Урок математики 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока математики в 1 классе (УМК «Школа России») с использованием проблемно-диалогической технологии.

Учитель: Жихарева Татьяна Анатольевна Тип урока - урок открытия нового знания Технология построения урока - проблемно-диалогическая

Тема урока - Величина. Длина. Единица измерения длины - сантиметр. Цель урока - создание условий для овладения обучающимися знаниями о величинах, длине, единицах измерения длины, способах измерения величины;

- ознакомить с использованием сантиметра для измерения длины; упражнять в измерении.

Оборудование - Презентация к уроку, геометрические фигуры с карточками букв слова

«длина», по 2 цветные ленточки для каждого ученика, мера - полоска для

измерения ленты, танграм, цветные кружочки для оценивания полученных знаний.

Планируемый результат:

Предметные умения:


- иметь представление о понятиях "величина", "длина"; - уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением); - уметь измерять длину отрезка мерами; - уметь измерять длину отрезка при помощи линейки; - знать единицу измерения длины - см; - уметь строить в тетради отрезок заданной длины; - уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Разработка урока:

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

умения

1 этап - организационный - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

Выскажите свои мысли Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места

Метапредметные (УУД)

регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

2 этап - постановка учебной проблемы

На доске фигуры, различные по величине и цвету. Рассмотрите фигуры. - Какое задание вы бы выполнили с этим рядом фигур?
- Выполните задания, которые вы предложили.
- Могу ли я утверждать, что синий цвет >желтого? - Какие из знакомых вам свойств предметов вы можете сравнить с помощью знаков > < = ?


- Как вы думаете, существуют ли еще свойства предметов, которые вы можете сравнить с помощью этих знаков?

Работа в группах

Каждой группе я предлагаю выбрать фигуру из ряда, с которыми вы работали в начале урока. На обратной стороне фигуры записана буква, указывающая на свойство, которое необходимо изменить: цвет, форму, размер.


-Выполняя эти изменения, вы получаете цепочку из фигур и составляете слово. К каждой фигуре прикреплена карточка с буквой.

Получившееся слово записываете на доске




Обучающиеся предлагают назвать данные фигуры, распределить их на группы по цвету, форме, размеру.

- Размер


Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием этих свойств.


Обучающиеся выполняют задание.

Получают слово "длина".

Предметные:

- правильно называть геометрические фигуры; - правильно называть цвет фигуры, ее форму, размер.

Метапредметные (УУД):

познавательные: -выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации;- выполнять анализ;

регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Предметные: - выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака.

Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли

3 этап - Формулирование проблемы, планирование


- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? - Слышали ли вы это слово? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина?

- Надо ли вам узнать, что такое длина? Слайд №1 - По какому плану будете работать? 1. Что такое "длина". 2. Можно ли сравнить длины. 3. Как измерить длину. 4. Каковы единицы измерения длины

- Для чего все это вам нужно знать?

- Что такое длина.

- Да

Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.

- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.

Слайд №1

Урок математики 1 класс

Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?)

Метапредметные (УУД)

регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.




4 этап - Открытие нового знания

1. Выдвижение гипотезы. - Какие у вас есть предположения, мысли? - Подумайте, у каких предметов вы можете измерить длину? - А у каких геометрических фигур?

- Докажите, почему.

Урок математики 1 класс-Каждый из вас имеет две цветные ленты. Как узнать, какая длиннее?

Урок математики 1 класс

- Сравните длины этих полосок. - Длина какой полоски больше, меньше. - Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос? - Сравните длины этих отрезков наложением. - Длина какого отрезка больше, меньше? - Какой способ сравнения вы использовали? - Я вам предлагаю, используя какой-либо способ, сравнить длины отрезков на карточках. - Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит?

- Выполните измерение. - Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин отрезков? - Почему это стало возможным? - Я тоже решила измерить длину отрезков на доске разными мерами.
Я записала: 1отр.=4м 2 отр.=2м 1>2 - Согласны ли вы с моими рассуждениями? Почему? - Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?
- На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?
Вы пришли к выводу, что нельзя измерять длину разными мерами.

ЛУрок математики 1 классюди издавна искали единую меру для измерения длины. Они использовали такие мерки, которые всегда были при себе: шаг, локоть, палец.

Самой распространённой единицей длины был локоть (Слайд №3) т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Урок математики 1 класс

Кроме локтя применялись и другие : сажень, пядь Слайд № 4

Урок математики 1 классСлайд № 5

Расстояние, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую называли « фут», что в переводе с английского означает « нога, ступня».

СУрок математики 1 класслайд № 6 Дюйм

Пядь - Расстояние между кончиками большого и указательного пальцев одной руки



Урок математики 1 классСлайд № 7 Ладонь
Слайд № 8 Шаг




- Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины? Почему?

- Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания

-Урок математики 1 класс 1 группа - измеряет длину парты локтем;

- 2 группа - измеряет длину парты пядью.

- Почему получились разные результаты?

- Эти мерки были: одинаковые или разные?

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. . Сделайте вывод. - Как вы думаете, существует ли самая точная единица измерения длины?

- Может быть кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней? -Урок математики 1 класс Как вам проверить свои предположения? Где вы можете получить ответ на этот вопрос? - Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см. 2. Формулирование правила Слайд № 9 -Что вы узнали о длине? - На каком инструменте вы можете увидеть см? - Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка? Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки. 3. Первичное закрепление. Работа по учебнику: 1) с.60 коллективная работа по рисункам учебника 2) работа в группах - 1 измеряют длину карандаша, 2 - длину болта, 3- длину отвертки.

- Отрезок.

Обучающиеся объясняют свой ответ тем, что только у отрезка есть и начало, и конец.

Обучающиеся высказывают мысль о том, что использовали два способа сравнения: на глаз, наложение.

- На глаз

Обучающиеся испытывают затруднение.

Обучающиеся высказывают предположение, что можно использовать меру, которой можно измерить длину отрезка.

Обучающиеся выполняют измерение отрезков мерой-полоской.


Обучающиеся обращают внимание на возникшее противоречие, т.к. отрезок был измерен разными мерами.

Слайд №2
Урок математики 1 класс



Обучающиеся обращают внимание на то, что у каждого человека различна длина шага, локтя, пальца. - Измерение неточное, т.к. длина шага учителя и ученика различна.




























Обучающиеся высказывают свои предположения







Обучающиеся высказывают свои предположения.









В учебнике.




-Что такое длина?




Обучающиеся выполняют задание в учебнике на с.60 (измерение длин)

Предметные: - знать отличительные особенности прямой линии, луча, отрезка; - владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением; - владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры; - знать общепринятую единицу измерение длины - см; - уметь измерять длину отрезка при помощи линейки; - уметь строить в тетради отрезок заданной длины.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль;

познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
























5 этап - Применение нового знания Выполнение разноуровневых заданий. 1 уровень Построить отрезки АО=4 см, МК= 2 см. 2 уровень Построить отрезки АО=4 см, МК на 2 см больше, чем отрезок АО.

Слайд № 10

Урок математики 1 класс Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.

Предметные: - уметь строить в тетради отрезки заданной длины

Метапредметные (УУД)

регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль;

познавательные: - осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6 этап - Рефлексия учебной деятельности -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Проверьте себя. Выполнение заданий в тетради с.16 самостоятельно. Групповая работа с танграмом - составление фигур по рисункам учебника с.61.

-Урок математики 1 класс Оцените свою работу. -У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке.

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - зелёный цвет.

-Урок математики 1 классЕсли иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - жёлтый цвет.

-Если не разобрались в теме, было не очень интересно - красный цвет.

Урок математики 1 класс


Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.













Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале

Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



© 2010-2022