- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа Почему матрёшка-любимый русский сувенир?
Исследовательская работа Почему матрёшка-любимый русский сувенир?
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Бружас Л.М. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Почему матрёшка - любимый всеми
русский сувенир?»
Ученица 4 «Б» класса:
Спиридонова Мария
Руководитель:
Бружас Лариса Михайловна
Боготол - 2013 Содержание: Введение…………………………………………………………….3 1. Кто такая «матрешка»? Понятие ………………………………4 2. Происхождение русской матрешки ……………………………5 3. Создание матрёшки……………………………………….…….4 4. Основные виды матрешек…………………………………..…..5
5. Современные матрёшки …………………………………………8
6.Анкетирование……………………………………….…………...8
Заключение ………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………….13
Введение. Тема моего исследования: «Почему деревянная матрёшка - любимый всеми русский сувенир?» Предмет исследования: деревянная игрушка - Матрешка. Моя цель: выяснить причины популярности матрешки в народе. Задачи: 1. собрать сведения об истории создания матрешки; 2. подобрать литературу о матрёшке и прочитать её; 3. провести анкетирование одноклассников, родителей; 4. ознакомить своих сверстников с собранным материалом для приобщения к символам русского народного декоративно-прикладного искусства. Для этого мне придется ответить на ряд вопросов:
- Кто такая матрешка? Почему куклу назвали Матрешкой?
- Откуда к нам пришла матрешка?
- Кто сделал первую матрешку?
- Сколько ей лет?
- Как рождается матрешка?
- Благодаря каким положительным качествам матрешка остается любимой и популярной во всем мире?
- Какую пользу приносит матрёшка?
- Часто ли ее можно встретить в домах моих одноклассников и друзей?
К методам, которые я использовала при исследовании, можно отнести следующие: анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков матрешек; анализ видов и стилей росписи матрешек; анализ представлений о деревянной кукле у моих одноклассников на основе анкетирования.
1. Кто такая «матрешка»? Понятие. Начиная работу, в первую очередь я задала себе вопрос: что же такое «матрешка»? Определение слова «матрешка» я стала искать в словаре. В словаре Даля о матрешке никаких сведений не нашлось. Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой (Толково - словообразовательный). МАТРЁШКА ж. - Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. // Одна из таких кукол.
2. перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу. Матрешка сегодня - одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей. Я заметила, что мы все говорим матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен. Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие - что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать. А третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри. Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. ( Приложение 1) Имя Матрёна ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством.
2. Происхождение русской матрешки А откуда появилась эта деревянная красавица матрёшка? История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзэн, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему - Даруму. Так фигурка монаха является частью жизненной атрибутики японцев. «Дарума символизирует мудрость, спокойствие, просветление. Помогает ощутить момент радости жизни здесь и сейчас» - написано на вкладыше к этой фигурке. Но японские божки множились. Одни отвечали за успех в деле, другие - за хороший урожай, третьи защищали праведных. Божки продавались уже в комплекте. И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукуруму. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию. Изучая происхождение матрешки, для получения полного объема информации мне пришлось обратиться к разным источникам. По книге Н.Н. Алексахина "Матрешка" и другим материалам я узнала, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка. Называлась эта игрушка КОКЭСИ. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Мне было удивительно, что родная наша матрешка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - имеет японского родственника, который стал предшественником и прообразом русской матрешки. Как это произошло? Анализируя информационный материал, я узнала, что по одной версии: В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал создателем первой русской матрешки. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина " Детское воспитание " из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Это говорит о том, что первоначально матрешка задумывалась, как игрушка и никто даже не подозревал какое будущее ей уготовано. Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских мастерских В. П. Звездочкину. Если сравнить первую матрешку с ее поздними сестрами, то можно заметить, что выглядела она очень скромной. Но я думаю, что автор так и задумывал. Ведь автор создавал образ деревенской девушки, одетой в национальный русский костюм: платок, сарафан, передник. Образ этой игрушки был близок народу. В руках первая матрешка держала черного петуха. Тоже очень интересная деталь. У более поздних будут узелки, самовары, бублики, букеты. А вот у этой смешной девочки была живая птица! У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см.
Первая матрешка была восьмиместной - внутри большой девочки помещалась поменьше и так далее, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка - спеленатый младенец. Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот. Разнообразит вереницу фигурка в косоворотке с хворостиной. И, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Первая русская матрёшка в 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили ее столетие. Матрёшка получила небывалое признание как символ русского народного искусства. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. « Матрёшка - это тепло и уют в доме».
-
Создание матрёшки.
-
Основные виды матрешек.
Рассматривая особенности традиционных матрешек, я заметила, что они отличаются друг от друга формой. Одна из них широкая, толстобокая, приземистая, слегка сужающаяся книзу; другая - несколько вытянутая с резко сужающейся нижней частью; третья - более вытянутая с узкой уплощенной вверху головкой. Чтобы разобраться с этим вопросом обратилась к собранной информации. Анализируя публикации по данной теме, я заметила, что названия видов матрешек зависит от места ее изготовления.
Сергиево-посадская матрешка (Загорская) Матрешка чем-то похожа на первую русскую матрешку. Так же наряжена она в сарафан, кофточку с вышивкой, передник с узором, платок, а в руках держит узелок, курицу, корзину или цветы. Семеновская матрешка (Нижегородская губерния г.Семенов) Матрёшку легко можно узнать по её «травяному» декору, а также по непременному фартуку с узором из букета пышных цветов, который немного смещен вправо. У семёновской матрёшки обязательно жёлтый платок и край платка украшен цепочкой небольших бутонов, чёрные локоны, чётное количество цветков на букете фартука, более стройная форма.. Однажды семёновский мастер Евгений Безруков вырезал матрёшку высотой один метр и принёс на фабрику сувениров. Начали открывать матрёшку, а в ней - целых 70 матрёшек. И каждая в неповторимом наряде. Со временем сюжеты семёновской матрёшки менялись. Появились хоккеисты и моряки, трактористы и космонавты, серии «Дед Мороз и Снегурочка», «Русский лад», «Русская красавица». Полхов-майданская матрешка Голова у игрушки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Платок на ней ярко-красный, юбка - фиолетовая. На голове, по центру платка, голубой трилистник с жёлтой сердцевиной, а прямо из-под него - жгучие, кольцами, кудри. Лицо у матрёшки слегка скуластое, с нежным румянцем. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - её фартук. Расцвёл на нём чудо - букет. На зелёной изгибистой ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды. Майданские цветы не копируют настоящие. Не форму, а душу цветка стараются передать мастерицы.
Крутцовская матрешка. А ещё есть село по названию Крутец. Так там тоже точат матрёшек, но расписывают по-своему. Розы крутцовских художниц то круглые, с плотно лежащими друг на друге, словно черепица, тёмными лепестками, то будто размытые с волнистым контуром, то похожие на бессмертники, с плотно вытянутой сердцевиной и кольцом лепестков у основания. А рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны и такие цветы, которым уже и названия не подберёшь - может быть орхидеи? Постоянное обновление набора изделий - важная черта искусства Крутца. Вот уже на прилавках появились короли с королевами: высокие, статные, в коронах, в драгоценных одеждах, расписанные самыми красивыми цветами. И царей точат да каждому своё имя дают. (Рисунок 5). Я выделила только несколько видов матрешек, создание которых существуют с давних пор. Разглядывая иллюстрации матрешек, я проникаюсь уважением к труду мастеров, ведь действительно, каждая матрешка - это произведение искусства. Как ими не любоваться, не восторгаться!
-
Современные матрёшки.
6. Анкетирование. Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся моего класса и взрослых Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих одноклассников и взрослых. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте матрешки в их жизни. Результаты данного этапа исследования. Для анкетирования я взяла шесть вопросов. Всего в опросе участвовало 43 человека (35 детей и 8 взрослых -родителей, знакомых) в возрасте от 8 до 70 лет. Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
1. Знаете ли вы деревянную игрушку - Матрешку? Ответы опрашиваемых: 1). Да - 43 человек,среди детей и взрослых. Этот ответ можно было предугадать.
2. Есть ли у вас эта игрушка дома? Ответы: 1). Да. - Так ответило 19 человек из опрашиваемых, 2). Нет. - 24 человека. Сначала меня удивил такой ответ. Ведь матрешка - известная и популярная кукла России и мира. Я решила обойти все магазины и киоски нашего города, чтобы найти в продаже матрешку. Мои усилия были не напрасны. В наших магазинах такой сувенир встречается, но не часто и найти его можно в специальных магазинах, сувенирных лавках. Но я думаю, этот факт не говорит, что матрешка мало популярна в нашем городе. После размышлений, я обратилась к Ларисе Михайловне, моему классному руководителю, она мне объяснила что матрешка пользуется большим спросом в городах и тех местах, где развит туризм. Ведь именно здесь собираются гости из разных мест России и зарубежных стран. 3. Нравиться ли вам матрешка? Ответы: 1). Да, очень. - 29 человек 2). Да. - 9 человек 3). Ничего особенного. - 5 человек
4. Чем она вам нравиться? На этот вопрос участники анкеты давали самые разные ответы. Ответы детей и взрослых во многом совпадали. 1). Очень красивая, оригинальная. - 23 человека 2). С ней можно поиграть. - 6 человек 3). Это игрушка с секретом, в ней много других таких же. - 7 человека 4). Она веселая. - 1 человека 5). Она старинная-1 человек 6). Не знаю (затрудняюсь ответить). - 1 человек 7). Не ответили - 4 человека По результатам ответов можно сделать вывод, что и взрослые и дети в первую очередь обратили внимание на внешний вид матрешки. Я с ними согласна, потому что, глядя на иллюстрации деревянных кукол трудно отвести глаз от необыкновенной красоты, колорита красок, диковиной росписи.
5. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?
1). Это игрушка, с ней можно поиграть. - 16 человек
2). По матрешке можно изучать историю нашей страны. - 4 человека
3). Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время. - 3 человека
4). Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать.- 3 человек
5). Не ответили. - 3 человека
6). Не знаю (затрудняюсь с ответом). - 4 человека
Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в матрешке дети и взрослые, как оценивают ее предназначение. Ответы на этот вопрос отличаются, в зависимости от возраста опрашиваемых. Так одноклассники на первое место поставили матрешку, как игрушку. Ведь в нашем возрасте все любят играть. Родители и взрослые отметили другие особенности матрешки. 1). Это произведение искусства. - 4 человека 2). Изделие имеет воспитательное и обучающее применение. - 1человек 3). Матрешка - сувенир. - 1 человек 4). Способствует развитию творчества у детей. - 1 человек 5). Можно заниматься коллекционированием. - 1 человек 6). Не ответили. - 0 человек Как видим из ответов взрослых, для них это одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства. Очевидно, созданные мастерами рукотворные изделия дороги сегодня для наших родителей как носители духовных ценностей, как хранители истории своей страны в настоящем. На второе место они выдвинули матрешку, как игрушку. Ведь с помощью игрушки мы открываем для себя мир, постигает новое. На третьем месте матрешка оказалась, как сувенир, который увозят туристы в разные уголки нашей страны и во все страны мира.
-
Купили бы вы сейчас себе матрёшку в дом?
Заключение. Моя гипотеза верна, матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребёнка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает малыша правильное восприятие окружающего мира, его мышление. Во-вторых, матрешка - непросто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Мы уже и не маленькие, а когда держим ее в руках, так хочется каждый раз посмотреть, сколько кукол, какие они, выставить всех. И, в - третьих, она - и драгоценный объект коллекционирования. В-четвёртых, Семеновскую матрешку утвердили в качестве официального сувенира Олимпийских игр 2014 года, которые пройдут в Сочи. Матрешка будет в желтом платке и красном сарафане Русская матрешка - желанная гостья в каждом доме, потому что русская матрешка во все времена символизировала дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она добрая посланница этих чувств, живет и в наших современных квартирах, и во многих странах. В заключении я задала себе вопросы: «Чем полезна эта работа?», «Чему она научила?» Считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания, эта работа была интересной и поучительной. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Для ответа на многие вопросы мне понадобились разные источники информации, поэтому я училась работать с источниками, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы. Я думаю, если у меня не все получалось, это не страшно, ведь я только учусь. Своими знаниями и впечатлениями я поделюсь с одноклассниками, другими ребятами.
Литература:
1. Алексахин Н.Н. "Матрешка", - М.: ООО "Издательство "Народное образование", 1998г.
2. Баженова А., Славян родные имена: Словарь исторических родокоренных имён и прозваний славян и русов за два тысячелетия. М.: ООО «Издательство Ладога-100», 2006. - стр. 539.
3. Журнал «Начальная школа» №1, 1994., №9, 2002.
4. Соловьев Л.Н. Русская матрешка. М.: Интербук, 2003.
5. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г.
6. Иллюстрации матрешек. Сайт Эстония. Полигон. polygon.ee/portal
7. Материалы из Интернета go.mail.ru/search_images.
8. Русская Цивилизация - rustrana.ru
Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"
9. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru.
10. Фотографии из личного архива.