«Интегрированное обучение на уроках окружающего мира и литературного чтения в 3 классе»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Интегрированное обучение на уроках окружающего мира и литературного чтения в 3 классе» Вашему вниманию представляется тема «Интегрированное обучение на уроках окружающего мира и литературного чтения в 3 классе». Мы живем в мире, который буквально тонет в океане беспорядочной информации, но люди по -прежнему не имеют целостной картины мира. В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, мечта каждого учителя - воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения осуществима. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое. Опыт проведения интегрированных уроков в начальной школе как способ развития ребёнка основывается на идеях классической педагогики. Зарубежные и отечественные педагоги, отмечая важность межпредметных связей, акцентировали внимание на соблюдении принципа целостности природы в содержании учебного материала. Блестящим примером был опыт В.А.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», - это интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления) с целью обучения, воспитания и развития детей Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков педагогических решений с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия несовершенства программ и с первых шагов обучения, научить ребенка представлять мир, как единое целое. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь два значения: а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (цель обучения); б) нахождение общей платформы сближение знаний (средство обучения). Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и.т.д;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании. Прежде всего анализируется уровень подготовки учеников определенного класса. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому. Но злоупотреблять проведением интегрированных уроков нельзя, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату - снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Однако, как отмечалось выше, в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, т.к. у ребенка ещё не большой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
  • внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  • межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная- синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Так как интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения:
  • в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
  • в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Учебная дисциплина «Окружающий мир» уже по своей сути является классическим примером учебной дисциплины, предполагающей установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающей интеграцию в начальных классах, Содержание этого курса может представлять собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Установление межпредметных связей с дисциплинами различных направлений позволяет формировать целостную картину мира, мировоззрение ребенка Для усиления эффекта возможно сочетать её с другими учебными дисциплинами, представленными на слайде. Безусловно, в идеале было бы сочетание 4 и даже 5 дисциплин как интегрированных : Окружающий мир, Литературное чтение, ИЗО (Технология) и Музыка. Но такое объединение учебного материала практически не возможно в рамках 45 минутного урока. Поэтому пришлось остановиться на 2 дисциплинах и реализовать межпредметную интеграцию посредством курсов: Окружающего мира и Литературного чтения. Установлению связей в содержании учебных предметов чтения и окружающего мира помогает общая тематика ряда уроков На уроках окружающего мира учащиеся накапливают, обогащают и систематизируют представления о предметах и явлениях окружающей жизни, о природе. А на уроках чтения - окружающий мир ребенок видит в образном художественном описании. Поэтический образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися научных сведений о природе. Это в 1-2 классах. В 3 классе по системе Занкова предлагается более сложная интеграция материала. См. слайд. Интеграция на уроках окружающего мира позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и подкрепляет это литературным материалом, а так же конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний, тем самым реализуя одно из требований стандарта нового поколения - формирование целостного мировоззрения ребенка. Уроки окружающего мира - это лучшее средство для развития речи учащихся, так как развитие речи идет в непринужденной свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы. Таким образом, интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира, стремлению к самостоятельному познанию нового, способствуют интеграции различных областей науки, развивают познавательные интересы обучающихся, создают положительный эмоциональный фон обучения. В связи с вышесказанным, вернемся к слайду об определении процесса интеграции и поймем, что интеграция это и восстановление и восполнение. Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Спасибо за внимание!

Список литературы

  1. Бабкина Н. В. Радость познания. - М: Аркти. - 2000.
  2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. - 1991.
  3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
  4. Грищенко Н.В. «Интегрированный урок русского языка и природоведения». Начальная школа. - 1995г.
  5. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
  6. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? Народное образование. - 1996. - №1.
  7. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
  8. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
  9. Максимова В.Н., Зверев И.Д., «Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе в современной школе» .- М. Просвещение, 1987г.
  10. Огонькова Т. «Сюжетное построение учебного дня». Учитель, 2003г.,№2
  11. Осин А., «Главное - мотивация и самоорганизация учения» . Учитель, 2003г., №2
  12. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. - 2002.
  13. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
  14. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.
© 2010-2022