Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления В гостях у сказки

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Никифоровская СОШ»










Рабочая учебная программа

по курсу внеурочной деятельности

« В гостях у сказки »





для 1- 2 класса

начального общего образования

на 2015-2016 учебный год








Составлена учителем

начальных классов

Клепиковой Е.В











2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на проведение занятий с детьми 7-9 лет в объёме 34 часа в год (по 1 ч. в неделю).


Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование читательской культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. В качестве учебного материала для формирования детей как читателей выбрана сказка. Выбор сделан не случайно. Учащиеся младших классов - читатели и слушатели особенные. Они больше эмоциональны, чем рассудительны , и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в сказочный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания. Большое значение имеет выбор сказки. По мнению исследователей детского чтения, лучшими сказками для детей шести - семи лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Цель: формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора , формирование духовной культуры и эстетическое развитие личности ребенка, осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.

Задачи

Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.  Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
  • развитие эмоционально - чувственной сферы;
  • обучение чтению - рассматриванию;

- формирование навыка чтения.




Формы и виды деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • изобразительная;
  • беседы о прочитанном;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов.

Задачи:

Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

 Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Содержание рабочей программы Тема 1. Народная сказка. Особенности народной сказки. Герои народных сказок. Обзор книжной выставки. Тема 2. Народные сказки о животных. Почему сказки имеют похожий сюжет. Характеры сказочных героев - животных. Как сказочные животные изображены в мультипликационных фильмах. Выразительные средства мультипликации. Тема 3. Сказки, объединённые главным героем - петушком. Черты характера петушка : доброта, трудолюбие, справедливость. Ценность хлеба, долгий путь от зёрнышка до каравая. Разговор о людях, выращивающих хлеб. Сравнение характеров лисы и петушка. Выразительные средства сказок. Откуда у петушка красивый наряд. Сравнение характеров главного героя. Сравнение двух сказок народной и авторской. Раскрашивание петушка. Тема 4. Встреча нового года. Атрибуты праздника. Как встречают новый год в разных странах. Новогодние сказки. Тема 5. Сказки с главным героем зайцем. Что мы знаем о зайце? Как ему живётся в лесу? Почему заяц трусливый. Как заяц спасается от своих недругов. Хвастовство зайца. Чем отличается авторская сказка от народной. Ум, хитрость в характере зайца. Обобщение знаний о сказочных зайцах. Тема 6. Сказки про медведей. Образ медведя в народных сказках, черты его характера. Взаимоотношения медведя и других животных в сказках. Тема 7. Образ лисы и волка в народных сказках. Характер дружбы лисы и волка. Лиса и медведь.

Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Всего часов

1

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых»

Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».


2



2

Русская народная сказка «Теремок» в разных обработках. Украинская народная сказка «Рукавичка

Игра «Засели теремок», чтение сказки «Рукавичка», сравнение двух сказок, просмотр м/ф



2


3

Украинская народная сказка «Колосок».

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Беседа о хлебе, чтение книги С. Погореловского «Урожай», использование мультимед. презентации «Урожай»



2

4

Русская народная сказка «Петушок - золотой гребешок», украинская народная сказка «Котик и петушок»

Прослушивание сказок, сравнение, беседа о героях. Просмотр м/ф «Петушок - золотой гребешок» и «Котик и петушок»



2


5

Русская народная сказка «Почему петух нарядный», Сутеев В. «Петух и краски»

Прослушивание сказок. Анализ содержания. Викторина. Раскрашивание петушка, просмотр м/ф


2

6

Китайская сказка «Нефритовый император и 12 животных»

Беседа о встрече нового года. Игра, викторина. Чтение сказки «Нефритовый император и 12 животных», беседа по содержанию. Просмотр мультфильма.


2

7

Мансийская народная сказка «Отчего у зайца длинные уши» , басня в обработке Л.Н.Толстого «Зайцы и лягушки»

Беседа о характере зайца в народных сказках. Чтение сказок, беседа по содержанию. Просмотр мультфильма.


2

8

Русская народная сказка «Заяц- хваста» и «Сказка про храброго зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Н.Мамина - Сибиряка.

Чтение сказок, беседа по содержанию. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Просмотр мультфильма



2

9

Японская народная сказка «Как заяц море переплыл»и кхмерская сказка «Умный заяц»

Чтение сказок, беседа по содержанию. Иллюстрирование сюжетов сказок детьми. Выставка рисунков.


2

10

Ингушская сказка «Заяц и черепаха».

Чтение сказки. Просмотр мультфильма .Викторина сказки про зайцев


2


11

Чукотская сказка «Хвост».

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

2

12

Удмуртская сказка «Как произошли медведи»

Мордовская сказка «Благодарный медведь» Обобщение знаний детей о сказочном герое - медведе.


2

13

Сказки про лису. Русская сказка «Думы».

Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.

2


14

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование

2

15

Русская народная сказка «Волк и лиса»

Чтение сказок, беседа по содержанию

2

16

Праздник сказок.

Подготовка и проведение викторины

2



Ожидаемый результат:

В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся К концу обучения учащиеся должны знать:

  • популярные русские народные сказки и сказки других народов;
  • признаки сказки как жанра;
К концу обучения учащиеся должны уметь:
  • слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
  • иллюстрировать услышанное или прочитанное;
  • пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
  • передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.



Материально-техническое обеспечение


-наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

-материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками

-настольные развивающие игры;

-проектор , компьютер.

Для реализации программного содержания используются :

1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский - М.: Просвещение, 2011

3.«Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001

Сухин И.Г.»Занимательные литературные кроссворд-тест для детей» - Ярославль: Академия развития, 2010

4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Весёлая литература в начальной школе: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2004.- 224с.

5. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Кн. для учителя.-М.: Первое сентября, 2001. - 224с.: ил.

6. Лучшие сказки про животных: Сб. сказок. - М.: Росса, 2010.

7. Наши сказки: Сб. сказок народов СССР. - М.: Дет. Лит., 1987.

8. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: Сб статей в 2-х ч. Ч.1. Чтение как творчество. Ч.2. Растим читателя творца. / Авт. - сост. И.И. Тихомирова. -М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.-

(Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер 1.)

9. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. - 431с.: ил. ( Б-ка воспитателя детского сада)

Интернет- ресурсы

hobbitaniya.ru/

posidelki2009.ucoz.ru/index/0-34

teremok.in/

kostyor.ru/tales/

fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/

skazki.yaxy.ru/

luntiki.ru/blog/umnica/389.html

okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/

roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg


© 2010-2022