- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению
Урок по литературному чтению
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зиганшина Р.Ф. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
Цели урока:
• Познакомить с новым произведением; биографией писателя;
• Закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения,
после чтения (элементы анализа текста);
• Развивать устную речь учащихся, совершенствовать навыки чтения,
обогащать словарный запас учащихся;
• Развивать творческое воображение, внимание, память;
• Воспитывать нравственные чувства: доброту, щедрость, отзывчивость.
Познавательные УУД
1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Оборудование: красивая шкатулка, луковица, карточки с названием произведений, фамилии авторов произведений, мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, экран, рисунок домовёнка, аудиозапись заставки к программе «В гостях у сказки», аудиозапись сказки «Приключение Чиполлино».
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята! Начинаем урок литературного чтения, чтобы нам было интересно, каждому из вас нужно настроиться на волну успеха и вместе мы сможем сделать многое, прочитаем хором.
Слайд 1
На уроке мы будем:
1. Учиться читать правильно;
2. Читать - думая;
3. Читать выразительно;
4. Учиться работать с текстом.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, вы верите в чудеса? - - Приглашаю вас, отправиться за чудесами. Закройте глаза. Мы отправляемся в мир сказок (прослушивание аудиозаписи к программе «В гостях у сказки»). - А теперь откройте. Кто это появился? (Показываю героя литературного чтения - Афанасия). - Вы узнаёте нашего помощника? Он тоже любит чудеса, и вы знаете, что у него много друзей в разных книгах. Он с ними дружит и вас со своими друзьями знакомит.
- В разделе "Сказочные человечки" мы познакомились с героями. Нужно выбрать сказочного героя, автора произведения и название.
Медведь, Мумии-Троль, Буратино, Бильбо Бэггинс, Пятачок, лисица, слон, Винни-Пух, Карандаш, Самоделкин.
- А в каких произведениях они встречались?Можете посоветоваться с соседом по парте (работа в парах).
Туве Янсон "Шляпа волшебника", (Мумии-Троль)
Джон Роналд Руэл Толкин "Хоббит", (Бильбо Бэггинс)
Алан Милн "Вини-Пух", (Пятачок, Винни-Пух)
Алексей Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино". ( Буратино)
- Домашним заданием было нарисовать сказочного персонажа из сказки Алексея Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино" и дать ему характеристику. Давайте послушаем нескольких из вас. Начнём с желающих.
- Для того чтобы обстановку в классе сделать ещё более сказочной развесим всех ваших сказочных героев на верёвочках. Вы все молодцы! Спасибо вам!
3. Сообщение темы урока.
- Волшебство продолжается, смотрите, ребята, какая красивая шкатулка. Наверное, она волшебная.
Проблемная ситуация.
- В ней лежит какой-то предмет. Как открыть шкатулку? Не открывается. Ребята, на шкатулке что-то написано. Кто поможет и прочитает? (Ученик читает).
Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Дети отгадывают).
- Лук. А вы знаете, как звучит слово "луковица" по-итальянски? ("Чиполлино").
- Кто может сказать, о ком мы будем читать произведение?
А жанр произведения вы узнаете легко. В толковом словаре С. И. Ожегова о нём говорится так: "Это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил". (Сказка).
- В том, что вы любите сказки, я не сомневаюсь. А сможете ли вы узнать автора?
нжаДин адоРри
- Молодцы! Показываю презентацию - тема урока: Джанни Родари "Приключения Чиполлино".
Слайд 2
4. Чтение авторского текста (с. 153)
Прослушивание аудиозаписи.
Вопросы после чтения:
- Чем близки сказки А. Толстого про Буратино и Дж. Родари про Чипполлино? (Эти два автора "пересказали" сказку по-своему).
5. Знакомство с эпизодами из биографии писателя.
Слайды 3, 4
- Джанни Родари родился 23 октября 1920 г. в маленьком городке Оменья на севере Италии. Посмотрите на карту. Ребята на прошлом уроке окружающего мира мы с вами проходили тему «План и карта», учились ориентироваться на карте, находить города, страны, материки. Кто покажет где находится Италия? Какие очертания имеет Италия? Включите воображение. (Сапог) - Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Мать работала служанкой и тоже рано умерла. Он много работал у богатых людей. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения. Любимым произведением была повесть о деревянном человечке "Приключения Пиноккио". В возрасте 17 лет Родари начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Он очень любил рассказывать детям истории про приключения Пиноккио. Возможно, именно тогда родилась у Джанни Родари идея создать своего сказочного героя - Чиполлино. Ему так понравилась эта сказка, что он выучил её наизусть. Эта сказка ввела его в мир фантазии, она натолкнула на мысль создать свою большую сказку, где действуют овощи, очень похожие на людей, - что он и сделал, но напишет он эту книгу намного позже, после войны. В нашей стране русский перевод книги увидел свет в 1953 году. Книга так понравилась детям и взрослым, что по ней сделали мультфильм, диафильм и спектакль, к этому спектаклю С.Я. Маршак написал стихи. Джанни Родари неоднократно приезжал в нашу страну. Благодаря С.Я. Маршаку сказка Дж. Родари в нашей стране долгое время была гораздо известнее, чем на родине писателя. Но со временем труд Родари оценили во всём мире - в 1970 году писатель был удостоен почётной международной награды - медали Ганса Христиана Андерсена. Умер писатель в 1980 году. Ребята быстренько посчитайте, сколько лет прожил Родари. Посмотрите на экран. Найдите нашу сказку.
Слайд 5
6. Работа до чтения.
- Откройте учебники на (стр. 153) . Прочитайте имя и фамилию автора, название произведения.
- Всю ли сказку мы будем читать? Как об этом узнали? Прочитайте после названия сказки, как называется глава. (Это 4-я глава сказки). Во всей повести-сказке почти 30 глав, в каждой вас ждёт увлекательное приключение.
- Кого мы видим на иллюстрации? Как выглядит Чиполлино? Почему его нельзя спутать с другими героями? Как зовут пса?
- О чём будет говориться в этом отрывке?
- Как это одурачил? Подберите синонимы к слову. (Обманул, провёл…).
Физминутка под музыку
7. Работа с текстом во время чтения.
Часть 1.
-Чтение 1-го предложения. ("Что же стало с домиком кума Тыквы?").
- Ребята, послушайте и посмотрите, что происходило в сказке до этого момента?
Слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее - самые подходящие имена для честной луковой семьи. Правил страной принц Лимон, он очень не любил бедняков. У него были солдаты-лимончики, которые заставляли граждан повиноваться. В стране жили богатые помещицы - графини Вишни, у них управителем и зкономом был злой кавалер Помидор. Семья Чиполлино жила в бедности. Вскоре отца арестовали и посадили в тюрьму. Чиполлино пришлось отправиться куда глаза глядят, чтобы выбрать верную дорогу в жизни. В маленькой деревушке он познакомился с бедным стариком, которого звали кум Тыква. Чуть ли не с самого детства кум Тыква мечтал о том, что у него когда-нибудь будет собственный домик, и каждый год покупал по одному кирпичу для будущей постройки. Долго пришлось собирать ему кирпичи, он много работал и покупал иногда по три-четыре кирпича в год. Но всё равно кирпичей было мало. Наконец, всё же он решил сложить маленький-маленький домик. В этом доме можно было жить только сидя, такой он был маленький. О своей истории кум Тыква рассказал Чиполлино. Но тут в карете приехал толстый кавалер Помидор и закричал: "Злодей! Разбойник! Вор! Ты построил этот дворец на земле, которая принадлежит графиням Вишням". Сколько не объяснял кум Тыква, что у него было разрешение старого графа Вишни, синьор Помидор ничего не хотел слушать. Ведь старый граф Вишня умер и теперь хозяйки графини Вишни. Чиполлино не мог стерпеть такой несправедливости и заступился за кума Тыкву, заставив плакать синьора Помидора, который вырвал у Чиполлино прядь луковых волос. Ругаясь, Помидор уехал. А Чиполлино остался работать в сапожной мастерской Виноградинки и скоро достиг больших успехов в сапожном деле.
- Кто будет главным героем? Как вы догадались? (По заглавию).
Чтение про себя 1-й части.
- Что произошло?
- Теперь будем читать вслух с комментированием.
После чтения 2-го предложения:
- Почему же день был далеко не прекрасный? Обратите внимание на героев сказки: пёс Мастино, Помидор, Лимончики - что их объединяет? Слайд 13
- Дюжина Лимончиков - это сколько? (12. Вот сколько понадобилось солдат, чтобы выгнать одного старого кума Тыкву).
- Джанни Родари пишет, что кавалер Помидор прикатил в карете. Чем отличается это слово от слов приехал, прибыл? (Чувствуется отношение автора, оно отрицательное).
- Вот сколько важной информации только в одном предложении!
После чтения 3-го предложения:
- Какой же домик был у кума Тыквы, если туда поселили пса? (Очень маленький, как сторожевая будка. Но это всё, что было у кума Тыквы!..) Слайд 14
Читаем дальше - 4-е предложение:
- Что узнали об этом герое? (Он хотел, чтобы его уважали, но в его понимании это значит боялись).
- Какое слово подсказало, что Помидор хочет, чтобы его боялись? (Угрожающе).
- Что значит пришлый оборванец? О ком так говорит Помидор? (Чиполлино из семьи бедняков).
Читаем до конца 1-й части. Вопросы:
- Что чувствовали Чиполлино и Виноградинка?
- Что чувствовал кум Тыква?
- Как он выражает свои чувства?
- На какие группы можно разделить всех героев, с которыми познакомились в этой части?
Кавалер Помидор, солдаты Лимончики, пёс - Мастино, кум Тыква, мастер Виноградинка, Чиполлино, принц Лимон (напечатаны имена на полосках бумаги, в ходе работы на доске появляется два столбика слов положительные и отрицательные герои).
- Развернитесь друг к другу, быстренько посоветуйтесь и запишите в тетрадях в два столбика положительных и отрицательных героев.
Работа в группах дети самостоятельно распределяют героев сказки на положительных и отрицательных.
- Прочитайте что написали.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, подведём итоги.
Слайд 11 -Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)
- Чему же учит эта сказка? (Мужеству в преодолении невзгод, делать добро другому, умению радоваться солнышку, цветку, человеческой улыбке. Но чтобы полнее ответить на этот вопрос, надо прочитать полностью сказку Дж. Родари «Приключения Чиполлино».)
- С каким настроением уходите с урока?
- Как бы вы сами оценили свою работу? Посмотрите на нашу лестницу успеха. Если вы считаете что работали активно, берёте зелёный жетон (5 ступень), если не всегда всё получалось (4-3 ступень) - жёлтый, если были не активны и вам нужно больше работать на уроке - красный (2-1 ступень).
- Вы дружно работали, щедро делились своими знаниями, в работе были внимательны и трудолюбивы. Спасибо вам за работу.
Выставление оценок
9. Домашнее задание.
- Научиться выразительно читать стр.154-155. Подготовить пересказ. Кто хочет, может нарисовать рисунок в тетрадях по первой главе.