Конспект урока по окружающему миру на тему Осенние изменения. Обобщающий урок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЫ и ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

2 класс

ТЕМА: Обобщающий урок по теме « Осенние изменения»

ЦЕЛЬ: обобщить знания детей об изменениях в природе, о животных леса, птицах и насекомых. Углубить знания о природе родного края, показать необходимость охраны природы, научить правильно вести себя в лесу.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова, картины с изображением осени, картинки животных и птиц, плакаты и рисунки детей об охране природы.

На доске:

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ СВОЮ РОДИНУ.

СЧАСТЬЕ - ЭТО БЫТЬ С ПРИРОДОЙ, ВИДЕТЬ ЕЁ, ГОВОРИТЬ С НЕЙ.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Тема и цель урока.

- Сегодня у нас необычный урок, урок - экскурсия. Мы с вами должны повторить всё об изменениях в природе осенью.

2. Блиц - опрос.

- какое время года наступило?

- какие месяцы осенние?

- как в народе называют осенние месяцы?

СЕНТЯБРЬ - листопадник, румянец осени.

ОКТЯБРЬ - листопад, грязник, зазимник.

НОЯБРЬ - листогной, полузимник.

- а как вы догадались, что пришла осень?

- какие изменения произошли? ( ответы детей)

3. На доске - иллюстрация.

Представьте, что мы находимся в этом осеннем лесу. Внимательно осмотритесь и слушайте:

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!

- а как вести себя в лесу вы знаете? ( повторить правила поведения в лесу, опираясь на выставку рисунков).

- а теперь послушайте стихотворение и подумайте: правильно вёл себя мальчик в лесу?

Дикарь в лесу. Ладонников.

Хозяйка - белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко!

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви.

Нашёл один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе, довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

- как себя вёл этот мальчик в лесу?

- положительно или отрицательно его действия отразились на природе?

- что он неправильно сделал?

А почему -то в лесу тихо? Никого нет!

Отгадайте загадку: Снится ночью пауку чудо - юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Догадались? Это….. (птица)

- а где же наши птицы?

- почему пауки и насекомые боятся птиц?

- а теперь почему птицы улетают?

- давайте вспомним, какую пользу приносят птицы?

Дети рассказывают о синицах.

- а какие птицы улетают первыми?

Дети рассказывают о стрижах.

- как называются птицы, которые улетают на юг? А как называются птицы, которые остаются у нас?

- хорошо ли им зимой?

- как вы можете им помочь?

Да, птицы - наши друзья. Зимой им нужна наша помощь. А теперь я проверю, правильно ли вы запомнили перелётных и зимующих птиц? Я буду загадывать загадки, а вы запишите отгадки в 2 столбика: Зимующие Перелётные

1.Окраска сероватая, 2.Кто в беретке ярко- красной,

Повадкой вороватая, В чёрной курточке атласной,

Крикунья хрипловатая, На меня он не глядит,

Известная персона. Всё стучит, стучит, стучит.

Кто она? ( ворона)

3.Не ворона, не синица. Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку, раздалось в лесу «ку-ку»

4.Непоседа пёстрая. Птица длиннохвостая.

Птица говорливая, самая болтливая.

5.Прилетает к нам с теплом. Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном из травы и глины.

6.На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его…..

7.Кто без нот и без свирели, лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней… Кто же это …. .

8.Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.

В тёплый край не улетаю. Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик, не робей. Я - бывалый …. .

9.Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад - вперёд по пашне вскачь

А зовётся птица …. .

10.Спиною зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

Проверка работы.

А это стихотворение прочитаем хором.

Эй, зимующие птицы!

Дятлы, воробьи, синицы.

Вы не бойтесь зимовать,

Мы вам будем помогать!

Птицы перелётные!

Прилетайте снова к нам.

Новые скворечники

Сделали мы вам!

- Молодцы! Перелётных птиц отправили на юг. Зимующим будем помогать. А ещё кто живёт в лесу?

- Правильно. А теперь давайте подумаем, какие изменения произошли поздней осенью с животными, которые живут в этом лесу. Смогут ли наши животные прожить зимой в лесу, так как летом, или им надо подготовиться к этому суровому времени года?

- Почему?

- Чем же они сейчас заняты?

Рассказы детей о медведе, лисе, волке, зайце, белке.

- Молодцы! А теперь угадайте, кто это? Мы получили телеграммы из леса.

1-я телеграмма.

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.

2-я телеграмма.

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело моё покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накапливаю столько, что можно и спать на всю зиму ложиться.

3-я телеграмма.

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу и не тужу. Выручают меня нос и чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» - гляжу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо понапрасну головой вертеть. Осенью линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - веточками и корой деревьев.

- Да, наши леса невозможно представить без птиц и животных. Но люди охотятся на птиц и зверей, разрушают их привычный дом, вырубая леса, распахивая степи и осушая болота. И их становятся всё меньше. Многих из них мы уже никогда не увидим. А чтобы этого не произошло с остальными, нам надо научиться беречь и охранять их.

В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих других животных ограничена. Создаются заповедники, где природа неприкосновенна. Помогают спасению редких животных и зоопарки. Все эти редкие растения, насекомые, птицы и звери занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. КРАСНАЯ КНИГА информирует какие растения и животные в опасности. Призывает изучать природу. Предупреждает, что, то или иное растение и животное в беде - его нужно охранять.

6. ИТОГ УРОКА.

- на этом наше путешествие в лес заканчивается.

Теперь мы все знаем как нужно беречь и помогать природе.

А как?

- Домашнее задание: к зиме подготовить кормушки, а к весне - скворечники.


© 2010-2022