- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике по теме: Письменное деление многозначного числа на однозначное
Конспект урока по математике по теме: Письменное деление многозначного числа на однозначное
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ягафарова Ф.Н. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОС «Школа 2100
Открытый урок по математике
Тема урока: Письменное деление многозначного числа на однозначное
Класс: 3 класс
Тип урока: ОНЗ
Цель урока:
-
Формировать умение выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное.
-
Вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число
-
Способствовать развитию умения оценивать свою деятельность.
Ход урока.
1.Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности деятельности. (1-2 мин.)
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Добрый день, ребята!
- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня проведу его я. Зовут меня Елена Сергеевна. Надеюсь, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.
-Сегодня каждый из вас побывает в роли открывателя. Так как у нас урок открытия новых знаний.
-Каким должен быть ученик открывающий новые знания?
Девиз нашего урока: Учимся
Учиться и
Действовать!
-Как вы понимаете эти слова?
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(4-5мин.)
Форма работы - фронтальная.
1.Ведёт подводящий диалог.
(Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
- Посмотрите внимательно на экран.
( слайд)
49:7 72:24 39:5 56:4
-Что записано? ( примеры)
-Как ещё можно назвать?( выражения)
-
Что общего во всех этих выражениях? ( Они все на деление).
-
Как называются компоненты при делении?
Делимое
Делитель
Частное
( слайд)
-Решите эти выражения записывая только ответы.
-Проверьте себя по образцу ( если получилось такое же число, поставьте рядом с этим примером знак «+», если другое, то исправьте ответ и поставьте рядом знак «?») ( слайд)
- У кого есть знаки вопроса, поднимите руку.
- Над чем вам надо поработать?
-Какой пример здесь лишний по записи ответа и почему?
- Какое важное правило должно быть при делении с остатком?
Остаток должен
быть меньше делителя!
( слайд)
Пробное дествие.
536:4 ( слайд)
-Прочитайте выражение.
-Я вам предлагаю решить это выражение за 1 минуту.
/Затруднение!!!/
-Кто не смог выполнить задание? Почему?
- Кто решил?
-Сколько получилось в ответе? ( фиксация ответов на доске)
-Выражение одно, а ответы получились разные. Почему? ( не знаем способа)
- А как его можно решить ? ( на калькуляторе)
- Решив на калькуляторе, вы научитесь решать такие примеры сами?
В жизни бывают случаи, когда срочно нужно разделить одно число на другое, а калькулятора нет.
Тогда можно решить пример письменно.
536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134
(Чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…)
- Как по другому можно решить это выражение? ( столбиком).
- Какой это приём? ( письменный)
- Почему?
-В делении это называется " деление уголком ", потому что знак деления заменяется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное. ( слайд)
Попробуйте разделить столбиком 536:4
3.Выявление места и причины затруднения . (3-4 мин.)
- Что же вызвало у вас затруднение?
-Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.
-Кто выполнил задание и может обосновать свои действия?
4.Построение проекта выхода из затруднения.(4-6 мин.)
- Что нам необходимо для того, чтобы решить это выражение письменно?
- Какая цель нашего сегодняшнего урока?
( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ, который позволит быстро делить многозначные числа на однозначное ) ( слайд)
- Сформулируйте тему урока.
( Письменное деление многозначного числа на однозначное число ) ( слайд)
5. Реализация построенного проекта(8 - 10 мин).
Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .
4
- Записываем в тетради: 536 ( 1 ученик у доски) доска размечена. - Назовите делимое.
- Назовите высший разряд.
Вывод алгоритма.
-
Находим первое неполное делимое.
-
Определяем количество цифр в частном.
-
Делим сотни,
Получаем в частном…
Умножаем, узнаём сколько разделили…
Вычитаем, находим остаток…
Сравниваем остаток с делителем.
-
Находим следующее неполное делимое. (Алгоритм повторяется)
-
Всё разделилось?
Если нет, возвращаюсь к пункту 4, если всё, то иду к пункту 6.
-
Читаю ответ.
( алгоритм высвечивается пошагово).
С какого разряда начинаем деление? С сотен.
-
5 сотен делится на 4? Да.
-
Значит, это первое неполное делимое. Обозначаем простым карандашом вот такую дугу.
-
Определим, сколько цифр будет в частном. 3
-
Ставим 3 точки.
-
Делим сотни. 5 разделим на 4, будет … 1
-
Проверяем, сколько разделили…
-
Умножим 4 на 1, получу … 4
-
Это столько сотен сколько раздели, а было у нас сколько сотен? 5
-
Вычтем 4 из 5, получится остаток …1
-
Сравним остаток с делителем. 1<4, значит разделили верно.
-
Образуем второе неполное делимое. 13
-
Делим 13 на 4. Получим … 3
-
Умножим 4 на 3, получу … Это столько десятков разделили. 12
-
Находим остаток. 1
-
Сравним остаток с делителем. 1<4
-
Образуем 3 неполное делимое. 16
-
16 ед. разделю на 4, получу … 4
-
Умножим 4 на 4, получим … 16
-
Находим остаток. 0
-
Число разделили полностью? Да
-
Читаем ответ. 134
А теперь поработаем в парах. У каждой пары есть элементы алгоритма , попробуйте расположить их по порядку. ( проверка по образцу на слайде).
Физминутка (2 - 3 мин.)
Поднимает руки класс - это раз. Повернулась голова - это два. Руки вниз, вперёд смотри - это три. Руки в стороны пошире развернули - на четыре. Самого себя обнять - это пять. Всем ребятам дружно сесть - это шесть. А когда мы скажем восемь - значит тишины попросим
6.Первичное закрепление во внешней речи (4 - 5 мин.)
- С объяснением на доске. (192:6) ( 2 ученика, 1 читает алгоритм, 2 выполняет деление).
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 - 5 мин.)
- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
623:7=
Проверьте себя ( по образцу и эталону)
Подробный образец
Эталон
7
623
1.Найти первое неполное делимое.
7
623
2. Определить число цифр в
частном.
7
8
9623
56
63
63
0
3. Найди цифры в каждом разряде частного.
10.Рефлекия учебной деятельности. (2-3 мин.)
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Чему учились?
- Довольны ли вы своей работой?
-
Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось, а над чем ещё надо поработать?
-
Что удалось…
-
- Учились находить первое неполное делимое?
-
- Учились определять количество цифр в частном?
-
- Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
-
Надо ещё поработать…
Наше исследование подходит к концу.
-Давайте вернёмся к плану нашего исследования.
У - узнать…
Р - рассказать…
О - объяснить…
К - коллективно, дружно работать.
-Что нового вы сегодня узнали?
- О каком математическом открытии рассказали?
- Объяснили, где можно воспользоваться этим открытием?
- Результативно ли прошло наше исследование? Как доказать?
- Под каким девизом мы сегодня работали? Помог ли он в исследовании нашей темы?
-Тот, у кого ещё есть вопросы и сомнения - ?
-Кто хорошо понял новый вычислительный приём, поднимите карточку с - !
-Пора подводить итоги, друзья!
Исследовали умножение мы
не зря,
В дальнейшей работе вам пригодятся ваши знания.
А гостей мы поблагодарим за внимание!
Спасибо за работу! Урок окончен.
11. Домашнее задание.
Карточки?
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу!