Обучение через диалог на уроках литературы в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Обучение через диалог на уроках литературы в начальной школе


Горбачёва Елена Юрьевна

КГУ СОШ №30, учитель начальный классов
Согласно Государственному общеобразовательному стандарту среднего образования, утверждённого постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года, начальное образование направлено на формирование личности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения и письма, счёта творческой самореализации, культуры поведения для последующего усвоения программ основной школы. Также начальное обучение обеспечивает формирование нравственных качеств личности, эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру, развитию индивидуальных способностей в познавательной деятельности.[ 2, с.8 ] На данном этапе развития образования становится актуальным учебный процесс, в центре которого находится ученик, способный самостоятельно добывать знания и организовывать собственный процесс обучения. Зачастую современный учитель сталкивается с проблемой отсутствия мотивации учащихся, низким уровнем развития у детей познавательных интересов, трудностями общения между детьми. Как следствие этого поверхностные непрочные знания, неумение учащихся оперировать ими и использовать в различных жизненных ситуациях. Ребёнок не должен пассивно ждать, что ему преподнесут готовые знания, а самостоятельно ставить вопросы и находить ответы. Согласно современным тенденциям на смену монологическому объяснению учебного материала пришёл диалог, обмен высказываниями и постоянное взаимодействие между учителем и учеником. На практике обучение через диалог [3, с.155 ] реализовано мною через применение групповой технологии на уроках литературного чтения в 4 класс. Совместная беседа учеников является эффективным средством обучения, так как: -даёт возможность ученику выражать своё понимание темы; -учит отстаивать свою точку зрения; -развивает навыки ведения конструктивного диалога; -содействует аргументированию своих идей; -развивает речь и мышление учащихся. [3, с.155 ] При помощи постановки вопросов на уроке создаётся проблема для обсуждения, ученики инициируются на поиск решения, таким образом, происходит самостоятельное обучение. Ценность данного приёма состоит в том, что учащиеся самостоятельно и активно получают новые знания. Роль и значение диалога при взаимном обучении становятся видны довольно скоро, если работа проводится с использованием стратегии групповой работы. Учащиеся начинают использовать в своей речи слова и фразы других детей, то есть обогащают свой словарный запас и учатся оперировать новыми терминами. Также диалог в группе учит детей отстаивать свою точку зрения, разъяснять участникам группы свою позицию. Правда этот процесс требует чуткого внимания и руководства учителя, так как некоторые дети, имеющие неправильную точку зрения, но способные к её отстаиванию, могут сформировать у других, менее уверенных детей, неправильные знания. Ранее традиционный урок чтения начинался со слов: расскажите, прочтите, назовите, повторите. Теперь каждый урок начинается с проблемы и обсуждения её в паре или группе. Например, чтение нового произведения начинается не с работы с текстом, а с ключевых понятий этого текста и выстраивания предположений о том, каково будет содержание произведения. Эта работа позволяет с первых минут урока активизировать каждого ученика в классе и вовлечь в деятельность. Анализ прочитанного произведения и его оценка также проходят в группе. Ярким примером того, как происходит взаимное обучение детей в группе через диалог, является приём, который называется «Оживи картину». Суть его в том, что детям предлагается рисунок или фрагмент художественной картины. Задача учеников состоит в том, чтобы написать мини - сочинение или рассказ по изображению данной картины. Причём рисунок не имеет конкретного сюжета, содержит отдельные образы. По подобной картине учащимся было предложено написать рассказ о Казахстане. Самое ценное в этой работе было то, что учащиеся применили свой жизненный опыт, знания по данной теме, объединили идеи и знания каждого в одно сочинение. Таким образом, знания одного стали знание участников всей группы. Диалог между детьми в группе способствовал передачи знаний от ученика к ученику. Мне как учителю оставалось лишь внести коррективы. Самое главное, что подобные уроки нравятся детям, исчезает страх, как при индивидуальном ответе, идёт постоянный мыслительный процесс. Дети перестали бояться трудностей. Обучение через диалог в группе помогло выстроить работу с детьми, чей уровень знаний и умений гораздо выше, чем у других детей в классе. Такие дети нуждаются в знаниях, отличающихся от заданий сверстников: предполагается, что знания должны быть более сложными. Постановка задачи должна поставить этих детей работать на уровне, выходящем за рамки их комфортной зоны, но не сильно. Эта теория опирается на учение Л.С.Выготского о «Зоне ближайшего развития» каждого ребёнка [1, с.345 ]. В то время как все ученики работают с фрагментами текста, эти учащиеся в своей группе выполняют задания более сложного уровня - анализируют весь текст целиком, обосновывают свой ответ. Задания углубленного характера вызывает интерес детей, а работа в группе с равными себе партнёрами помогает выстроить конструктивистскую беседу, где каждый ученик активен. Применение на уроках литературного чтения в 4 классе обучения через диалог показывает следующие результаты: -повышение познавательной активности учащихся на уроке; -деятельность учеников на уроке стала ведущей; -ученики приобрели навыки самостоятельного поиска информации; -повышение мотивации к урокам литературного чтения; -учащиеся приобрели навык построения конструктивного диалога, научились свободно излагать свои мысли. Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология 3 - е издание. М. 1996.
  2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и литература. М., 1990.
  3. Государственный общеобразовательный стандарт от 23 августа 2012 года.
  4. Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан.

3


© 2010-2022