- Преподавателю
- Начальные классы
- «Интегрированное обучение на уроках окружающего мира и литературного чтения в 3 классе»
«Интегрированное обучение на уроках окружающего мира и литературного чтения в 3 классе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коноваленко Е.А. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Интегрированное обучение на уроках окружающего мира и литературного чтения в 3 классе» Вашему вниманию представляется тема «Интегрированное обучение на уроках окружающего мира и литературного чтения в 3 классе». Мы живем в мире, который буквально тонет в океане беспорядочной информации, но люди по -прежнему не имеют целостной картины мира. В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения осуществима. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое. Опыт проведения интегрированных уроков в начальной школе как способ развития ребёнка основывается на идеях классической педагогики. Зарубежные и отечественные педагоги, отмечая важность межпредметных связей, акцентировали внимание на соблюдении принципа целостности природы в содержании учебного материала. Блестящим примером был опыт В.А.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», - это интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления) с целью обучения, воспитания и развития детей Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков педагогических решений с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия несовершенства программ и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, как единое целое. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь два значения: а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (цель обучения); б) нахождение общей платформы сближение знаний (средство обучения). Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:
- повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и.т.д;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
- внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
- межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
- транспредметная- синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
- в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
- в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Список литературы
- Бабкина Н. В. Радость познания. - М: Аркти. - 2000.
- Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. - 1991.
- Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
- Грищенко Н.В. «Интегрированный урок русского языка и природоведения». Начальная школа. - 1995г.
- Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
- Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.
- Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
- Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
- Максимова В.Н., Зверев И.Д., «Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе в современной школе» .- М. Просвещение, 1987г.
- Огонькова Т. «Сюжетное построение учебного дня». Учитель, 2003г.,№2
- Осин А., «Главное - мотивация и самоорганизация учения» . Учитель, 2003г., №2
- Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. - 2002.
- Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
- Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.