Программа внеурочной дееятельности кружка «Родословная моей семьи»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа внеурочной деятельности

конкретный вид внеурочной деятельности

(тип программы)


Кружок «Родословная моей семьи»

Срок реализации программы: 3 года

Возраст обучающихся: 8-9 лет

Составитель: Максименко Наталья Сергеевна



1. Пояснительная записка. Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего об­разования образовательного учреждения, разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности. Нормативно-правовой и документальной основой программы «Родословная моей семьи» яв­ляются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России. Специфика кружка «Родословная моей семьи» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в той или иной мере обществоведческие, исторические, культурологические знания и через исследовательскую деятельность дает возможность ребенку целостного и системного представления о своем роде, своей семье. Цель изучения своей родословной - формирование бережного отношения к родным и близким, к памяти о предках, духовно-нравственное развитие и воспитание личности семьянина. Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Ребенок, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у членов семьи, по какому пути лучше их направить. Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную атмосферу для нормального развития ребенка. Основные содержательные линии кружка «Родословная моей семьи» определены тематикой Фундаментального ядра, а так же проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, и представлены в программе содержательными блоками: «История моей семьи», «Культурные и национальные корни моей семьи», «Семейные взаимоотношения», «Я - семьянин, наследник, предок, потомок», «Я - исследователь моей семьи».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Православная культура как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к семейному наследию, к самому себе и родным людям



Место кружка в плане внеурочной деятельности


Согласно п.19.10 федерального государственного образовательного стандарта план внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся начального образования. Программа кружка «Родословная моей семьи» рассчитана на 135 часов, из них 1 класс 33 час (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3, 4 классах по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

Результаты изучения кружка «Родословная моей семьи»


В результате реализации программы исследовательской деятельности кружка «Родословная моей семьи» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться обучающимися:

  • воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся в ходе исследования своей семьи: знания о своем роде, его традиции, быте, особенностях, представлении о семейных ценностях;
  • эффекта - последствия результата, того, к чему привела исследовательская, проектная деятельность по составлению своей родословной;
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням: Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
  • об общественных нормах поведения в семье, их социально одобряемых и не одобряемых формах, в окружении родных и близких людей;
  • о составе семьи, рода, поведения в обществе первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослым - учителем, родителем - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися:
  • опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям своей семьи;
  • ценностного отношения к семейной политике в РФ в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, в среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает:
  • получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования как своей семьи, так и изучение других родов;
  • формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в семье.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

В ходе организации проектной деятельности обучающихся предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Родословная моей семьи» должны отражать:

  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории других народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения своей семьи, составления родословной;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения с родными и близкими;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
  • умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям семьи.

Метапредметными результатами освоения кружка внеурочной деятельности «Родословная моей семьи» являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов в решении проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для герба семьи;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • составлять тексты в устной и письменной форме;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, её современной жизни;

  • освоение доступных способов изучения семьи (наблюдение, запись, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).


2.Содержание программы

1 год обучения

Моя семья. Я - часть своей семьи. Члены моей семьи. Я и мои родные.

Имена в нашей семье. Моё имя. Полное, краткое имя. Моё им и имена родных и близких.

Любимые занятия мои и моих родных. Увлечения и обязанности. Увлечения мои и моих родных. Отличие увлечения и обязанности.

Мои обязанности в семье. Обязанности членов семьи. Мои обязанности в семье. Что такое традиция. Традиции моей семьи. Традиции, их особенности. Наши семейные традиции. Семейные праздники. Готовимся к поздравлению. Семейные традиции-семейные праздники.

На кого я похож. Мои привычки. Что такое привычки. Привычки мои и моих родных. На кого я похож. Моё поведение в школе и дома. Моё поведение. Правила поведения в семье и коллективе. Дружная семья. Мой класс - вторая семья. Дружная семья. Мой вклад в дружеские отношения в семье и в школе. Мои родные и близкие: что значит быть внимательным к другим людям. Характеры моих родных и близких. Внимательное отношение к родным. Бережное отношение к себе и родным. Правила здорового образа жизни. Моя ответственность за сохранение своего здоровья, своих родных. Любимые места отдыха нашей семьи. Семейные путешествия. Путешествия по родному городу (станице, селу и др.). Маршрут путешествия. Мои трудолюбивые родственники. Труд родных и близких. Процесс труда. Что такое мастерство. Профессии в моей семье. Профессии членов моей семьи. Особенности этих профессий. Изучаем, исследуем, храним. Задаём вопросы, рассматриваем фотографии, наблюдаем, описываем. Запоминаем, рисуем, фотографируем. Моя память. Рисунки, схемы, символы. Фотография. Проект: «Я и моя семья»

  1. год обучения

Родина нашей семьи. Родина моя и моих родных. Семейные истории. Делаем заметки. Истории про меня и моих родных. Фиксация историй. Семейный отдых. Готовимся к зиме. Совместный отдых и труд моей семьи. Приготовление к зиме (консервирование, утепление квартиры, работы на огороде). Совместные увлечения детей и взрослых. Семейные увлечения. Увлекаем других. Описываем события жизни членов моей семьи. Жизненное событие. Значимые события в жизни человека.
Наша семейная аптечка. Здоровье моё и моих родных. Лечимся дома. Меры предосторожности, связанные с лекарственными препаратами. Домашние животные в нашей семье. Домашние животные: повадки, поведение, внешний вид. Профессии моих родных. Профессиональный труд. Интервьюирование. Фиксация услышанного. Моя будущая профессия. Мои способности. Особенности выбранной профессии. Зимние забавы. Семейные истории. Семейный отдых зимой. Семейные истории о зимних играх и забавах. Дом, в котором мы живём. Отчий дом. Мой дом. Любимое место в доме моё и моих родных. Что такое отчий дом. Вера в нашей семье. Религиозные праздники в нашей семье. Религиозные традиции нашей семьи. Предметы быта нашего дома. Семейные реликвии. Вещи, дорогие для семьи. Семейная реликвия. Семейные традиции встречи гостей. Традиции семейного гостеприимства. Книга семейных кулинарных рецептов. Любимые кулинарные блюда нашей семьи. Готовим вместе. Что такое счастливая семья. Настоящий семьянин. Семья, счастье быть вместе, каждый для всех. Внимательное отношение к родным и близким. Характеры членов моей семьи. Характеры членов моей семьи: мы разные, мы похожи. Весенние заботы моей семьи. Занятия членов моей семьи весной. Я - помощник. Мои родные - участники Великой Отечественной войны. Памятные даты. Героическое прошлое моей семьи. Мой родные в годы Вов. Даты памяти для семьи. Прошлое, настоящее, будущее. Прошедшие события в жизни моей семьи. Что происходит с нами в настоящем. Представляем будущее своей семьи. Планы нашей семьи на лето. Моё свободное время. Мои план ы и планы моих родных. Проект: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья»
  1. год обучения

Моя семья на карте Родины. Места Жительства моих родных. Особенности их жизни. Наши летние семейные приключения. Отдых семьи летом. Семейные приключения. Любимые растения и животные моих родных. Растения и животные: особенности ухода. Спортивные достижения моей семьи. Семейные спортивные игры. Спортивные увлечения (или достижения) членов моей семьи. Талантливые люди моей семьи. Что такое родословная. Как изучают родословную. Понятие «родословная». История создания родословных. Из чего состоит родословная. План изучения своей родословной. Правила заполнения альбома «Родословная кубанского школьника». Предок, потомок, наследник. Я - предок, я - потомок. Наследник. Какой я предок. Какой я потомок.

С верою в сердце каждого. Наш семейный храм. Правила поведения в храме. Уважение к представителям других религий. Наши соседи. Друзья семьи. Друзья, соседи: истории взаимоотношений, традиции взаимовыручки. Календарь памятных дат. Что такое памятные даты. Как записывать памятные даты. Уловные обозначения. Правила заполнения календаря. Родовое дерево. Правила составления родового дерева. Способы составления: нисходящая, восходящая линии. Различные виды родословной. Составление родового дерева. История моей семьи. Откуда пошёл наш род. Способы исследования своей семьи. Интервьюирование. Составление плана истории своей семьи. Имена в моей семье. Именем святого наречённый. Значение имени. Имена в моей семье. Именины. Моя фамилия. Фамилии в моей семье. Происхождение фамилии семьи. Что такое девичья фамилия. Национальность и фамилия. Как заполнить персональный лист. Что такое биография и автобиография. Правила заполнения персонального листа. Интервьюирование. Работа с фотографией. Профессии в моей семье. Профессии членов семьи. Документы профессионального образования. Трудовые династии. Награды за трудовые успехи. Умельцы и рукодельницы в нашей семье. Виды ремесел. Народные традиции моей семьи. Старые и новые традиции моей семьи. Собираем семейный фольклор. Пословицы и поговорки, Любимые песни нашей семьи. Главный запевала нашей семьи. Наши семейные сказочники. Играем в семейные игры. Семейные игры. Условия дружной игры. Игры наших предков. Современные игры. Семейные истории. Истории, которые случались со мной, моими родными. Как записать историю. Проект: «Моя семья - частица нашей Родины».

4 год обучения Я - наследник земли отцов. Кто такой наследник: честь и ответственность. Мои родные. Разные поколения нашей семьи. Поколения: предки, потомки. Отличия и сходства. Словари, интернет, архив - помощники в исследованиях. Правила работы со словарём. Как работать в интернете. Поисковые системы. Что такое архив правила работы в архиве. Семейные истории. Героические истории. Смешные, грустные, поучительные истории. Традиции моей семьи. Хранитель семейных традиций. Главный хранитель семейных традиций. Традиции, уходящие в будущее. Календарь памятных дат. Важные для семьи даты: дни рождения родственников и друзей, семейные праздники, традиции и любимые праздники. Мои памятные даты. Мои родные. Рассказы о родных и близких. Мои личные впечатления о родных людях. Наш дом, его убранство. Отчий дом. Жилище предков, современный дом: внешний вид, внутреннее убранство, предметы быта, изменения в интерьере.

Семейные реликвии. Что такое реликвия. Семейный архив. Реставрация семейных реликвий. Составление каталога семейного архива. Умельцы и рукодельницы. Труженики в моей семье. Ремесленники в моей семье. История происхождения ремесла в нашей семье. Модники и модницы в моей семье. Одежда разных поколений, её особенности. Мода вчера и сегодня. Национальности в моей семье. Национальные традиции и обычаи. Национальный состав моей семьи. Традиции и обычаи родных разных национальностей. Семейные легенды, сказки, небылицы. Откуда появились легенды нашей семьи, сказки и небылицы. Мои любимые легенды, сказки, небылицы. Школьные годы. Школа прошлого и настоящего. Школьное оборудование, школьные принадлежности. Героические семейные истории. Честь семьи (рода). Героическое прошлое моей семьи. Личная честь. Честь рода. Самая интересная биография. Биографии моих родных. Гордость семьи. Герб моей семьи. Символы в гербе. Правила построения герба. Проект: «По страницам «Родословных»: любить и беречь».

3.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование тем

Все-го,

час

Количество часов


Характеристика деятельности обучающихся

Ауди­

торные

Внеаудитор

ные

1 год обучения

1-2

Моя семья. Я - часть своей семьи.

2

1

1

Перечислять членов своей семьи, характеризовать, описывать их. Использовать для рассказа иллюстративный материал (фотографии, рисунки).

3-4

Имена в нашей семье. Моё имя.

2

1

1

Представляться полным именем и кратким, а также именем, звучание которого приятно. Называть своих родных полными именами. Запоминать имена одноклассников.

5-6

Любимые занятия мои и моих родных. Увлечения обязанности.

2

1

1

Составлять рассказ о любимых занятиях (увлечениях) членов своей семьи. Демонстрировать результат своих увлечений. Объяснять разницу между понятиями «увлечение» и «обязанность».

7-8

Мои обязанности в семье.

2

1

1

Составлять перечень своих обязанностей в семье и обсуждать его с одноклассниками. Моделировать режим дня с учётом своих увлечений и семейных обязанностей. Оценивать свои личные качества и их проявления в семье.


9-10

Что такое традиция. Традиции моей семьи.

2

1

1

Характеризовать понятие «традиция». Слушать (коллективно, индивидуально) рассказы взрослых родственников о семейных традициях, задавать вопросы на понимание.

одной из традиций своей семьи.

11-12

Семейные праздники. Готовимся к поздравлению.

2

-

2

Оценивать семейные праздники, как часть традиций семьи. Рассказывать о любимом семейном празднике. Моделировать ситуацию подготовки к празднику.

13

На кого я похож. Мои привычки.

1

1

-

Оценивать свои привычки и их проявления дома и в школе. Соотносить свои привычки с привычками своих родных и одноклассников.

14

На кого я похож.

Моё поведение в школе и дома.

1

1

-

Оценивать своё поведение в школе и дома. Обсуждать в группе правила поведения в семье и коллективе.

15-16

Дружная семья.

Мой класс - вторая семья.

2

1

1

Характеризовать понятие «дружная се-мья». Оценивать свой вклад в поддержа-ние дружеских отношений дома и в школе. Моделировать ситуации дружелюбного отношения друг к другу.

17-18

Мои родные и близкие:

что значит быть внимательным

к другим людям.

2

1

1

Наблюдать за поведением и настроением родных, за их характером. Описывать ха-рактерные особенности одного из членов своей семьи.

19

Бережное отношение к себе и родным.

1

1

- Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жиз-ни. Оценивать степень личной ответствен-ности за сохранение своего здоровья, здо-ровья окружающих. Искать и находить взаимосвязи в цепочке культурных цен-ностей: «Забочусь о себе, значит, забочусь о родных».

20

21

22

Любимые места отдыха нашей семьи. Семейные путешествия.

3

1

2

Коллективно составлять маршрут путе-шествий по родному городу (станице, селу и пр.). Описывать любимые места отдыха семьи (в том числе во время экскурсии). Показывать на карте (с помощью учителя, родителей) места семейных путешествий. Иллюстрировать рассказ фотографиями, рисунками, сувенирами.

23

24

Мои трудолюбивые родственники.

2

1

1

Наблюдать за трудом родственников. Описывать процесс труда. Оценивать мастерство выполняемой работы.

25

26

Профессии в моей семье.

2

1

1

Перечислять профессии родственников. Коллективно (или индивидуально) слу-шать рассказ взрослых родственников о своей профессии, задавать вопросы. Назы-вать особенности различных профессий. Подробно рассказывать об одной из них.

27

28

Изучаем, исследуем, храним.

2

1

1

Анализировать различные способы изу-чения своей семьи. Задавать вопросы взрослым родственникам. Описывать фо-тографии, предметы быта.

Оцениватьуровень своего интереса к изучению.

29

30

Запоминаем, рисуем, фотографируем.

2

-

2

Анализировать особенности своей памя-ти. Рисовать: схематично, символами. Срисовывать, фотографировать: предметы, людей, пейзажи.

31

32

33

Проект: «Я и моя семья»

3

2

1

Выполнять коллективную работу. Анализировать и выбирать необходимую информацию из изученного. Представлять свой проект.

Итого

33

16

17

2 год обучения

Родина нашей семьи.

1

1

-

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «родина». Доказывать свою точ-ку зрения. Показывать на карте место, которое является родиной семьи. Анализировать ответы одноклассников, сопоставлять со своим.

Семейные истории. Делаем заметки.

2

1

1

Подбирать информацию для подготовки рассказа семейных историй. Обсуждать коллективно план беседы с родными о семье, домашнем хозяйстве, профессиях, занятиях родственников, о событиях из жизни родных.

Семейный отдых. Готовимся к зиме.

1

1

-

Рассказывать об отдыхе своей семьи. Оценивать значение отдыха семьёй и совместного труда. Описывать процесс приготовления семья к зиме: консерви-рование, утепление квартиры (дома), работы на огороде.

Совместные увлечения детей и взрослых.

2

-

2

Описывать семейные увлечения. Оценивать степень участия каждого чле-на своей семьи. Готовить презентацию семейных увлечений.

Описываем события жизни членов моей семьи.

2

1

1

Характеризовать понятие «событие жи-зни». Составлять план беседы с родными в целях изучения основных событий в жизни взрослых родственников. Анализировать события в своей жизни, оценивать из них самое значимое, обос-новывать свою точку зрения.

Наша семейная аптечка.

1

-

1

Оценивать степень ответственности за своё здоровье и здоровье родных людей. Выявлять потенциально опасные ситуа-ции, связанные с лекарственными препа-ратами. Отличать лекарственные расте-ния, характеризовать из свойства и влия-ние на здоровье человека.

Домашние животные в нашей семье.

1

1

-

Наблюдать за домашними животными семьи.


значение домашних животных в жизни семьи.

Профессии моих родных.

2

-

2

Проводить групповые наблюдения за трудом людей (членов семьи) во время экскурсии. Задавать вопросы об особенностях профессии. Записывать свои наблюдения.

Моя будущая профессия.

1

1

-

Характеризовать свои способности, соотносить их с требованиями выбранной профессии. Иллюстрировать свой рассказ фотографиями, рисунками.

Зимние забавы. Семейные истории.

2

1

1

Описывать семейный отдых зимой. Составлять план беседы с родными в целях изучения семейных историй о зимних играх и забавах. Записывать самую занимательную историю.

Дом, в котором мы живём. Отчий дом.

1

1

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «отчий дом». Доказывать свою точку зрения. Анализировать ответы одноклассников, сопоставлять со своим. Описывать свой дом (квартиру), иллюстрируя рассказ фотографиями.

Вера в нашей семье.

2

1

1

Характеризовать религиозные праздники, традиции своей семьи; Приводить примеры празднования, иллюстрируя рассказ фотографиями, рисунками. Проявлять уважение к представителям различных религий, к праздникам, связанным с религиозными верованиями.

Предметы быта нашего дома. Семейные реликвии.

2

1

1

Характеризовать понятие «реликвия». Описывать семейную реликвию. Объяснять, почему данный предмет стал реликвией. Подготавливать небольшие сообщения о семейных реликвиях.

Семейные традиции встречи гостей.

2

1

1

Составлять рассказ о традиции семейного гостеприимства. Моделировать ситуации встречи гостей.

Книга семейных кулинарных рецептов.

2

1

1

Перечислять любимые кулинарные блюда членов семьи. Характеризовать своё любимое блюдо, описывать процесс его приготовления. Оценивать свой интерес по отношению к блюдам, предлагаемым одноклассниками.

Что такое счастливая семья. Настоящий семьянин.

1

1

-

Оценивать духовно-нравственный смысл понятий «счастливая семья», «семьянин». Обсуждать, что необходимо делать самому ребёнку, чтобы его семья была счастливой.

Внимательное отношение к родным и близким. Характеры членов моей семьи.

2

1

1

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с родными. Описывать характеры родных. Оценивать свой характер с точки зрения схожести с характерами родственников.

Весенние заботы моей семьи.

1

-

1

Рассказывать о занятиях членов семьи в весенний период. Оценивать свою помощь родным.

Мои родные - участники Великой Отечественной войны. Памятные даты.

2

1

1

Готовить сообщения, полученные в ходе беседы о родных, участвовавших в войне.

Заполнять календарь памятных дат.

Прошлое, настоящее, будущее.

1

-

1

Соотносить события с соответствующим временным периодом: «прошлое-настоящее-будущее».

Искать и находить взаимосвязи между событиями в жизни членов семьи.

Планы нашей семьи на лето.

1

1

-

Планировать своё свободное время. Соотносить свои планы с планами родных. Составлять календарь важных дел.

Проект: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

2

1

1

Выполнять индивидуальный (коллективный) проект. Анализировать и выбирать необходимую для его выполнения информацию из ранее изученного. Представлять свой проект. Оценивать свою работу.

Итого

34

16

18


3 год обучения

Моя семья на карте Родины.

1

1

-

Показывать на карте место жительства родственников. Составлять план беседы (письма) с родственниками с целью изучения особенностей их жизни, зависимости от места проживания.

Наши летние семейные приключения.

2

1

1

Готовить фотопрезентацию (или мультимедиа­презентацию) своих путешествий, летних приключений своей семьи. Составлять занимательный рассказ по презентации. Сопоставлять свои впечатления с впечатлениями других людей.

Любимые растения и животные моих родных.

1

1

-

Готовить научные сообщения о любимых растениях, животных членов своей семьи. Оценивать уровень интереса к представленным одноклассниками рассказов.

Спортивные достижения моей семьи. Семейные спортивные игры.

2

-

2

Рассказывать о спортивных увлечениях (или достижениях) своих родных. Описывать условия любимой семейной спортивной игры, учить играть одноклассников. Составлять игротеку семейный игр класса.

Талантливые люди моей семьи.

2

1

1

Характеризовать понятие «талант» Выделять наряду с творческой, научной составляющей таланта, талант человеческого общения, доброты, человечности, трудолюбия.

Что такое родословная. Как изучают родословную.

1

1

-

Характеризовать понятия «род», «родословная», «генеалогия». Анализировать способы изучения, различные источники информации.

Предок, потомок, наследник.

1

-

1

Сопоставлять понятия «предок», «потомок», «наследник», оценивать их с точки зрения духовно­-нравственных позиций. Приводить примеры взаимосвязи в своей семье: предок-потомок, потомок-наследник, предок-наследник.

С верою в сердце каждого.

1

1

Готовить сообщение о храме, который посещает семья. Объяснять правила поведения в храме. Проявлять уважение к представителям различных религий.

Наши соседи. Друзья семьи.

1

1

-

Рассказывать о соседях, друзьях семьи. Готовить рассказ на основе бесед об историях взаимоотношений, традициях взаимовыручки. Оценивать своё участие в выстраивании доброжелательного отношения к людям, близким семье.

Родовое дерево.

2

1

1

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родовое дерево (родословное древо) на основе бесед с ними о поколениях.

Календарь памятных дат.

1

1

-

Собирать материал на основании бесед с родными о памятных для семьи датах. Делать запись в «Календаре памятных дат». Готовить сообщение об одной из них. Оценивать значение этой даты лично для самого себя.

История моей семьи. Откуда пошёл наш род.

2

1

1

Составление плана беседы с родными об истории своей семьи. Фиксировать услышанное (например, записывать на диктофон, в тетради). Обобщать полученные сведения. Составлять письменный рассказ «История моей семьи».

Имена в моей семье.

Именем святого наречённый.

2

1

1

Знакомиться со словарями имён, со значениями имён своей семьи. Объяснять происхождение своего имени, имён своих родных. Фиксировать в «Календаре памятных дат» дату своих именин и именин своих родственников.

Моя фамилия. Фамилии в моей семье

1

1

-

Знакомиться со словарями фамилий, со значениями фамилий своей семьи. Перечислять фамилии своих родных, называть девичью фамилию своей мамы, бабушек. Объяснять происхождение и значение своей фамилии.

Как заполнить персональный лист. Что такое биография и автобиография.

2

1

1

Характеризовать понятия «автобиография», «биография». Обсуждать правила заполнения персонального листа. Анализировать источники информации: документы, фотографии, воспоминания, интервью. Составлять план заполнения индивидуального листа. Иллюстрировать персональный лист: рисовать портреты, делать ксерокопии фотографий и др.

Профессии в моей семье.

1

-

1

Характеризовать понятие «трудовая династия». Перечислять профессии своих родных. Фотографировать родственников на рабочем месте, награды, документы об образовании (или сканировать). Составлять письменный рассказ «Профессии членов моей семьи», иллюстрировать его фотографиями, сканированными документами.

Умельцы и рукодельницы в нашей семье.

2

1

1

Рассказывать о ремёслах, которыми увлекаются члены семьи. Описывать особенности, последовательность выполнения одного из них. Оценивать свои творческие способности, соотносить со способностями родных.

Народные традиции моей семьи.

1

1

-

Характеризовать духовно-нравственный смысл понятия «традиция». Определять истоки традиций в своей семье. Сопоставлять традиции своей семьи с народными традициями.

Собираем семейный фольклор.

2

1

1

Характеризовать понятие «фольклор». Выделять фольклор из разговорной речи. Фиксировать услышанное. Описывать ситуации, в которых в семье употребляется фольклор.

Играем в семейные игры.

2

-

2

Перечислять любимые игры членов своей семьи. Описывать игры разных поколений семьи. Обучать правилам любимой семейнойигрысвоиходноклассников.

Семейные истории.

2

1

1

Характеризовать понятие выражения «семейная история из уст в уста». Анализировать семейные истории с точки зрения их значимости для семьи и необходимости передавать из поколения в поколение. Фиксировать одну из таких историй.

Проект: «Моя семья-частица нашей Родины»

2

1

1

Оценивать образ своей семьи, как отражения культуры своей родины (Малой Родины). Отбирать ранее изученную информацию для создания проекта. Выполнять индивидуальный (коллективный) проект. Представлять проект. Оценивать свой проект, а также уровень своего интереса к проектам других детей.


Итого:

34

17

17


4 год обучения -

Я - наследник земли отцов.

1

1

-

Характеризовать духовно-нравственный смысл понятия «наследник земли отцов».

Мое родные.

Разные поколения нашей семьи.

2

1

1

Анализировать взаимосвязь поколений, особенности каждого поколения. Оценивать духовно-нравственный смысл выражения «Иваны, не помнящие родства». Заполнять персональные листы.

Словари, интернет, архив - помощники в исследованиях.

2

-

2

Извлекать необходимую информацию из различных источников и обсуждать полученные сведения.

Семейные истории.

2

1

1

Составлять план беседы с родными в целях изучения различных видов семейных историй: весёлых, грустных, поучительных. Задавать уточняющие вопросы для прояснения деталей повествования. Фиксировать истории. Составлять занимательный рассказ одной из них. Анализировать манеру повествования человека, интересно рассказывающего истории.

Традиции моей семьи. Хранитель семейных традиций.

2

1

1

Оценивать понятие «хранить» с точки зрения духовно-нравственных позиций. Характеризовать понятие «хранитель семейных традиций». Оценивать значимость главного хранителя традиций своей семьи, соотносить со своей позицией наследника. Оценивать духовно-нравственный смысл выражения: «Традиции, уходящие в будущее». Сравнивать, находить общее и отличия прежних традиций и современных. Описывать современные традиции своей семьи.

Календарь памятных дат.

1

1

-

Фиксировать современные события в «Календаре памятных дат». Описывать одно из них и его значимость для семьи.

Наш дом, его убранство.

2

1

1

Готовить рассказ о жилище предков на основе изучения фотографий, интервьюирования, использования справочной литературы, интернета. Анализ и сравнение жилищ предков и современников. Описывать интерьер, предметы быта родственников разных поколений. Иллюстрировать свой рассказ фотографиями, рисунками, макетами домов.

Семейные реликвии.

3

2

1

Реставрировать старые вещи, описывать их, фотографировать. Рассказывать историю появления одной из семейных реликвий, её предназначение, объяснять, почему эта реликвия так дорога семье.

Умельцы и рукодельницы. Труженики в моей семье.

2

1

1

Составлять сообщение о ремеслах, которыми владеют родственники. Оценивать взаимосвязь ремесла, которым владеет родственник и места его жительства. Объяснять истоки возникновения ремесла в семье. Демонстрировать свой опыт владения одним из ремёсел в смоделированной «Творческой мастерской».

Модники и модницы в моей семье.

2

1

1

Подбирать фотографии с целью анализа особенностей одежды разных поколений. Называть детали одежды разного времени, сравнивать их. Описывать одежду разных поколений, иллюстрируя, например, фотографиями (в том числе сканированными), показом мод.

Национальности в моей семье. Национальные традиции и обычаи.

2

1

1

Характеризовать национальный состав своей семьи. Описывать национальные традиции своей семьи. Иллюстрировать рассказ фотографиями, рисунками, а также театрализацией традиций и обычаев.

Семейные легенды, сказки, небылицы.

3

1

2

Рассказывать услышанные в семье легенды, сказки, небылицы. Объяснять их появление в семье. Анализировать, сколько раз из поколения в поколение передавалась сказка (легенда, небылица). Записывать понравившуюся сказку (легенду, небылицу), иллюстрируя рисунками, фотографиями рассказчика, от которого услышал её.

Школьные годы.

2

1

1

Составить план беседы с родными в целях изучения условий, в которых они учились. Анализировать изменения, произошедшие во внешнем облике школ, в содержании изучаемых предметов, в школьном

оборудовании. Иллюстрировать свой рассказ рисунками, фотографиями, семейными реликвиями (например, школьными принадлежностями).

Героические семейные истории. Честь семьи (рода).

2

1

1

Интервьюировать родных о героическом прошлом своей семьи. Высказывать своё мнение о понятии «честь семьи (рода)». Искать и находить взаимосвязи в цепочке культурных ценностей: «личная честь - честь семьи (рода)». Записывать истории, иллюстрируя фотографиями, сканированными документами, семейными реликвиями (например, грамотами за трудовые заслуги, боевыми наградами за боевые подвиги).

Самая интересная биография.

1

1

-

Подготавливать иллюстрированный рассказ (фото-, мультимедиа-презента-цию) о жизни одного из членов своей семьи (по в учащегося), представлять его образ. Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично.

Герб моей семьи.

2

1

1

Характеризовать понятие «герб семьи» как символичное отражение уникальных особенностей семьи. Описывать элементы герба семьи с точки зрения образности. Составлять герб из частей выбранным способом (рисунок, аппликация). Объяснять выбор элементов, учитывая особенности своей семьи.

Проект: «По страницам «Родословных»: любить и беречь».

3

1

2

Характеризовать выполнение проектной работы «Моя родословная» с точки зрения духовно-нравственных позиций. Анализировать трудности, с которыми сталкивался юный исследователь в ходе изучения своей семьи. Оценивать уровень интереса и полученных впечатлений в процессе выполнения проекта. Прогнозировать, что необходимо ещё исследовать. Представлять один из разделов «Родословной».

Итого:

34

17

17

4. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ В качестве форм текущего контроля могут выступать: выставки, иллюстрированные рассказы, презентации, концерты, Тематическим контролем (в конце каждого года обучения) является подготовка проекта (см. раздел «Содержание программы»). Итоговым контролем становится презентация альбомов «Родословная моей семьи».
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Организацию исследовательской деятельности целесообразно строить с учётом следующих положений: - педагогу необходимо предварительно познакомиться с каждой семьёй в целях деликатного отношения к ребё­нку, обеспечения доверительного разговора о своей семье в классном коллективе; - особое внимание следует уделить работе с родителями, поскольку каждому ребёнку на протяжении изучения всего курса понадобится помощь семьи в поиске, сборе информации, в оформлении альбома «Родословная моей семьи»; - создание условий для самостоятельного решения проблем по организации своего исследования; - выстраивать занятие, основываясь на описании характеристики деятельности учащихся; - активизировать познавательную деятельность младших школьников, исследовательский потенциал через организацию деятельности обучающихся в ходе занятия, использование продуктивных заданий (пособие «Родословная кубанского школьника»); - большое внимание следует уделить формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся, развитию потребности в изучении своей семьи; - методический аппарат учебного пособия «Родословная кубанского школьника» включает в себя задания и вопросы, позволяющие в системе организовать поисковую, исследовательскую, проектную деятельность учащихся.


6. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого миниму-ма. Для характеристики количественных показателей используются следующие обоз-начения: Д - демонстрационный материл (не менее одного на класс); К - полный комплект (на каждого ученика класса); Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников); П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся). Педагог вправе дополнить перечень материально-технического оборудования исходя из возможностей ОУ и спе­цифики его деятельности.

п/п

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

1 .Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Учебное пособие «Родословная кубанского школьника»

11

1.2.

Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием)

1.3.

Справочная литература (справочники, энциклопедии)

п

1.4.

Методические пособия для учителя

д

2. Печатные пособия

2.1.

Таблицы различных видов родового дерева

Д

2.2.

Географическая карта (региона, Российской Федерации)

д

2.3.

Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток)

ф

3.Технические средства обучения

3.1

Интернет - ресурсы


3.2

Мультимедийный проектор

1

3.3

Компьютер

1

3.4

Фотоаппарат цифровой

1

3.5 Магнитофон

1

4.Экранно-звуковые пособия 4.1 4.2 4.3 Аудиозаписи художественного исполнения из­учаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

1

1

1

5.Игры и игрушки 5.1.

Настольные развивающие игры

6.Оборудование класса

6.1. Ученические столы двухместные с комп­лектом стульев. 6

6.2. Стол учительский. 1

6.3. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 1

6.4. Настенные доски для вывешивания иллюстратив­ного материала 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



.


Наименование тем

Все

го,

час

Дата проведения занятия


Оборудование

План.

Факт.

I год обучения

1-2

Моя семья. Я - часть своей семьи.

2

Энциклопедия имен

3-4

Имена в нашей семье. Моё имя.

2

Энциклопедия имен

5

6

Любимые занятия мои и моих родных.

Увлечения обязанности.

2

1

Фотографии занятий родных

7-8

Мои обязанности в семье.

2

Цветные карандаши, альбом

9-10

Что такое традиция. Традиции моей семьи.

2

11-12

Семейные праздники. Готовимся к поздравлению.

2

Фотографии семейных праздников

13

На кого я похож. Мои привычки.

1

14

На кого я похож. Моё поведение в школе и дома.

1

15-16

Дружная семья. Мой класс - вторая семья.

2

ИКТ презентация «Мой класс»

17-18

Мои родные и близкие: что значит быть внимательным к другим людям.

2

19

Бережное отношение к себе и родным.

1

20

21

22

Любимые места отдыха нашей семьи. Семейные путешествия.

3

Фотографии семейных путешествий

23-24

Мои трудолюбивые родственники.

2

Фотографии занятий родных

25

26

27

Профессии в моей семье.

3

28-29

Изучаем, исследуем, храним.

2

30-31

Запоминаем, рисуем, фотографируем.

2

Цветные карандаши, альбом

32-34

Проект: «Я и моя семья»

3

ИКТ презентация

Итого

34

2 год обучения

Родина нашей семьи.

1

Семейные истории. Делаем заметки.

2

Семейный отдых. Готовимся к зиме.

1

Совместные увлечения детей и взрослых.

2

Описываем события жизни членов моей семьи.

2

Наша семейная аптечка.

1

Домашние животные в нашей

семье.

1

Профессии моих родных.

2

Моя будущая профессия.

1

Зимние забавы. Семейные истории.

2

Дом, в котором мы живём. Отчий дом.

1

Вера в нашей семье.

2

Предметы быта нашего дома. Семейные реликвии.

2

Семейные традиции встречи гостей.

2

Книга семейных кулинарных рецептов.

2

Что такое счастливая семья. Настоящий семьянин.

1

Внимательное отношение к родным и близким. Характеры членов моей семьи.

2

Весенние заботы моей семьи.

1

Мои родные - участники Великой Отечественной войны. Памятные даты.

2

Прошлое, настоящее, будущее.

1

Планы нашей семьи на лето.

1

Проект: «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».

2

Итого

34

3 год обучения

Моя семья на карте Родины.

1

Наши летние семейные приключения.

2

Любимые растения и животные моих родных.

1

Спортивные достижения моей семьи. Семейные спортивные игры.

2

Талантливые люди моей семьи.

2

Что такое родословная. Как изучают родословную.

1

Предок, потомок, наследник.

1

С верою в сердце каждого.

1

Наши соседи. Друзья семьи.

1

Родовое дерево.

2

Календарь памятных дат.

1

История моей семьи. Откуда пошёл наш род.

2

Имена в моей семье. Именем святого наречённый.

2

Моя фамилия. Фамилии в моей семье

1

Как заполнить персональный лист.

Что такое биография и автобиография.

2

Профессии в моей семье.

1

Умельцы и рукодельницы в нашей семье.

2

Народные традиции моей семьи.

1

Собираем семейный фольклор.

2

Играем в семейные игры.

2

Семейные истории.

2

Проект: «Моя семья - частица нашей Родины»

2

Итого:

34

4 год обучения

Я - наследник земли отцов.

1

Мои родные. Разные поколения нашей семьи.

2

Словари, интернет, архив - помощники в исследованиях.

2

Семейные истории.

2

Традиции моей семьи.

Хранитель семейных традиций.

1

1

Календарь памятных дат.

1

Наш дом, его убранство.

2

Семейные реликвии.

3

Умельцы и рукодельницы. Труженики в моей семье.

1

1

Модники и модницы в моей семье.

2

Национальности в моей семье. Национальные традиции и обычаи.

1

1

Семейные легенды, сказки, небылицы.

3

Школьные годы.

2

Героические семейные истории. Честь семьи (рода).

1

1

Самая интересная биография.

1

Герб моей семьи.

2

Проект: «По страницам «Родословных»: любить и беречь».

3

Итого:

34


© 2010-2022