно усваивается радостнее, прочнее, глубже. Существует тесная связь между знанием и личностным интересом. С одной стороны, благодаря личностному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой- личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

Давайте рассмотрим некоторые виды работ и задания, способствующие развитию личностной заинтересованности учащихся на уроках обучения грамоте, и чтения.

Уже начиная с 1 класса можно увлекать школьников в тайны языка и стараться заложить основы осознанного отношения чтению. Так как у меня сейчас 1 класс, то передо мной встала проблема: дети не могут запомнить буквы. Поэтому я стараюсь использовать на уроках изучения грамоте как можно больше игр, развивающих интерес к изучаемой букве.

например:

При изучении любой буквы можно сконструировать её с помощью палочек, пластилина, верёвки, песка или любой крупы.

Игра «следы». Сделать несколько следов и написать на них по одной букве (синим и красным цветом), ребёнок должен пройти по дорожке и называть каждый раз букву, то же самое можно проиграть и со слогами, а затем и со словами.

Игра: «допиши букву», «найди свою букву, мамину, и т.д», «найди близнецов»: игра заключается в том, чтобы найти знакомую букву или слог в печатном тексте.

Игра «Дом звуков» - в этом доме живут слова. В каждой комнате по жильцу -звуку, например: кот, у него 3 комнатки(к,о,т) Укладываем спать каждый звук отдельно . Подобную игру можно провести, когда в одной квартире живут звери из 3-х звуков, в другой из 4-х,и т.д.

Когда ребёнок уже научился читать по слогам, бывает, что он долго не может перестроиться к плавному чтению слов целыми словами. Перед ним вновь встаёт барьер. Работа с ударением на этом этапе ускорит переход к плавному чтению.

Можно совершать любые путешествия по стране слов. Например: игра «Космос».

Ученик пишет слово «ракета», ставит ударение в слове, но чтобы она взлетела нужна её схема, при этом даётся несколько схем(луноход, скафандр, пилот, робот), дети должны найти нужную схему с помощью ударения(__ _/_ __), а в остальные схемы вписать слова.

Запуск произошёл, ракета летит на Марс, нужно снова отыскать нужную схему с ударением и подписать её. Можно продолжить игру, дав задание отыскать в тюбике шоколад, хлеб ит.д. опираясь опять на схему и ударение в слове.

Хорошей тренировкой в поиске ударений может послужить игра «Укротитель». Ребёнок укротит бизона, если правильно поставит ударение на карточке со словом БИЗОН. Если ударение поставлено неправильно, то дрессировщик получает рану и идёт пасти стадо. Пастух сзывает заблудившихся коров «Зорька, Звёздочка», ставя ударение в карточке со словом. Такие путешествия мы совершаем в далёкие страны, в театр, в магазин, в зоопарк и т.д.

Также в своей работе использую написание писем. Пишу письмо от имени мальчика или девочки из далёкой страны, от имени обезьянки ЧИ-ЧИ или Крокодила Гены и прошу обязательно ответить на письмо. Трудность заключается в том, что дети без поддержки взрослых ещё не могут выполнить это задание. Для развития зрительной памяти необходимой для успешного чтения можно применять следующие упражнения: Сравнение парных картинок, упражнение «Фотографирование» ( дети должны запомнить предложенный ряд картинок за несколько секунд и понять, что изменилось, когда отвернувшись учитель меняет или убирает картинку).

Во втором и последующих классах применяю методику И.Т. Федоренко

« Зрительные диктанты», чтение под ритмический стук карандаша, упражнение «фотоглаз».

Также в своей работе применяю упражнения, вырабатывающие внимание к слову.

например:

  1. Стихи- путаницы.

Землю роет старый кот

Под землёю он живёт.

Нам темно . Попросим папу

Нам включить поярче лапу.

Любопытные мартышки

Собирают с ёлок фишки.

Здесь хорошее местечко

Протекает мимо печка.

2. Чтение слов за короткое время.

Детям предлагается карточка с написанным словом и даётся одна секунда на то, чтобы «узнать» слово. Для начала даю простые слова ( вода, река. море, вата, лето, корова, собака, молоко и т.д.), затем короткие слова со стечением согласных ( кран, утро, тигр, волк, крот, слон ), а далее сложные слова( лодка, цветок, пирамидка, бабочка, чистота, девушка)

3. Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи.

Для выработки внимательности к читаемым словам и правильного чтения применяю такой приём: даются однокоренные слова:

Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.

Родина, родной, родимый, родитель и др.

спросим, спрашиваем, спросить, спросят, просят, переспрошу, выспрошу и др.

При чтении этих слов используется приём многочтения.

Первый раз читаем плавно, вместе с учителем, затем ребёнок тренируется вполголоса медленно, убыстряя темп. В третий раз дети читают вслух.

4.Чтение слов, записанных пирамидкой. Дети читают в разном темпе. Задача- правильно прочитать слова и затем вспомнить их.

БУРИ

ВЕТРЫ
УРАГАНЫ

РАЗЫГРАЙСЯ

ЗАМОРОЗИТЬ

Развитие смысловой догадки.

Смысловая догадка- это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения.

Для развития смысловой догадки можно использовать упражнения:

1.чтение слов с пропущенными буквами. Слова даются на определённую тему.

К_Ш_А; С_Б_КА;

К_Р_ВА; К_О_ОДИЛ;

С_Л_ВЕЙ; С_ОН; В_Р_НА

2.Чтение слов с перепутанными буквами

ФИТЛУ ПИГАСО

3 5 1 4 2 3 6 5 2 1 4

Затем можно усложнить упражнения, не давая опоры на цифры.

3.Чтение текстов с пропущенными словами. Поначалу вместо слов вставляю картинку, а затем дети сами вставляют слово по смыслу уже без опоры на картинку.

Усиливает мотивацию к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата ежедневный самозамер чтения.

Суть его заключается в том, что ребёнок ведёт таблицу достигнутых результатов.

После проведения тренировочных упражнений детям предлагается текст для прочтения, засекается одна минута, по истечении которой ребёнок отмечает то место, на котором остановился, подсчитывает количество слов и записывает их в таблицу.

Процесс обучения чтению очень индивидуальный, тем более в наше время, когда дети приходят в школу большей частью не готовыми к обучению, не знают буквы, плохо говорят. Поэтому перед учителем стоит задача заинтересовать ребёнка научиться читать. Читающий ребёнок гораздо быстрее начинает самостоятельно думать, искать ответы на возникающие вопросы, он воспринимает информацию в своём темпе усвоения, а не в том , в котором ему прочитает учитель или родитель.

Использованная литература:

1.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе.

2. Е.А.Бугрименко Чтение без принуждения 1993 г.

3. Волина В.В Занимательное азбуковедение.

4.Петлякова Э.Н. Учимся читать, играя 2005г.




© 2010-2022