- Преподавателю
- Начальные классы
- Использование верботонального метода обучения
Использование верботонального метода обучения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Маркина Ю.С. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- речь - явление общественное, и язык развивается из устной речи.
- аудио - визуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, речь также будет меняться.
- перцепцию (восприятие) стали считать основным звеном а коммуникативной цепочке: Эмиссия, трансмиссия (передача), перцепция (восприятие), репродукция (воспроизведение).
Реабилитация. Всегда все методики уделяли внимание только частотам, захватывающим речевую зону (от 500 до 2000 Гц), низкие и высокие частоты не учитывались. Однако человек может воспринимать звук с 16 Гц. На низких частотах (инфраполе) идет восприятие ритма и интонации. Как правило, даже у глухих детей низкие частоты сохранны. Еще в 1829 году в Америке провели эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Это положение было принято во внимание в верботональном методе. Мать носит грудного ребенка на руках, прижимает его к груди, ласково с ним разговаривает. Ребенку приятно, он чувствует вибрацию голосовых органов матери, ощущает звук ее голоса всем телом. То есть, уже с рождения от матери зависит, как ее ребенок будет учиться слушать. Главные положения реабилитации по такому методу: «Не может быть такой потери слуха, при которой не было бы хоть меленьких его остатков, которые можно использовать при реабилитации», «глухой ребенок в своем речевом развитии должен пройти все этапы становления речи слышащего ребенка». Вся реабилитация с маленькими детьми проходит в виде игры: есть звук - нет звука, спонтанное вызывание голоса, ориентация на звук в пространстве, слушание и различение разных звучащих предметов. Первая фаза реабилитации маленького ребенка - вибротактильная фаза (использование вибратора низких частот, восприятие звуков всем телом). Развитие моторики тела, умение чувствовать свое тело, владеть им. Большое значение уделяется использованию вестибулярного аппарата в реабилитации слушания. Раздражая вестибулярный аппарат, мы влияем на слух. Коррекция вестибулярного аппарата включает в себя различные прыжки, ходьбу на носках, пятках, кувырки, раскачивание на качелях. Большое влияние на развитие вестибулярного аппарата оказывают различные упражнения, движения, ритмические и танцевальные блоки, с которыми дети знакомятся на уроках ритмики. Большое внимание уделяется развитию у детей ориентации в пространстве.
Приемы и технологии реабилитации
- Фонетическая ритмика и гармония тела,
- Пиктографическая ритмика,
- Музыкальная стимуляция.
- Аудиовизуальный курс.
- Произношение (микромоторика речевых органов) прямо зависит от макромоторики.
- Перцепция (слуховое восприятие) - основное звено в коммуникативном кольце.
- Ритм, интонация, пауза, время - основы методики любого языка.
Фонетическая ритмика. Замечена прямая связь между стимуляцией движением и коррекцией произношения. У многих детей возникают проблемы с ориентацией в пространстве, поэтому стимуляция движения - отдельный вид работы в ВТМ. Макродвижения (большие движения) важны для развития произношения и речи. Параметры движений следующие: динамика (сильная, слабая), усиление (большое, маленькое), время (движения долгие и короткие), простор (прямые, непрямые). Движения артикуляционных органов зависят от напряженности разных точек нашего тела. Движения связаны с интонацией и ритмом. Время и динамика - это части ритма. Простор - Это интонация. Большое значение для формирования слитной интонированной речи имеют занятия музыкальной стимуляцией. У слышащего ребенка сначала формируются ритм и пение. (Это есть гуление.) Через музыкальный ритм мы можем стимулировать слово и предложение. Мелодия в музыке - это интонация в речи. Темп в музыке - время в речи. Очень важна работа над ритмом, а ритм - это движение. На музыкальной стимуляции широко используются ритмические считалки: иррациональные (без значения), полуиррациональные (помимо слогов есть слова, несущие определенное значение), рациональные (стихотворения). Ритм интонации передается через низкие частоты. Стимулируется детский мозг, чтобы он воспринимал ритм. Пиктографическая ритмика разработана профессором Младеном Ловричем в центре «СУВАГ». Основной подход: качество звука тесно взаимосвязано с качеством движения, для речи важна ритмическая структура. Работа проводится на основе слушания, создания звуковой картинки в коре головного мозга с использованием графического рисунка. Каждый слог может иметь более 50 ритмических вариантов. Многократное повторение определенного слога в разных ритмических вариантах, подкрепление графической структурой формируют слуховую картинку в коре головного мозга. Ребенок начинает слышать данное сочетание даже в незнакомых словах. Пиктографический рисунок помогает в усвоении грамматических структур. Использование пиктографической ритмики важно для детей, имеющих сложное сочетание дефектов. Использование графических символов позволяет добиваться хороших результатов не только в работе над ритмической структурой речи, но и при работе над лексикой и грамматическим строем языка. Большой положительный эффект в развитии диалогической речи дает использование аудиовизуального курса. Работа с использованием сюжетных картин, многократность повторения часто употребляемых фраз, драматизация, перенос усвоенных фраз в повседневную жизнь делают речь глухого ребенка лексически богаче. Ребенок непроизвольно запоминает правильные грамматические конструкции и по их образцу начинает строить фразы самостоятельно. Интеграция, в полном смысле этого слова по отношению к людям с проблемами слуха, представляет собой вливание этих людей в мир слышащих. Многолетний опыт работы учреждений России с использованием верботонального метода показал, что комплексный подход к реабилитации глухого ребенка с использованием различных технологий, а также использование качественной звукоусиливающей аппаратуры дает большой положительный результат: глухие дети начинают свободно общаться со слышащими людьми. Работа на музыкально - ритмических занятиях с использованием верботонального метода помогает добиться хороших результатов в развитии музыкальных, творческих способностей, развития умения слышать, петь, красиво, ритмично двигаться, а, главное, умения понятно и правильно говорить, общаться с миром слышащих. Работа над аудиовизуальным курсом состоит из нескольких этапов: - Просматривание картинок. - Уточнение понимания ситуации. - Повторение. - Работа над содержанием. - Восприятие на слух. - Драматизация. - Перенос в другую ситуацию. Принципы АВК
- Язык, как и человеческий мозг, функционирует в структурах, которые формируются в процессе коммуникации.
- Основным принципом функционирования мозга является выбор оптимальных факторов языковой структуры.
- Разговорная речь является основой родного языка. Мы используем устную речь, когда хотим что-то выразить. Говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Важно, что аудиовизуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, то и речь будет меняться.
- Речевая ситуация является основной формой, через которую передается язык. Речевая ситуация дает возможность обучаться языку непосредственно, без изучения грамматических правил. Учащиеся сначала воспринимают готовые языковые структуры, которые усваиваются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения языка. Роль речевой ситуации особо важна на начальных этапах обучения, когда вербальные возможности детей с недостатками слуха небольшие. Все речевые ситуации, используемые АВК должны быть жизненными, такими, с какими дети сталкиваются в жизни.
- Диалогическая форма речи - ежедневная форма коммуникации, поэтому весь курс АВК построен в форме диалога.
- Аудиовизуально, другими словами - звук и картинка. Основной языковой формой АВК является картинка, которая сопровождается звуком (речью педагога). Язык и речь воспринимаются с помощью слуха, зрения, движения. Роль картинки постепенно меняется. Вначале она необходима, а в конце изучения курса убирается, когда языковое выражение становится достаточным и полным выражением действительности.
- связывает выражение с реальной ситуацией,
- помогает звуковому запоминанию,
- дает возможность понимания обыкновенных символов в языке.
- Произношение усваивается в целом через свои основные элементы - интонацию и ритм.
- Письменной формой речи АВК не пренебрегает. Она только переносится на тот период, когда учащиеся уже овладели акустической стороной речи.
- учитель задает вопросы по картинкам;
- учащиеся задают вопросы друг другу по картинкам;
- учитель задает вопросы без опоры на картинки;
- ученики задают вопросы друг другу без опоры на картинки;
- ученики описывают отдельные картинки;
- ученики пересказывают текст по картинкам;
- ученики пересказывают текст без опоры на картинки;
- учитель, а потом ученики задают вопросы, которые относятся к сходным ситуациям из жизни учеников;
- учащиеся пересказывают похожие ситуации из собственной жизни.
Особенности работы с детьми с КИ Современные кохлеарные импланты (КИ) обеспечивают ребенку с большой потерей слуха возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а, значит, возможность осваивать речь естественным способом - посредством слуха.
- Audio-verbal метод
- Слуховой метод (Королева И.В., Россия).
- Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации
- Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ
- Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка
- Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка
- Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно >6 м).
- Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.
- Вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.
- Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. Это возможно только благодаря появлению у ребенка слухового опыта с КИ, формирования у него умения адекватно оценивать свои ощущения, накопления у родителей опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки.
- Развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов:
- обнаружение, различение, опознавание,
- слуховое внимание. Включает развитие произвольного и непроизвольного внимания, селективного внимания.
- фонематический слух. Это основа для развития способности узнавать и запоминать слова только на слух.
- слуховой контроль голоса, слухо-артикуляторная координация. Ребенок должен быть способен повторить простое слово на слух, даже если он не знает его значения. Это предполагает, что параллельно с развитием слухового восприятия на этом этапе проводится интенсивная работа по развитию голоса, увеличения подвижности артикуляторного аппарата, развитию звукопроизношения.
- слуховая и слухоречевая память. Все дети с КИ на этом этапе имеют выраженные проблемы слухоречевой памяти, т.к. слуховые центры коры мозга не развивались в критический период - до 2-х лет.
- Развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков.
- Развитие слухоречевой памяти,
- Накопление пассивного (импрессивного) словаря,
- Развитие грамматической системы,
- Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы и общих представлений о мире) слухо-зрительно и на слух,
- Накопление активного (экспрессивного) словаря
- Развитие диалогической речи,
- Развитие связной речи,
- Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля,
- Развитие навыков чтения и понимания прочитанного
4 этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов». Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Этого уровня достигают только часть детей с КИ - дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2-х лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой абилитации. Задачи 4-го этапа:
- расширение общих представлений об окружающем мире
- увеличение словарного запаса
- дальнейшее развитие грамматической системы
- планомерное,
- структурированное (теория, планомерные инструкции),
- практика (планомерные упражнения),
- требует выполнения конкретных заданий/действий,
- осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы),
- осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни,
- процесс обучения не увлекателен.
- непланируемое, неструктурированное (происходит само собой),
- научение во время повседневных дел,
- действия, приводящие к овладению навыком, скрыты,
- осваиваемые навыки используются сразу - интегрированы,
- осваиваемые навыки нужны в повседневной жизни - мотивированы,
- процесс увлекателен (не всегда…).
- структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно. Например, развитие фонематического слуха, увеличение подвижности артикуляторного аппарата у детей с сочетанной речевой патологией и детей, имплантированных после 3-х лет, развитие грамматической системы и др.
- формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе. Например, вызывание интереса к разным звукам и использования голоса при общении со взрослым на начальном этапе, развитие слухового внимания к говорящим, стремления общаться речью и умения просить помощи взрослого при общении и др.