Конспект урока русского языка Корень, построенного по технологии РКМЧП (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка Корень, построенного по технологии РКМЧП (2 класс)Семенова С.В.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: «Корень. Родственные слова»

Цель: научить выделять корень слова и подбирать родственные слова.

Учебные задачи:

Предметные: научить учащихся подбирать однокоренные слова, образовывать от корня новые слова, правильно выделять корень слова; проверять безударную гласную в корне слов, повторить одушевленные и неодушевленные существительные.

Метапредметные: развивать орфографическую зоркость; создавать условия для высказывания аргументированного мнения; развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; обобщать полученную информацию в виде кластера.

Личностные: формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в четверках, в группах; воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру ребенка.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, рисунки солнышка и тучки, карточки, учебник.

Ход урока

Организационный момент (солнце на доске прикреплено)

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Интересный урок сейчас!

Дети, давайте улыбнемся нашему солнышку, улыбнитесь друг другу, а теперь я улыбаюсь всем и желаю успехов в работе.

Итак, урок русского языка начинаем с разминки.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Приготовьте пальчики!

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою…

14 апреля.

Классная работа.

сос сос сос

Прописываем строчку, пока не остановлю. Поставьте зеленую точку под самым красивым соединением. Самооценка

1.Стадия вызова

Солнышко проснулось и взошло

Сразу всюду сделалось тепло…

- Как вы думаете, такое красивое и теплое слово-существительное «солнышко» является одушевленным или неодушевленным?

- Неодушевленным.

- Сегодня мы с солнышком посмотрим, как вы умеете различать одушевленные и неодушевленные предметы. Я буду читать предложения, а вы выписываете только одушевленные предметы, не забывайте себе диктовать!

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье "МАМА".

Мой папа веселый,

Но строгий и честный.

С ним книжки читать

И играть интересно.

Старший брат сестру баюкал,

Баюшки-баю!

Принесу тебе я кукол,

Баюшки-баю!

Целый день смотрю в окно,

Родственников жду давно.

Приходите к нам на ужин,

Мы картошечки потушим.

- Проверьте в парах! Оцените своего товарища, на ушко шепните, как он красиво и грамотно написал. Взаимооценка.

Прочитайте слова на доске. Что можно про них сказать?

Это все имена существительные, т. к. называют людей и к ним можно подставить вопрос «кто?»

Слова являются одушевленными.

Это все члены семьи.

Учитель

- Какое задание можно придумать к этим словам?

Дети

Найти лишнее.

Составить предложение в парах.

Учитель

- Какое слово в данной группе является лишним?

Дети

Родственники, т. к. другие слова обозначают одно лицо, а это слово обозначает два или несколько лиц.

- В таком случае говорят, что слово «родственники» множественного числа. А что еще можно сказать про это слово?

Дети

Оно является общим для других слов.

Ребята, как считаете, а могут ли у слов, как у людей быть родственники?

(На одной стороне доски написано «да», на противоположной - «нет».) Кто считает, что «да, слова бывают родственными», встает сюда. Кто не согласен с этим, встает у доски, где написано «нет». (Эта работа своего рода - разминка. Дети разделились на группы.) (Группа «да» садится на свой ряд и получает карточку со словами «лес, лесник». Группа «нет» напротив них на свой ряд, где их ждет карточка со словами « вода, водитель».)

Итак, ваша группа считает, что слова могут быть родственниками друг другу; ваша группа считает, что не могут. Сейчас вы попытаетесь доказать свою точку зрения. (Учитель должен помочь, намекнуть) Но обратите внимание, если ваши слова родственные, они должны быть как-то между собой связаны, иметь что-то общее. Как в нашем случае мама, папа, брат, бабушка имеют родственные связи. А вы докажите (вторая группа), что ваши слова никак не связаны.

Работа в группах. Обсуждение.

Решение проблемной ситуации.

Дети

(1 группа высказывает свою точку зрения. Учитель записывает их группу слов на доске). Действительно, вы оказались правы. Эти слова связаны не только по смыслу, ведь лесник работает в лесу, но и у них есть общая часть. Как наши члены семьи имеют общие корни, так и эту общую часть в словах тоже будем называть корнем и выделять вот так (показать).

(2 группа высказывает свою точку зрения). - Вы тоже правы, считая, что ваши слова не родственны. Но как быть? Они ведь тоже имеют общий корень? Значит, должны быть родственными. Как не запутаться в определении родственности слов? Ведь умение различать родственные и неродственные слова в дальнейшем нам пригодится?! (Подвести детей к мысли, что слова должны быть связаны по смыслу. Работа водителя не связана с водой). Ребята, какой мы сделаем вывод?

Слова могут быть родственными, тогда они имеют общий корень и связаны по смыслу. Но, имея общий корень, могут быть и неродственными, как знакомый не является родственником нашей семье. Нужно быть внимательным!

Если все дети ответят, что у слов могут быть родственники, то выходим на тему урока.

-Как думаете, что станет темой нашего урока?

Родственные слова. Корень слова. (открыть на доске)

- Предположите, чему мы должны научиться на уроке?

Предположим, научиться подбирать однокоренные слова и выделять в них корень.

-Как по-другому можно назвать эти слова? (однокоренные)

-Что вы уже знаете по теме? Обсудите в четверках, время 1 минута.

Давайте заполним бортовой журнал.

ЗНАЮ

УЗНАЛ

Что такое корень

Как выделять корень слова

Однокоренные слова

Стадия осмысления.

Повторяем то, что знаем.

1. Слушание сказки.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам послушать сказку "Два корня".

Эта история произошла ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а в стране под названием "Грамматика" в городе "Морфология". Одним прекрасным весенним днём встретились два корня: корень куста и корень слова.

- Добрый день, - говорит один, - я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечает другой.

- Этого не может быть! - возразил первый.

- Очень даже может быть, - ответил второй.

- Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где?

- А я живу в словах, - ответил второй.

- Скажешь тоже, в словах! Как корень может жить в словах? - усмехнулся первый. - Ты на меня посмотри. Вот я корень так корень! Как свои корни пущу, закреплюсь в земле покрепче, пойдут от меня росточки, а из росточков вырастут целые кусты душистой сирени или сладкой земляники. А от тебя какая польза? Что может от тебя вырасти?

- А от меня слова новые "вырастают", - ответил второй корень.

- Не верю, - возразил первый корень. - Покажи на примере.

- Ну что ж, будь по-твоему, - сказал второй корень.

- Ребята, помогите мне доказать, что от корня могут "вырастать" новые слова, - попросил второй корень.

2) Слайд вырастим слова от корня СТОЛ . Что общего у этих слов?

(У этих слов есть общая часть стол, значение всех слов связано со столом.)

Как мы называем такие слова? (однокоренные)

Почему? (Слова, имеют общую часть - корень и близки по значению.)

3) Слайд Самостоятельная работа в тетрадь записываем слова и выделяем корень с комментированием. От какого слова образовались все слова?

-Закройте пальчиком корень, получились слова?

Делаем вывод: корень-главная часть слова, в нем заключается смысл слова. От корня можно образовать родственные слова. СЛАЙД

4) Чтение сказки до конца.

Слушание сказки (продолжение).

- Спасибо, дорогие ребята,- поблагодарил второй корень своих помощников.

- Выручили вы меня.

- Ну что, доказал я тебе, что от корня могут "вырастать" новые слова? - спросил второй корень первого.

- Да, доказал! Много слов "вырастает" от одного корня, - сказал первый корень.

- Что же это получается, мы оба необходимы: я для того, чтобы от меня росли растения, а ты для того, чтобы образовывались новые слова.

- Ура! Наконец - то ты всё понял! - закричал второй корень.

- Мне кажется, что мы должны с тобой подружиться, - сказал первый корень.

- Согласен! - ответил второй.

С этих пор стали они друзьями.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

- Ребята, а какой урок вы извлекли из этой сказки? Обсудите в паре.

( Бывает слово одно, а значений у него много. Например, слово "корень" одно, а значений два: корень растений, корень - часть слова.)

- Ребята, о каком корне мы сегодня ведём наш разговор?

- А что такое корень?

(Корень - это общая часть однокоренных слов.)

5) Зрительная гимнастика СЛАЙД

6) СЛАЙД «Создадим словесный цветок с корнем ВОД»

7) СЛАЙД «Спиши только родственные слова» Выделите корень. В каком слове произношение расходится с написанием? (гора) Можно проверить эту безударную гласную? Как? Значит, во всех родственных словах корень пишется одинаково.

Проверка. Оцените себя на полях при помощи оценочной линии. Самооценка

8) Работа в четверках по карточкам

Ваша задача вырастить из корня новые слова, т.е. образовать родственные. Распределение ролей: Назначьте дежурного, который грамотно озвучит вашу работу.

- гриб- -трав-

-сад- -рыб-

-нос- -двор-

-час-

9) Проверка. Аплодисменты

Давайте сделаем вывод в виде кластера. СЛАЙД

-Зачем же нужно уметь выделять корень в словах? (чтобы правильно, грамотно писать родственные слова).

10) СЛАЙД Раздели на группы

Вывод: корень во всех однокоренных словах пишется одинаково.

11) МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ

Д.З. -Откройте учебник на странице, номер которой будет являться последующим числом к числу 37. Прочитайте задание к упражнению, номер которого является предыдущим числом к числу 44.

Задание такое же, как только что выполняли. Насколько вы были внимательны на уроке, у вас есть возможность проверить дома.

-Кому понятно задание?

-Кому непонятно задание?

12) Двигательная физкультминутка.

А сейчас мы с вами немного отдохнём. Я вам буду читать пары слов, в одних парах - однокоренные слова, в других - нет. Если я прочитаю пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар однокоренных слов было названо.

Лес - лесник, стена - гвоздь, река - плот, кот - котик, сад - садовый, поле - полюшко, дом - домашний, дом - дым, гриб - грибной, обед - стол. (6)

Молодцы!

13) Слайд «Третий лишний»

Подчеркнуть слова, не являющиеся родственными.

ВЫВОД: снова обращаемся к кластеру.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

14) СЛАЙД - ВЫВОД «КТО ПРАВ»

15) СЛАЙД «БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ»

ЗНАЮ

УЗНАЛ

Что такое корень

Как выделять корень слова

Однокоренные слова

Два признака родственных слов

Как образовать родственные слова

16) ИТОГОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ

-Какое важное открытие сделали на уроке?

- Кому было трудно? Кому легко?

-Кто может себя похвалить?

Улыбнитесь нашему солнышку те, кому урок понравился, и у кого солнечное хорошее настроение сохранилось до конца урока.

А хотите узнать продолжение той веселой песенки, с которой мы начали урок?

Солнышко проснулось и взошло,

Сразу всюду сделалось светло.

Засверкали, заплясали вдруг

Солнечные зайчики вокруг…

И этим солнечным зайчикам так понравилось сегодня у вас на уроке, что они решили пожить в ваших тетрадях. Вы не против? (каждому ученику вручить солнышко)



© 2010-2022