Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

города Фурманова Ивановской области





«Рассмотрено»

____________________
____________________

«___» __________2014 г.

Протокол № _____

______________


«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР

«___» __________2014 г.

_____________________


«Утверждаю»

Директор

школы

«___» __________2014 г.

____________(Мусатова Г.А.)

Основы религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы буддийской культуры»)





Рабочая программа для 4 класса










Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………

3

Учебно-тематический план…………………………………………………..

7

Содержание программы……………………………………………………. ..

11

Список литературы……………………………………………………………

11




Пояснительная записка Рабочая программа учебного модуля «Основы буддийской культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009), с учетом образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы буддийской культуры» - одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Введение в школьную программу духовно-нравственной культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеет особенно важное значение, так как характер светской школы определяется, в том числе ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный человек, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Место модуля в учебном предмете ОРКСЭ. Модуль «Основы буддийской культуры» является частью учебного предмета ОРКСЭ. Предмет ОРКСЭ согласно базисному учебному плану входит в образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Цель учебного модуля - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций буддизма, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: 1. Раскрыть понятие буддийских культурно-религиозных традиций в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков. 2. Создать условия для воспитания высоконравственной, творческой, ответственной личности, в соответствии с духовными и культурными традициями многонационального народа России. 3. Развивать способности у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Сроки реализации программы. На изучение модуля в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации для обучающихся 4-го класса отводится 34 часа в год (1 час в неделю) согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов». Принципы отбора материала. Материал для изучения модуля отбирался в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания, в рамках культурологического подхода с учетом возрастных особенностей. Формы организации учебного процесса. Учебный процесс по модулю «Основы буддийской культуры» реализуется через системно-деятельностный подход, формами которого являются нетрадиционные уроки, проектная деятельность, исследовательская деятельность, экскурсии, учебный диалог, беседа. Компетентностный подход в изучении модуля. При изучении модуля необходимо создать условия для развития личности на основе усвоения универсальных способов деятельности, направленных на формирование духовно-нравственного и социального опыта (компетенций). Таковыми компетенциями являются - коммуникативная, социальная, культуроведческая. Учебный модуль создает базовые условия для освоения обучающимися буддийской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры. Освоение учебного содержания модуля, входящего в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить: - понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; - формирование первоначальных представлений об основах буддийской религиозной культуры; - формирование уважительного отношения к разным духовным и религиозным традициям; - знакомство с ценностями: Родина, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, толерантность и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; - укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Требования к уровню подготовки. В результате изучения модуля «Основы буддийской культуры» обучающийся должен знать/понимать: - основные понятия буддийской религиозной культуры - историю возникновения буддизма; - особенности традиций религии; - описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь буддизма; уметь: - описывать различные явления религиозной культуры буддизма; - устанавливать взаимосвязь между буддизмом и поведением людей; - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни и общества; - соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской культуры; - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; - участвовать в диспутах, слушать собеседника, излагать свое мнение, готовить сообщение по выбранным темам. Виды организации учебной деятельности: групповые, коллективные, классные и внеклассные. Формы контроля. Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д. ), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля - защита презентаций. Учебно-методический комплект по модулю. В учебно-методический комплект входят учебное пособие для обучающихся 4-го класса, методические рекомендации, книга для учителя, книга для родителей. Планируемые результаты освоения программы модуля Личностные результаты: - осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иной религии и культуре других народов. Метапредметные результаты: - освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности, высказывать суждения на основе сравнения особенностей объектов, процессов и явлений действительности; - осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Предметные результаты: - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимание значения веры и религии в жизни человека и общества; - формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; - становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести и вероисповедания; - осознание ценности человеческой жизни.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела и темы

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

теоретических занятий

практических занятий

1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

-

Беседа

1.1

Введение. Россия - наша Родина

1

1

-

Беседа 2

Основы буддийской культуры

30

23

7


2.1 Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию

1

1


Опрос 2.2 Будда и его учение

1

1


Мини-сочинение 2.3 Буддийский священный канон «Трипитака»

1

1


Викторина 2.4 Правила и нормы буддизма

2

1

1

Беседа 2.5 Человек в буддийской картине мира

2

1

1

Беседа 2.6 Добро и зло

2

1

1

Конкурс рисунков 2.7 Принцип ненасилия

1

1


Тестирование 2.8 Любовь к человеку и ценность жизни

1

1


Экскурсия 2.9 Сострадание и милосердие

1

1


Конкурс сочинений 2.10 Отношение к природе

1

1


Беседа 2.11 Буддийские учителя

1

1


Опрос 2.12 Семья в буддийской культуре и семейные ценности

2

1

1

Мини-сочинение 2.13 Развитие буддизма в России

1

1


Беседа 2.14 Путь духовного совершенствования

1

1


Беседа 2.15 Буддийское учение о добродетелях

1

1


Конкурс рисунков 2.16 Буддийские символы

1

1


Тестирование 2.17 Буддийские ритуалы и обряды

2

1

1

Экскурсия 2.18 Буддийские святыни.

1

1


Конкурс сочинений 2.19 Буддийские священные сооружения

1

1


Конкурс сочинений 2.20 Буддийский храм

2

1

1

Конкурс рисунков 2.21 Буддийский календарь

1

1


Тестирование 2.22 Буддийские праздники

1

1


Беседа 2.23 Искусство в буддийской культуре

2

1

1

Викторина 3

Духовные традиции многонационального народа России.

3

2

1

Беседа 3.1 Любовь и уважение к Отечеству

2

1

1

Конкурс рисунков 4 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

1

1


Тестирование

Итого

34

26

8


Содержание программы Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час) 1.1. Россия - наша Родина. Понятие об Отечестве, Родине. Что такое духовный мир человека. Мир культуры и культурные традиции, семейные традиции. Раздел 2. Основы буддийской культуры. Часть 1 (30 часов) 2.1. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. Что такое культура и религия. Три мировые религии. Кого называют Буддой? 2.2. Будда и его учение. Индийский царевич Сиддхартхе Гаутама. Будда Шаньямуни. Четыре благородных истины. Учение Будды о первой благородной истине 2.3. Буддийский священный канон «Трипитака». Священная книга «Трипитака» («Корзина дисциплинарных правил», «Корзина наставлений», «Корзина разъяснения буддийского учения») 2.4. Правила и нормы буддизма. Буддийские школы, буддийские монахи. «Ганджур». 2.5. Правила и нормы буддизма. Учение Будды о второй благородной истине. Три «омрачения» ума 2.6. Человек в буддийской картине мира. Объяснение устройства мира в буддизме. Что такое карма? 2.7. Человек в буддийской картине мира. Шесть миров Сансары. Раскаяние. Буддийская икона (танка) 2.8. Добро и зло. Что говорит Будда о добре и зле. Учение Будды о третьей благородной истине. 2.9. Добро и зло. Благие и неблагие деяния в буддизме. Учение Будды о четвертой благородной истине Даяние 2.10. Принцип ненасилия Отношение человека к живым существам 2.11. Любовь к человеку и ценность жизни Человеческие ценности и сострадание 2.11. Сострадание и милосердие Бодхисаттва. Четыре безмерных пожелания 2.13. Отношение к природе Земля - общий дом. Что считается тяжким грехом против природы. Связь внутреннего и внешнего мира человека. Буддийская притча о бабочке 2.14. Буддийские учителя Духовный учитель в буддизме - лама. Какими качествами обладает духовный учитель. Два направления и школы буддизма. Чже Цонкапай - великий буддийский духовный учитель 2.15. Семья в буддийской культуре и семейные ценности Семейные ценности в буддийской культуре. Обязанности родителей и детей 2.16. Семья в буддийской культуре и семейные ценности Пять способов проявления родителями любви к своим детям. Пять способов выражения любви и уважения к родителям 2.17. Развитие буддизма в России. Современное состояние буддизма в нашей стране. Первый буддийский храм в Европе 2.18. Путь духовного совершенствования. Восьмимерный путь освобождения тот страданий. Правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильные действия, правильный способ добывания средств к существованию, правильные усилия, правильная внимательность, правильное сосредоточение. Поучение Будды своему семилетнему сыну Рахуле. Понятие о сангхе. 2.19. Буддийское учение о добродетелях. Пути совершенствования ума. Совершенство. Щедрость. Терпение. Усердие. Медитация. Мудрости. Мандала. Будда Манджушри. 2.20. Буддийские символы. «Колесо учения» и «Три драгоценности». Восемь благоприятных символов. Ступа. Символы - животные. Лампада. Ритуальная одежда. 2.21. Буддийские ритуалы и обряды Ритуалы принятия прибежища, Ритуальные флажки «хий - морин», ритуальные четки. 2.22. Буддийские ритуалы и обряды Чтение мантр, подношения, простирания. Мистерия цам. 2.23. Буддийские святыни. Храмовый комплекс Великого благодеяния. Большой Будда. Монастырь Джоканг. Статуя «Сандаловый Будда». Пагода. 2.24. Буддийские священные сооружения Архитектурные особенности ступы. Обряд освящения ступы. Буддийский монастырь. 2.25. Буддийский храм Особенности буддийского храма. Алтарь. 2.26. Буддийский храм. Устройство буддийского храма. 2.27. Буддийский календарь Особенности буддийского календаря. 2.28. Буддийские праздники Значение праздников в буддийской культуре, основные праздники буддистов (Весак, праздник «Круговращения Майтрейи», праздник Белого месяца). 2.29. Искусство в буддийской культуре Скульптурные изображения, каноны в скульптуре. Искусство танка, декоративно-прикладное искусство, буддийские обряды. 2.30. Искусство в буддийской культуре Искусство танка, декоративно-прикладное искусство, буддийские обряды. Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России. (3 часа) 3.1. Любовь и уважение к Отечеству. С чего начинается Родина? Любовь - основа нашей жизни. Любовь к семье, близким людям, малой и большой Родине, России 3.2. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Любовь к семье, близким людям, малой и большой Родине, России 4. Итоговое занятие. Народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.



Материально-техническое обеспечение курса Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики - формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся. Для изучения модуля «Основы иудейской культуры», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала; технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; - демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.); - вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.; экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику - электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»; - дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция) - учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.); - нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики; - специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.); - научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса; - хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса; - документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира); - энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.); - религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества); - художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса; печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.



Список литературы 1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. - 29 с. 2. Народы и религии мира. Энциклопедия [Текст] - М. : Аванта, 1998. - 536 с. 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Е. С.Савинов. - М. : Просвещение, 2010. - 49 с. 4. Чимитдоржиев, В. Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы [Текст] / В. Л. Чимитдоржиев. - М. : Просвещение, 2010. - 80 с.


© 2010-2022