Статья на тему Развитие творческих способностей детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Лингвистическая гимназия»

Роганова Светлана Анатольевна

Фалалеева Елена Алексеевна





Развитие творческих способностей детей. Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности - учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения. Важно, чтобы познавательная деятельность проходила не только на репродуктивном уровне, а и на творческом. Но следует отметить, что и учебная, и творческая деятельность способствуют проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Младший школьный возраст успешен для развития творческих способностей. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Большой потенциал для работы в данном направлении дает учителю система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, которая позволяет объединять на первый взгляд несовместимые учебные предметы, такие как литературное чтение, изобразительное искусство и технология. Урок литературного чтения в начальной школе включает учащихся в творческую деятельность и развивает на базе учебного материала их творческие способности. Особая роль в начальном образовании отводится таким дисциплинам, как технология и изобразительное искусство. Художественная деятельность у младших школьников развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, стимулирует художественную самодеятельность учащихся. На уроках литературного чтения, изобразительного искусства и технологии наибольший эффект имеет такой метод как творческое задание. Творческий потенциал на уроках литературного чтения содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, написание стихотворений, составление устного рассказа. На уроках технологии и изобразительного искусства - это изучение произведений искусства, подбор стихов к рассматриваемым картинам и, конечно же, выполнение практических работ. Это дает возможность объединять одной темой данные уроки. Во втором классе учащиеся знакомятся с разделом по литературному чтению учебника ЕИ Матвеевой «Мир природы в авторских сказках» В этом разделе собраны не только авторские сказки для детей, ориентированный на их уровень восприятия, но в центре внимания раздела интересный герой- мир природы, конкретизированный как время года. Произведения, вошедшие в данный раздел, помогают углубить представления учащихся о неограниченных возможностях художественной литературы по изображению природы, позволяет осуществить эстетическое восприятие детей. Уроки литературного чтения по данной теме проводятся с опорой на наблюдения младших школьников о природе, находят свое продолжение на уроках изобразительного искусства и технологии. Детям предлагаются произведения для анализа особенностей авторских сказок в том, как рисуется время года, в чем элементы волшебства при его изображении. Главным героем представленных авторских сказок выступает Зима. Для анализа произведений учащимся могут быть предложены вопросы: - Какие превращения совершает Зима? Какие слова и выражения указывают на необычный характер Зимы? Как авторы показывают « живой» характер Зимы? Почему авторы называет Зиму царевной, красавицей? -- Расскажите, какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому произведению? ( Это творческое задание, которое включает учащихся в творческую деятельность и развивает творческие способности детей.)
Домашнее задание является органической частью урока, т.к. предполагает творческую работу: - сделать раскадровку диафильма по сказке О.О.Дриза «Как родилась Зима?, - сочинение сказки на одну из предложенных тем «Белая сказка », « Синяя сказка», «Желтая сказка», «Разноцветная сказка» , включающее описания одного из времен года. Как продолжение тем уроков литературы по разделу «Мир природы в авторских сказках» одна из тем урока изобразительного искусства может быть такая: «Ты - женщина-Лето? Иль женщина - Осень?» Этот урок предусматривает знакомство с произведениями искусства. Дети знакомятся с картинами живописного и портретного жанра. Рассматривая картины художников, дети должны выделить их содержание. Как описывает художник Весну? Лето? Осень? Зиму? Давая описание этих картин, дети пользуются словами и оборотами, которым они научились на уроках литературы. Учащимся можно предложить для рассмотрения картины Т.Яблонской «Весна», И.Шишкина «Утро в сосновом бору», И.Левитана «Март», «Березовая роща» и другие. Рассматривая с детьми портреты, учитель обращает внимание детей на выражение лица, по которому можно определить характер человека. Затем преподаватель предлагает детям сравнить каждый образ со временем года и высказать свою точку зрения. В качестве практической работы на уроке учащиеся получают задание: нарисовать портрет женщины. Программа по технологии включает в себя раздел «Работа с природным материалом». На уроке технологии предлагается задание: выполнить нарисованный портрет в технике аппликации с помощью листьев, цветов, травы, ягод в соответствии с задуманным образом. Перед работой дети должны продумать, какой образ они хотят создать: «Женщину -Зиму», «Женщину - Лето», «Женщину -Осень» или «Женщину -Весну». Что касается оригинальности, то и тут фантазиям ребят не бывает границ. Их так увлекает все творческое, где они сами могут научиться чему-то новому, интересному и совсем не скучному. Данный комплексный подход к изучению материала оказывает весомое влияние на развитие творческого потенциала детей. Цель таких уроков - воспитать человека гармоничного во всех проявлениях своей сущности, раскрыть его потенциал и подготовить к контакту с миром, развить в нем способность мыслить, чувствовать, умение творчески созидать.



© 2010-2022