Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!











Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!











Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!



Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги! Наш исследовательский проект посвящён продвижению детского и семейного чтения на тему: «Читайте книги!». Мы, выбрали эту тему, так как заинтересовались проблемой «Почему дети не читают?». Хотя бы взять ребят из нашего класса, как пример. Нам захотелось помочь одноклассникам и их родителям выяснить причины не особой любви к чтению и найти правильные пути в решении этой проблемы. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, как мы. И пусть каждый день их будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, и в этом огромную роль должны сыграть родители. Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А.П.Чехов). Детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова - прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного, делают их жизнь полнее и интереснее, внушают добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам. Честность, совестливость, уважение к людям и к себе, ответственность, чувство долга входят в сознание ребёнка через соприкосновение с хорошей книгой. Значит, книга - великая сила! Чтение - это лучшее учение в любом возрасте.

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

Цель нашего исследовательского проекта:

- определить круг проблем современного детского или семейного чтения;

- внедрить в практику продвижения детского и семейного чтения инновационные формы и методы;

- показать значимость и престижность книги в современном социуме, побудить креативную активность в детской и родительской среде;

- сформировать в детской и родительской среде положительный имидж человека читающего;

- привлечь к сотрудничеству с сельской библиотекой учеников совместно с родителями;

- обобщить и распространить опыт продвижения, заявленный в проекте.

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

Исследовательская работа Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизнен­ную необходимость. Все чаще на это жалуются роди­тели и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искус­ства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения мы, считаем не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем не­заменимым инструментом, который помогает сфор­мировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, на­копленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие по­ступки. Именно книга представляет собой объект эс­тетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную воз­можность перенестись в другие миры, в другие вре­мена. В чем же причина того, что дети лишают себя этого удовольствия? Почему о суще­ствовании «Трех мушкетеров» они узнают по фильму. Они не знают вообще и не могут пересказать замысловатые сюжеты Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона, Даниэля Дефо. Попробуем разобраться в причинах детского неприятия книги. ♦ Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, - причина семейная или педагогическая. Молодая мама жалуется на то, что ее десятилетний Ваня наш одноклассник не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое- как», ~ говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...» Мы считаем, что при отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, - тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть хоть и с любовным романом в руках, её сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем - нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе, «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обраща­ясь к книжным примерам, стимулируется процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению. Никогда не будет читать тот ребенок, в семье кото­рого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изоби­лие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще на уроках внеклассного чтения наш учитель слышит в качестве главной причины неприготовленного зада­ния по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, кра­сочно оформленные фолианты, полные собрания со­чинений - большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, ко­торый сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка. В одной молодой семье недавно родился третий ребенок. Средний Серёжа учится с нами в четвёртом классе. Проблемы с чтением у него настолько серьезны, что он стал отставать по математике - раньше мама читала ему условия задач, а теперь ей некогда. Серёже необходимо научиться читать не по слогам. Дома в секретере стоит десятка два книг. Среди них большую часть занимают детек­тивы в мягких переплетах, несколько справочников, книги. Мама скептически ознако­милась со списком книг, которые учительница пред­ложила купить для Серёжи или хотя бы взять в биб­лиотеке. На покупку нет лишних денег - много расходов в связи с рождением малыша. Мама уверена, что существует какой-то другой путь при­общения ее ребенка к чтению. Вряд ли... И все-таки, наш классный руководитель с родителями решили отмечать дни рождения в классе, а в подарок покупать яркие познавательные энциклопедии, которыми заинтересован ребёнок, тем самым приобщая к чтению. К нашему сожалению в наше время почти исчезла тради­ция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, которые большую часть времени проводят на работе? Наверное, есть и объек­тивные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, - человеческий. Когда-то родители приучали малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с ма­мой или бабушкой, - самыми счастливыми, часами детства. Но родители не должны пропустить тот мо­мент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Из анкеты ученика седьмого класса мы узнали, что мама ему читает и историю, и географию, и биологию, и даже произведения, которые задают по литературе, потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чте­нию художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены. ♦ Следующая причина не любви к чтению, если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в ло­шадку -значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно полу­чить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоли, ждущей сво­его капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение - необходимое условие успешного и за­интересованного чтения. Причем чтение и фантазиро­вание - вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивает­ся с помощью рисования, а рисование под чтение -один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может чи­тать нормально и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех. ♦ Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и такие, которые можно назвать школьными. Не­смотря на то, что предмет литература существует в школьном расписании, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем. Из анкеты Дениса ученика шестого класса мы узнали, что он пошел в школу, умея хорошо читать и пи­сать. У него были свои любимые книги и свои люби­мые герои. Но постепенно его страсть к книжкам стала угасать, и уже в пятом классе без понуканий родите­лей он к книжному шкафу не приближался. Самой типичной оценкой по литературе стала для него трой­ка, а список для летнего чтения он просто разорвал, чтобы не тратить на него драгоценное время каникул. А на читательской конференции, которую мы проводили его мама чуть ли не со слезами на глазах рассказывала, что он возненавидел некогда обожаемого Пушки­на и как бы она ни рекомендовала прочитать кни­гу Дж. Даррелла «Говорящий сверток» целиком, а не только тот отрывок, который дан в учебнике, Денис наотрез отказался. Негативное отношение к чтению порождено элемен­тарной обязаловкой. Одно и то же дело может быть любимым, если оно делается без принуждения, и мо­жет превратиться в ненавистное занятие, когда его ис­полнения требуют. Обязательность отталкивает. А поскольку объемы совсем не маленькие, обязательны и пространные спис­ки для летнего чтения. Чаще всего учитель только тре­бует, чтобы летнее задание было выполнено, но редко когда подходит творчески к его формулированию. Де­тей, да и родителей «убивает» само количество произ­ведений. Конечно, чтение не должно прекращаться в каникулы, если только оно не воспринимается исклю­чительно как элемент обучения. Тогда где же найти ком­промисс? Наша учительница не поленилась со­ставлять со второго класса для каждого ученика свой личный спи­сок книг. В каждом было всего 5-6 наименований, но строго с учетом уровня развития и интересов каждого ученика. И это было уже не обязаловкой, а просто дру­жеским советом любимой учительницы. Ну и как этому совету было не последовать? Но разве мало в мировой литературе книг, сюжеты которых ясны и понятны ребенку, могут ув­лечь его воображение и научить поступать благород­но, ценить дружбу, семью, мир? «Белый пудель» Куп­рина, «Снежная Королева» Андерсена, чеховские «Мальчики», «Чук и Гек» Гайдара... Сладить со школьной программой нелегко, и тут огромную роль играют личность, профессионализм и увлеченность учителя, а так же помощь, внимание и понимание со стороны наших родителей. И на своем примере, мы можем сказать, что очень любим уроки литературного чтения. Благодаря чтению мы стали сочинять стихи, обе стали победительницами районного конкурса «Книга и я - настоящие друзья», я, Мальцева Кристина, заняла 1 место в районной олимпиаде по окружающему миру в 2009 году, а Аня Дробянская была награждена районной грамотой «Оратор - 2008».

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

В нашем классе прошла научно - исследовательская, читательская конференция совместно с родителями на тему: «Заочное путешествие с писателем Виталием Бианки по лесной газете». Научно - исследовательские конференции помогают развивать у учащихся коммуникативные умения: логически выстраивать своё выступление, быть доказательным и уметь опровергать, учат владеть методикой ведения научного спора. Читательские конференции учащихся в сегодняшней школе, на наш взгляд, забыты или используются крайне редко, поэтому учащиеся не умеют и не хотят читать, и ещё, к нашему сожалению этому способствует и научно - технический прогресс. Слушание музыки, многочасовое сидение у телевизора, компьютерные игры - всё это приводит к тому, что чтение книг становится скучным и неинтересным.

Мы приведём результаты статистики: учащимся нашей школы было предложено ответить на следующий вопрос:

- Чему из ниже перечисленного вы отдаёте предпочтение?

- чтению книг;

- общению с компьютером;

- просмотру телепередач;

- слушанию музыки.

В опросе участвовало 53 учащихся начальной школы. Результаты опроса вполне предсказуемы: чтению книг отдают предпочтение лишь 16 учащихся из 53.

Исследовательский проект по продвижению детского и семейного чтения на тему Читайте книги!

Это тревожный симптом, который должен послужить серьёзным поводом для того, чтобы вернуть ребятам интерес к книгам и чтению. Основная цель читательских конференций - развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения. Они должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.

Ещё перед конференцией мы провели в нашем классе анкетирование и получили результаты, которые могут стать основой для наших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует и о том, что только в трёх семьях из шестнадцати практикуется семейное чтение вслух. Лишь шесть родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребёнок. Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание в детях интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье!

Наш вывод: в процессе исследования мы узнали о тех проблемах, которые мешают детям войти в мир книги. Избежать этого можно в том случае, если ребёнок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения, как сельских, школьных библиотек и даже районной городской библиотеки, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой. Так что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ре­бенка? Даже у самого маленького ребенка книга дол­жна ассоциироваться с самыми приятными веща­ми - мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если малыш почувствует, что книга - это удоволь­ствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней. Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою исто­рию. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. Не разменивайтесь на мелочи - собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните: когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится. Не пренебрегайте чтением вслух. Используйте этот прием хотя бы в терапевтических целях, напри­мер, когда ваш малыш заболел. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать ини­циативу малышу, не забывая хвалить его за вырази­тельность и артистизм. Попросите читать для себя или для бабушки. А может, ваша кошка или попу­гай окажутся большими любителями слушать сказ­ки? На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это выработает навык и поможет вам установить, как он понимает прочитанное. Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понято совсем, потре­нируйте малыша на пословицах и поговорках. Пусть объяснит их смысл. Почитайте ему басни, но без морали - полезнее будет ему самому сформулиро­вать ее. Когда вы читаете, просите ребенка рисо­вать. -Это пробудит его воображение, научит слу­шать внимательнее, быть усидчивее. Только не за­бывайте все время хвалить! Если ученик начальной школы читает совсем плохо, используйте кассеты с записями. Сейчас в продаже можно найти практически любое класси­ческое произведение, прочитанное профессиональ­ным актером или чтецом. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге. Вы сами не заметите, как скорость чтения и понимание возрастут, а ребенок постепенно втянется в процесс и полюбит то, что стало легким и понятным. Нам известен случай, когда слепая мама именно таким образом приучи­ла к чтению своего зрячего сына. Чтобы школьная литература не вызывала ску­ку, предваряйте программу. Вы всегда можете за­ранее рассказать что-то интересное и необычное про авторов, чьи произведения еще только будут изу­чаться, познакомить с веселыми и увлекательными страницами их непрограммных книг, сходить на спектакли по этим произведениям. Тогда восприя­тие обязательных произведений будет позитивным. Мысль о том, что литература - учебник жизни, не нова, но, несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно. Чем больше читает ваш ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и раз­бираться в людях. Приобщая его к книге, вы тем са­мым помогаете ему быть успешным в жизни.



© 2010-2022