Использование верботонального метода обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
В нашей стране параллельно с развитием общества, благодаря расширению контактов с зарубежными государствами, ознакомлению с опытом работы зарубежных ученых и педагогов с глухими и слабослышащими детьми, появилось некоторое разнообразие методик обучения глухих детей. Использование верботонального метода основной идеей, которого, является:
  • речь - явление общественное, и язык развивается из устной речи.
  • аудио - визуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, речь также будет меняться.
  • перцепцию (восприятие) стали считать основным звеном а коммуникативной цепочке: Эмиссия, трансмиссия (передача), перцепция (восприятие), репродукция (воспроизведение).
Верботональный метод берет за основу слух, слуховое восприятие и, через него, - развитие речи. Методика этого метода соответствует моделям развития речи у нормально слышащих детей. До начала говорения ребенок лепечет, гулит и воспроизводит звуки. По мере развития ребенка, его игра звуками становится все более совершенной. В это время ритм, интонация, ритмическая двигательная деятельность, а также вестибулярные, тактильные ощущения помогают развитию речи и языка. Три основных направления метода: 1. Диагностика 2. Реабилитация 3. Интеграция. Диагностика включает в себя: тимпанометрию (периферическое обследование), тональную, верботональную, речевую аудиометрию, функциональную диагностику, электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ), исследование моторики тела, психологическое обследование, исследование вестибулярного аппарата, неврологическое обследование. Обследование проводится в специальном учреждении. Правильная диагностика важна, так как она имеет огромное значение для дальнейшей реабилитации ребенка с нарушенным слухом.

Реабилитация. Всегда все методики уделяли внимание только частотам, захватывающим речевую зону (от 500 до 2000 Гц), низкие и высокие частоты не учитывались. Однако человек может воспринимать звук с 16 Гц. На низких частотах (инфраполе) идет восприятие ритма и интонации. Как правило, даже у глухих детей низкие частоты сохранны. Еще в 1829 году в Америке провели эксперимент, который показал, что тело человека может воспринимать звук. Это положение было принято во внимание в верботональном методе. Мать носит грудного ребенка на руках, прижимает его к груди, ласково с ним разговаривает. Ребенку приятно, он чувствует вибрацию голосовых органов матери, ощущает звук ее голоса всем телом. То есть, уже с рождения от матери зависит, как ее ребенок будет учиться слушать. Главные положения реабилитации по такому методу: «Не может быть такой потери слуха, при которой не было бы хоть меленьких его остатков, которые можно использовать при реабилитации», «глухой ребенок в своем речевом развитии должен пройти все этапы становления речи слышащего ребенка». Вся реабилитация с маленькими детьми проходит в виде игры: есть звук - нет звука, спонтанное вызывание голоса, ориентация на звук в пространстве, слушание и различение разных звучащих предметов. Первая фаза реабилитации маленького ребенка - вибротактильная фаза (использование вибратора низких частот, восприятие звуков всем телом). Развитие моторики тела, умение чувствовать свое тело, владеть им. Большое значение уделяется использованию вестибулярного аппарата в реабилитации слушания. Раздражая вестибулярный аппарат, мы влияем на слух. Коррекция вестибулярного аппарата включает в себя различные прыжки, ходьбу на носках, пятках, кувырки, раскачивание на качелях. Большое влияние на развитие вестибулярного аппарата оказывают различные упражнения, движения, ритмические и танцевальные блоки, с которыми дети знакомятся на уроках ритмики. Большое внимание уделяется развитию у детей ориентации в пространстве.

Приемы и технологии реабилитации

  • Фонетическая ритмика и гармония тела,
  • Пиктографическая ритмика,
  • Музыкальная стимуляция.
  • Аудиовизуальный курс.
Использование всех этих технологий основывается на следующих основных положениях верботонального метода:
  • Произношение (микромоторика речевых органов) прямо зависит от макромоторики.
  • Перцепция (слуховое восприятие) - основное звено в коммуникативном кольце.
  • Ритм, интонация, пауза, время - основы методики любого языка.

Фонетическая ритмика. Замечена прямая связь между стимуляцией движением и коррекцией произношения. У многих детей возникают проблемы с ориентацией в пространстве, поэтому стимуляция движения - отдельный вид работы в ВТМ. Макродвижения (большие движения) важны для развития произношения и речи. Параметры движений следующие: динамика (сильная, слабая), усиление (большое, маленькое), время (движения долгие и короткие), простор (прямые, непрямые). Движения артикуляционных органов зависят от напряженности разных точек нашего тела. Движения связаны с интонацией и ритмом. Время и динамика - это части ритма. Простор - Это интонация. Большое значение для формирования слитной интонированной речи имеют занятия музыкальной стимуляцией. У слышащего ребенка сначала формируются ритм и пение. (Это есть гуление.) Через музыкальный ритм мы можем стимулировать слово и предложение. Мелодия в музыке - это интонация в речи. Темп в музыке - время в речи. Очень важна работа над ритмом, а ритм - это движение. На музыкальной стимуляции широко используются ритмические считалки: иррациональные (без значения), полуиррациональные (помимо слогов есть слова, несущие определенное значение), рациональные (стихотворения). Ритм интонации передается через низкие частоты. Стимулируется детский мозг, чтобы он воспринимал ритм. Пиктографическая ритмика разработана профессором Младеном Ловричем в центре «СУВАГ». Основной подход: качество звука тесно взаимосвязано с качеством движения, для речи важна ритмическая структура. Работа проводится на основе слушания, создания звуковой картинки в коре головного мозга с использованием графического рисунка. Каждый слог может иметь более 50 ритмических вариантов. Многократное повторение определенного слога в разных ритмических вариантах, подкрепление графической структурой формируют слуховую картинку в коре головного мозга. Ребенок начинает слышать данное сочетание даже в незнакомых словах. Пиктографический рисунок помогает в усвоении грамматических структур. Использование пиктографической ритмики важно для детей, имеющих сложное сочетание дефектов. Использование графических символов позволяет добиваться хороших результатов не только в работе над ритмической структурой речи, но и при работе над лексикой и грамматическим строем языка. Большой положительный эффект в развитии диалогической речи дает использование аудиовизуального курса. Работа с использованием сюжетных картин, многократность повторения часто употребляемых фраз, драматизация, перенос усвоенных фраз в повседневную жизнь делают речь глухого ребенка лексически богаче. Ребенок непроизвольно запоминает правильные грамматические конструкции и по их образцу начинает строить фразы самостоятельно. Интеграция, в полном смысле этого слова по отношению к людям с проблемами слуха, представляет собой вливание этих людей в мир слышащих. Многолетний опыт работы учреждений России с использованием верботонального метода показал, что комплексный подход к реабилитации глухого ребенка с использованием различных технологий, а также использование качественной звукоусиливающей аппаратуры дает большой положительный результат: глухие дети начинают свободно общаться со слышащими людьми. Работа на музыкально - ритмических занятиях с использованием верботонального метода помогает добиться хороших результатов в развитии музыкальных, творческих способностей, развития умения слышать, петь, красиво, ритмично двигаться, а, главное, умения понятно и правильно говорить, общаться с миром слышащих. Работа над аудиовизуальным курсом состоит из нескольких этапов: - Просматривание картинок. - Уточнение понимания ситуации. - Повторение. - Работа над содержанием. - Восприятие на слух. - Драматизация. - Перенос в другую ситуацию. Принципы АВК

  1. Язык, как и человеческий мозг, функционирует в структурах, которые формируются в процессе коммуникации.
  2. Основным принципом функционирования мозга является выбор оптимальных факторов языковой структуры.
  3. Разговорная речь является основой родного языка. Мы используем устную речь, когда хотим что-то выразить. Говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Важно, что аудиовизуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, то и речь будет меняться.
  4. Речевая ситуация является основной формой, через которую передается язык. Речевая ситуация дает возможность обучаться языку непосредственно, без изучения грамматических правил. Учащиеся сначала воспринимают готовые языковые структуры, которые усваиваются глобально, а затем анализируются. Это естественный путь изучения языка. Роль речевой ситуации особо важна на начальных этапах обучения, когда вербальные возможности детей с недостатками слуха небольшие. Все речевые ситуации, используемые АВК должны быть жизненными, такими, с какими дети сталкиваются в жизни.
  5. Диалогическая форма речи - ежедневная форма коммуникации, поэтому весь курс АВК построен в форме диалога.
  6. Аудиовизуально, другими словами - звук и картинка. Основной языковой формой АВК является картинка, которая сопровождается звуком (речью педагога). Язык и речь воспринимаются с помощью слуха, зрения, движения. Роль картинки постепенно меняется. Вначале она необходима, а в конце изучения курса убирается, когда языковое выражение становится достаточным и полным выражением действительности.
Значение картинки:
  • связывает выражение с реальной ситуацией,
  • помогает звуковому запоминанию,
  • дает возможность понимания обыкновенных символов в языке.
  1. Произношение усваивается в целом через свои основные элементы - интонацию и ритм.
  2. Письменной формой речи АВК не пренебрегает. Она только переносится на тот период, когда учащиеся уже овладели акустической стороной речи.
Методика проведения АВК Фаза демонстрирования и запоминания Учащиеся знакомятся с ситуацией, запоминают текст. Картинка появляется на 2-3 секунды раньше звука. Рекомендуется 2 раза подряд посмотреть и прослушать АВК. После этого учащиеся начинают повторять по картинкам фразы. При повторении учитель работает над произношением. Это самая длительная фаза. Фаза объяснения Работа над уточнением и пониманием содержания текста. Фаза драматизации Эта фаза может включать в себя разные виды работ: ученики повторяют текст по ролям до тех пор, пока каждый из них не сыграет хотя бы одну роль. Фаза активизации
  • учитель задает вопросы по картинкам;
  • учащиеся задают вопросы друг другу по картинкам;
  • учитель задает вопросы без опоры на картинки;
  • ученики задают вопросы друг другу без опоры на картинки;
  • ученики описывают отдельные картинки;
  • ученики пересказывают текст по картинкам;
  • ученики пересказывают текст без опоры на картинки;
  • учитель, а потом ученики задают вопросы, которые относятся к сходным ситуациям из жизни учеников;
  • учащиеся пересказывают похожие ситуации из собственной жизни.
Конечной целью АВК является перенос речевого материала в самостоятельную речь, расширение и обогащение речевой практики слабослышащих младших школьников. При этом повышается речевая активность учащихся на уроках, увеличивается доля самостоятельных высказываний, развивается инициативная речь. Использование АВК на внеклассных занятиях обеспечивает учащимся речевую среду в течение всего дня, побуждают глухого пользоваться языком слов для общения с окружающими. В конечном итоге целью всей работы по развитию речи слабослышащих младших школьников должно стать стремление привести глухого ребенка к такому владению словесной речью, чтобы она была разборчивой для окружающих и, чтобы ребенок мог понимать обращённую к нему речь не только своих учителей, но и говорящих людей вообще. Этот курс мы использовали на уроках развития речи, на индивидуальных занятиях по РСВ и формированию произношения, на музыкально-ритмических занятиях, на уроках слуховой работы, на которых основное внимание обращалось на произношение и интонацию. На всех перечисленных уроках детям предполагалось одна и та же тема, отрабатывался один и тот же словарь, рассматривались одни и те же картинки. При первом предъявлении картинки располагались в строгой последовательности, рассматривались под руководством учителя, причем каждая картинка сопровождалась табличкой. Таблички открывались после прослушивания текста на слух или слухо-зрительно. Далее шла работа по содержанию текста или диалога. Детям предлагалось ответить на ряд вопросов по пониманию текста, установить последовательность картинок, расположенных в произвольном порядке, составить рассказ по одной картинке, назвать недостающие картинки, придумать похожие ситуации из собственного опыта и т.д. После того, как дети усваивали необходимый словарь по теме, переходили к составлению диалогов. Метод Э.И.Леонгард. Разработан в 60-е годы 20 века в России. В основу метода положена идея «материнской школы» - создание условий для речевого общения ребенку с нарушенным слухом посредством вовлечения родителей в процесс развития у него речи. В отличие других устных методов Э.И.Леонгард большое внимание уделяет развитию у ребенка с нарушенным слухом понимания речи, используя для накопления пассивного словаря раннее обучение глобальному чтению, зрительно-слуховое восприятие речи. Для развития произношения также как в верботональном методе используется фонетическая ритмика.

Особенности работы с детьми с КИ Современные кохлеарные импланты (КИ) обеспечивают ребенку с большой потерей слуха возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а, значит, возможность осваивать речь естественным способом - посредством слуха.

  1. Audio-verbal метод
  2. Слуховой метод (Королева И.В., Россия).
Основные положения «Слухового метода» обучения речи детей с КИ:
  1. Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации
  2. Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ
  3. Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка
  4. Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка
Первое положение метода. Концепция о 4-х этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации предполагает, что многолетний процесс реабилитации можно разделить на следующие этапы: 1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 2 этап. Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. 3 этап. Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи. 4 этап. Период развития связной речи и понимания сложных текстов. 1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность - 3-12 недель. Задачи этого этапа:
  1. Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно >6 м).
  2. Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.
  3. Вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.
Решение всех 3-х задач создает основу для спонтанного развития процессов слухового/ слухоречевого анализа. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес. 2 этап. Основной этап развития слухового/ слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность - 6-18 мес. Пониманию содержания и главных задач 2 этапа помогает анализ процесса овладения речью (включает понимание речи окружающих и собственную устную речь) у детей с нормальным слухом и взрослых при овладении иностранным языком. Этот включает, в первую очередь, слуховой анализ слов и запоминание их звучания, понимание значения слова, повторение его звучания, слуховой анализ этого повторения и его запоминание. Все это обеспечивает узнавание и понимания слова в речи окружающих и его использования обучающимся. Задачи 2-го этапа:
  1. Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. Это возможно только благодаря появлению у ребенка слухового опыта с КИ, формирования у него умения адекватно оценивать свои ощущения, накопления у родителей опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки.
  2. Развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов:
  • обнаружение, различение, опознавание,
  • слуховое внимание. Включает развитие произвольного и непроизвольного внимания, селективного внимания.
  • фонематический слух. Это основа для развития способности узнавать и запоминать слова только на слух.
  • слуховой контроль голоса, слухо-артикуляторная координация. Ребенок должен быть способен повторить простое слово на слух, даже если он не знает его значения. Это предполагает, что параллельно с развитием слухового восприятия на этом этапе проводится интенсивная работа по развитию голоса, увеличения подвижности артикуляторного аппарата, развитию звукопроизношения.
  • слуховая и слухоречевая память. Все дети с КИ на этом этапе имеют выраженные проблемы слухоречевой памяти, т.к. слуховые центры коры мозга не развивались в критический период - до 2-х лет.
    1. Развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков.
Решение этих задач создает основу для спонтанного развития понимания речи и собственной устной речи у ребенка с КИ. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет. 3 этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность - более 5 лет. Цель этого этапа: овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения. Пониманию содержания и главных задач 3 этапа помогает рис.2, на котором представлены компоненты, необходимые ребенку для общения речью. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом 5-7 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы (системы родного языка - лексика, грамматика) и благодаря этому развитию речи как средства общения и познания. Однако в этот период у ребенка происходит также дальнейшее совершенствование слухоречевого восприятия и произносительных навыков. Эти задачи представлены ниже:
  1. Развитие слухоречевой памяти,
  2. Накопление пассивного (импрессивного) словаря,
  3. Развитие грамматической системы,
  4. Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы и общих представлений о мире) слухо-зрительно и на слух,
  5. Накопление активного (экспрессивного) словаря
  6. Развитие диалогической речи,
  7. Развитие связной речи,
  8. Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля,
  9. Развитие навыков чтения и понимания прочитанного

4 этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов». Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Этого уровня достигают только часть детей с КИ - дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2-х лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой абилитации. Задачи 4-го этапа:
  1. расширение общих представлений об окружающем мире
  2. увеличение словарного запаса
  3. дальнейшее развитие грамматической системы
Второе положение «слухового метода» - это положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ. В начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом. При этом слух - не цель коррекционно-развивающей работы. Слух - фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом. Третье положение «слухового метода». Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ. Свойства целенаправленного и спонтанного обучения существенно отличаются. «Целенаправленно» человек учится только в определенных особых условиях и в определенные периоды жизни (в детском саду, школе, курсах, занятиях). Свойства целенаправленного обучения.
  • планомерное,
  • структурированное (теория, планомерные инструкции),
  • практика (планомерные упражнения),
  • требует выполнения конкретных заданий/действий,
  • осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы),
  • осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни,
  • процесс обучения не увлекателен.
Спонтанное научение является непреднамеренным научением, происходящим в любой момент во время повседневных дел. Спонтанное научение важнее для большинства умений и знаний, которым человек учится во время большей части жизни. У детей оно происходит во время игры, кормления, гуляния и т.п. Оно происходит разными способами: посредством наблюдения, подражания, социального взаимодействия, разрешения проблем, наблюдения за близкими или разговоре с ними, при приспособлении к разным ситуациям. Это естественный и более эффективный способ научения, чем обучение формальным способом. Свойства спонтанного научения .
  • непланируемое, неструктурированное (происходит само собой),
  • научение во время повседневных дел,
  • действия, приводящие к овладению навыком, скрыты,
  • осваиваемые навыки используются сразу - интегрированы,
  • осваиваемые навыки нужны в повседневной жизни - мотивированы,
  • процесс увлекателен (не всегда…).
У ребенка с КИ развитие слуха и речи у ребенка происходит 2-мя способами и в 2-х основных ситуациях: 1. Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду и школе. Потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды. 2. Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время (см. табл.1). Учитывая это обстоятельство очень важно понимать, на что оно должно быть направлено. По нашему мнению, целенаправленное обучение детей с КИ должно быть направлено на:
  • структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно. Например, развитие фонематического слуха, увеличение подвижности артикуляторного аппарата у детей с сочетанной речевой патологией и детей, имплантированных после 3-х лет, развитие грамматической системы и др.
  • формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе. Например, вызывание интереса к разным звукам и использования голоса при общении со взрослым на начальном этапе, развитие слухового внимания к говорящим, стремления общаться речью и умения просить помощи взрослого при общении и др.
© 2010-2022