Проблемное обучение в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волгоградская государственная академия повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра начального образования



Использование технологии проблемного обучения

в начальной школе








Работу выполнила

Кушнаренко

Ольга Васильевна

Концепция проблемного обучения получила широкое распространение, тем не менее, существует несколько подходов к ее трактовке.

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Особенности методики

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

Общие черты технологии проблемного обучения:

  • направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;

  • постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя;

  • столкновение учащихся с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворённости имеющимися представлениями, потребности решать противоречие;

  • рефлексивная деятельность учащегося, как в интеллектуальном, так и в эмоционально - личностном плане;

  • последовательность в технологии учебного процесса таких процедур, которые моделируют этапы мышления в решении проблем: выдвижение и постановка проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение новых представлений о широком круге явлений, обобщения

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

А. Энщтейн писал: "Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение…". Не научим ребёнка ставить проблему - и взрослого творчества может не быть.

Постановка учебной проблемы - это формулирование вопроса для исследования, который иногда воспроизводит формулировку темы урока, а бывает, и совсем с ней совпадает.

"Классический путь к учебной проблеме" лежит в создании проблемной ситуации. В зависимости от эмоциональной реакции учеников проблемные ситуации делятся на две группы - "с удивлением" и "с затруднением".

В основу проблемных ситуаций можно заложить разные противоречия.





Урок русского языка для 4 класса по УМК «Гармония».

Тема урока: Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?

Цели урока: 1. Развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания

2. Создать проблемную ситуацию для открытия детьми глаголов-исключений.

3. Развивать устную речь учащихся путем диалога.

4. Воспитывать коммуникативные качества, внимание и привычку к соблюдению правил письма.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Деятельность учителя Деятельность учащихся


  1. Словарная работа.

Игра «Цепочка»


Учитель начинает игру, назвав первое, Учащиеся продолжают по цепочке:

слово - автобус салют- трактор - ракета-агроном-

магазин- народ-директор-рисунок


  1. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке работаем в

группах;

- Распределите обязанности;

-Вычеркните буквы Б,В,Ч.

БСВПЧРБЯЧЖВЕБЧНВИБЕ ГЧЛБАВГОБЛЧАВ

Дети вычеркивают указанные

буквы

- Какие слова получились? Спряжение глагола

- Что вы знаете о глаголе?

- Обсудите в группе. Ответы детей и дополнения

Изменение по лицам и числам глаголов настоящего и

будущего времени называется спряжением глагола

- Два спряжения 1и 2.

- Спорят гласные -е, -и в безударных личных окончаниях.

- Спряжение учились определять по неопределенной форме глагола.

- Вы умеете определять спряжение глагола?


  1. Постановка проблемной ситуации

- Прочитайте строки из стихотворения

СПроблемное обучение в начальной школе.Я.Маршака в тетради-задачнике

уПроблемное обучение в начальной школепр. 418.

-Ребята, а у кого есть велосипед?

-Где можно кататься на

велосипеде? Ответы детей

- Молодцы. Знаете правила дорожного

движения.

- Выполните задание в группе.

- Сколько нарушений вы обнаружили? - Держит, смотрит - в 3-м лице

безударном личном окончании

гласная -и, то есть 2-е спр, а в

неопределенной форме

оканчивается не на -ить-1-е спр.

- Какой вывод напрашивается? - Не все глаголы подчиняются

принятому правилу.

- Кто догадался, какая тема урока? Ответы детей

- Правильно. Глаголы-исключения.

- Нужно ли знать эти глаголы?

- Для чего?


  1. Планирование

- Спланируем работу.

- Что нужно узнать?

-1. Узнать глаголы.

-2. К какому спряжению относятся?

-3. Научиться находить глаголы-

исключения.

-4.Писать безударные личные

окончания глаголов.

- Где можно получить информацию о

глаголах- исключениях? В учебнике

- Откройте учебник на стр.35

- Прочитайте сообщение Читают сообщение

- Что нового узнали? Глаголы-исключения, и что они

относятся ко 2-му спр.

- Молодцы! Самое время отдохнуть.

  1. Физминутка

  2. Творческая работа

- На все вопросы ответили?

-Чтобы научиться находить эти

глаголы, их нужно запомнить

- Сделайте памятку-подсказку Делают памятку в группах

- Что у вас получилось? Читают памятку

Ко второму же спряженью

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на - ить.

И еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть.

Гнать. Держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните друзья.

Их на -е- спрягать нельзя!

8.Игра «Поймай глагол-исключение»

Писать, дышать, петь, видеть, рисовать, гнать, варить, держать, кипеть, вертеть, чертить, слышать.

Дети выписывают глаголы-

исключения. Взаимопроверка в

парах.

9.Тренинг.

-Обменяйтесь карточками, которые Выполняют задание в парах.

вы приготовили дома, выполните

задание и поставьте оценку.

( например: рису.шь,

дума.шь,

бега.шь, и т.д.)

10. Домашнее задание:

- Сделать красивую карточку-подсказку про глаголы-исключения.

11.Рефлексия (на группу)

- Напишите

- На уроке мы учились…

- Самым интересным было … Дети пишут и делятся

- Наиболее трудным … впечатлениями.


Урок по математике в 4 классе по УМК «Гармония».

Тема; Скорость движения.

Цели: 1.Создать проблемную ситуацию для введения понятия «скорость».

2.Установить, как измеряют скорость и как она связана со временем и расстоянием.

3.Рассмотреть единицы измерения величины «скорость».

4.Развивать коммуникативные способности: умение рассуждать,

доказывать свою точку зрения, внимание.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Деятельность учителя Деятельность учащихся.

Математику, друзья.

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука.

Интересная наука -

Это математика!

2.Устный счет.

Ну-ка. В сторону карандаши,

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом - только умные лица,

Потому что считаем в уме!

1.- Найдите «лишнюю» величину

Км, дм, ч, мм, см; Час - это единица времени.

Мин, с, сут, век , ч, см; См - единица длины.

Кг, т, ц, ч, г. Час - это единица времени.

2.Пожарных учат надевать штаны за

3 секунды. Сколько штанов успеет

надеть хорошо обученный

пожарный за 1 минуту? 20

- а за 5 мин? 100

- Посчитайте, сколько станет

весить пожарный в своих 100

штанах, если его вес 80 кг, а вес

штанов - полкило? 130 кг


  1. Постановка проблемной ситуации.

-Проблемное обучение в начальной школеПредставьте, что вам нужно

Рассудить спор двух друзей -

Миши и Игоря. Они учатся в

разных школах и никак не могут

разобраться, кто из них

быстрее бегает на лыжах. Миша

на соревнованиях в своем

классе прошел 60 м за 20 с, а

Игорь - 45 м за 15 с. Каждый

из них считает себя лучшим

спортсменом: Игорь говорит,

что затратил меньше времени, а

Миша с ним не соглашается -

ведь он бежал большее

расстояние.

- Запишите каждый в своей Учащиеся записывают свои версии.

тетради имя того, кто по вашему

мнению пробежал быстрее.

- Докажите свое мнение. Дети, высказывая свое мнение о том, кто

быстрее бегает на лыжах, приходят к

выводу, что ни время, ни расстояние

сами по себе не являются

характеристиками, скорости движения,

хотя скорость от них зависит.

4. Постановка учебной задачи.

- Как вы сформулируете Будем говорить о скорости.

задачу нашего урока?

- Скорость движения - это

расстояние, пройденное за

единицу времени.

- Как скорость связана с временем Каждый за единицу времени пробегает

и расстоянием? разное расстояние.

- Чтобы понять, кто быстрее

бегает, что нужно сравнить? - Нужно сравнить скорости Миши и

Игоря.

- Как узнать скорость каждого

из мальчиков? - Чтобы узнать скорость, нужно

расстояние разделить на время.

- Вычислите скорость Миши и

Игоря. Кто же быстрее

бегает? -Миша, т.к его скорость больше.


  1. Работа по учебнику №379.

Скорость

Время

Расстояние

Поезд

4 ч

240 км

Самолет

16 мин

240 км

Проблемное обучение в начальной школе

Решение задачи по вопросам:

  1. Чему равна скорость поезда?

240: 4 = 60(км/ч)

  1. Чему равна скорость самолета?

240: 16=15 (км/мин)

-Сравните свои ответы с рассуждениями Маши.

- В каких еще единицах можно измерять - км/ч, м/мин, км/мин, км/с, м/с

скорость?

- Прочитайте сообщение в учебнике

о скорости с.116. - читают сообщение.

5.Физминутка.

6.Самостоятельная работа.

- Выберите из учебника №381 и № 382.

Выполните то задание, с которым

сможете справиться. Дети выбирают себе задачу

по силам и решают.

7.Тестовые задания по парам.

- Выберите, и обведи правильный

ответ в карточках.

Н-р: Какова примерная скорость

машины?

1.7м/мин

2.700км/ч

3.70км/ч

-Как найти скорость?

1.Расстояние разделить на время.

2.Цену умножить на стоимость

3.Расстояние сложить со временем.

8.Домашнее задание.

Тетрадь-задачник 2 № 26,27.

9.Итог урока.

- Что называют скорость движения? Ответы детей.

- В каких единицах измеряют скорость?

- Как узнать скорость?

10. Рефлексия

Напишите

- На уроке мы учились…

- Самым интересным было … Дети пишут и делятся

- Наиболее трудным … впечатлениями

- Свою работу на уроке я оцениваю…




Урок по окружающему миру в 4 классе по УМК Гармония.

Цель: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;

Задачи:

  • Довести до сознания учащихся, что в природе всё взаимосвязано и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни человека;

  • Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

  • Продолжить развивать экологическое, эмоционально-образное мышление;

  • Воспитывать восхищение красотой планеты Земля, понимание важности сохранения природы.

Тип урока: формирование и совершенствование новых знаний

Вид урока: урок-путешествие

Форма работы учащихся: групповая

Ход урока

I. Организационный момент и психологический настрой учащихся.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

- Ребята, сегодня нам предстоит

отправиться в космическое путешествие,

поэтому вы уже разбиты на экипажи. на ракете, на космическом

Как вы думаете, на чём можно полететь корабле.

в космос?

- Прежде чем мы полетим в открытый космос, к полёту нужно хорошо подготовиться. Будьте внимательными на уроке, потому что позже экипажам предстоит ответить на вопросы теста.

II. Подготовка к изучению нового материала

а) беседа

- Рассмотрите на глобусе, чего больше

на земной поверхности: воды или суши? воды

- Почему планету Земля не назвали

планетой Океан? Ответы учащихся

Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой - Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Но вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая её часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли составляет 6371 км.

б) Работа со словарём в учебнике, часть №1 стр. 158

- Прочтите в учебнике объяснение, что такое Мировой океан.

(непрерывная водная поверхность Земли)

III. Сообщение темы урока

- На земной поверхности существует

много различных водоёмов. Как вы думаете,

какой водоём самый большой? океан

- Чтение в словаре о том, что такое океан.

(Океан - часть Мирового океана, находящаяся между материками)

- Сколько на Земле океанов? 5

- Назовите их.

- Тема урока "Океаны Земли"

IV. Сообщение цели и задач урока.

- На какие вопросы об океанах вы хотели Посмотреть на океаны из космоса,

бы получить ответы. какие они омывают материки,

- Что нужно взять с собой в полёт? Карту, компас

V. Работа над новым материалом.

а) "Подготовка к полёту"

Учитель. Внимание! Всем приготовиться к запуску!

Учащиеся. Есть приготовиться к запуску!

Учитель. Пристегнуть ремни!

Учащиеся. Есть пристегнуть ремни!

Учитель. Запустить двигатели!

Учащиеся. Есть запустить двигатели!

Учитель. Включить контакты!

Учащиеся. Есть включить контакты!

Учитель и ученики. 5, 4, 3, 2, 1. Ура!

б) выход в Интернет (программа Google Earth "Планета Земля")

- Ребята, у нас есть уникальная возможность посмотреть на океаны из космоса

Название океана

Наибольшая глубина в м

Какие материки омывает

Растительный и животный мир

Экологи

ческие проблемы

Тихий

11 022

Все кроме Африки (5)

Атлантический

8 742

Все кроме Австралии(5)

Индийский

7 729

Африка, Евразия, Австралия, Антарктида (4)

Северный Ледовитый

5 527

Евразия, Сев. Америка (2)

в) в ходе урока учащиеся заполняют таблицу, используя карту полушарий.

г) чтение учителем стихотворения "Океаны Земли" под мелодию вальса Штрауса и звуков океана.

Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ею напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский

д) Проверка знаний (тестирование)

(один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в группах)

  1. Самый большой океан. (Тихий)

  2. Самый маленький океан. (Северный Ледовитый)

  3. Океан, разделяющий Африку и Австралию. (Индийский)

  4. Океан, названный в честь мифического героя. (Атлантический)

  5. Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)

  6. Океан, опровергающий своё название. (Тихий)

  7. Самый глубокий океан. (Тихий)

  8. Самый молодой океан (Южный)

VI. Знакомство с удивительными организмами океанов.

Проблемное обучение в начальной школе````Проблемное обучение в начальной школеПроблемное обучение в начальной школе

Проблемное обучение в начальной школе

Проблемное обучение в начальной школеПроблемное обучение в начальной школе

VII. Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с экологическими проблемами океанов, читая статью в учебнике, и заполняют таблицу.

VIII. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

IX. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике статью на стр. 9-13, заполнить в таблице графу "животный и растительный мир океанов".


Литература.


  1. Истомина,Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе. /Н.Б.Истомина.- М.: Просвещение,1985.- 36 с.

  2. Истомина,Н.Б Математика: учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений./Н.Б.Истомина.-Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007.-176c


  1. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. - 80 с

  2. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 1977. - 240 с.

  3. Поглазова, О.Т.Методические рекомендации по изучению интегрированного курса «Окружающий мир». Пособие для учителя.- Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2004.-256 с.

  4. Поглазова, О.Т. Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений./ О.Т.Поглазова, В.Д. Шилин.- Смоленск: Ассоциация 21 век,2009. -160 с.

  5. Соловейчик,М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений./М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.-Смоленск: Ассоциация 21 век,2007.-144 с.

  6. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

  7. Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя/ под ред. М.А.Козловой.-Москва: «Первое сентября».1999.-336 с.

  8. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя/ под ред. М.А.Козловой.-Москва: «Первое сентября».1999.-320 с.










Проблемное обучение в начальной школе

© 2010-2022