Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Разнообразие растений»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир 3 класс.

Тема: Разнообразие растений

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием растений.

Задачи

: - закрепить знания учащихся о почве и ее значении в жизни растений

- познакомить учащихся с основной классификацией царства «Растения»

- рассмотреть особенности каждой группы растений, их значения в жизни человека

- учить работать в группах по заданному алгоритму

- воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер.

Материалы:

Презентация «Разнообразие растений», алгоритм выполнения практической работы, раздаточный материал (гербарии и иллюстрации растений), учебники по окружающему миру, сводная таблица «Разнообразие растений».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Орг. момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. В классе много гостей, это педагоги нашего района. Поприветствуем гостей своей улыбкой.

Сообщение темы и цели урока.

- Садитесь на места. Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений, познакомимся с их классификацией.

Слайд 1.

- Ворота в это царство закрыты. Чтобы в него попасть, нам нужен ключ, который мы получим, если выполним тест по теме «Почва».

- У каждого из вас есть тест (лист) с вопросами и вариантами ответов. Варианты ответов обозначены буквами. Ответив на вопрос теста, букву которую вы выбрали для ответа на вопрос надо записать в таблицу для разгадки ключевого слова.

Дети садятся на места.

Проверка Д/з

Слайд 2-10.

Тест.

1. Выберите правильное определение почвы:

Т) верхний слой земли, где есть песок и глина;

С) верхний слой земли, где есть песок и глина, воздух, вода;

Б) верхний плодородный слой земли.

2. Какая главная часть почвы?

О) перегной; Е) песок;

Я) глина.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов?

М) вода; Н) воздух;

Т) соли.

4. Что используют растения для питания?

Е) микробы; А) соли;

Ю) перегной.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

Ш) песок; Щ) глина;

Н) перегной.

6. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу - за 3225 лет, а там, где нет растений - всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых?

Ю) чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли;

И) чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву;

У) чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.

7. Какое утверждение верно?

П) там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть;

К) если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие;

Д) при внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

8. К какой природе можно отнести почву?

А) почву нельзя отнести только к живой или к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются.

Е) почву можно отнести к живой природе.

О) почву можно отнести к неживой природе.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

б

о

т

а

н

и

к

а

Учащиеся решают тест по группам в результате решения, которого получается слово БОТАНИКА.

Введение в тему урока.

Слайд 11.

- Ребята, какое же слово является ключом в царство растений?

Слайд 12.

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по науке ботанике.

Слайд 13.

- Что такое ботаника? Хотите подсказку?

( Ботаника - это наука о… ? На слайде появляются изображения растений).

Слайд 14.

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Сегодня мы познакомимся с царством растений.

- Какие части растений вы знаете?

(На слайде появляются изображения частей растений. По мере называния появляются названия: корень, стебель, листья, цветок, плод).

Слайд 15.

- Ребята, на слайде представлены изображения растений, как вы думаете на какие группы их можно разделить?

На слайде появляются изображения растений.

Дети обсуждают, предлагают варианты.

Изображения растений «перелетают» и устанавливаются в 3 группы.

- Как назвать растения первой группы? травы

- Как назвать растения второй группы? деревья

- Как назвать растения третьей группы? кустарники

- Сегодня мы познакомимся с новой классификацией растений. Посмотрим, какие группы растений выделяют ученые-ботаники.

- ботаника

Дети отвечают на вопросы учителя


- деревья, кустарники и травы (ответы детей)

Новый материал

Слайд 16.

-Тема нашего урока «Разнообразие растений». Перед нами стоит цель: понять, почему ученые распределили растения на низшие и отнесли к ним водоросли, и высшие и отнесли к ним мхи, папоротники, хвойные и цветковые.

- Чтобы это сделать, я предлагаю вам выполнить практическую работу по плану, который вы видите на доске. Давайте с ним познакомимся.

План характеристики групп растений:

1. Знакомство с группой растений (Гербарий, иллюстрации)

2. Определение группы растений.

3. Знакомство с информацией в учебнике (стр. 72)

4. Заполнение таблицы.

5. Выводы.

Слайд 17.

-Перед вами карта путешествий в царство растений. Какие остановки нас ждут в пути?


Слайд 18- 23.

- Первый пункт плана характеристики групп растений - знакомство с растениями.

-Рассмотрите иллюстрации.

- Как вы думаете, какая группа растений представлена на слайде?

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Что мы должны сделать дальше?

(чтение 3 пункта плана)

Работа с учебником.


- Что вы узнали из текста в учебнике?

- Чаще всего водоросли - это микроскопические организмы, плавающие или «парящие» в толще вод, это скопление зеленоватых нитей, называемых тиной, это буроватый ил на дне водоема, это слизистый налет на погруженных в воду предметах. Ошибочно представление о том, что водоросли живут только в воде. Очень много их в почве, в воздухе.

- Читаем следующий пункт плана. Что мы теперь будем делать?

Работа с таблицей.

- Что нам нужно отметить?



- Как вы думаете, есть ли эти части растений у водорослей?

- Какой вывод можно сделать?

- Водоросли - это удивительные растения, у которых нет корня, стебля, листьев, цветов и плодов. Размножаются водоросли спорами. В период массового размножения одноклеточных водорослей вода окрашивается яркими красками - «цветет», говорят в народе. Некоторые водоросли могут размножаться даже на снегу в горах или в полярных областях, придавая снегу различные оттенки. Снежные поля Гренландии порой окрашиваются то в желтый, то в зеленый, то в красный цвет. Быть может, именно этому Гренландия обязана своим названием (в переводе - зеленая страна).

Заполнение таблицы.


Слайд 25- 30.

- Мы с вами познакомились с первой группой растений. Обратите внимание на слайд, какая группа следующая?

Слайд 31.

- Правильно, это 2 остановка нашего путешествия.

Слайд 32.

- Обратимся к плану характеристики групп растений.

1 и 2 пункты выполнены. Работаем над 3 пунктом плана.

Работа по учебнику. Чтение текста вслух.

- Можем ли мы выполнить следующий 4 пункт?

Заполнение таблицы.

- Какой вывод можем сделать?

Сообщение о мхах.

- Мхи - любят сырые таежные леса. В сухих местах они почти не растут, потому что у них нет корней и они не могут впитывать воду из почвы. Чтобы выжить, мхи пользуются лишь росой и дождем. Сильный дождь для них праздник. Мхи не пропускают мимо себя ни одной капли воды. Они, как губки, впитывают влагу, а затем отдают ее рекам и озерам, недавая им пересохнуть в жару.

- Спасибо, … .

- А знаете ли вы, что растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 - 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира!

Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.


Ученики знакомятся с планом.

Ответы детей

- водоросли

- 2 пункт

- прочитать информацию в учебнике (дети читают инф)

- ответы детей


- заполнять таблицу

- наличие корня, стебля, листьев, цветов и плодов

- нет

Ответы детей



- Мхи


Дети читают учебник.

- да

- есть стебель, листья, нет цветов, плодов и корней..

Физминутка

- Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

-Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

- В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

- Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

Слайд 33.

- Продолжим наше путешествие.

Следующие группы растений мы рассмотрим самостоятельно, работая в группах. На столах есть иллюстрации, гербарий, учебники, таблицы.

- Работаем по плану, шёпотом можете обсуждать изучаемый материал. Выводы сделаем вместе. Остановка номер 3.

Самостоятельная работа:

Слайд 34-39

- Расскажите, что вы узнали, с какой группой мы поработали?





Проверим заполнение таблицы. Дополним наши знания. Послушаем сообщение о папоротниках.

Сообщение о папоротниках.

Папоротники - древние растения. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком. В праздник Ивана Купалы (7 июля) люди отправлялись на поиски цветка. Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок будет слышать голоса деревьев и трав, ему откроются клады. Но рассказ о цветах лишь красивая легенда, на самом деле папоротник не цветет, а размножается спорами.

- Спасибо, ….

- А знаете ли вы, что в древние времена папоротники были не такие низкорослые, как сейчас. Высотой они были выше нашей школы.

- Продолжаем наше путешествие.

Слайд 40-45.

- Посмотрите на слайды. К какой группе отнесете эти растения? Почему?

Слайд 46-47.

- Прочитайте сведения о хвойных растениях. Заполните таблицу.

Самостоятельная работа. Проверка таблицы. Вывод.

Хвойные насчитывают около 600 видов. Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Узнать хвойные легко. Почти все они вечнозеленые и вместо листьев у них иголки - хвоя. Хвоя бывает разной - твердой, колючей и мягкой, как трава. Бывает длинной, как вязальная спица и такой же толстой. Много интересного и полезного о хвойных вы узнаете, прочитав книгу «Это все хвойные».

Слайд 48.

- Мы подошли к последней остановке.

Слайд 49-54.

- Рассмотрите слайды, какая группа растений перед вами?

- Выполните основные пункты плана самостоятельно.

Самостоятельная работа.

- Расскажите, что вы узнали о цветковых растениях?

Заполнение таблицы.

Самая большая группа - цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. А хорошо ли вы знаете цветковые растения?


Дети выполняют работу.

- Мы познакомились с папоротниками. Это красивые растения с резными листьями. У них нет цветов и плодов.



- Хвойные.



- цветковые

Обобщение изученного материала

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

Подведем итоги:

- Рассмотрите сводную таблицу, что вы видите?

- Какая группа растений проще всех устроена?

- Как их назвали?

- Почему?


- Какие растения имеют стебель и листья?


- Что объединяет папоротники, хвойные растения и цветковые?

- У какой группы есть все части растений?

- водоросли

- простейшие

- нет ни одной из частей растения

- все группы, кроме водорослей

- корень

- цветковые

Закрепление изученного материала

- Давайте проверим, что вы узнали во время путешествия. Отгадайте загадки:

а) С головой уйдя под волны, зеленеем меж камней,

Нет у нас цветков и листьев; если честно, нет корней.

Мы на суше пропадем: мы всегда в воде живем.

Водоросли

б) Меж клюквы и морошки, среди лесных болот, Всегда на влажной почве мой родственник растет. Он может быть зеленым или почти седым, Но нужно наклониться, чтоб встретились вы с ним. В лесу, в низинке влажной, нас встретите всегда, Ведь нам для нашей жизни нужней всего вода.

Мхи

в) Люблю я тоже влагу.

В тени, в лесной глуши,

Мои резные листья, конечно, хороши.

Но я горжусь не ими! Наш очень древний род

Из прошлого планеты тепло и свет несет.

Папоротники

г)Мы своим зеленым видом круглый год вам всем милы. Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы. Листья наши очень колки, называются иголки, И хоть радость вам несем - никогда мы не цветем.

Хвойные.

Д) Ну а мы, а мы с цветками,

Мы цветем, плоды даем,

Мы накормим семенами, мы собой украсим дом.

Мы в лесах, лугах и поле,

Мы в пустыне и в воде.

По цветкам, как по паролю, Нас узнаете везде

Цветковые.


д/з.

Рабочая тетрадь стр. 29-31

Учебник стр. 71-75, ответить на вопросы

Итог урок

- Нарисуйте веселый смайлик, если вам урок понравился, а грустный, если не понравился.


© 2010-2022