- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Определение имени прилагательного (3 класс)
Конспект урока русского языка по теме Определение имени прилагательного (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Голованова Е.А. |
Дата | 25.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Паустовский К. Г.
-
познакомить учащихся с именем прилагательным;
-
развивать умение употреблять имена прилагательные в речи;
-
способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
-
продолжить работу с синонимическим рядом;
-
расширять знания о родном языке;
-
развивать внимание, мышление, память;
-
воспитывать любовь к родному языку;
-
создавать положительные эмоции;
-
продолжить воспитание бережного отношения к природе.
Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, рисунок Янта, памятки «Имя прилагательное», таблица с алгоритмом грамотного написания слова, заготовленные шаблоны для аппликации ( вазочки, лесные полянки, разной формы цветочки для самооценки работы на уроке), клеящие карандаши.
I. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку. Учитель: - Проверим готовность к уроку. Левый борт. Дети(I вариант): - Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. У.: - Правый борт. Дети(II вариант)
- Каждой вещи своё место
У.:
- А девиз у нас какой?
Д.:
- Всё, что нужно под рукой .
У.:
- Дети, посмотрите, на ваших столах лежат наборы для аппликации . Во время урока вы будете сами себе ставить оценки за работу. Если вы считаете, что работаете отлично, то берёте цветочек с 5 лепестками, если что-то не совсем хорошо получилось, то цветок с 4 лепесточками. Но, если вы считаете, что вы не достаточно приложили старание. Тогда берете цветочек с 3 лепесточками. А в конце урока мы составим аппликацию « Весенние цветы».
Дети посмотрите, кто сегодня у нас в гостях? (Рисунок Янта)
Д: Янт.
-А где мы с ним познакомились?
Д.:
- На уроке информатики.
У.: - Ребята Янт хочет изучать русский язык вместе с вами. Он спешит нам сказать, что на нашу электронную почту пришло сообщение. Посмотрим.
II. Создание проблемной ситуации.
Слайд №1. Отгадайте загадку:
По … блюду
… яблоко катится.
У.: - Что-то непонятно, надо найти поломку в системе. А для этого нам нужно прочесть стихотворение о приходе нового времени года в наши края. (Ребёнок читает стихотворение А. Боташевой «Весна» ) Еще прохлада по утрам С вершин заснеженных стекает, Ещё туристы у костра По солнцу теплому скучают. Ещё по склонам не бегут Ручьи весенние в долины, Но март, ступивший на порог, Свои владения раздвинул… Проснулись ели. Даль ясна. И говорливей звон капели. То в горы к нам пришла весна И расплескала птичьи трели. У.: - Замечательно, поломку устранили. Слайд № 2. По голубому блюду Золотое яблоко катится. Что это? - А почему же вы не поняли сразу о чём загадка? Помогли вам имена существительные догадаться о чем идёт речь? Какие слова помогли отгадать загадку? (голубому, золотое). Что они обозначают? (Признак предмета.) Слайд №3. Учебник стр. 67 - Рассмотрим иллюстрацию. Чем занят Афанасий? Дети: - Афанасий сладко спит. У него подушка. У.: - Подушка какая? Дети: - Мягкая, пуховая… 2. Определение темы и целей урока. У.: - Как вы думаете, о каких частях речи будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Чем мы будем заниматься на этом уроке? Что будем делать сначала, что потом, чем закончим урок? - Да мы будем говорить об имени прилагательном. Слайд № 4. Цели урока:
- Определение имени прилагательного.
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- С какой частью речи связано?
- Слайд №8. На экране мишка. Он просит о помощи. Надо выполнить задание № 304, чтобы Мишка смог пройти через реку.
(Ученики по признакам определяют предметы) I гр.- 1 столбик II. гр. - 2 столбик III. гр. - 3 столбик
Записать слова в строчку.
- Фруктовый, тенистый, яблоневый старый сад (м. р.)
- Высокое, голубое, звездное, ночное небо (ср. р.)
- Народная, весёлая, мелодичная, эстрадная песня (ж. р.)
- Напишите, на какой вопрос отвечают слова каждой группы.
- Выделите орфограммы.
VI. Продолжение наблюдений. Связь имени прилагательного с именем существительным. 1. Постановка проблемы. - Почему имена существительные получили такое название? ( На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают все то, о чем они способны думать, как о чем-то существующем). - А что означает слово прилагательное? К чему оно прилагается? К словам какой части речи присоединяются имена прилагательные? 2. Микроитог. - Итак, давайте подведем итог. С какой частью речи связаны имена прилагательные? (Прилагательные связаны с именем существительным). 3. Работа с учебником. Упр. 307 - Дети послушайте стихотворение А. К. Толстого о весне. Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес в зелёный дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждёт. Всё весны дыханием согрето Всё кругом и любит и поёт.
4. Работа с выборочными словосочетаниями. - Найдите слова, которые обозначают признаки предметов. - Признаки каких предметов они обозначают? - Какого рода эти существительные? - В форме какого числа они употреблены?
- А как вы думаете, в форме какого числа употреблены имена прилагательные? Какого рода эти прилагательные? Слайд №12. Словосочетания: СНЕГ ПОСЛЕДНИЙ ТЁПЛЫЙ ПАР КУВШИНЧИК СИНИЙ ЗЕЛЁНЫЙ ДЫМ ТЕПЛЫЕ ГРОЗЫ
Образец рассуждения: Снег (какой?) последний. Имя существительное снег употреблено в форме ед. ч., м. р., значит и прилагательное последний тоже в форме ед. ч., м. р. - Какие слова помогли поэту А. К. Толстому нарисовать картину весенней природы? К каким частям речи относятся эти слова? - Правильно именно этими словами автор рисует картину ранней весны - весенний пейзаж. - Почему подснежник назван кувшинчиком? Слайд № 13. Подснежник (Показываю рис. подснежника.) Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе, как выглядит этот цветок. 5. Работа с синонимами. Слайд №14. МОЛОДОЙ ЮНЫЙ - Прочитайте слова. Как можно их назвать? - Какое из этих слов использует автор в стихотворении? Почему? Слайд №15. Лес. - Почему весенний лес назван юным? Что такое «зелёный дым»? (Юный - это очень молодой. Юный лес - тот, который только-только покрылся зеленью.) 6. Микроитог. Для чего нужны имена прилагательные? (Они делают нашу речь точной и выразительной.) 7. Решение проблемы.
- К чему прилагаются имена прилагательные?
- Что обо6значает слово прилагательное?
VII. Наблюдение над изменением имен прилагательных. 1. Решение орфографической задачи. Слайд № 18. ЗИЛЁНЫЙ ЗИЛЁНАЯ ЗИЛЁНОЕ ЗИЛЁНЫЕ
- Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы их быстро все найдите Правильно слова спишите. А поможет нам алгоритм грамотного написания слова.
Слайд № 19. Алгоритм. (Дети объясняют правописание безударных гласных в корне).
2. Составление словосочетаний. - Дети нам нужно подобрать к именам прилагательным подходящие имена существительные. Составьте и запишите по одному словосочетанию. Слайд № 20. Зелёный лист, луга, лук. Зелёная трава, поляна, болото. Зелёное яблоко, поле, бант. Зелёные сады, мыши, ленты. - Дети, посмотрите, как выполнил это задание Янт. (Дети находят ошибки, доказывают, почему данные существительные подобраны неверно) Кто хочет помочь Янту? 3. Микроитог. - Как изменяются имена прилагательные? (По родам, по числам) Слайд № 21. Таблица. VIII. Итог урока. Наш урок заканчивается. - С какой частью речи мы сегодня познакомились? - Что нового узнали об именах прилагательных? - Что особенно понравилось на уроке? Завершайте работу с аппликацией. Посмотрим, какие красивые букеты расцвели в нашем классе! Компьютер благодарит вас за работу. Слайд № 22. Молодцы! А Янт приготовил нам в подарок стихотворение об имени прилагательном и памятки «имя прилагательное». IX. Домашнее задание. Слайд № 23.
- Выучить определение на стр.69. Уметь приводить свои примеры.
- Упражнение 2, с.88.
- Записать однокоренные слова с корнем ВЕСН, ВЕСЕН.