- Преподавателю
- Начальные классы
- Проблемное обучение в начальной школе
Проблемное обучение в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кушнаренко О.В. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Волгоградская государственная академия повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Кафедра начального образования
Использование технологии проблемного обучения
в начальной школе
Работу выполнила
Кушнаренко
Ольга Васильевна
Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.
Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Особенности методики
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.
В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.
Общие черты технологии проблемного обучения:
-
направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;
-
постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя;
-
столкновение учащихся с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворённости имеющимися представлениями, потребности решать противоречие;
-
рефлексивная деятельность учащегося, как в интеллектуальном, так и в эмоционально - личностном плане;
-
последовательность в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления в решении проблем: выдвижение и постановка проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение новых представлений о широком круге явлений, обобщения
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
А. Энщтейн писал: "Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение…". Не научим ребёнка ставить проблему - и взрослого творчества может не быть.
Постановка учебной проблемы - это формулирование вопроса для исследования, который иногда воспроизводит формулировку темы урока, а бывает, и совсем с ней совпадает.
"Классический путь к учебной проблеме" лежит в создании проблемной ситуации. В зависимости от эмоциональной реакции учеников проблемные ситуации делятся на две группы - "с удивлением" и "с затруднением".
В основу проблемных ситуаций можно заложить разные противоречия.
Урок русского языка для 4 класса по УМК «Гармония».
Тема урока: Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?
Цели урока: 1. Развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания
2. Создать проблемную ситуацию для открытия детьми глаголов-исключений.
3. Развивать устную речь учащихся путем диалога.
4. Воспитывать коммуникативные качества, внимание и привычку к соблюдению правил письма.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
-
Словарная работа.
Игра «Цепочка»
Учитель начинает игру, назвав первое, Учащиеся продолжают по цепочке:
слово - автобус салют- трактор - ракета-агроном-
магазин- народ-директор-рисунок
-
Актуализация знаний
- Сегодня на уроке работаем в
группах;
- Распределите обязанности;
-Вычеркните буквы Б,В,Ч.
БСВПЧРБЯЧЖВЕБЧНВИБЕ ГЧЛБАВГОБЛЧАВ
Дети вычеркивают указанные
буквы
- Какие слова получились? Спряжение глагола
- Что вы знаете о глаголе?
- Обсудите в группе. Ответы детей и дополнения
Изменение по лицам и числам глаголов настоящего и
будущего времени называется спряжением глагола
- Два спряжения 1и 2.
- Спорят гласные -е, -и в безударных личных окончаниях.
- Спряжение учились определять по неопределенной форме глагола.
- Вы умеете определять спряжение глагола?
-
Постановка проблемной ситуации
- Прочитайте строки из стихотворения
С.Я.Маршака в тетради-задачнике
упр. 418.
-Ребята, а у кого есть велосипед?
-Где можно кататься на
велосипеде? Ответы детей
- Молодцы. Знаете правила дорожного
движения.
- Выполните задание в группе.
- Сколько нарушений вы обнаружили? - Держит, смотрит - в 3-м лице
безударном личном окончании
гласная -и, то есть 2-е спр, а в
неопределенной форме
оканчивается не на -ить-1-е спр.
- Какой вывод напрашивается? - Не все глаголы подчиняются
принятому правилу.
- Кто догадался, какая тема урока? Ответы детей
- Правильно. Глаголы-исключения.
- Нужно ли знать эти глаголы?
- Для чего?
-
Планирование
- Спланируем работу.
- Что нужно узнать?
-1. Узнать глаголы.
-2. К какому спряжению относятся?
-3. Научиться находить глаголы-
исключения.
-4.Писать безударные личные
окончания глаголов.
- Где можно получить информацию о
глаголах- исключениях? В учебнике
- Откройте учебник на стр.35
- Прочитайте сообщение Читают сообщение
- Что нового узнали? Глаголы-исключения, и что они
относятся ко 2-му спр.
- Молодцы! Самое время отдохнуть.
-
Физминутка
-
Творческая работа
- На все вопросы ответили?
-Чтобы научиться находить эти
глаголы, их нужно запомнить
- Сделайте памятку-подсказку Делают памятку в группах
- Что у вас получилось? Читают памятку
Ко второму же спряженью
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на - ить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть.
Гнать. Держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните друзья.
Их на -е- спрягать нельзя!
8.Игра «Поймай глагол-исключение»
Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать.
Дети выписывают глаголы-
исключения. Взаимопроверка в
парах.
9.Тренинг.
-Обменяйтесь карточками, которые Выполняют задание в парах.
вы приготовили дома, выполните
задание и поставьте оценку.
( например: рису.шь,
дума.шь,
бега.шь, и т.д.)
10. Домашнее задание:
- Сделать красивую карточку-подсказку про глаголы-исключения.
11.Рефлексия (на группу)
- Напишите
- На уроке мы учились…
- Самым интересным было … Дети пишут и делятся
- Наиболее трудным … впечатлениями.
Урок по математике в 4 классе по УМК «Гармония».
Тема; Скорость движения.
Цели: 1.Создать проблемную ситуацию для введения понятия «скорость».
2.Установить, как измеряют скорость и как она связана со временем и расстоянием.
3.Рассмотреть единицы измерения величины «скорость».
4.Развивать коммуникативные способности: умение рассуждать,
доказывать свою точку зрения, внимание.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Деятельность учителя Деятельность учащихся.
Математику, друзья.
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука.
Интересная наука -
Это математика!
2.Устный счет.
Ну-ка. В сторону карандаши,
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом - только умные лица,
Потому что считаем в уме!
1.- Найдите «лишнюю» величину
Км, дм, ч, мм, см; Час - это единица времени.
Мин, с, сут, век , ч, см; См - единица длины.
Кг, т, ц, ч, г. Час - это единица времени.
2.Пожарных учат надевать штаны за
3 секунды. Сколько штанов успеет
надеть хорошо обученный
пожарный за 1 минуту? 20
- а за 5 мин? 100
- Посчитайте, сколько станет
весить пожарный в своих 100
штанах, если его вес 80 кг, а вес
штанов - полкило? 130 кг
-
Постановка проблемной ситуации.
-Представьте, что вам нужно
Рассудить спор двух друзей -
Миши и Игоря. Они учатся в
разных школах и никак не могут
разобраться, кто из них
быстрее бегает на лыжах. Миша
на соревнованиях в своем
классе прошел 60 м за 20 с, а
Игорь - 45 м за 15 с. Каждый
из них считает себя лучшим
спортсменом: Игорь говорит,
что затратил меньше времени, а
Миша с ним не соглашается -
ведь он бежал большее
расстояние.
- Запишите каждый в своей Учащиеся записывают свои версии.
тетради имя того, кто по вашему
мнению пробежал быстрее.
- Докажите свое мнение. Дети, высказывая свое мнение о том, кто
быстрее бегает на лыжах, приходят к
выводу, что ни время, ни расстояние
сами по себе не являются
характеристиками, скорости движения,
хотя скорость от них зависит.
4. Постановка учебной задачи.
- Как вы сформулируете Будем говорить о скорости.
задачу нашего урока?
- Скорость движения - это
расстояние, пройденное за
единицу времени.
- Как скорость связана с временем Каждый за единицу времени пробегает
и расстоянием? разное расстояние.
- Чтобы понять, кто быстрее
бегает, что нужно сравнить? - Нужно сравнить скорости Миши и
Игоря.
- Как узнать скорость каждого
из мальчиков? - Чтобы узнать скорость, нужно
расстояние разделить на время.
- Вычислите скорость Миши и
Игоря. Кто же быстрее
бегает? -Миша, т.к его скорость больше.
-
Работа по учебнику №379.
Скорость
Время
Расстояние
Поезд
4 ч
240 км
Самолет
16 мин
240 км
Решение задачи по вопросам:
-
Чему равна скорость поезда?
240: 4 = 60(км/ч)
-
Чему равна скорость самолета?
240: 16=15 (км/мин)
-Сравните свои ответы с рассуждениями Маши.
- В каких еще единицах можно измерять - км/ч, м/мин, км/мин, км/с, м/с
скорость?
- Прочитайте сообщение в учебнике
о скорости с.116. - читают сообщение.
5.Физминутка.
6.Самостоятельная работа.
- Выберите из учебника №381 и № 382.
Выполните то задание, с которым
сможете справиться. Дети выбирают себе задачу
по силам и решают.
7.Тестовые задания по парам.
- Выберите, и обведи правильный
ответ в карточках.
Н-р: Какова примерная скорость
машины?
1.7м/мин
2.700км/ч
3.70км/ч
-Как найти скорость?
1.Расстояние разделить на время.
2.Цену умножить на стоимость
3.Расстояние сложить со временем.
8.Домашнее задание.
Тетрадь-задачник 2 № 26,27.
9.Итог урока.
- Что называют скорость движения? Ответы детей.
- В каких единицах измеряют скорость?
- Как узнать скорость?
10. Рефлексия
Напишите
- На уроке мы учились…
- Самым интересным было … Дети пишут и делятся
- Наиболее трудным … впечатлениями
- Свою работу на уроке я оцениваю…
Урок по окружающему миру в 4 классе по УМК Гармония.
Цель: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;
Задачи:
-
Довести до сознания учащихся, что в природе всё взаимосвязано и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни человека;
-
Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
-
Продолжить развивать экологическое, эмоционально-образное мышление;
-
Воспитывать восхищение красотой планеты Земля, понимание важности сохранения природы.
Тип урока: формирование и совершенствование новых знаний
Вид урока: урок-путешествие
Форма работы учащихся: групповая
Ход урока
I. Организационный момент и психологический настрой учащихся.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
- Ребята, сегодня нам предстоит
отправиться в космическое путешествие,
поэтому вы уже разбиты на экипажи. на ракете, на космическом
Как вы думаете, на чём можно полететь корабле.
в космос?
- Прежде чем мы полетим в открытый космос, к полёту нужно хорошо подготовиться. Будьте внимательными на уроке, потому что позже экипажам предстоит ответить на вопросы теста.
II. Подготовка к изучению нового материала
а) беседа
- Рассмотрите на глобусе, чего больше
на земной поверхности: воды или суши? воды
- Почему планету Земля не назвали
планетой Океан? Ответы учащихся
Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой - Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Но вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая её часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли составляет 6371 км.
б) Работа со словарём в учебнике, часть №1 стр. 158
- Прочтите в учебнике объяснение, что такое Мировой океан.
(непрерывная водная поверхность Земли)
III. Сообщение темы урока
- На земной поверхности существует
много различных водоёмов. Как вы думаете,
какой водоём самый большой? океан
- Чтение в словаре о том, что такое океан.
(Океан - часть Мирового океана, находящаяся между материками)
- Сколько на Земле океанов? 5
- Назовите их.
- Тема урока "Океаны Земли"
IV. Сообщение цели и задач урока.
- На какие вопросы об океанах вы хотели Посмотреть на океаны из космоса,
бы получить ответы. какие они омывают материки,
- Что нужно взять с собой в полёт? Карту, компас
V. Работа над новым материалом.
а) "Подготовка к полёту"
Учитель. Внимание! Всем приготовиться к запуску!
Учащиеся. Есть приготовиться к запуску!
Учитель. Пристегнуть ремни!
Учащиеся. Есть пристегнуть ремни!
Учитель. Запустить двигатели!
Учащиеся. Есть запустить двигатели!
Учитель. Включить контакты!
Учащиеся. Есть включить контакты!
Учитель и ученики. 5, 4, 3, 2, 1. Ура!
б) выход в Интернет (программа Google Earth "Планета Земля")
- Ребята, у нас есть уникальная возможность посмотреть на океаны из космоса
Название океана
Наибольшая глубина в м
Какие материки омывает
Растительный и животный мир
Экологи
ческие проблемы
Тихий
11 022
Все кроме Африки (5)
Атлантический
8 742
Все кроме Австралии(5)
Индийский
7 729
Африка, Евразия, Австралия, Антарктида (4)
Северный Ледовитый
5 527
Евразия, Сев. Америка (2)
в) в ходе урока учащиеся заполняют таблицу, используя карту полушарий.
г) чтение учителем стихотворения "Океаны Земли" под мелодию вальса Штрауса и звуков океана.
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ею напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский
д) Проверка знаний (тестирование)
(один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в группах)
-
Самый большой океан. (Тихий)
-
Самый маленький океан. (Северный Ледовитый)
-
Океан, разделяющий Африку и Австралию. (Индийский)
-
Океан, названный в честь мифического героя. (Атлантический)
-
Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)
-
Океан, опровергающий своё название. (Тихий)
-
Самый глубокий океан. (Тихий)
-
Самый молодой океан (Южный)
VI. Знакомство с удивительными организмами океанов.
````
VII. Самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с экологическими проблемами океанов, читая статью в учебнике, и заполняют таблицу.
VIII. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
IX. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике статью на стр. 9-13, заполнить в таблице графу "животный и растительный мир океанов".
Литература.
-
Истомина,Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе. /Н.Б.Истомина.- М.: Просвещение,1985.- 36 с.
-
Истомина,Н.Б Математика: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений./Н.Б.Истомина.-Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007.-176c
-
Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80 с
-
Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. - 240 с.
-
Поглазова, О.Т.Методические рекомендации по изучению интегрированного курса «Окружающий мир». Пособие для учителя.- Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2004.-256 с.
-
Поглазова, О.Т. Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений./ О.Т.Поглазова, В.Д. Шилин.- Смоленск: Ассоциация 21 век,2009. -160 с.
-
Соловейчик,М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений./М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.-Смоленск: Ассоциация 21 век,2007.-144 с.
-
Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
-
Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя/ под ред. М.А.Козловой.-Москва: «Первое сентября».1999.-336 с.
-
Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя/ под ред. М.А.Козловой.-Москва: «Первое сентября».1999.-320 с.